12 мин.

Александр Фомин: «Грег Оден и Майкл Бизли расспрашивали меня о России, про медведей, водку, девушек и холодную зиму»

Александр Фомин, минувший сезон отыгравший в Суперлиге за «Спартак-Приморье», в конце июня принял участие в благотворительном матче в США, где его партнерами были Майкл Бизли и Грег Оден. В интервью нашему блогу Александр рассказал об этом матче и знакомстве со звездами НБА, а также прокомментировал слухи о влиянии отца, известного арбитра, на свою карьеру.

 

- Несколько дней назад вы принимали участие в Celebrity Basketball Game, благотворительном матче в США. Как вы туда попали?

– Я давно хотел посетить США. И вот этим летом мы с женой впервые приехали в Майами. И очень кстати оказалось, что в здесь проживают мои бывшие одноклубники Бобби Мэйз, с которым я играл в «Цмоки-Минск», и Дэррик Тарвер, бывший игрок «Урал-Грейта». Они предложили мне поучаствовать в матчах городской лиги. В этой лиге, как оказалось, кроме рядовых любителей можно увидеть и профессионалов, которых мы знаем по выступлению в Единой лиге ВТБ и других европейских чемпионатах, и даже игроков НБА, бывших и действующих. Так, мне, например, довелось поиграть против таких известных игроков как Глен Райс, Тим Хардуэй, Грег Оден, Майкл Бизли и многих из тех, кто попал на драфт-2014.

В одной из игр я опекал Бизли, а он, в свою очередь, играл против меня. Забив друг другу пару сложных мячей, мы вызвали интерес у публики, и в дальнейшем игра, победитель в которой не был ясен до последнего, проходила под знаком нашей дуэли. Майкл Бизли – один из лучших друзей Бобби Мэйза, они с детства и росли вместе, и играли за колледж. Поэтому мы еще долго общались после игры. Майклу понравилось, как я играл против него, и он посоветовал Бобби пригласить меня на благотворительный матч, который тот организовывает в городе Ноксвилл, где учился в университете. Самое интересное, что эта игра городской лиги проходила сразу после третьего матча финала НБА, в котором Майкл не принимал участия, поэтому он для поддержания игровой формы решил сыграть «на город».

Александр Фомин и Бобби Мэйз:

- Какие впечатления от «Матча Бобби Мэйза» у вас остались? Успели ли пообщаться с кем-то из приглашенных звезд? 

– Сам матч, его полное название – «AnnualBobbyMazeCelebrityBasketballGame», прошел 28 июня. В этом году он был организован второй раз. Часть собранных средств идет в фонд, занимающийся исследованиями по профилактике и лечению болезни Альцгеймера.

Впечатления от организации и от самой игры самые благоприятные. Во-первых, уже на следующий день после разговора с Бобби со мной связались организаторы мероприятия и попросили паспортные данные, чтобы забронировать мне авиабилет Майами – Ноксвилл. Я был удивлен, поскольку думал, что мне придется покупать билет за свой счет. По прилете в Ноксвилл меня уже ждали в аэропорту, сразу же выдали расписание, в котором было четко прописано, в какое время будут проходить различные мероприятия, включая и саму игру. У меня возникло ощущение, что я оказался в профессиональной команде, которая готовится к важному матчу, а не к шоу, запланированному на следующий день. Затем меня отвезли в отличный отель в центре города, где было время отдохнуть и привести себя в порядок.

А вечером организаторы устроили большую вечеринку, которую посетили все участники и спонсоры. Главным спонсором, к слову, выступил производитель спортивного питания VITAZEN, который является крупным «игроком» на территории Северной и Южной Америки. Помимо Грега Одена и Майкла Бизли планировалось, что на матч также приедет и Тай Лоусон из «Денвера», но он, к сожалению, не смог посетить это мероприятие, но зато вместо него были четыре игрока NFL, звезды местной эстрады и известный стритболист Pat The Roc. Все участники матча свободно общались между собой, и я без каких-либо проблем влился в общую компанию, все-таки я хорошо владею английским. К тому же, как я понял позднее, многие уже знали о моем приезде, знали, что я прилетел из России, поэтому ребятам и самим было со мной интересно пообщаться.

Грег Оден, например, первым поприветствовал меня, и мы разговорились на ближайшие несколько часов. Позже к нам присоединился и Майкл Бизли. При этом больше они меня расспрашивали о России, чем я их о НБА. Все общение проходило в шутливой и непринужденной форме. Они много расспрашивали меня о России, были и вопросы про гуляющих по городу медведей, водку, девушек и холодную зиму. Также меня много расспрашивали о нашем чемпионате. Я удивил их обоих, рассказав, что, подписав контракт с ведущими клубами Лиги ВТБ, они за сезон заработали бы денег больше, чем в «Майами». Грег, уж не знаю, в шутку или всерьез, после этого сказал, что готов рассмотреть предложения из России.  На это я ответил, что готов выступить посредником в переговорах.

