13 мин.

50 лучших игроков НБА XXI века. Чонси Биллапс

22. Чонси Биллапс (1997 – н.в.)

Команды:  «Бостон», «Торонто», «Денвер», «Орландо», «Минесотта», «Детройт», «Нью-Йорк», «Клипперс»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 5 (2006-2010)                                        

Статистика: 15.2 очков, 2.9 подборов, 5.4 передач, 1.3 перехватов, 2.0 потерь, 42%-39%-89%

Количество участий в плей-офф: 12 (2001-2011,2013)

С самого первого текста в рамках этого рейтинга был уговор, что части сериала начнут посвящаться одному игроку лишь начиная с десятого места, до той же поры они будут появляться парами. Пожалуй, пришло время признать, что настало время для неожиданных исключений. Делаться они будут нечасто, в данном случае причина, скорее всего, заключается в достаточно низком месте для игрока, проведшего (и до сих пор не завершившего) такую прекрасную карьеру, как Чонси Биллапс. 

Откровенно говоря, Чонси Биллапс никогда не был моим любимым игроком. Когда я только начинал смотреть матчи НБА, мне казалось, что великие/элитные баскетболисты должны демонстрировать что-то из ряда вон выходящее для подтверждения своего статуса. Чонси Биллапс не делал на площадке ничего такого, от чего захватывало дух – не отдавал «слепые» передачи партнерам, не уничтожал соперников кроссоверами, не бегал от одного кольца до другого на сверхзвуковых скоростях. Мне казалось, что он очень скучный игрок, который совсем не думает о том, что на него смотрят зрители, которые хотят зрелища. Тогда я совсем не понимал баскетбол, и спустя около десяти лет понимать его стал ничуть не больше, но сейчас мне очень неловко из-за того, что я тогда думал по поводу Чонси Биллапса, потому что с таким игроком невозможно не хотеть играть в одной команде. Наверное, это высшая оценка для любого баскетболиста.

Впрочем, кому какое дело до моих личных переживаний и самокопаний, куда лучше обратиться к проверенной глыбе статистики, которая как всегда покорно готова сдержать самые отчаянные графоманские пляски блоггеров всего мира. Давайте для разогрева вспомним всех обладателей, пожалуй, самого ценного индивидуального приза, учрежденного лигой – награды MVP Финальной серии НБА –  за последние двадцать пять лет:

  • Майкл Джордан – 6 раз;

  • Тим Данкан, Шакил О’Нил – 3 раза;

  • Хаким Оладжувон, Кобе Брайант, Леброн Джеймс – 2 раза;

  • Айзея Томас, Чонси Биллапс, Дуэйн Уэйд, Тони Паркер, Пол Пирс, Дирк Новицки, Кавай Леонард  – по одному разу

Как нетрудно посчитать, всего их было тринадцать человек. Восемь из них  – Тим Данкан, Хаким Оладжувон (можно я просто не буду принимать в расчет эту хрень с «Торонто»?), Кобе Брайант, Айзея Томас, Дуэйн Уэйд, Тони Паркер, Дирк Новицки, Кавай Леонард – провели всю карьеру в одной команде, и все, кто еще играют, с вероятностью в 99,99999999% проведут своей последний матч в майке того же клуба, в составе которого когда-то дебютировали в сильнейшей лиге мира. Одну маленьпусенесенькую тысячную процента я из уважения к непредсказуемости этой вселенной оставил на то, что Кавай Леонард, единственный из представленных баскетболистов, кто еще не вошел в заключительную фазу своей карьеры, все-таки покинет «Сперс». У меня нет никаких сомнений в том, что он останется серебристо-черным навсегда, но мало ли что может случиться. Вдруг однажды в «Сперс» не будет ни Грегга Поповича, ни Ар Си Бьюфорда (приходят же иногда в голову по-настоящему глупые вещи).   

Пол Пирс мог/должен! был войти в этот перечень и стать в нем девятым, но этому естественному как смена времен года событию помешал знаменитый и покрытый мраком #пландэнниэйнджа. Зачем Майклу Джордану нужен был «Вашингтон», никто так и не понял. Леброн Джеймс мог бы играть всю карьеру в родном штате, но у его безграничных талантов есть склонность к смене дислокации ввиду природной тяги к солнечному свету, поэтому он тоже находится вне списка самых преданных игроков. Шакил О’Нил, чертов прохиндей, портит весь логический ряд и мешает до сих пор гладко развивавшейся теории, но просиживание на одном месте, очевидно, не является отличительной чертой его взбалмошного характера.

