7 мин.

Мне бы саблю да коня. Как Расселл Уэстбрук бьется с «Мемфисом»

Фото: Fotobank/Getty Images/Ronald Martinez

Все в восторге от серии «Мемфиса» и «Оклахомы». Сторонние зрители наслаждаются беспрецедентным количеством следующих друг за другом напряженных матчей, болельщики «Мемфиса» испытывают нечто среднее между гордостью и желанием сказать «ну так мы же говорили», поклонники «Оклахомы»… Ну, хорошо, они лишние в этом списке, им сейчас объективно не до улыбок и радости за высокий уровень баскетбола. Сейчас все болельщики «Тандер» разделились на четыре лагеря:

  • Первые обвиняют Скотта Брукса, предлагая Адаму Сильверу провернуть с ним тот же незатейливый фокус, что и недавно с Дональдом Стерлингом (а вдруг Брукс не слишком любит… да хоть кого, все равно это будет нетолерантно);

  • Вторые не понимают, что случилось с их уже давно коронованным MVP, и как вроде бы лучшего игрока поколения может полностью деморализовать Тони Аллен – великолепный защитник, но все же всего лишь Тони Аллен;

  • Третьи не ищут сложных путей в поисках крайнего и по привычке ненавидят Расселла Уэстбрука и его 25,4 очка за игру за 25,6 бросков;

  • Другие, впрочем, делают еще проще, теряя веру во всю команду целиком.

В этой потенциально великой серии можно найти огромное количество смыслов и подтекстов, но  самым главным из них, пожалуй, стоит признать битву Расселла Уэстбрука против всех. Дюрэнт все-таки провел слишком хороший год, и заслужил право какое-то время быть вне подозрений, хотя, конечно, возникают серьезные опасения насчет того, не «чокер» ли он часом. Но это слишком серьезные обвинения, чтобы делать их после трех плохих матчей. По поводу Дирка в 2007 году тоже много чего говорили, а в итоге выяснилось, что это один из самых крутых лидеров в истории баскетбола. В общем, пока стоит подождать писать о нем что-то плохое, потому что хорошего сказать сейчас точно ничего нельзя.

«Вопрос Уэстбрука» – один из самых горячо ведущихся и уже успевших надоесть споров в современной НБА. Идет ли игра Расселла на благо «Оклахоме» или же лучше все-таки без него? Наверное, Уэстбрук единственный игрок со звездным статусом, в отношении которого ведется подобная дискуссия. В это трудно поверить – одни и те же люди без тени сомнения признают его одним из двадцати лучших игроков лиги, и в то же время сомневаются в том, действительно ли он приносит пользу своей команде. В лиге больше нет ни одного сколько-нибудь значимого игрока, в адрес которого собственные же болельщики задавали бы такое количеством вопросов в стиле «какого хрена ты творишь?!», как в адрес Расселла Уэстбрука.

Черт возьми, конечно, Уэстбрук полезен. Его способность бежать в быстрый отрыв, атлетизм, агрессия и уверенность в себе абсолютно бесподобны и не имеют никаких аналогов. Множество матчей были выиграны «Оклахомой» именно благодаря Уэстбруку, и несмотря на иконоподобный образ Дюрэнта, именно Расселл является олицетворением того залихватско-кавалерийского стиля, который проповедует «Оклахома». Не стоит гневить Бога и искать доказательство того, что на самом деле не соответствует действительности.

Впрочем, сам Уэстбрук, как видится со стороны, чувствует это давление, эти сомнения и этот шепот за спиной. Он пропустил большое количество матчей в этом сезоне, и надо же было такому случиться, чтобы именно в этот период «Оклахома» стала играть в наиболее командный баскетбол за всю историю, а Кевин Дюрэнт выдал гениальный январь, талантливый февраль и попутно переписал несколько рекордов Майкла Джордана. Вопросы к Уэстбруку стали накапливаться.

Ответы на них защитник решил приберечь к серии с «Мемфисом». Против этой команды Уэстбрук рвет подметки активнее и чаще, чем против кого бы то ни было еще, потому что именно с «Мемфисом» у него возникает максимальное количество проблем. Расселл никогда не смирится со своим неудачами – он помнит ту ночь, когда он бросил по кольцу тринадцать раз и ни разу не попал, помнит, как «Мемфис» чуть было не встал на пути его мечты (которая в итоге так и не осуществилась) в 2011 году. Уэстбрук никогда ничего не забывает.

