13 мин.

Face up. Как развиваются в NCAA мощные форварды. Часть 1

Блог NCAA basketball выявляет пути развития мощных форвардов европейского плана.

 

В NCAA существует на мало талантливых бигменов, действующих преимущественно лицом к кольцу. Несмотря действия в стиле face up, далеко не все игроки подобного плана похожи друг на друга  они могут привносить в игру своих команд разные атрибуты. Тем не менее, можно выделить несколько общих шаблонов face up больших.

Однако реже всего игроки  именно такого плана добираются до уровня звезд NCAA, а их прогресс является довольно трудным процессом. Ведь в подавляющем своем большинстве потенциал таких парней заведомо ограничен. Тем приятнее видеть успешные примеры развития бигменов, действующих преимущественно лицом к кольцу и понимать в чем заключается успех того или иного способа развития подобных персонажей. 

В данном разборе рассматриваются только игроки, которые действуют в большей степени лицом к кольцу, а не являются изначально всесторонне развитыми большими, которые играют в стиле inside/out – поэтому примеры на подобии Дага МакДермотта прошу не предлагать.

С какими характеристиками эти парни приходят в NCAA? На какие архитипы можно их разбить? Что они могут дать своим командам? Какие пути развития наиболее действенны в данных случаях? У кого из них больше шансов выйти на уровень звезды NCAA? В последние несколько лет в NCAA как раз наблюдается несколько ярких персонажей, на чьем примере можно постараться это выяснить.

 

  • Архетип: форвард европейского плана

  • До NCAA: игрок, который не поразит скаутов с первого взгляда

«Худое строение тела со слабо развитым телосложением. Игрок, обладающей хорошей подвижностью, при, в лучшем случае, среднем атлетизме. Часто это очень умный игрок, который уже демонстрирует свои разносторонние навыки (неплохую для позиции техинку) и игровое iq, действуя лицом к кольцу (хороший дальний бросок). А также сносно защищается и подбирает на школьном уровне благодаря своему росту. Но сможет ли он успешно действовать на студенческом уровне? Долгосрочный студенческий проект, который может вырасти в про, если продолжит развивать свою разностороннюю игру»  примерно с такими характеристиками от скаутов игроки данного плана приходят в колледж.

Райан Келли играл в школе центрового и действовал, внутри арки, только эпизодически проявляя свой дальний бросок. Но если на школьном уровне его роста хватало, чтобы худо-бедно подбирать и набирать очки вблизи кольца, то на уровне NCAA все должно было быть по-другому. У бигменов часто первый год на студенческом уровне уходит на адаптацию, а в случае Келли – сезон фрешмена еще и стал временем, когда тренерский штаб «Дьюка» начал ломать игру форварда под stretch 4. Это вылилось в 1.2 очка за мусорное игровое время при жалких процентах с игры и начисто проигранную конкуренцию братьям Пламли, Лэнсу Томасу и Брайану Зубеку в чемпионский сезон. Во втором сезоне Райан продолжил перестраивать свою игру, растягивал защиту противника и уже помогал «синим дьяволам» открытыми трехами и бросками со средней дистанции. Отмечался умными передачами в атаке, лидировал по чарджам в защите и был в нужное время в нужном месте при подстраховке. Однако польза на щитах и при защите в лоу-пост была крайне мала, а атакующий арсенал иногда добавлялся средним после одного удара мяча о паркет.

В роли джуниора Келли являлся уже полноценной опцией нападения команды и реализовал 41% бросков из-за дуги. Набравшись опыта и заматерев, он чаще завершал атаки из непосредственной близости у кольца и уверенней действовал на щитах. Стал чаще прорываться под кольцо соперника, используя неплохую подвижность и угрозу броска, а также стал чуть чаще играть спиной к кольцу и успешно использовал мис-матчи, оказавшись перед кольцом в окружении игрока периметра. Чаще атаковал после фейка и удара мяча о паркет. Порадовал действиями в посте, когда ему позволяли занять удобную позицию в краске. Райан прибавил в защитных действиях  правильно располагался в защите, действовал на подстраховке и перехватывал. А его грамотные действия (передачи, умение заработать фол в нападении и подставиться под чардж) на паркете не раз выручали «дьяволов».

