11 мин.

Тень дурака. Как Крис Уэббер взял ненужный тайм-аут

1

У Криса Уэббера 20 секунд, три варианта: отдать мяч Робу Пелинке, Джалену Роузу, оставить у себя. 18.

Крис движется к кольцу, получая мяч на своей половине – 71:73, +2 Северная Каролина. Мичигану нужен тот самый бросок – минимум два очка, максимум – победа в чемпионате.

15. Пелинка: «Какого он делает?!» Перед поступлением в колледж школьный тренер сказал Робу, что тот выиграет чемпионат трехочковым. Роб на дуге, Роб ждет передач.

13. Ховард: «КАКОГО ОН ДЕЛАЕТ??!!» Fab Five редко так поступали (это подтвердит Стив Фишер). Пора отдать мяч, пора принимать решение.

12. Уэббер в углу площадки, заперт двумя защитниками (свидетели №1,2 – Джордж Линч, Деррик Фелпс – первые, кто начнут праздновать; первые, кто поймут, ЧТО только что случилось).

11. Ассистент Стива Фишера (свидетель №3 – Брайн Дутчер) в 30 сантиметрах от Криса, он не говорит о тайм-ауте, он смотрит на Криса.

11 секунд.

71-73, Мичиган – Северная Каролина, финал национального чемпионата.

11 секунд, Крис Уэббер просит тайм-аут.

-Крис, сколько тайм-аутов есть у баскетбольной команды?

-(после паузы)... понятия не имею, Крис Уэббер на юмористическом шоу, NBC, 2001 год.

В деле с тайм-аутом Уэббера темных пятен больше, чем осознания вины. Тот тайм-аут стал знаковым моментом. Как фильм Запрудера или «Зона 51». Он вошел в списки «Главных и худших решений в истории» (и здесь можно не добавлять «истории спорта»). После осознания произошедшего – замена Тима Данкана в овертайме 6-й игры финала-2013 покажется вам Версальским миром.

У истории тех 9 секунд, которые «изменили все» (журналисты FOX создали мини-фильм «Что, если бы Крис Уэббер не взял тайм-аут», в нем Fab Five «Мичигана» чуть ли не выдвигаются в президенты) – три вектора. Первый, в который никто не верит, (ведь Уэббер до сих пор молчит) – он действительно не посчитал тайм-ауты.

3

«Я был шокирован, что это сделал именно Уэббер», Гэвин Эдвардс, CBS Sports.

Верить в это и, правда, сложно: Уэббер – баскетболист с высочайшим IQ, не вырос на детройтской «8 миле» – из хороший семьи, посещал частную школу, был тем, кто принимает решения. Но ошибаются все.

В школе его цифры – 29,4 за игру, 13 подборов, звание лучшего спортсмена студенческих лиг, сравнения с Мэджиком. Но ошибаются все, так?

В последнем перерыве той игры тренер Фишер повторяет «У НАС НЕТ ТАЙМ-АУТОВ». Я не часто бываю на скамейке запасных в момент баскетбольных матчей, но кажется, коуч (особенно студенческой команды, особенно в финале) обязательно напомнит о количестве тайм-аутов.

- Вы ведь говорили в перерыве, что тайм-аутов нет?

- Да.

- Крис это слышал?

- (после паузы)…он был рядом со всеми», Стив Фишер на послематчевой пресс-конференции, 5 апреля, 1993 год.

Все, что мы знаем от Уэббера – «я что-то слышал» и «вся вина на мне». Еще он что-то бубнил под нос. После матча его обнимет отец и младший брат. Стив Фишер скажет – ты не сделал ничего плохого, сынок.

Все из игроков Fab Five – Ховард, Роуз, Кинг, Джексон – заявили, что если и держали какую-то обиду на Криса, она прошла в первые секунды (а проиграть «Дьюку» в 1992 было ох как обидно), они были едины. Они сняли фильм «Fab Five». Они, по словам Роуза, не могли винить кого-то за одну ошибку.

7

Но ошибку ли? И если да – чью?

Сам Уэббер отказался от участия в создании фильма «Fab Five» и сопутствующих интервью.

Вектор Майкла Талли

Майкл Талли (свидетель №4) – защитник «Мичигана», в момент тайм-аута возле лавки, за ассистентом Дутчером. Первый к кому Уэббер обратится после того, как судья выпишет технический, два штрафных и владение – Талли. С вопросом – «почему ты сказал сделать это?»

На паркете Уэббер повторит это дважды, уже не обращаясь к кому-то персонально, обращаясь во множественном числе – «Почему вы сказали мне сделать это?» Вы. Сказали. Сделать. Это. Повторит дважды.