Александр Фомин и Грег Оден:

Что касается самой игры, на следующий день нас ожидал отличный зал, а на матче присутствовало около 6 тысяч человек – для города с населением в 170 тысяч, согласитесь, прекрасный показатель. В холле арены продавались различные майки, мячи и прочая атрибутика с символикой местной команды «Теннесси», а также попкорн и напитки. Меня немного поразила цена билетов на мероприятие: они, конечно, не такие дорогие, как на матчи НБА, но их цена, стартуя от $20, доходила до $120 за место в VIP-секторе рядом со скамейкой игроков (в эту цену входили бесплатная еда и напитки вплоть до спиртных).

Хочу выразить свое почтение американцам, которые на представлении команды встретили меня шумными овациями, показав, что даже на фоне разгорающегося конфликта между нашими странами не испытывают к россиянам никакого негатива. Я получил несказанное удовольствие от возможности сыграть в таком матче, ведь в нем я опять держал Майкла, да еще и при весьма искушенной публике, хотя поначалу немного волновался. К сожалению, Грег не рискнул выйти на площадку из-за своей «любви» к различного рода травмам коленного сустава, поэтому он был тренером у меня в команде.

Вышел я в стартовом составе. Судя по тому, как болельщики встречали каждое мое успешное действие, думаю, у меня получилось достойно постоять за честь баскетбольной России. В одном из моментов мне удалось забить сверху через Майкла Бизли, и по его реакции было видно, что он не ожидал такой «наглости». После этого соперники стали как-то более плотно меня опекать, хотя по настроению игра позиционировалась как Матч всех звезд. Да и сам я потом начал действовать более аккуратно, чтобы не получить травму. В общей сложности я провел на площадке 20 минут, за которые успел записать в свой актив 11 очков, 3 подбора и 2 неплохих аллей-упа на партнеров по команде. Была возможность поиграть и побольше, но, честно говоря, я боялся получить травму, да и уровень готовности, как физической, так и ментальной, не был идеальным для того, чтобы в отпуске бегать 30-35 минут. Поэтому пришлось немного попотеть ребятам из NFL.

После игры была организованна автографсессия, на которой ко мне подходили, я такого и не ожидал, не меньше, чем к игрокам НБА, NFL и звездам эстрады. Люди всячески поддерживали меня, просили приехать еще, выражали слова благодарности за то, что я приехал из самой России. Кто-то даже просто признавался, что не ожидал, что в России люди так умеют играть в баскетбол.

В общем, все было очень круто, и я рад, что судьба свела меня с таким человеком как Бобби Мэйз. Он не только хороший товарищ, который помогал мне на площадке, когда мы вместе играли в Минске, но и настоящий профессионал и личность, которая помогает всем становиться лучше и на площадке, и за ее пределами. Приятно, что весомая часть выручки с матча пошла на нужды благотворительности. Посмотрев на пример Бобби, теперь и я загорелся идеей провести подобное мероприятие у меня на родине в Смоленске, а будут возможность и время – и в других регионах нашей страны.

- Российский сезон закончился уже довольно давно. Как готовитесь к новому? Уже известно, где продолжите карьеру?

– Если в июне я тренировался не так интенсивно, иногда участвуя в матчах городской лиги, то по возвращению из Теннесси нанял тренера по общефизической подготовке и тренера по баскетболу для работы в зале. Хочу и во время отпуска оставаться в хорошей форме. Примерно семьдесят процентов занятия занимает общефизическая подготовка: тренажерный зал, кросс на берегу океана, плавание. Остальное время я уделяю работе с мячом в зале. Варианты продолжения карьеры у меня есть, но пока я с будущим клубом еще не определился.

- Вы прошли «школу» ЦСКА, но ваша карьера проходит не в самых сильных клубах. Почему? Почему вам не удается закрепиться в клубах Единой лиги?

– Безусловно, как и большинство игроков, я хочу играть на самом высоком уровне. Но не всегда и не все в нашей жизни зависит только от твоего большого желания. Если взять, например, ситуацию с «Цмоки-Минск», то в определенный момент я сам принял решение об уходе из клуба. Настал момент, когда тренер там перестал соответствовать уровню Лиги ВТБ. В дополнение к отсутствию у меня нормального игрового времени, это стало определяющим фактором того, что я решил вернуться в Россию. Не стоит также сбрасывать со счетов, что у нас все клубы хотят игроков купить подешевле, и иногда предлагают контракты ниже уровня Суперлиги. Как это было у меня уже в случае с «Красным Октябрем».