Третий год подряд Райан продемонстрировал огромный прогресс и предстал уже элитным снайпером (42.2% из-за арки), а также значительно разнообразил свой арсенал на средней дистанции и довел свою face up игру во всех направлениях до ума. Стал на регулярной основе забивать со средней дистанции бросками с разворотов и в отклонениях и даже добавил в свой репертуар флоатер. С его ростом, он регулярно поражал корзину соперника pull-up джамперами, еще лучше стал действовать в проходе (использовал спин-мув) и бросать после фейков. Очень часто провоцировал фолы, когда это было особенно необходимо, и реализовывал 81.2% с линии. По-прежнему действовал очень грамотно. Любой мис-матч против игрока периметра, малоподвижного оппонента или соперника, который позволяет действовать спиной мгновенно и эффективно использовался. Райан пасовал, действовал на заслонах (в частности пик-эн-поп), открывался и крайне полезно взаимодействовал с партнерами.

Тоже и в защите – подстраховка, чардж, перехваты были на высшем уровне, а прогресс в блокировании дополнял все это. Игра на подборе ничуть не улучшилась. Поразительно, но зато за счет интеллекта Райан сумел стать одним из самых лучших защищающихся игроков лиги! Как в командной защите, так и при персональной опеке! Райан очень грамотно и активно угрожал с перехвата более габаритным большим, уже не часто позволяя продавить себя, только если не был в заранее невыгодной позиции. Затруднял возможность приема передачи, перехватывал. Райан заранее предугадывал или провоцировал определенные атакующие действия, а также продемонстрировал великолепный тайминг, что позлило ему блокировать в лоб множество значительно более атлетичных оппонентов. К выпускному сезону Райан Келли выжал из своего таланта абсолютно все, что позволял его потенциал.

Другим показательным примером является Эрик Мерфи. Мерфи было проще, чем кем Келли проявить себя в двух дебютных сезонах на студенческом уровне, ибо Эрик приходил в NCAA чуть более подвижным и чуть более атлетичным игроком. Что позволяло ему чаще набирать очки из непосредственной близости у кольца. Однако это не позволило Мёрфу в ранге андерклассмена рассчитывать на что-то большее, чем просто роль запасного для более опытных старшекурсников сильного фронт-корта «аллигаторов». Но перед третьим мезоном дорога в старт «Флориды» была расчищена, и Эрик пошел по совершенно другому пути.

Эрик провел серьезную работу над своим физическим состоянием и добавил в межсезонье 40 фунтов мышечной массы. Его подвижность пострадала, но игровое iq выросло – это дало большие дивиденды. Эрик стал безоговорочным игроком старта и обрел себя в роли stretch 4. Мерфи продемонстрировал убойный дальний бросок с быстрым релизом и отменной механикой и действовал невероятно эффективно при пик-эн-поп. Улучшенная физика в купе с понимание им игры позволила часто набирать легкие очки из-под кольца после грамотных открываний в свободные зоны. А учитывая хорошие руки Эрика  также вывело его на сильный уровень при пик-эн-роллах. Мерфи показал вспышки атаки в проходе более медленных оппонентов, неплохой крюк и работу ног. Значительно улучшил свою защиту в посте и на периметре, но по-прежнему был слаб на подборе и на подстраховке.

Но на этом прогресс Эрика не остановился. Эрик Мерфи предстал уже элитным снайпером (45.3% из-за периметра) и продемонстрировал неплохой навык ведения борьбы за позицию в посте. Он куда чаще набирал очки из непосредственной близости у кольца, благодаря good touch around the rim. При улучшенных физических данных Эрик еще и улучшил свои кондиции. Что позволило ему регулярно и успешно пользоваться крюками с обеих рук и обыгрывать спиной к кольцу за счет хорошей работы ног. Мёрф значительно улучшил действия при дабл-тимах и стал чуть лучше пасовать. Учитывая неплохую для бигмена технику, теперь он куда чаще использовал свою outside/in игру, чтобы набирать очки в проходах под кольцо и face up положений. Кроме того, Эрик мгновенно использовал мис-матчи и набирал много очков, используя преимущество в габаритах против, оказавшихся в посте, игроков периметра. Хотя его игра на подборах и защита при пик-эн-роллах осталась на слабом уровне, защита в лоу-пост стала еще сильнее  теперь Мерфи являлся сильным персональным защитником. Хотя Эрик не может похвастать такой разносторонним диапазоном действий на средней дистанции, его face up игра также приняла окончательные очертания и потенциал форварда был полностью реализован.