3

На видео, в момент начала атаки, на лавке «Мичигана» действительно есть человек, который сигнализирует о тайм-ауте. Или о том, что могло показаться тайм-аутом. И это действительно Талли.

«Я говорил – у нас НЕТ ТАЙМ-АУТОВ!», Майкл Талли на послематчевой пресс-конференции, 5 апреля, 1993 год.

Талли подтвердил, что он сигнализировал Крису, но с пометкой – нет тайм-аутов (Майк сам не дурак – в 1989 был назван «Мистером Баскетбол» штата Мичиган, престижная премия среди игроков школ). Крис мог перепутать сигнал, но на пресс-конференции он не скажет, что тайм-аут просил взять Талли.

В момент сигнала к Майклу не подошел ассистент и не сказал, чтобы тот прекратил (хотя Дутчеру было достаточно развернуться). В эпизоде игры, сигнал Талли был похож на регулярный знак, который в Мичигане знали и которого не опасались.

После тайм-аута Уэббера – Талли не стал аналогом Стива Бэртмена (Бэртмен – болельщик из Чикаго, поймал мяч на Мировой серии бейсбольных «Кабс», в тот момент, когда это мог сделать игрок «Чикаго», после этого, выигрывавшие «Кабс» проиграли 3:8; Бэртмен стал изгоем, менял внешность, редко появлялся на публике). Имя Майкла Талли не упоминалось. У него не брали интервью для фильма «Fab Five», у него даже нет профайла на «Википедии». Талли не просил брать тайм-аут. Он на что-то указывал – и, возможно, это и стало причиной (20 секунд до конца, 2 очка отставания, ошибаются все), но Уэббер, как и Талли, об этом так и не упомянули.

Вектор Эда Мартина

Может потому, что в 1996 году Крис получил 10-летнюю дисквалификацию на право посещать какие-либо мероприятия связанные с атлетическими программами Мичиганского университета.

12

Уэббер ушел в НБА в 1993-м, Уэббер стал первым пиком, первым второгодкой со времен Мэджика, кто удостоился такой чести. Цифры Уэббера впечатляли – 17,5, 9,1 в первый сезон, звание «Новичка года». Но вы никогда не вспомните о Крисе Уэббере в категории оправдавших надежды или звезд чемпионских финалов. В своей карьере Крис так ничего и не выиграл, кроме индивидуальных наград. И возможная причина – тот самый тайм-аут.

«Что бы ни делал Крис Уэббер – его жизнь определят те 9 секунд», Берни Линнингсон, Chicago Tribune, 6 апреля, 1993.

17 марта 1996-го Роберт Тэйлор и еще три баскетболиста программы «Мичигана» возвращаются с поездки, которая включала посещение скаутов и вечеринку. Проложенный маршрут: дом скаутов – вечеринка.

Тэйлор не справляется с управлением, на шоссе машина едва не падает в кювет.  Полиция выясняет, что была третья точка маршрута – дом Эда Мартина, бывшего сотрудника завода «Форд», известного в Южном Мичигане, как «баскетбольный маньяк».

«Баскетбольный маньяк – его так все звали. Мартин был повернут на баскетболе, ошивался возле игровых площадок и в кампусе Мичигана», Брэди МакКолох, The Michigan Daily.

Нить полицейского расследования выводит Большое жюри на связь Эда Мартина с четырьмя игроками баскетбольной программы Мичигана. Роберт Тэйлор, Маурис Тэйлор, Луи Баллок, Крис Уэббер.

По подсчетам комиссии штата, с 1988 по 1993 год Эд Мартин выдал этой четверке (Fab Four) 616 тысяч долларов. По его словам – без гарантии возврата. По их – безвозмездно.

3

С 1988 по 1993 Уэббер получил от Мартина 280 тысяч, на – по протоколу – так называемую «пиццу и бензин». О средствах, полученных от Мартина, заявил и Джален Роуз, который не соврал Большому жюри. «Это была нормальная практика, – скажет Роуз спустя 9 лет в кресле аналитика ESPN, – такие люди как Мартин всегда есть в среде студенческих спортивных программ». Они подкупают. Заманивают молодых игроков. Те, попав в НБА, получив первый 2-3-миллионный контракт, возвращают вложенные средства. Это как политика. Только на периметре и с кольцом. И вне закона.

Вне закона оказался и Уэббер, который соврал Большому жюри. Именно за это он получит дисквалификацию – не за 200 штук, которые политика NCAA (не разрешающая зарабатывать атлетам ассоциации) буквально всовывает в руки студентов, а за то, что соврал. В США после этого следует импичмент.

