О, дивный новый мир, или история Лос Анджелес Клипперс. Часть вторая
1970/1971
Первая игра в истории Баффало Брэйвз состоялась с Кливлендом, в октябре 1970 года. Несмотря на масштаб события, зал был отнюдь не полон. К слову, в наше время вам повезет, если билеты на ночь премьеры не раскупят в первый же день продаж. Стартовая пятерка выглядела следующим образом: Дик Гаретт, Херм Гиллиам, Дон Мэй, Джон Хаммер и Нэйт Боуман. Если Вы не истинный фанат клуба или не читали первую часть этого исторического экскурса, вряд ли Вам знакомы все эти имена. Так что давайте остановимся на них поподробнее.
Дик Гаретт – 190-сантиметровый защитник, к этому моменту отыгравший один сезон в Лейкерс. Гаретт играл на позиции защитника и в целом неплохо стрелял, набирая в среднем по 13 очков за матч в сезоне 1970/71. Херм Гиллиам – практически копия Дика: и по росту, и по игровой позиции, но вот только вместо Лейкерс в его «трудовой книжке» значился клуб из Цинциннати (позже переехавший в Сакраменто). Статистика у этого парня была похуже, да и в Брэйвз он продержался не так долго.
Дон Мэй играл на позиции легкого форварда (и хотя со своим ростом в 1,93 метра он был для нее мелковат, но кидать умел неплохо), Нэйт Боуман был центровым, немало подбирал, но за всю карьеру заработал больше фолов, чем набрал очков, за что и был прозван «Nate the Snake» («Нэйт-змея»). Хотя чтобы понять эту связь, мне пришлось прочитать какую-то странную притчу про змею, спасающую мир…
И Дон, и Нэйт в предыдущем сезоне 1969/1970 играли за Нью-Йорк Никс и становились чемпионами. Что, несмотря на значительное улучшение статистики Мэя (в среднем в сезоне 70/71 он зарабатывал для команды по 20 очков) и опыт Боумана, уже не удалось им (спойлеры, спойлеры!) сделать впоследствии.
Для Джона Хаммера этот сезон стал премьерным. Джон со своим ростом в 2,06 играл на позиции мощного форварда/центрового и показывал неплохую для новичка игру: зарабатывал в среднем за игру по 10 очков и делал 9 подборов. Он отыграл за Баффало три сезона, а спустя еще 5 лет завязал с баскетболом, да так, что теперь в статье на Википедии он значится в первую очередь венчурным капиталистом, а потом уже – баскетболистом.
Вот эти фотогеничные красавцы из 70х (подозрительно мало усов!):
По итогам сезона Баффало выиграли только 22 игры, из которых 11 - в матчах против Кливленд Кавальерс и Портланд Трэйл Блэйзерс: система игр была построена таким образом, что большинство матчей команды-новички играли между собой, набирались опыта и разбавляли горечь поражений радостью победы. В результате команда оказалась в 30 победах от первого места Атлантического дивизиона, которое занимали Нью-Йорк Никс. Между ними расположились Филадельфия и Бостон. Итог: 4ое место в дивизионе, 7ое в конференции.
Кроме стартовой пятерки большой сюрприз преподнес любителям клуба Боб Кауфман, задрафтованный Филадельфией, но перешедший Баффало. Во-первых, он приятно удивлял своей статистикой, набирая в среднем 20 очков за игру и делая 10 подборов, а во-вторых, умел проявить себя в нужный момент. Он сыграл большую роль в становлении команды, приложив максимум усилий в матче против Атланты, закончившимся поражением последней со счетом 134-118. Впервые выиграв серьезную команду, Брэйвз поверили в себя и в то, что могут играть на уровне.
В общей сложности в Баффало было 4 защитника, набиравших каждый как минимум десятку: Дик Гаретт, Майк Дэвис, Херм Гиллиам и Эм Брайант. Не считая всех вышеперечисленных, в ростере было еще несколько человек.
Билл Хоскет, бывшая звезда Огайо, выигрывал в 1968 золото Олимпийских игр в составе американской команды по баскетболу, отыграл 2 сезона за Никс и оказался в Баффало. Из-за травм был вынужден сыграть всего 13 игр в сезоне.
Корнел Уорнер, центровой, был новичком и играл весьма посредственно - «без огонька», как говорится. И с ничем не примечательной статистикой.
Джордж Уилсон пришел в Баффало уже с олимпийской медалью 1964 и пятилетним опытом игры в НБА. Бывший центровой, он был смещен на позицию тяжелого форварда. В сезоне он блеснул, пожалуй, только один раз, совершив в овертайме матча с Лейкерс затяжную победную атаку и буквально вырвав победу у Лос-Анжелеса: 113-111. На следующий день, правда, игроки узнали, что им придется играть половину домашних матчей в Торонто, и настроение было испорчено.
Остальные игроки так редко появлялись на площадке, что не стоит вообще грузить вас их именами. Потому что, вероятнее всего, вы услышите их в первый и в последний раз.
Как говорится, лучше один раз увидеть:
Вообще, несмотря на множество трудностей и поражений, у Баффало случались и редкие удачи: так, они ошеломили фанатов Нью-Йорк Никс, выиграв чемпионов прошлого года со счетом 97-91, обыграли другие известные команды НБА. Но в целом их игра не способствовала росту популярности и числа фанатов.
Для самых любопытных и интересующихся ниже состав команды в сезоне 1970-1971 и краткие результаты сезона по Атлантическому дивизиону:
1971/1972
По существующим тогда правилам на год, следующий после драфта расширения, вновь образовавшиеся команды имели правило выбирать самые первые пики. Поэтому Брэйвз предстояло принять важное решение. Они выбирали третьими, после Кливленда и Портленда. Честно говоря, Государственный Университет Кентукки был не на слуху в баскетбольном мире. Да что там, большинство даже не знало, где он находится. Но так сложилось, что в его баскетбольной команде играли два пика первого раунда будущих драфтов. Одним из них как раз и был Элмор Смит, выбранный Баффало.