  • Вывод:

Обязательным фактором в достижении потенциала является наличие очень сильного выстрела из-за дуги, неплохой техники и небольших умений в лоу-пост. Игровое iq является ключевым качеством в развитии форварда европейского плана, ограняющее другие разносторонние таланты stretch 4. Оно очень важно как для умения зарабатывать на себе штрафные, так и для набора легких очков из-под кольца. Важно и при командной защите, восполняя пробел на подборах. При отсутствии атлетизма – именно понимание игры выходит на первый план, причем на обеих сторонах паркета. Игрок такого плана обязан уметь использовать мис-матчи (и ошибки противника) и пасовать. Действовать при пик-эн-поп и пик-эн-ролл. 

Наличие различных фэйков, pull-up джампера, бросков с разворота и в отклонении (возможно даже флоатера) и способности прорваться к кольцу из face up ситуаций в купе со способностью набрать очки из лоу-пост при возможности – дает довольно большие атакующие возможности обладателю этого арсенала. Улучшенная физика в купе с базовой игрой в лоу-пост  позволяет быть опасным при пик-эн-поп / пик-эн-ролл и использовать outside/in игру, чтобы набирать очки в проходах под кольцо и face up положений. Пример Райна Келли показывает, что в NCAA можно стать элитным защищающимся игроком даже без скорости, мощи и атлетизма. Эрик Мерфи не смог извлечь выгоду на подборе за счет улучшения физики, однако предстал хорошим защитником в лоу-пост.

Может ли форвард европейского плана выйти на уровень звезды лиги? Более мягким и техничным stretch 4 всегда будет не хватать очков у кольца, более мощные  потеряют в технике и немного в подвижности. Но, такие заслуженные тренеры как Майк Кшишевски и Билли Донован не мыслят такими категориями как звезда/не звезда, а смотрят на то, что игрок может дать команде. И пока такие stretch 4 помогают своим командам таким разносторонним диапазоном действий – они были, есть и будут очень востребованы.

 

  • Архетип: athletic freak

  • До NCAA: такой игрок сразу приковывает к себе внимание

«Он очень худой, но он чрезвычайно быстр и подвижен. Обладает поразительным атлетизмом и размахом рук. Игрок, который уже сейчас делает все по чуть-чуть и даже не представляет в чем заключается его игра. Он блокирует и перехватывает. Он потрясающе поддерживает быстрые отрывы, порой способен опустить мяч на паркет. Сейчас наибольшая угроза от него исходит из непосредственной близости у кольца как от финишера, который мгновенно отрывается от паркета и подбирает на чужом щите. Пока  это крайне сырой талант, но вы просто не можете пройти мимо того, во что этот парень может вырасти, учитывая его природные данные»  таков среднестатистический отчет скаута о рекрутах подобного плана.

В течении первых двух сезонов Пэйн вовсе не подавал намеков face up игры. В ранге андерклассменна развитие Эдриана проходило по классическому для атлетичного форварда сценарию. В первый сезон  очень сырой бигмен, действующий вблизи кольца за счет подвижности и хороших рук. Во второй сезон  это уже серьезно влияющий на игру большой, успешно действующий в непосредственной близости у кольца и изредка демонстрирующие задатки чего-то большего. Пэйн забивал вблизи кольца, с навесов и хорошо поддерживал быстрые отрывы. А также являлся важнейшим элементом обороны «спартанцев», действуя как rim protector, используя свои рост и атлетизм. А вот на третий год уже нужно демонстрировать что-то большее. Первую половину сезона джуниора Эдриан не показал совершенно ничего отличного от своего второго сезона, резко проявив миру свой прогресс с наступлением игр внутри конференции.

Внезапно, во второй части сезона Пэйн начал обильно поливать со средней и дальней дистанции и в оставшихся 20 играх забросил 16 дальних попыток с процентом 38.1%. С угрозой дальнего-среднего броска, невероятно атлетичный, очень скоростной и резкий большой с хорошими руками стал в разы опаснее. Теперь эти качества могли быть уже регулярно использованы в проходах под кольцо против менее подвижных оппонентов (почти всех бигменов). Если раньше его отмечали за успешные действия финишера с пик-эн-ролла, то теперь он представлял очень сильную угрозу и при пик-эн-поп. Несмотря на отсутствие техники, форвард стал атаковать кольцо соперника со средней дистанции после фейка и пары ударов оранжевого о паркет. Кроме того, Эдриан теперь стал потихоньку использовать броски с разворота из поста-ап позиций, а также часто использовать резкие спин-мувы и развороты.

