«Каждый раз, доигрывая сезон, мы не знаем, будет ли команда выступать в следующем…» Чем живет российская Суперлига
Сергей Барсуков, выступающий в суперлиге за ростовский «Атаман», рассказал о проблемах, с которыми сталкивается его команда на протяжении всей своей истории, поделился впечатлениями от знакомства с Сергеем Ивановым (тот, который баскетболист) и Тимофеем Мозговым, а также вспомнил собственный опыт в качестве играющего тренера.
Сергей Барсуков (№ 4):
- Вы несколько лет выступали в чемпионате Высшей лиги за майкопское «Динамо» и ростовский «Атаман». Что это за турнир?
– От суперлиги Высшая отличается тем, что игроки там уровнем пониже. Для многих игроков Высшая лига – это ступень от молодежных команд к профессиональному баскетболу. Здесь они пытаются проявить себя, зарекомендовать перед агентами и тренерами, чтобы подняться на ступень вверх, в ту же суперлигу. Конечно, в суперлиге скорости игры заметно отличаются, так же как они отличаются и от тех, что мы видим в Единой лиге. Мне удалось выиграть Высшую лигу два года подряд, сначала с «Динамо», а в 2010 году – с «Атаманом».
- В «Динамо» вы играли вместе с главным ветераном российского баскетбола Сергеем Ивановым. Какое впечатление он на вас произвел?
– У нас с ним сложились очень теплые отношения, мы сразу подружились. Я боялся, что у него, как человека, известного, наверное, во всем мире, будет сложный характер… Нет, нормальный, отзывчивый человек. Конечно, природа заложила ему колоссальнй запас здоровья. Он ведь сибиряк, человек закаленный… Он до сих пор играет, хочется пожелать ему здоровья.
- Так же вы вместе поиграли и с Валентином Кубраковым, который на ваших глазах из игрока постепенно превращался в тренера…
– Еще когда он был игроком, было видно, что у него есть некоторые тренерские качества: он и к себе был требователен, и к ребятам. В «Атамане» он как раз смог попробовать себя в роли тренера, и я считаю, что у него там вполне получилось. Обстоятельства просто сложились так, что, когда «Атаман» создавался, не сумели пригласить того тренера, которого хотели первоначально, и предложили Валентину попробовать себя в качестве играющего тренера. Когда мы стали первыми в Высшей лиге, ему удалось собрать очень хороший, сплоченный коллектив. А пятьдесят процентов результата зависят от сплоченности коллектива. Я с Валентином и сейчас часто созваниваюсь, он много времени уделяет семье, но думаю, мы его еще увидим в роли тренера, потому что многие хотят видеть его у себя.
- В «Атамане» вы играете уже пятый сезон, с момента основания клуба, и видели самые разные времена…
– К сожалению, сколько команда существует – не меняется самое главное, финансовая составляющая. Но надо отдать должное ребятам, которые даже при задолженностях по зарплате выходят на площадку и бьются. Мы стараемся играть и проявить себя, чтобы, может, и другие команды нас заметили.
- Но при всей неопределенности с финансами «Атаману» удалось к началу нынешнего сезона сохранить довольно крепкий состав.
– Получилось все как обычно: перед началом сезона пообещали, что с деньгами все будет хорошо. И ребята поверили. Кто-то не попал в ту команду, которую хотел, кто-то просто был без клуба… Был выбор: или сидеть без дела, или играть в «Атамане», зарабатывать себе статистику, чтобы другие команды тебя заметили и, возможно, пригласили, пусть даже и с середины сезона, когда начнется период переходов.
- Вы прошлый сезон провели вне профессионального спорта. Чем занимались?
– Были определенные обстоятельства. Но я играл в Первой лиге за «Красный Котельщик» из Таганрога, также играл и в первенстве Краснодарского края. Это, кстати, тоже хороший турнир, там играют, например, те же Сергей Иванов и Валентин Кубраков, есть ребята, которые выступали в Высшей или Суперлиге. Так что уровень довольно неплохой, удавалось поддерживать себя в форме.
- В Таганроге вы ведь были играющим тренером. Как вам этот опыт?
– Тоже вышло так, что не получилось пригласить того тренера, которого изначально хотели, и предложили мне. Мне это было интересно, я сказал: почему бы и нет?.. Мне понравилось. Интересный опыт, который, надеюсь, в дальнейшем мне пригодится. Но совмещать функции игрока и тренера, конечно, очень тяжело. Нужен помощник, потому что, когда ты один и играешь – ты отключаешься, мозг спит… В тайм-ауте тебе нужно отдышаться, прийти в себя и одновременно что-то нарисовать на доске, объяснить, что и почему у нас не получается…
- Вы еще участвуете и в различных проектах по популяризации баскетбола.
