Алексей Швед: Рад, что меня обменяли
Система трейдов (обменов) в заокеанских НБА и НХЛ – штука непредсказуемая и зачастую жестокая.
У нас бы это назвали «без меня меня женили». Типа приходишь домой с вечерней прогулки, а тебе звонят из клуба: собирай вещички, послезавтра (а то и завтра!) играешь за другую команду. Юридически всё законно, а чисто по-людски объект обмена может впасть в шок и не по-детски обидеться. Особенно, если он не абориген, а европеец, если он молод – и у него ТАКОЕ вообще первый раз в жизни.
Совсем недавно упомянутая «штука» случилась с первым в истории белгородским НБАшником Алексеем Шведом: его бывшая «Миннесота Тимбервулвз» с его нынешней «Филадельфией Севенти Сиксерс» (то бишь «Филадельфией-76») провернули групповой обмен игроками. Подозреваю, что земляков не шибко интересуют имена всех переселенцев и номер драфта (выбора новичков), который тоже бросили на чашу весов при обмене боссы «Волков» и «76-х». Куда интереснее, как отреагировал бронзовый призёр последней (крайней!) Олимпиады, который, напомним, России эту «бронзу» и добыл роскошной «трёхой» (трёхочковым броском) на последних секундах.
За ответом не пришлось ни плыть, ни лететь, ни пытаться активировать все виды оперативной связи наперегонки с коллегами и с назойливыми поклонниками таланта. Десять минут пешком от редакции, часок с хвостиком ожидания – и в зале УСК Хоркиной собралась ровно баскетбольная команда: два Шведа (Виктор Николаевич и Алексей Викторович), два парня-десятиклассника из СДЮШОР № 4 и мы вдвоём. Швед-отец тренировал сына, парни (тоже шведской выучки) подавали мячи свежеиспечённому филадельфийцу, а нам мячик в руки так и не дали…
Об обмене и переезде…
– Алексей, ты догадывался о скорой смене места жительства и клуба – или это было как снег на голову?
– Скорее, первое. Поговаривали об обмене, называли предположительные варианты, потом подключился мой агент Обрад Фимич – и скоро наступила ясность. С моей стороны никаких переживаний и огорчений не было. Прямо скажу: я рад, что меня обменяли.
– Потому что в «Миннесоте» давали мало игрового времени и вообще второй год сложился хуже первого?
– В первую очередь – поэтому. Кроме того, в «Филадельфии» много молодых, амбициозных игроков, и мне кажется, я там придусь ко двору.
– А как же миннесотский проект «самого белого клуба» и времена тренера Адельмана, доверявшего европейцам не меньше, чем аборигенам? Кстати, сколько игроков из Европы в «Филли»?
– Похоже, в «Филадельфии» европеец я один. Есть ещё два серба, но они ещё на подходе к основной команде.
О травме и сборной…
– Что с травмой, полученной в подготовительных летних лагерях?
– Около месяца восстанавливался, делал специальные упражнения, теперь всё в порядке.
– Твой земляк волейболист Жигалов в подобной ситуации не показался врачам сборной, вовремя не прислал справку – и схлопотал дисквалификацию. В баскетбольной сборной такие же строгости?
– Трудно сравнивать. Все переговоры вёл агент, похоже, нам поверили на слово и доверяют без лишних «бумажек».
– Смотрел по телевизору решающий отборочный на чемпионат мира матч Италия – Россия?
– Да, очень обрадовался, что ребята справились. Молодцы!
– Московская пресса ратует за возвращение в сборную когорты бронзовых олимпийцев. В том числе называют Шведа и даже мечтают, что передумает и вернётся в сборную Кириленко. Мол, волейболистка Гамова тоже попрощалась со сборной – а теперь вот вернулась. Что скажешь?
– Насчёт меня проблем нет, а вот Кириленко… Обычно он не разбрасывается словами, решения принимает обдуманно. Так что, думаю, шансов на возвращение маловато.