В этом сезоне Эдриан продолжил развитие и огранку своего таланта. Форвард «спартанцев» вышел на очень сильный уровень в плане дальнего броска (43.9% при 2.7 попытках). Он еще увереннее и стабильнее атаковать со средней pull-up джамперами, что теперь позволяет ему просто терзать своих оппонентами взрывными проходами под кольцо с периметра и средней дистанции. А также чаще зарабатывать штрафные. Кроме того, Пэйн разнообразил свою игру в лоу-пост – помимо вертушек, добавились редкие крюки, дроп-степы и ранниг хуки, а бросок с разворота улучшился. И хотя нововведенные приемы применяются им редко, но вовремя и по месту, что расширяет атакующий потенциал и усложняет роботу защитникам. Чувство игры у Пэйна так и не улучшилось, однако под руководством Иззо он смог немого прибавить в передачах и находить свободных партнерах при дабл-тимах. Пока Эдриан смотрится не просто как неотъемлемая часть этого состава «спартанцев» как равноправный участник трио лидеров с Эпплингом и Хэррисом.

Джерами Грант рекрутировался в свой школьный выпускной год как 6-7 комбо форвард, однако еще перед стартом сезона неожиданно оказался самым высоким игроком команды! Джерами сумел провести неплохой дебютный сезон в лиге из-за своих природных данных. При росте 6-11, Джерами обладает запредельным атлетизмом и просто умопомрачительной взрывной скоростью. Не редко кажется, что его рывки под кольцо не уступят многим атакующим защитникам. Он невероятно подвижен, что помогало ему набирать очки из непосредственной близости у кольца. Он еще быстрее и даже еще немного атлетичнее Пэйна! Кроме того, в отличии от Эдриана, у Джерами есть природный стержень, который и при его худом строении тела позволяет ему доминировать на подборе, просто продираясь сквозь спины оппонентов. Особенно это заметно на чужом щите (почти 40% отскоков он берет в нападении), что позволяет набирать массу очков второго шанса и регулярно радовать публику хайлайтными данками.

В дебютный сезон Грант показал задатки среднего броска, а в статусе софомора Джерами уже стал регулярно и уверенно атаковать кольцо со среднней дистанции. А также использовать резкие спин-мувы и развороты. Даже при отсутствии техники, его невероятная скорость – уже позволяет ему прорываться под кольцо не реже мистера Пэйна и зарабатывать просто тучу штрафных, реализация которых пока подводит. Пока Джерами не может похвастать и сильными навыками в завершении (особенно с контактом), что компенсирует неплохим пониманием игры – количество асситов выше, а количество потерь меньше в сравнении с Эдрианом. Отдельных эпитетов стоит защита Гранта. Джерами действует на самой уязвимой позиции 2-3 зоны – позиции мощного форварда на фланге  зоны. И является просто идеальным кандидатом для этой работы. Благодаря росту Джерами максимально затрудняет возможность броска, легко защищается на ногах у дуги, отлично, страхует, блокирует и перехватывает. Грант уже сейчас – без дальнего броска и при слабой реализации с линии (67.3%) демонстрирует уровень Эдриана Пэйна в третьем сезоне. Будет очень интересно посмотреть - на какой уровень Джерами Грант сможет выйти, если не уйдет на драфт.

  • Вывод:

Пример Эдриана Пэйна показывает, что для ультра-атлетов с взрывной скоростью на четверке - игровое iq не является ключевым фактором в прогрессе. И даже демонстрировать неплохую технику не обязательно для выхода на звездный уровень. Ключевыми элементами является хороший дальний бросок, взрывная скорость и корявенький (но стабильный и эффективный) one-two dribble pull-up джампер вкупе с редкими (но меткими и по месту) приемами в лоу-пост. Будучи атлетичным и достаточно высоким большим – успешно действовать в непосредственной близости у кольца за счет резких разворотов и спин-мувов не составляет труда. Также как и совершать рейды под кольцо не только из face up ситуаций, но и с периметра.

Защитный потенциал athletic фриков и вовсе не обсуждается – он практически безграничен. В разрезе становления Эдриана Пэйна как одного из лидеров «Мичиган Стэйт»  интересно понаблюдать, чего сможет добиться Джерами Грант из «Сиракьюз», который уже сейчас демонстрирует уровень игры, сопоставимый с Пэйном-джуноиором. Обязательно ли обладать сильным дальним броском или будет достаточно только небольшой угрозы выстрела из-за дуги? Обязательно ли иметь в арсенале pull-up джампер, если у тебя есть такая фантастическая скорость (позволяющая бигмену пролетать к кольцу сквозь траффик) и внутренний стержень как у Джерами Гранта? На эти вопросы появятся ответы, только если Грант продолжит свое обучение в программе Джима Бэйхайма.