В каком-то отношении он был темной лошадкой, но его физическая форма не вызывала вопросов: семифутовый центровой набирал в колледже в среднем по 25 очков и делал 24 подбора. Более того, он заслужил репутацию неплохого блок-шотера. Играя за Брэйвз, он мог бы заменить на позиции недобравшего порядка 10 сантиметров Боба Кауфмана.
Баффало повезло получить Смита и подписать его на 5-илетний контракт, но этого могло не случиться. До этого на драфте АБА Каролина также хотели выбрать Смита, но решили все же подписать другого игрока. Вообще, многие отличные игроки не могли участвовать в драфте, т.к. уже были подписаны кем-то из АБА.
Это Элмор Смит:
Кроме этого пика, Брэйвз смогли выторговать себе три пика из второго раунда. Первым из них стал защитник Фрэд Хилтон. За ним последовали Эмос Томас и Спенсер Хэйвуд. С третьего по шестой – ничего примечательного, а вот в седьмом команда имела право взять местного игрока. Им стал Рэнди Смит – универсальный игрок из, как не трудно догадаться, Университета Баффало.
Кроме баскетбола он блистал на треке и на футбольном поле. Тут ему помогали физические данные и баскетбольные навыки: он просто перепрыгивал своих соперников и направлял мяч в ворота, используя голову. В буквальном смысле. Но вряд ли кто-то по-настоящему верил в него и в его баскетбольное будущее. Впоследствии он говорил: «У них не было специального намерения брать меня. Но я был хорошим атлетом и я собирался работать не покладая рук, раз у меня появилась такая возможность». На первой тренировке в сезоне Дольф Шейз, главный тренер, устроил команде «пробежку». И Смит оказался самым быстрым в команде. Дважды. Именно поэтому он и остался.
А это Рэнди Смит, не перепутайте:
У Драфта 1971 было 18 раундов. Баффало вышли после 17, их последним пиком был Джоуи Мейер, сын известного тренера и сам в будущем тренер. Кроме этого драфта в команде произошло еще несколько изменений. Увидев, что Дон Мэй уже достаточно подлетел в цене, проведя отличный сезон, и лучше уже не будет, Брэйвз обменяли его в Атланта Хокс. И Гиллиама за компанию. Им на смену пришли Уолт Хаззард и Джерри Чамберс. Хаззард был уже ветераном, его лучший сезон, когда он набирал по двадцатке, был позади. И придя играть в Баффало, больше всего он прославился тем, что первым же делом сделал заявление прессе о том, что по религиозным убеждениям меняет имя на Махди Абдул-Рахман. Если это даже и не отразилось на игре, то знаете, пошли разговорчики…
Еще одним изменением стал уход Джорджа Уилсона. Позже он обвинял руководство в расизме, но кто в это верит. Отличным игроком он не был, а еще и сменил 6 команд за 7 лет, что говорит не в его пользу.
С таким обновлением состава Брэйвз должны были играть лучше. Они и играли… Просто это не было отражено в турнирной таблице. Они провели сезон, выиграв 22 игры против 60 проигранных – так же как в прошлом году. Поменялась лишь одна маленькая деталь – теперь их противниками в трети игр уже не были новые команды. Баффало играли на общих с остальными условиях. Провели 6 матчей с Бостоном (0 из 6 побед), Нью-Йорком (1 из 5), Милуоки (0 из 4) и далее по списку.
Владелец команды Пол Снайдер не хотел мириться с таким положением дел. И на следующий день после очередного крупного поражения со счетом 123-90 он уволил Дольфа Шейза. Потом он признался, что лучше продаст франшизу, чем увидит вторую такую игру. Поэтому ему ничего не оставалось, как «сохранить бизнес и позволить Шейзу уйти». На его место на оставшиеся в сезоне игры пришел Джон МакКарти. Джон играл в баскетбол в колледже, а потом сделал профессиональную карьеру, отыграв 6 лет в трех разных командах.
Но изменения не прошли даром. Мало кто помнит, но Элмор Смит провел отличный для новичка сезон, набирая в среднем 17 очков и делая 15 подборов за игру. А это для него был огромный прорыв. Он также был лидером Лиги по количеству блок-шотов, поставив 14 блоков во время одной игры с Портландом.
Хаммер описывал Смита так: «На него нравилось смотреть. У него была грация. Думаю когда-нибудь мы возьмем чемпионство. Никогда прежде не видел парня, настолько зрелого в свои 22. Ему плевать на очки, на издевки – он просто хочет выигрывать. Видели бы вы его против Уилта Чемберлена. Уилт перехватил мяч, вышиб Элмора за пределы площадки и сделал данк через него. Тогда Элм спокойно переходит на другой конец площадки, получает пас, бежит прямо на Уилта, сшибает его, закалачивает сверху и уходит, не сказав ни слова».
Хаззард был третьим скорером в команде, забивавшим по 16 очков за игру, и лидером по ассистам. Хилтон быстро заработал репутацию одного из лучших шутеров в истории лиги. Он мог кидать откуда угодно, вот только процент его попаданий 0,389 был худший в ростере. Многое зависело от его настроения: когда он входил в кураж, тащил за собой всю команду, но когда нет… Тогда все было плохо. Видимо, входить в кураж удавалось не всегда.
Уолт Хаззард, он же Махди Абдул-Рахман:
Но был еще второй Смит. Рэнди Смит, помните? Он пришел на позицию легкого форварда, сменив Джона Хаммера. