Зал славы: Лерой Эдвардс
Фото: bigbluehistory.net
Одна из задач проекта «Зал славы НБА» – определить, кого из великих игроков до сих пор не включили в настоящий Зал Славы Баскетбола имени Нэйсмита, что в Спрингфилде. И Лерой Эдвардс – именно из таких баскетболистов.
Доминирующий в течение целого десятилетия «большой», человек, из-за которого в баскетболе появилось правило трех секунд в нападении, по каким-то причинам не считается достойным попадания в число избранных. В 1978-1980 годах была целая кампания по включению Эдвардса в Зал (тогда он еще назывался «Национальный Зал Славы Баскетбола»), но он так и не был избран.
Когда я решил начать рассказ о великих баскетболистов не с НБА, а с Национальной Баскетбольной Лиги, я планировал публиковать тексты лишь про тех игроков, кого избрали в Нэйсмитовский Зал Славы, а об остальных игроков всеми забытой, далекой эпохи собрать обобщающий материал. Но сегодня – исключение. Сегодня я попытаюсь хотя бы немного исправить несправедливость, таящуюся в Зале Славы Баскетбола.
Расчет Зала славы НБА: 1938 – Лерой Эдвардс
Отрывок из книги Марри Р. Нельсона «The National Basketball League: A History, 1935-1949»
В декабре 1937 года в НБЛ вошла команда из маленького города Ошкош. Однако сам клуб существовал еще с 1929 года, когда Лон Дарлинг, продавец сельхозпродукции, решил организовать команду по совету редактора местной газеты Oshkosh Daily Northwestern. В первые несколько лет команда играла против коллективов из городов Эпплтон, Белойт, Висконсин Рэпидс, Фон-дю-Лак, Манитовок, Милуоки, Нина, Расин. Позднее они снова посетят эти места, поскольку часть своих домашних матчей «Ошкош» будет проводить в разных городах штата Висконсин.
Команда сразу обрела популярность у местной публики, чему явно способствовали рекламные публикации в Daily Northwestern. Дарлинг, который по свидетельству его сестры «никогда не играл в баскетбол», почувствовал, что команда – это дело всей его жизни. В городке с 40 тысячами жителей на берегу озера Виннебаго за сотню километров от Милуоки баскетбол стал главным развлечением в холодные и долгие зимние вечера.
В те годы команда могла трижды подряд выходить против одного и того же соперника в разных городах. Однажды в 1937 году «Ошкош Олл-Старс» принимали дома команду еврейской коммуны «Дом Давида», через день уехали играть с ними же в другой маленький городок, а назавтра вновь столкнулись с ними в третьем городишке. Популярность выставочных игр с «Домом Давида» состояла в том, что в составе соперника выходил центровой Бернетт по прозвищу «Малыш»: 231 см роста и 150 кг веса. Однако «Олл-Старс» выиграли все три поединка, собирая на них от 600 до 1000 зрителей. А сразу после этого обыграли «Гарлем Глоубтроттерс», а потом легко победили и сильнейшую команду мира – «Ориджинал Селтикс» (те в прошлом сезоне вышли победителями в четырех из семи поединков против «Нью-Йорк Ренессанс» и поэтому объявили себя чемпионами всего про-баскетбола) – 36:23.
По такому поводу Daily Northwestern вышла со следующей похвалой: «Хотя слава «Ошкош Олл-Старс» распространяется по всей стране благодаря победам над сильнейшими командами, все же ожидается, что настояющую известность местной команде принесет именно участие в НБЛ».
Звездой команды на заре ее профессиональной жизни был юный Лерой Эдвардс. В репортажах Oshkosh Daily Northwestern он упоминался по прозвищу «Лефти» («Левша»), но сегодня он известен как «Ковбой» Эдвардс. Он вырос в Индианаполисе, закончил школу в 1933 году и поступил в университет Кентукки. Там он лидировал по результативности в команде новичков (первокурсники в те годы не имели права выступать за основную команду). На следующий сезон он набирал по 20 очков в среднем за «Уайлдкэтс» – удивительный результат для той эпохи, а его команда проиграла всего дважды.
Многие эксперты называли его лучшим игроком студенческого баскетбола, но на следующий год Эдвардс покинул колледж, будучи более заинтересованным в том, чтобы играть и получать деньги, а не играть и получать нагоняй от вспыльчивого тренера. Им был тогда еще молодой Адольф Рапп, недавно перебравшийся в Кентукки.