Собственно, теория заключается как раз в том, что Самые ценные игроки финальных серий оказываются не слишком-то склонны к перемене мест. Хотя, кажется, кого-то мы упустили из виду? Ах да, Чонси Биллапса. Игрока, которого всю его карьеру недооценивали, меняли просто так, меняли с изощрением, меняли ради места в платежной ведомости (причем не один раз), считали неправильным разыгрывающим, который любил сам бросать по кольцу. Сначала он не угодил главному тренеру «Бостона» Рику Питино, который чуть не сошел с ума от того, что на драфте «Селтикс» не смогли выбрать Тима Данкана. Вместо этого под третьим номером ему достался, как он считал, какой-то нестабильный разыгрывающий с выпирающими передними зубами, которого нужно было как можно скорее прогнать куда-нибудь, чтобы он не мешал своим присутствием. В итоге в середине первого же сезона его обменяли в «Торонто», что стало для самого Биллапса большим ударом – еще бы, ведь он был так рад играть за легендарных «Селтикс», в составе которых хотел стать действительно заметным игроком. Еще через год – обмен в родной «Денвер», где он смог снова находиться рядом со своей семьей и школьными друзьями, но и эта сделка не пошла ему на пользу. Дело в том, что он стал слишком пессимистично думать о том, как складывается его карьера, и слишком много приятелей и знакомых хотели его отвлечь от переживаний и потратить его миллионерскую зарплату в местных ночных клубах. Всегда организованный парень Чонси Биллапс не понимал, что нужно делать для того, чтобы стать своим в НБА. В школе и в студенческие годы все было ясно как дважды два – на нем как на главной звезде штата лежала большая ответственность, и он должен был быть примером для своих партнеров как на баскетбольной площадке, так и за ее пределами. Это было очень трудно, но Чонси никогда не боялся трудностей – главное, чтобы была ясность.   

Ясности не было. В Колорадо Биллапс также задержался всего лишь на год, сделав безрадостный карьерный хет-трик – в трех сезонах подряд он был обменян перед дедлайном. На этот раз его занесло в «Орландо», за которое он, впрочем, так и не сыграл ни одного матча из-за травмы. Казалось, что в неожиданно темном туннеле его баскетбольного пути никогда не загорится свет, но какое-то мерцание показалось ему в том же году, когда чуть ли не по личной просьбе старого приятеля Кевина Гарнетта он перешел в «Миннесоту». Часто кардинальные перемены в жизни людей связывают с определенным пережитым ими событием (классический пример – просветление Джулса из «Криминального Чтива» после чуда с пулями) или со встречей конкретного человека. Не уверен, что это правильно – все-таки характер и мировоззрение человека не могут измениться в одночасье, это чаще всего происходит постепенно. Однако же в случае с Чонси Биллапсом примерно это и произошло. В составе «Миннесоты» он встретился с ветераном Сэмом Митчеллом, который был почти на пятнадцать лет старше него, и именно он стал первым, кто объяснил ему, что же нужно делать, чтобы закрепиться в НБА. Чонси Биллапса не нужно было менять – его нужно было научить, нарисовать схему, набросать чертеж. В результате Чонси Биллапс великолепно проявил себя в проигранной со счетом 0-3 серии первого раунда против «Далласа» в своем втором сезоне за «Миннесоту» и сумел подписать хороший контракт с «Детройтом». Будь его воля, он бы остался в одной команде со своим другом Гарнеттом, но Кевин Макхейл решил, что стартовым разыгрывающим его команды будет еще один ментор Биллапса Террелл Брэндон. Думаю, нет никакого смысла говорить о том, насколько далеко могла зайти команда с Биллапсом и Гарнеттом времен расцвета обоих. Это сочетание льда и пламени могло бы надолго стать одной из визитных карточек НБА, но вместо этого летом 2002 года Макхейл решил выбрать Террела Брэндона, который на тот момент уже несколько месяцев был травмирован. Кстати, он так и не оправился от травмы, больше ни разу не выйдя на паркет. Возможно, все-таки не зря говорят, что место проклятое? Эндрю Уиггинс, я держу за тебя кулаки.

Что было потом, наверное, знают все. В прошлом десятилетии было много отличных команд, но самой крутой из них все-таки была та самая банда из Детройта, которая доходила до финала конференции на протяжении шести сезонов подряд. Их нельзя было назвать лучшей или самой зрелищной командой того времени, но те «Пистонс» были настоящим братством. Братством с кольцами. И их лидером, их стержнем был именно Чонси Биллапс.

Можно говорить о том, что Чонси Биллапс  – совершенно обычный игрок, который лишь точнее других бросает трехочковые и штрафные броски. Совершенно обычный игрок, который плохо бросает из пределов трехочковой дуги, не слишком быстро бегает, не успевает в защите за резкими разыгрывающими, не отдает много результативных передач. Конечно, такая точка зрения имеет право на существование. Но Чонси Биллапс делал то, что невозможно измерить статистикой – он умел привносить в любую команду баланс. Когда он был на площадке, его партнеры были спокойны и без лишнего напряжения делали свою работу, потому что видели, что их разыгрывающий никогда не нервничает. Я написал, что его вклад в командную игру невозможно измерить статистикой? Напрямую, наверное, действительно не получится, но давайте посмотрим, что случилось после того самого обмена, в результате которого Чонси Биллапс оказался в «Денвере», а Аллен Айверсон в «Детройте». Великий «Детройт» пал в одночасье, со свистом вылетев из плей-офф после «свипа» от «Кливленда», а «Денвер» с неуправляемыми игроками в составе впервые за пятнадцать лет смог пройти первый раунд и в результате чуть не вышел в финал. Аллен Айверсон к концу сезона перестал попадать в стартовый состав, а Чонси Биллапс снова, как и в юности, стал национальным героем Колорадо. Возможно, то же самое случилось бы само собой, возможно, «Детройт» и с Биллапсом бы стал играть все хуже и хуже, а Кармело Энтони и Джей Ар Смит повзрослели бы и без пришедшего духовного наставника. Если вы все еще так думаете и по-прежнему считаете, что Чонси Биллапс никогда не значил для своих команд и партнеров того, что ему приписывают, то после перевода отрывка из прекрасной статьи Тома Френда «Доступная суперзвезда» вы будете вынуждены поменять свою точку зрения:

«2 ноября 2008 года.

Не подозревая о том, что вскоре его мир перевернется, Чонси летел в Северную Каролину на матч против «Шарлотт Бобкэтс».

Прошлой ночью жена Чонси Пайпер выразила мысль о том, что Чонси обменяют из команды перед дедлайном, но тот ответил ей: «Эй, зачем ты мне это говоришь? В этом сезоне мы собираемся выиграть титул».

Но Пайпер была права – «Пистонс» желали избавиться от Чонси как можно скорее. Во-первых, они видели в их молодом разыгрывающем Родни Стаки большое будущее, и планировали, что он станет наследником Чонси. Во-вторых, и это было главной причиной, им казалось, что этот состав уже прошел свой пик. Более того, у руководства «Дейтройта» была идея освободить как можно больше места в платежной ведомости, чтобы летом 2010 года побороться за Леброна Джеймса, Криса Боша или Дуэйна Уэйда. Контракт Рашида Уоллеса заканчивался следующим летом, и они могли обменяться Чонси на игрока с истекающим соглашением – например, на Аллена Айверсона.

Перед тем, как начать вести переговоры по поводу Айверсона, генеральный менеджер «Детройта» Джо Дюмарс достаточно настойчиво пытался заполучить Кармело Энтони. Если бы не успешные для него Олимпийские Игры 2008 года, «Денвер» мог бы согласиться отдать свою молодую звезду – или, по крайней мере, подумать об этом – но в Пекине Энтони сумел продемонстрировать, что теперь он относится к своей игре намного серьезнее, чем прежде. Он хорошо играл в защите в сборной США, а по ходу предсезонного сбора «Наггетс» пообещал Джорджу Карлу делать то же самое и в клубе. Таким образом, Энтони стал неприкосновенной фигурой, и теперь это могла быть только сделка с участием Айверсона и Биллапса. <…>

<…> Несмотря на то, что это был далеко не первый обмен в карьере Биллапса, он переживал ничуть не меньше, чем раньше. 2 ноября в отеле команды Дюмарс и тренеры «Детройта» стояли неподалеку от него, однако никто из них не подошел к нему и не попрощался. Уже 3 ноября перед бросковой тренировкой все было оформлено официально. Чонси переходит в «Денвер».

Он снова возвращался домой, но, позвонив своей жене Пайпер, признался, что в его чувствах грусть преобладает над радостью. «Я прошел с этими парнями через огонь и воду. Они мои братья».