3

Импичмент и объявили университету Мичигана. У спортивных программ отобраны 122 победы и все титулы добытые Fab Five – главной командой в истории студенческого баскетбола (два финала NCAA, 1992, 1993).

Всех побед за этот период лишен тренер Стив Фишер, который, молча, наблюдал, как из-под сводов арены снимают триумфальные баннеры его команд.

По данным комиссии штата, Эд Мартин не только «вкладывал» в игроков, но и вкладывал из незаконных средств. После расследования и допроса эти данные стали официальным признанием.

Из протокола допроса Эда Мартина, Большое жюри, Мичиган, 27 мая, 2002 : «Основная часть средств – это нелегальные кредиты либо деньги, заработанные преступным путем».

В 2002 году (расследование, начавшееся со случайной автомобильной аварии, тянулось 8 лет) Мартин вместе с супругой Хильдой проходил по 8 судебным делам, включая преступный сговор с целью получения прибыли, отмывание денег, нелегальный бизнес, азартные игры. Единственное, за что его не судили – любовь к баскетболу. Хотя нет, она ведь все и спровоцировала.

5

5 апреля 1993, в день финала Мичиган-Северная Каролина, за пять часов до тайм-аута Криса Уэббера, Эд Мартин, по данным журналистов Detroit Free Press и Chicago Tribune, поставил в букмекерской конторе Лас-Вегаса крупную сумму. Так – чтоб сорвать банк. Банк в тот день можно сорвать, только поставив на Каролину – Fab Five Мичигана безоговорочный фаворит. Мартин ставит на «Тар Хилз», Мартин хочет возврата средств, Мартин хочет, чтобы Крис Уэббер взял тайм-аут.

«Само решение взять тайм-аут в той ситуации – и сейчас кажется аномальным. Вы бы никогда так не поступили, просмотрев хотя бы три игры «Мичигана». Даже если бы у них оставался тайм-аут, они бы попытались закончить в положенное время», Тони Манфред, Business Insider.

Момент того тайм-аута – как эффект бабочки или эпизоды из «Донни Дарко». Сигнализируя о тайм-ауте – Уэббер не смотрит на судью. Он намеренно заходит в неудобный угол, откуда можно лишь забросить по невероятной траектории или взять тайм-аут.

По словам Джалена Роуза, весь эпизод розыгрыша он ждал передачи, ведь «так они поступали два года подряд».

Официального обвинения в том, что Крис сдал игру, так как был должен Мартину, не выдвигали. По словам Гэвина Эдвардса из CBS Detroit, в случае победы «Мичигана», Мартин бы потребовал с Криса около 200 тысяч долларов.

Может поэтому все 9 секунд до тайм-аута Уэббер неуверен («хотя только у него была та ментальная сила принятия решений»), сомневается, будто раздумывает над вариантами акта («тайм-аут Криса Уэббера – начало акта «Возмездия» для «Мичигана», Sports Illustrated) – а все остальные в недоумении следят за пьесой, возможно, без знания опосредованных причин.

Уэббер мало обсуждает ту ситуацию. По словам близких, после тайм-аута он решил дистанцироваться от Мичигана, чтобы все думали, что его жизнь началась с первого года в НБА. Даже сейчас вопрос о тайм-ауте опередит пресс-аташе Криса.

Даже сейчас, спустя 10 лет со дня смерти Эда Мартина, который «просто хотел помочь игрокам» (чеки Тэйлору, Буллоку, Крису), публика видит в нем не Робин Гуда, а старого искушенного манипулятора, который использовал молодых звезд.

Эду грозило 20 лет и 1,2 миллиона штрафа. После его смерти супруга Хильда подтвердила, что в середине 90-х он ждал, что игроки начнут возвращать деньги. По ее же словам, Эд сказал, что какую-то часть вернул только один человек. Имя он так и не назвал. Как и дату возврата. Последнее, что сказал Эд Мартин Большому жюри – «я люблю университет Мичигана, они ведь не сделали ничего плохого».

1

С момента тайм-аута Криса Уэббера прошло 20 лет – «Мичиган» вновь в финале. «Луивиль», 8 апреля, 2013 – 72:68 в пользу «Кардиналс». Ховард-Роуз-Кинг-Джексон следят за матчем из ложи, желая, чтобы чемпионский баннер вернулся под свод «Крайслер Центра». Крис Уэббер в стороне. У нижнего ряда трибун, недалеко от скамейки – хороший вид на точку, с которой когда-то отправил в утиль чьи-то (возможно, свои) надежды. После игры его спросят о матче. Он скажет: «я всегда желал успехов команде» – и не сделает ничего плохого. И, опережая следующий вопрос, пройдет к выходу с баскетбольной арены.