50 лучших игроков НБА XXI века. Деррик Роуз и Пежа Стоякович
32. Деррик Роуз (2008/2009 – н.в.)
Команда: «Чикаго»
Количество участий в Матчах всех Звезд: 3 (2010, 2011, 2012)
Статистика: 20.8 очков, 6.8 передач, 3.8 подборов, 0.9 перехватов, 0.4 блок-шотов, 46%-31%-82%
Количество участий в плей-офф: 4 (2009, 2010, 2011, 2012)
Странная все-таки штука, это время. Порой Хронос бывает не только неумолим, но и достаточно загадочен. Вот, Деррик Роуз. Его лицо уже настолько примелькалось, что кажется, будто бы он пришел в лигу по крайней мере в одно время с Леброном и Уэйдом, ну и уж точно не позже Крис Пола. Как же – MVP, успел поиграть на нескольких матчах всех звезд, один из самых популярных игроков в смысле продаж атрибутики. Между тем, не прошло еще и шести лет с момента дебюта Роуза в НБА, причем с апреля 2012 года он провел всего десять матчей. Продолжительность его карьеры чертовски мала по сравнению с остальными участниками этого рейтинга, но, тем не менее, нами было принято решение не просто внести его в число номинантов, но и поместить в самое начало четвертого десятка. Можно привести множество доводов в пользу того, что его здесь не должно быть вовсе, но статуэтка MVP в данном случае выступает в роли того самого пистолета, который перевесит сто тысяч других улик.
На самом деле, конечно, дело не только в звании самого ценного игрока сезона. Причина в том, что путь Роуза в профессиональном баскетболе на данный момент был сколь недолог, столь и ярок. Это сочетание непродолжительности и ослепительности иногда даже приводит к мысли о том, что «Вспышкой» назвали не того уроженца Чикаго. Сначала Роуз ворвался в НБА в качестве чуть ли не самого сенсационного первого номера драфта в истории, затем набрал 36 очков в первом же матче плей-офф в качестве новичка и принял участие в одной из лучших серий плей-офф нового века. «Бостон» выиграл, но все признали, что «Чикаго» может зайти очень далеко, и главным фундаментом для подобных прогнозов был уникальный стиль игры и постоянный прогресс Деррика Роуза. Суперзвезду подобного масштаба в Городе Ветров ждали достаточно долго, и, разумеется, возвели Роуза в статус Новой Надежды.
Второй год в лиге – попадание на Матч Всех Звезд. Третий – MVP и выход в финал конференции, где в упорной (по игре, а не по счету) борьбе пришлось уступить только что образованному Большому Трио из «Майами». Все казалось похоже на сказку с заранее известным сюжетом и, разумеется, счастливым концом. Но потом случился тот самый первый матч серии первого раунда против «Филадельфии», после которого Роуз не то чтобы никогда был прежним – его просто больше не было. Изменилось абсолютно все, включая отношение болельщиков, некоторые из которых до сих пор не могут простить ему серии высказываний по ходу прошлогоднего полуфинала конференции против «Майами». Понятно, что травма, но ведь это серия против самого принципиального соперника, тут не подсчета процентов готовности. В начале прошлого сезона Роуз очень ненадолго вернулся, но никто так ничего и не успел понять. «Смотрите-ка, вот он поставил сверху, как раньше!»; «Нет, раньше бы он пробежал быстрее и взлетел бы выше».
Никто не знает, каким будет Роуз после второго и, хочется думать, более удачного возвращения. Сейчас он называет «Чикаго» претендентом на титул, и это в любом случае лукавство, степень которого зависит лишь от формы самого Деррика. Когда-то он смог добыть для своей команды первую позицию в конференции, играя много и на пределе. Сейчас нужно будет делать то же самое, поскольку борьба на Востоке обещает быть едва ли не самой напряженной за последние лет десять. Леброн своим переходом в «Кливленд» сразу смазал карту будня и получилось так, что вместо двух с половиной боеспособных команд претендентов на преимущество своей площадки образовалось около семи. Помимо турнирных проблем, Роузу предстоит доказывать также и свое место в списке лучших разыгрывающих лиги, потому что за то время, пока он отсутствовал, не только старые соперники добились значительного прогресса, но и успели появиться совсем новые игроки, которых уже стали называть звездами.
Одним словом, Роузу предстоит решать немало задач, от сложных до почти невыполнимых. Тяжело делать это после двухлетнего перерыва, но когда-то уже пора начинать. Пусть в прошлом году болельщики «Чикаго» не могли нарадоваться на первобытного охотника в львиной шкуре Джоакима Ноа, ставшего одним из лучших игроков сезона, все понимают, что пора уже завязывать с этим временным правительством. Народ заждался настоящего короля и совсем не хочет, чтобы тот оказался голым.
31. Пежа Стоякович (1998/1999 – 2010/2011)
Команды: «Сакраменто», «Индиана», «Новый Орлеан», «Торонто», «Даллас»
Количество участий в Матчах всех Звезд: 3 (2002, 2003, 2004)
Статистика: 17.0 очков, 4.7 подборов, 1.8 передач, 0.9 перехватов, 1.4 потери, 45%-40%-90%
Количество участий в плей-офф: 10 (2000-2006, 2008, 2009, 2011)
Бывает, что игрок прочно ассоциируется именно с одной командой, пусть даже значительную часть карьеры ему пришлось провести в других местах. Классический пример – Чарльз Баркли, которого все знают в первую очередь как игрока «Финикса», хотя в составе «Санс» он провел всего четыре сезона, большую часть своего баскетбольного пути пройдя в майке «Филадельфии». Примерно тот же самый случай и с Пежей Стояковичем, хотя он действительно лучшие годы отыграл именно в «Сакраменто», став рекордсменом команды по количеству проведенных матчей. Все, что было потом, за исключением раннего периода в «Новом Орлеане», уже не столь существенно, потому что после ухода из «Кингс» настоящего Стояковича на площадке с каждым годом все больше и больше вытесняла его тень, пока окончательно не победила летом 2011 года, разрешив напоследок прихватить долгожданный чемпионский перстень.
Уже выросло несколько поколений баскетбольных болельщиков, которые не видели ни одного матча «Сакраменто» начала века, но хорошо наслышаны о том, насколько феноменальной была та команда. Удивительно, как быстро сказка, построенная Риком Адельманом на паркете, стала легендой, ведь казалось, что они играли совсем недавно. Крис Уэббер, Владе Дивац, Пежа Стоякович, Даг Кристи, Майк Бибби, Хедо Туркоглу. Разумеется, будучи одной из важнейших частей той компании супергероев, Пежа Стоякович разделил ее участь и тоже в некотором роде стал мифом. Сейчас принято считать, что в те времена Пежа бросал мяч в кольцо точнее, чем Леголас из «Властелина колец» решетил стрелами орков, а то, что он не стал лучшим снайпером всех времен – ну так судьба у того «Сакраменто» такая, волшебство рождается не ради достижения результата и скучных цифр, а для того, чтобы его помнили спустя десятилетия.
Пежа Стоякович был даже лучшим игроком, чем многие могут предположить, что он и доказал в сезоне 2003/2004, когда взял на себя лидерские функции из-за отсутствия Криса Уэббера. В итоге это обернулось вторым местом в списке самых результативных игроков сезона, попаданием во вторую символическую сборную года и всеобщим признанием в качестве одного из лучших европейских игроков НБА. Может показаться немного странным, что всего этого смог добиться человек, который даже в золотые годы прежде всего был известен способностью открыться на периметре и совсем не зависел от частоты соприкосновения с мячом. Короче говоря, представьте, что Кайл Корвер вырос на несколько сантиметров, стал бросать еще точнее и научился делать обманные движения при броске – вот кем тогда был Стоякович. Немного жаль, что в том 2004 году на пути «Сакраменто» встала «Миннесота» во главе со сверхчеловеком Кевином Гарнеттом, потому что теперь только Бог знает, что могло случиться в еще одном финале конференции с «Лейкерс».
Принято считать, что карьера Стояковича была самым бесцеремонным образом прервана травмами, и поэтому ему так и не удалось раскрыть свой потенциал до конца, но мне как раз кажется, что ему едва ли могло повезти больше. Он просто не мог оказаться в более подходящем для себя месте, чем в «Сакраменто», в котором прежде всего ценились такие баскетбольные добродетели, как умение двигать мяч, стремление оставаться на разумной грани между яркостью и эффективностью, а также, конечно, броски из-за дуги. Хотя, стойте. Конечно, есть еще один вариант. Все знают, куда в первую очередь стремятся попасть белые парни с хорошим броском и пониманием игры, но стал бы Стоякович в «Сан-Антонио» тем игроком, которого мы знаем сейчас? Наверное, Пежа до сих пор бы выходил на площадку в образе улучшенного Мэтта Боннера, если бы когда-то давно попал в руки Грегга Поповича, и у него было бы в несколько раз больше чемпионских титулов, но разве стала бы его история в таком случае красивее? Посмотрите на нее – она ведь прекрасна. В конце концов, даже если его что-то и тревожило после ухода из «Кингс», он смог утолить эту боль, отомстив «Лейкерс» в своем последнем сезоне, когда в составе «Далласа» забросил шесть из шести трехочковых в одном из матчей плей-офф. Глупо, наверное, считать, что это была месть за ту самую серию 2002 года, но в той победе «Далласа» переплелось столько магических смыслов и подтекстов, что не так уж и трудно кармически обосновать логичность и закономерность этой победы для Пежи.
Наверное, мы больше не увидим такого же игрока, как Стоякович. Хотя, стоп, кажется, я хотел написать это в тексте про Пау Газоля. Или про Новицки? С другой стороны, примерно такая же фраза уже встречалась в материале про Кириленко. Похоже, я все перепутал. В этом нет ничего удивительного, ведь европейские игроки – они такие, пусть лишь единицы из них становятся по-настоящему великими, зато это в любом случае штучный материал, ручная работа, которую невозможно спутать ни с чем другим. Таким был и Пежа Стоякович.
Фото: Fotobank/Getty Images/Elsa, Otto Greule
На мой вкус
Чуток сделаю акцент на Пежу.Золотое время Пежи – «Сакраменто», созданный Риком Адельманом. В таком европейском по духу ориентированном на движение мяча, на командный альтруистичный баскетбол коллективе его лучшие качества были востребованы как нигде: Стоякович забрасывал соперников трехочковыми бомбами, помогая Дивацу и Уэбберу разгребать завалы под щитами – у тех, кто выживал после бесконечных ложных замахов, не было шансов. В сезоне-2003/04 Стоякович установил личные рекорды по очкам, подборам, перехватам и блокам, стал четвертым в голосовании на MVP, вторым в лиге по результативности и породил один из главных «что, если бы» в истории «Кингз»: что, если бы Крис Уэббер не вернулся к плей-офф 2004 и не задвинул Пежу.
Бросок Стояковича стал легендарным уже тогда: он осуществлял по сотне попыток за раз на тренировке и как-то забил 87, он установил рекорд лиги, открыв матч за «Хорнетс» 20 очками подряд, он дважды оставлял за собой конкурс трехочковых. Его сильные стороны и недостатки были настолько прозрачны, что ни у одной из команд, за которые он бегал, никогда не возникало вопросов, как именно его использовать. Бросок Стояковича не поблек, он просто проиграл в борьбе с отказывающим организмом: еще в «Сакраменто», а потом в «Новом Орлеане» форварда накрыла серия травм, в результате которой он заблаговременно завершил карьеру. Но прежде, чем повесить кроссовки на гвоздь, он еще раз тряхнул стариной: в составе близкого по духу к тому «Сакраменто» «Далласу» Стоякович завоевал себе чемпионский перстень. Даже в свой последний сезон серб оставался при своем главном оружии и в некоторых матчах плей-офф-2011 напоминал о себе феерией, ничуть не отличимой от геройств прошлого.