Биллапс начал собирать вещи в своем номере, но внезапно послышался стук в дверь. Это были Рип Хэмилтон и Тэйшуон Принс – таким образом, мичиганская троица собралась вместе еще раз. Они обнимались, плакали, смеялись и предавались воспоминаниям. Им пришла в голову мысль позвонить Бену Уоллесу, который теперь играл в составе «Кливленда», и он виртуально присоединился к прощанию. Обмен Биллапса повлиял на Хэмилтона больше, чем на других. Он только что продлил контракт с «Детройтом», но признался Чонси, что сейчас он тоже хотел бы, чтобы его обменяли. Если бы он знал, что готовится трейд ЕГО разыгрывающего, он никогда не стал бы связывать себя новым соглашением с командой.

Они говорили о сыгранных матчах, отдельных моментах, удачных и неудачных бросках. Хэмилтон всегда любил рассказывать Биллапсу, что однажды их еще совсем маленькие дети женятся друг на друге, и он снова завел этот разговор. В какой-то момент Пайпер позвонила Чонси, но он ей ответил: «Пожалуйста, перезвони позднее. Я разговариваю со своими ребятами». Они провели вместе еще около трех незабываемых часов, о которых сам Биллапс позже сказал: «Я никогда не забуду то прощание. Мы были переполнены эмоциями, не верили, что этот обмен действительно случился. Не верили, что мы больше не будем играть в одной команде».

В конце концов, Чонси сказал им, что он опаздывает на самолет и вышел за дверь. Они втроем подошли к лифту, и Биллапс немного задержался, чтобы еще раз обнять Хэмилтона.

Хэмилтон не мог сдержать слез, рыдая навзрыд. Он был полностью сломлен».

После плей-офф 2009 года вроде бы уже никто не сомневался в значимости и величии Биллапса, и, казалось, что он заслужил закончить карьеру в родной команде и прекратить свои метания по обширной географии команд НБА. Но его снова обменяли ради общего блага и великой цели спихнуть Кармело Энтони побыстрее и поудобнее. Конец карьеры, как и начало, у Чонси Биллапса вышел очень скомканным, поэтому к черту советы самого известного советского разведчика. Мы запомним то, что было в середине. Мы запомним фантастическую карьеру великого игрока. 

P.S. Для тех, у кого остались силы для минутки сумасшествия

Я не хотел это обнародовать, считая, что подобные вещи нужно прятать в самый дальний угол нижнего ящика письменного стола… Хотя, я же специально поставил предупреждение в постскриптуме... Ну ладно, приготовьтесь к самому (по крайней мере, до тех пор, пока не вернется второй автор рейтинга) наркоманскому сюжету во всем сериале. Какое-то время я думал (черт, да что там, я был в этом абсолютно уверен, и тогда мне хотелось поделиться этой теорией с каждым), что Чонси Биллапс – это баскетболист, которым решил стать величайший кролик всех времен Баггз Банни после духоподъемных съемок в «Спэй Джеме» вместе с Майклом Джорданом. То есть, он не крал чужой талант, но решил, что лучше все-таки принять человеческий облик. Короче говоря, я сравнивал Баггза Банни с Чонси Биллапсом, когда еще не было мэйнстримом проводить параллели между Уолтером Уайтом и Маратом Измайловым, Марио Чалмерсом и Анатолием Чубайсом, Лионелем Месси и Фродо Бэггинсом.

Смотрите сами:

1) У них одинаковое строение челюсти и выпирающие передние зубы. Жаль, я не знаю кулинарных предпочтений Биллапса, но могу поспорить, что он не откажется от морковки, пусть даже тертой и с сахаром.

2) Чонси Биллапс появился в лиге в 1997 году, ровно через год после выхода «Спэйс Джема», когда Баггз увидел, насколько он круто смотрится на экране с баскетбольным мячом. Это не может быть просто совпадением.

3) Они оба обладают выдающимися лидерскими качествами. Прозвище Чонси Биллапса «Биг Шот», думаю, всем известно, но также нетрудно вспомнить, что именно Баггз Банни не растерялся во время появления злобных инопланетян и предложил им сыграть в баскетбол. А еще каждый из них превосходно умел поднимать командный дух – Чонси постоянно подбадривал своих партнеров во время тайм-аутов, а Баггз заставил всех поверить, что они вместо обычной воды пьют волшебный эликсир.  

4) Они оба умели уживаться в одной команде с, казалось бы, неуправляемыми игроками. Джей Ар Смит и Тасманский Дьявол, Кармело Энтони и Даффи Дак, Кеньон Мартин и Стэн Подолок. Хорошая компания, правда? И ведь еще непонятно, кто из них хуже.

5) В главном баскетбольном противостоянии в карьере обоих их команды играли против гораздо более звездного соперника («Монстары» в 1996, «Лейкерс» в 2004), и, тем не менее, победа осталась именно за Чонси Биллапсом и Баггзом Банни.