– Всегда, когда приглашают в чем-нибудь поучаствовать, я с удовольствием откликаюсь. Мне интересно общаться с детьми, видеть, как горят их глаза. Они смотрят на тебя как на человека, который играет, и сами хотят играть, начинают стремиться чего-то добиться.
- В одном из мастер-классов вы участвовали вместе с Тимофеем Мозговым. Успели лично с ним пообщаться?
– Да, было такое, мастер-класс, в ходе которого участники поделились на две команды и сыграли пять-на-пять. Я был в одной команде, Мозгов – в другой. Он простой в общении, нет никакой звездности, нашел время прилететь из Америки и привез детям много подарков…
- За женским баскетбольным «Ростов-Доном» следите? Дела у них идут получше, чем у «Атамана»…
– У них все отличается в лучшую сторону, развиваются и детский баскетбол, и ДЮБЛ, и молодежная команда. Елена Швайбович (олимпийская чемпионка, генеральный директор БК «Ростов-Дон» – прим. авт.) где-то находит более солидных спонсоров. У них и финансирование лучше, и зарплаты вовремя. И игроки думают о баскетболе. У нас же получается так, что ты больше думаешь, как тебе прокормить семью… Когда заходишь наш зал – там столько баннеров висит «спонсорских»… Но кто-то бартером помогает, кто-то еще как, но «живыми» деньгами, думаю, не дает никто. Поэтому и получается: вроде спонсоров много – а денег нет…
- Пару лет назад была интересная история, когда один из выездов «Атаману» оплачивал его будущий соперник. Сейчас до такого не доходит?
– Да, Владивосток нам одалживал денег, чтобы мы могли к ним на игру прилететь. Сейчас такого нет, но, думаю, долги у клуба все равно остались. И каждый раз, доигрывая сезон, мы не знаем, будет ли команда выступать в следующем… Два года у нас были определенные проблемы с РФБ, перед этим сезоном мы были на грани снятия с чемпионата. Это сильно подкосило ребят. Я и по себе могу сказать: ты уже подписал контракт, готовишься к сезону, мысли только о баскетболе – а тут раз, и говорят, что команду могут не допустить к чемпионату… И это моментально подкашивает: куда?.. что?.. Команды-то все уже укомплектованы… Хотелось бы, конечно, стабильности, чтобы контракты, если команда нуждается в игроке, подписывались на два-три года… Но такого, к сожалению, сейчас нет.
- Причина неудачного выступления «Атамана» в нынешнем сезоне именно в неопределенности с финансами?
– Да, считаю, что именно в этом. Да, я понимаю, что играть нужно ради болельщиков, но когда ты выжимаешь себя, а в голове все равно сидит эта неопределенность… Почему ты должен убивать здоровье, а приходя домой, говорить (как нам говорят): потерпите, скоро все будет, нам обещали… Это, может быть, и смешно… Но когда ты «варишься» в этом много лет, хочется какой-то стабильности. Хотя, наверное, не от одного нашего президента все зависит. Как он говорит: мне обещают, а потом подводят, а получается, что это я вас подвожу.
- А, например, игрок клуба Высшей лиги сколько может зарабатывать?
– Смотря какая команда, конечно. Где-то до 60 тысяч. Для молодого игрока, уехавшего от семьи, это нормальные «карманные» деньги. К тому же, в некоторых командах игроков еще и кормят. Это вроде твоей первоначальной стипендии, от которой ты можешь оттолкнуться. У тебя есть стимул расти дальше, переходить в другой клуб, в другую лигу, где будешь получать больше.
- Кто-то из тех, с кем вы играли, смог вырасти в игрока, скажем, уровня Единой лиги?
– У многих есть потенциал и возможность попасть в лигу ВТБ. Но ребята не хотят туда идти. Они хотят играть, а не сидеть «под» легионерами. Конечно, они будут получать там больше, но лишатся игровой практики. Поэтому многие принимают решение остаться в Суперлиге.
- То есть это общее настроение?
– Да. Как говорится, лучше быть королем в деревне, чем никем в городе…
- Вас самого устраивает статус игрока суперлиги?
– Есть к чему стремиться, в чем совершенствоваться и чему учиться и у игроков нашей команды, и у других. Но хочется, конечно, и доверия тренера, и игрового времени побольше, чтобы проявить себя. А так… Многие ребята, думаю, хотели бы поиграть в Суперлиге, хотя это и не самая высшая наша лига.
Фото из архива Сергея Барсукова.
Российская Суперлига в лицах:
Владимир Пичкуров («Самара-СГЭУ»)
– Смотря какая команда, конечно. Где-то до 60 тысяч. Для молодого игрока, уехавшего от семьи, это нормальные «карманные» деньги(С)
смотря на уровень игры Высшей лиги-половина игроков и половины денег таких не стоят
Жаль сама Елена Петровна об этом не знает..))