6 мин.

Как «Кливленд» заключил лучшую сделку на этом драфте

Помните, как мы в прошлый дедлайн ругали «Кавз» за бессмысленную трату денег?

Похоже, они начинают исправляться.

Во время драфта НБА происходит много сделок – одни команды пытаются подняться на драфте, другие покупают пики в конце второго раунда, третьи хотят завершить какой-то омбен, для которого им нужно потратить пик этого или следующего года. Уследить за всеми такими малозначимыми обменами сложно – я вот до сих пор не понял, в какую команду попали Семадж Кристон или Кори Джефферсон; да и никто обычно не уделяет внимания трейдам, когда в них нет ярких имен – все внимание приковано именно к драфту.

Именно так тихо и незаметно прошел обмен между «Кливлендом» и «Шарлотт» под фанфары выбора будущей звезды баскетбола Эндрю Уиггинса. Все кливлендцы праздновали третий first overall за четыре года, а в это время «Шарлотт» отправили очередного канадца в «Кавз» и истекающий контракт Брендана Хэйвуда за негарантированный контракт Алонзо Джи, тем самым расчищая место под потолком зарплат.

Именно так это и выглядит поначалу – команда, которая планирует поучаствовать в гонке за свободных агентов второго эшелона, скидывает пик второго раунда, чтобы компенсировать другой команде необходимость платить деньги ненужному игроку. Брендан Хэйвуд в следующем сезоне получит немногим больше $2,2 млн. долларов. Избавившись от него, новоявленные «Хорнетс» (не путать с «Пеликанз» – я все еще путаю) чистят платежку – теперь у них есть порядка 17-18 млн. под потолком зарплат. Конечно, ЛеБрон или Кармело им не светит, но ведь в прошлом году удалось выиграть борьбу за Джефферсона, и в этом году Джордан нацелен на Стивенсона, Денга или кого-то из ограниченных свободных агентов.

На первый взгляд, польза от такого обмена для «Кавз» скромная: они получили уже четвертого канадца в свой ростер, и скоро за «Кливленд» будет болеть больше канадцев, чем за «Рэпторз» (в составе «Торонто» 0 человек, родившихся в Торонто, в составе «Кливленда» 4 человека, родившихся в Торонто) – хоть бери лодку и переплывай озеро Эри.

На второй взгляд, все не так просто.

Амнистия

Давайте обратимся к правилу однократной амнистии, которая даровалась командам при подписании новой версии Коллективного соглашения. Сейчас осталось всего шесть клубов, которые могут списать один контракт своего игрока из платежки без последствий для потолка зарплат (сами деньги, к сожалению, придется выплатить):

  • «Чикаго» может отказаться от Бузера (или, если совсем сбрендит, Ноа);

  • САС в теории могут амнистировать Паркера, а «Селтикс» – Рондо;

  • «Атланта» не будет, но может списать Хорфорда;

  • то же самое с «Мемфисом» и Конли;

  • ну а «Оклахома-Сити» имеет широкий выбор из амнистии Перкинса, Коллисона и Дюрэнта.

Но сейчас мы говорим не о будущей амнистии Дюрэнта, а о том, что случилось два года назад. Тогда «Даллас» во время второй волны амнистий пошел на радикальную чистку платежки и избавился от Хэйвуда. Тот не смог полноценно заменить хоть как-нибудь заменить Чендлера, а потому Кьюбан решил, что в этот раз команда обойдется и без переплаченных центровых. Брендан, которому полагалось еще 27 миллионов, покинул команду с тяжелым сердцем (наверное) и кошельком (вот это точно).

Но перед тем как стать свободным агентом, каждый отчисленный игрок проходит через процедуру драфта отказов. За 48 часов после отчисления его могут подобрать с «уэйверов», и он не сможет отказаться перейти в новую команду – он будет продолжать играть по старому контракту.

В случае с тривиальным отчислением контракт поглощается новой командой полностью (к примеру, «Юта» так подобрала контракт отчисленного из «Чикаго» Эрика Мерфи). Но у амнистированных несколько другие правила.

За амнистированных игроков устраивается аукцион, в котором участвуют команды, находящиеся ниже потолка зарплат. Та, которая предложит больше (существуют определенные правила о минимальных «ставках»), и получит часть контракта игрока. Срок контракта остается прежним, а зарплата игрока становится меньше – к примеру, амнистированный контракт Трэвиса Аутло, в котором оставалось 4 года по 7 млн., подобрали «Кингз» за 3 млн. в год, а оставшиеся 4 млн. в год продолжают выплачивать «Нетс» – зато он не учитывается у них в платежке.

Правила аукциона

 

И вот в 2012 году отчисленного Хэйвуда решили подобрать тогда еще «Бобкэтс». В «наследство» от Кьюбана им достался трехлетний контракт с негарантированным четвертым годом. По правилу амнистии команде, которая забирает амнистированный контракт с драфта отказов, в платежку идут следующие суммы:

  • Сумма сделанной ставки, распределенная на все гарантированные годы пропорционально суммам оригинального контракта (для Хэйвуда это 6,15 млн. на три года);

  • Возможные бонусы (у Брендана их не было);

и...

  • 100% зарплаты в те сезоны, которые полностью негарантированы.

Таким образом, в платежке «Шарлотт» оказалось 10,5 негарантированных миллионов Хэйвуда на сезон 15/16, которые он заработает только в том случае, если его не отчислят до 1 августа 2015 года. То есть не заработает никогда.

Логика подобных правил такова: если уж при простом отчислении «Даллас» избавился бы от этих 10,5 млн., то при амнистии они тоже не должны ничего лишнего выплачивать Хэйвуду. В то же время у новой команды и у самого баскетболиста должно остаться право выбирать в будущем, заслуживает ли он свой негарантированный остаток. И поэтому негарантированный контракт Хэйвуда на сезон 15/16 переходит в новую команду полностью.

Как дальше использовать негарантированный контракт?

«Кливленд» давно уже гонится за крутыми звездами. Сначала они попытались сделать ставку на Байнэма, потом махнули его частично гарантированный контракт на Денга, теперь вот кричат о возможном возвращении ЛеБрона и участии в «свипстейках» Лава.

Контракт Хэйвуда еще лучше, чем контракт Байнэма (тот был на 50% гарантирован, пришлось доплачивать хорошими пиками), а поэтому менеджеры «Кавз» получили очень удобный актив для обмена за невероятно скромную плату в пару миллионов. Имея множество перспективной молодежи, они тешат себя надеждой уже следующим летом побороться за свободных агентов, и им даже не нужно будет для этого падать под потолок зарплат: 10,5 негарантированных миллионов Хэйвуда плюс пара недорогих активов – этого хватит даже на получение максимального контракта по сайн-энд-трейду.

Конечно, такой сайн-энд-трейд (или просто трейд) еще нужно организовать, а это совсем не просто. Пока у «Кавз» на руках двухмиллионный контракт, который следующим летом превратится в своеобразное торговое исключение, которое к тому же можно будет комбинировать с другими игроками в сделке. Но саму возможность качественно улучшить свой состав «Кливленд» теперь имеет.

А как уж он этой возможностью распорядится... это предсказать нельзя. Только не с этой командой.