Переходя прошлым летом в «Спартак-Приморье», я руководствовался тем, что там был хороший состав, опытный американский тренер, да и то, что моя жена родом из Владивостока, сыграло не последнюю роль. Да, моя цель – играть на самом высоком уровне, и я буду идти к ней, но это вовсе не значит, что ради ее достижения я буду жертвовать моральным и финансовым благополучием моей семьи. Плюс ко всему, я могу сказать, что ведущие команды Суперлиги по своему уровню не слабее отдельных команд Лиги ВТБ. «Урал» своей игрой в Еврочеллендже, где он дважды переиграл тот же «Цмоки» и дошел до четвертьфинала, это наглядно показал.

В центре – Майкл Бизли:

- Самое яркое ваше воспоминание от чемпионата Белоруссии?

– Пожалуй, это тот сезон, когда я вошел в пятерку лучших игроков чемпионата по версии болельщиков и Федерации баскетбола Республики Беларусь. Интересно, что я попал в символическую пятерку как лучший центровой, хотя и не играл по ходу чемпионата на этой позиции. Федерации хотелось видеть в номинации «лучший форвард» другого игрока, но и меня отметить им, судя по всему, хотелось. Поэтому так и получилось. Не менее приятно было, по возвращении в «Цмоки» год спустя, получить награду MVP на матче всех звезд белорусского чемпионата.

- При разговоре о вашей карьере так или иначе вспоминают вашего отца, известного арбитра Сергея Фомина. Достаточно, например, почитать комментарии на сайте «Спартака-Приморье». Как вы относитесь к разговорам о его влиянии на вашу карьеру?

– Я вам совру, если скажу, что деятельность моего отца в той или иной степени не влияет на мою карьеру. Раньше я читал комментарии в интернете, поэтому в курсе, что говорят про отца и меня, и догадываюсь, что со временем тональность комментариев не изменилась. Но, вопреки мнению подавляющего большинства «экспертов», профессия и статус моего отца моей карьере больше мешали, нежели помогали. Первый же комментарий, который обычно идет под новостью о моем появлении в новой команде – это мнение в духе, что отец меня сюда «пристроил», а не я сам добился этого благодаря своему труду и способностям. Мне даже вдвойне тяжелее добиваться результата, потому что помимо обычной конкуренции в команде ты еще вынужден преодолевать сложившиеся вокруг тебя стереотипы. Кстати, хочу добавить, что никогда не слышал об этих стереотипах от своих одноклубников по ходу сезона.

- Можете вспомнить самый нелепый слух, который приходилось о себе слышать?

– Самое нелепое, и при этом самое распространенное – это убеждение, что арбитры начинают судить в пользу моего клуба. То, что это далеко не так, можно судить по одному случаю в прошлом. Когда игрок начинает получать меньше времени, обычной практикой является подойти к тренеру и спросить его, в чем причина. Я так и сделал: «Тренер, почему я так мало играю?» Ответ был обескураживающим: «А почему нас так плохо судят?..»

С одним из арбитров «Матча Бобби Мэйза»:

- Были ли случаи, когда отец реально влиял на вашу карьеру, например, советом?

– Чего-то «глобального» не было. Обычно все ограничивается советами по игре. Все-таки невозможно быть хорошим судьей, при этом не разбираясь в баскетболе. Я считаю, что отец мог стать отличным тренером или генеральным менеджером. Но он остается профессионалом своего дела. Довольно часто приходилось и приходится слышать и от соотечественников и особенно от иностранцев про всепоглощающую коррупцию в нашем спорте. Отчасти результатом такого мнения о нас стало, например, отсутствие наших судей на проходящем сейчас чемпионате мира по футболу. Отец же остается настоящим профессионалом своего дела. Его авторитет признают не только в России, но и на международной арене. Он постоянно переизбирается в техническую комиссию ФИБА-Европа, является комиссаром ФИБА, был отмечен наградой «За большой вклад в развитие баскетбола в Европе»... К сожалению, работа судьи, как и все, связанное с судейством, является неблагодарным делом. Очень редко можно услышать об этом добрые слова, в основном идет критика и различные гневные отзывы.

- Не думали ли вы «пойти по стопам» отца, стать баскетбольным арбитром, как Алексей Давыдов?

– Я больше тяготею к самой игре, нежели к судейству. Поэтому судьей стать никогда не хотел. Впрочем, жизнь такая штука… Никогда не говори: «Никогда»…

Фото из архива Александра Фомина

Кирилл Пищальников: «В Америке ты можешь делать в день по тысяче бросков. Когда говорю об этом здесь, отвечают, что это нереально»

Павел Подкользин: «Много лет я провел на площадке, радуясь игре, радуясь жизни. И ни капли ни очем не жалею»

Никита Моргунов: «Сколько раз мне говорили: «Зачем ты растишь себе конкурентов?» Да пусть растут»

Никита Моргунов: «Если не будут растить российских игроков, то либо интерес к баскетболу пропадет, либо деньги закончатся»