Несколько операций и осознание того, что соперник читает тебя, как открытую книгу, конечно, не повод для Уэстбрука отказываться от своего стиля игры. Наоборот – скорости только увеличиваются, энергия множится, темп нарастает. Кажется, будто Уэстбрук в каждом матче выражает открытый протес т против методичного и медленного стиля игры «Мемфиса», с безумством камикадзе кидаясь на плотно построенную стену из трех-четырех соперников. Если бы каждый из нас с такой страстью отстаивал свои принципы, то в мире вообще не существовало бы таких скучных вещей, как дипломатия и компромиссы. Кстати, самого мира тоже уже давно не было бы. При всем магнетизме Уэстбрука хорошо, что он – штучное явление.

На стороне Уэстбрука в этой битве с медведями (без кавычек, конечно) моральное превосходство, которое придает ему дополнительные силы – хотя, казалось бы, куда еще больше. В прошлом году перед серией второго раунда с «Гриззлис» многие говорили о том, что отсутствие Уэстбрука не будет фатальным для «Тандер», а совсем даже наоборот, памятуя об исторически неудачной игре Расселла против этой команды в последние годы. Результат все знают – «Оклахома» вылетела из плей-офф с позором, тогда как в 2011 с Уэстбруком на площадке была победа в семи матчах. «Ну кто же еще может вас спасти, если не я?!», – подумал Уэстбрук и понесся вперед. Забыл мяч, вернулся к своему кольцу, вырвал из рук соперника и продолжил забег. Любимый хэштег Уэстбрука в твиттере, к которому он относится с несколько пугающей смесью любви и поклонения, переводится как #ПОЧЕМУБЫИНЕТ. Действительно, почему бы и нет? Почему бы не начать бросать со средней дистанции, попадать три из семнадцати, как в последней игре, воспринять это как несомненное доказательство несовершенства мироздания, и в следующей игре совершить еще больше бросков? ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?! «Если мне дают бросать со средней дистанции, я попаду девять таких бросков из десяти». Нет, это говорит не Стив Нэш из параллельной реальности, в котором средняя результативность баскетбольного матча составляет около трехсот очков. Это слова Расселла Уэстбрука. То есть, все понимали, что он не привык долго рассуждать о более серьезных вещах, чем «если я сейчас полезу на троих, то против четверых моих партнеров по команде останутся всего лишь двое, поэтому, конечно, я должен бросать по кольцу во что бы то ни стало», но если это не перебор, то нужно срочно свериться со значением этого слова в словаре.

При всем при этом именно Уэстбрук – единственный, кто может спасти этот сезон для «Оклахомы». Конечно, «Оклахома» может играть гораздо лучше, чем сейчас, но приходится довольствоваться тем, что есть. За несколько дней уже ничего не изменится. Сейчас страсть Уэстбрука – главное, что осталось у «Оклахомы». Именно его гиперактивность и нежелание сдаваться помогали «Оклахоме» бороться дальше всякий раз, когда они отставали на 15-20 очков по ходу нескольких матчей этой серии. У него часто не идет игра, но он никогда не перестанет лезть вперед. Все говорят об ужасном проценте попаданий с игры, но при этом ведь нельзя забывать о феерических средних показателях 25+10+7, которые берутся не из воздуха. Мы вроде бы договорились не говорить плохо о Кевине Дюрэнте, но сейчас иначе как прострацией его состояние не назвать. В общем-то, почти всем время от времени нужно брать передышку, но только не Уэстбруку. Пока вы будете переводить дух, Уэстбрук заберет подбор в нападении, пока будете размышлять, какую комбинацию разыгрывать на последних секундах матча, он выбьет мяч из ваших рук и понесется к кольцу забивать сверху. Он никогда не позволит себе думать о том, что все кончено.

Конечно, если бы тренером Уэстбрука был условный Грегг Попович, то на протяжении всех этих лет он бы использовал его лучшие качества совсем по-другому, ограничивая его буйную природу и давая подзатыльник за каждый неподготовленный бросок. Мы бы увидели нечто вроде более атлетичного и талантливого Тони Паркера и перестали бы спорить о том, кто является лучшим разыгрывающим лиги. Скотт Брукс не стал ничего менять в Уэстбруке, он просто оставил все, как есть, в том числе и его безумную страсть. Возможно, совсем скоро Брукса за это уволят, но сейчас такое невмешательство может оказать решающее влияние на серию. Дюрэнт станет MVP сезона, но именно от Уэстбрука зависит то, будет ли он еще бороться за чемпионский титул во время церемонии вручения этого трофея.