О партнёрах…
– Не жаль связки Кириленко – Швед в НБА и в сборной?
– Да у нас хорошо получалось, но что поделаешь…
– Может, Тимофей Мозгов восполнит потерю? Он и в НБА прибавил, и после прошлогоднего «прогула» в сборной сыграл здорово.
– Тогда он в сборную не поехал, потому что в клубе «кадровая революция» была. У меня всё-таки другая причина – травматическая.
– А с другим НБАшником – Сергеем Карасёвым – общались? Считаешь его своим конкурентом в сборной?
– Когда его команда приезжала в Миннеаполис, он у меня немного погостил. Насчёт конкуренции…всё-таки он чистый защитник-снайпер, что бы ни писала пресса, у меня другое амплуа.
О рыбалке…
– Алексей, а как же дом в Миннеаполисе, как же тамошний рыболовный туристский рай? Кстати, ты так и не стал рыбаком, как многие аборигены?
– С домом проблем нет: я его арендовал, а не покупал. А удочку в озёра я так и не забросил. Несколько раз туда выезжали, но просто на пикник.
– В прошлый раз ты говорил, что тихая провинциальная жизнь тебя больше устраивает, чем мегаполисы, сетовал лишь, что в Миннеаполисе холодновато…
– Ну что ж, два года пожил в небольшом городке, пора попробовать другой уклад. К тому же в Филадельфии всё-таки потеплее.
О личном…
– В «Баскетфоруме» по-прежнему висит твоя фотография, на которой рядом Настасья Зиадитдинова. На снимке – ещё эмблема ЦСКА. На личном «фронте» – без перемен?
– Всё так же, моя девушка по-прежнему со мной, тоже собирается в Филадельфию.
– Значит, жертвует своей спортивной карьерой ради твоей?
– Да, она занималась фехтованием, спортивной гимнастикой, спортивным рок-н-роллом. В последнем, по-моему, стала мастером спорта.
– Тебя не заставляет осваивать этот стиль танца для вечеринок и походов в ночные клубы?
– Меня заставлять не надо, и сам могу, пусть и не на уровне мастера спорта.
О залах и фишках…
…Ну а потом мы задержались на первой части тренировки, а пока Алексей заканчивал разминку, Виктор Швед тоже поделился своими впечатлениями. Об отсутствии в Белгороде зала с хорошим освещением и правильной баскетбольной разметкой, о попытках тренироваться в ФОКе на Болховце и других проблемах.
Но завершим нашу тему на светлой ноте. С сыном Виктор Николаевич занимается уже три недели – и с осторожным оптимизмом радуется возросшему качеству броска. Надеется, что Алексею в новом клубе будут давать минут 15, а лучше – 20 из 48 минут чистого игрового времени. Для начала…
– Виктор Николаевич, а среди ваших питомцев растёт баскетбольный талант масштаба вашего сына?
– Есть 11-летний парнишка с неплохими данными…
– Фамилию назовёте?
– Нет, конечно.
И Швед-старший пошёл расставлять девять жёлтых фишек – по периметру, на расстоянии заокеанской «трёхи» (она примерно на метр дальше, чем в Европе). И Алексей пошёл от фишки к фишке и назад, с заходом на линию штрафных. И бросал, бросал, бросал… Сколько сотен или тысяч раз – не считали, потому что нам деликатно намекнули, что ничего интересного уже не будет.
17 лет назад…
Придётся следить за «Филадельфией» и ждать следующего августа и чемпионата Европы. Тогда и посмотрим, есть ли конкуренты у Алексея Шведа в сборной России в его амплуа и вообще.
…А из прежних разговоров с Виктором Шведом всё равно самая образная картинка – из рассказа о 8-летнем Лёше и «подколах» тренеров местной ДЮСШ. Типа:
– Лёш, когда вырастешь, в ЦСКА будешь играть?
– Чего это в ЦСКА? В НБА!
…Кто ж тогда знал, что сбудутся оба варианта?!
Источник www.belpressa.ru