Эдвардс не просто любил бросать, но и делал это умело. В его арсенале были крюки с обеих рук, разнообразие обманных движений и бросков с самых разных точек под кольцом. Он не атаковал кольцо издали, зато прекрасно работал на щитах, и многие из его подборов в нападении сразу же превращались в очки. Звезда «Нью-Йорк Ренс» Джон Айзекс, часто противостоявший Лерою в выставочных играх, называл того «беззаботным парнем». По свидетельствам Айзекса, Эдвардс знал множество маленьких трюков, позволявших ему получить преимущество над соперником: задержать за майку, зацепиться пальцами за руку или униформу соперника; но хотя он был массивным, крепким игроком, Лерой никогда не стремился играть грубо.
Джордж Майкан, впрочем, помнил еще более массивного и крепкого Эдвардса – версии 1946 года. Он вспоминал, как Лерой совмещал свои захваты и удержания с жесткими приемами: «Я опекал Эдвардса и пытался вытеснить его из краски – так, что в зале было слышно, как скрипят мои кеды, пока я напряженно держу позицию. «Ковбой» выставил локоть и попал мне прямо в живот, потом оттолкнул меня и забросил крюком… Когда мы играли в следующий раз, он напомнил мне все предыдущие уроки: я снова слишком близко подобрался к нему, он опять задвинул мне локтем – на этот раз выбив мне четыре зуба…»
В памяти Майкана остался уже возрастной, мудрый, опытный «Ковбой». А в 1937 году Эдвардсу было всего 22 и он еще не весил те 120 кг, о которых помнит Майкан. Тогда он двигался намного резвее и предпочитал бросать мяч, а не заталкивать его вместе с соперником.
* * *
Джонни Айзекс утверждал, что его «Ренс», полностью составленные из темнокожих игроков, очень любили играть в Ошкоше, чувствуя гостеприимство болельщиков и жителей маленького города. Эти игры часто включали в себя потасовку Эдвардса с другим великим центровым – Тарзаном Купером. Но схватки между ними никогда не были со зла – просто они оба были страстными и агрессивными игроками, которые хотели победить. Зачастую Эдвардс жаловался Куперу: «Тарз, ты слишком грубо играешь!», на что получал ответ: «Лерой, так это же я у тебя научился!»
* * *
В сезон 39/40 «Олл-Старс» входили очень медленно, поскольку Лерой Эдвардс, как обычно, пребывал на старте сезона в жуткой форме. Он часто травмировал колени или просто не поспевал за темпом игры – и такая история происходила с ним каждый сезон. В первых четырех играх он смог попасть в кольцо лишь три раза. Зато затем обрел свою форму и набирал более 15 очков за игру.
Эрв Прасс, одноклубник Эдвардса, утверждал, что то был типичный Лерой. Эдвардс любил пожаловаться на болезни и травмы коленей, но, по мнению Прасса, его колени были в порядке. Он подозревал, что Лерой просто симулировал боль в колене, когда не хотел выходить на площадку: «Мы часто играли в выставочных матчах. Во время разминки Лерой всегда сидел на трибуне и болтал со зрителями. Лонни Дарлинг, наш менеджер и тренер, подымался на трибуны, чтобы вывести его оттуда. Ему приходилось долго уговаривать его, а иногда и подкупать, чтобы тот вышел на паркет. Дарлинг часто обещал Лерою по кружке пива за каждый точный бросок; и тогда Лерой мог набрать и 40, и 50. Еще Лерой постоянно искал, с кем бы в карты поиграть, да и выпить был не дурак!»
Такая шаблонная симуляция сопутствовала всей карьере Эдвардса в НБЛ. Он часто пропускал товарищеские игры из-за выдуманных травм – обычно это было колено, но в эту формулу иногда попадали лодыжки, пальцы, локти. Впрочем, эта система всегда давала сбой в важных играх – как и любой суперзвезде, Лерою нужны были большие матчи; в них он всегда был на высоте.
Мало кто мог похвастаться такой харизмой, какая была у Эдвардса. По крайней мере, он всегда был в лидерах лиги по числу прозвищ: «Левша», «Ковбой», «Мус», «Хорс», «Малыш Эбнер». Но в дополнение к своему фольклорному образу, Лерой Эдвардс был доминирующим игроком, вероятно, лучшим центровым в 1930-е и ранние 1940-е. Лишь у Ви Уилли Смита из «Нью-Йорк Ренессанс» была та же мощь и подвижность, что отличала Эдвардса, но Смит не был так же надежен в атаке, как Лерой. У Смита рядом всегда были Айзекс и Поп Гейтс, а Эдвардс постоянно был первой опцией в нападении «Олл-Старс». И особенно полезно он проявлял себя в самых ответственных моментах.
С сезона 37/38 Эдвардс три года подряд лидировал в лиге по очкам как в регулярке, так и в плей-офф, позднее повторив этот успех в 1941 году, когда «Ошкош Олл-Старс» стали чемпионами. С 1937 по 1943 год он – со всей историей симуляций – пропустил лишь одну игру НБЛ. В эпоху, когда результативность матчей была низкой, а потому немногие звезды были на виду, Эдвардс был лицом НБЛ, и зрители часто приходили на матчи в первую очередь ради него, а уж потом ради «Олл-Старс».
* * *
В 1945 году среди менеджеров команд Национальной Баскетбольной Лиги устроили опрос с целью определить лучших игроков профессионального баскетбола за всю (пока короткую) историю. В первую пятерку вошли три легендарных игрока «Ориджинал Селтикс» 1920-х – Нэт Холман, Джонни Бекман и Датч Денерт, а также два действующих игрока НБЛ: Бобби Макдермотт и Лерой Эдвардс. Из всех пятерых лишь Эдвардса нет в Зале Славы Баскетбола.
* * *
Когда НБЛ стала пополняться новыми командами, «Ошкош» перестал быть силой в профессиональном баскетболе. Но когда лучшие команды перебрались в конкурирующую Баскетбольную Ассоциацию Америки, у «Олл-Старс» и ветерана Эдвардса появился шанс вернуться на вершину НБЛ в 1949 году.
В полуфинале против «Трай-Ситиз» Лерой Эдвардс снова оказался решающим фактором в победе «Ошкоша», но – по иронии судьбы – травмировал колено и вынужден был пропустить финальную серию. В ней «Ошкошу» противостояла лучшая команда лиги – «Андерсон Пэкерс». Несмотря на отчаянное сопротивление «Олл-Старс» в каждой встрече, «Пэкерс» взяли все три игры. Первая закончилась только в овертайме, исход второй решил один бросок.
Несмотря на такую плотную борьбу, финал БАА привлекал больше внимания баскетбольной публики – в первую очередь, благодаря тому, что там участвовал великий Джордж Майкан. Сломав кисть в третьей игре, Майкан доигрывал серию, бросая левой, – и все равно набирал в среднем более 25 очков со сломанной рукой.
В это время в третьей игре финальной серии НБЛ «Андерсон» вновь одержал победу в наполненной фолами схватке: 69 персональных замечаний было выписано, 83 штрафных броска исполнено. Самым неожиданным оказалось появление на паркете Эдвардса. Выйдя со скамьи, Лерой в своей последней игре набрал 6 очков. Оказалось очень символично, что один из всего двух игроков, кто участвовал во всех 12 сезонах НБЛ, вышел на площадку в последнем матче в истории лиги.
* * *
Лерой Эдвардс начал свою профессиональную карьеру еще в Среднезападной Баскетбольной Конференции. Когда образовалась НБЛ, он стал игроком «Ошкош Олл-Старс» и оставался с этой командой до ее последнего матча (и последнего матча всей лиги). Постыдно, что Эдвардса до сих пор нет в Зале Славы. Его отсутствие понижает значимость всей Национальной Баскетбольной Лиги.
* * *
Одним из наиболее важных отличий НБЛ от ранних лиг стало увеличение количества «больших». Лероя Эдвардса, рост которого составлял 193 см, признавали первым звездным бигменом лиги. К 1941 году все команды лиги имели в своем составе как минимум одного сильного игрока того же роста или выше. Именно в тот момент баскетбол стал игрой высоких людей.
Лерой Эдвардс до сих пор не введен в Зал Славы Баскетбола. В 2012 году его включили в Зал Славы университета Кентукки.
Видео о студенческих годах Лероя Эдвардса:
спасибо за статью!!!
Уже осень, пора готовиться к "церемонии" 2014 года. Позднее я запущу пост с приемом заявок, но если кому-то не терпится, можете уже сейчас присылать своих кандидатов мне (как ответственному за Зал) на почту.
А еще если считаете себя активным читателем сайта и хотите попасть в группу тех, кто будет выбирать финалистов и лауреатов, тоже пишите мне на имэйл или по внутренней почте.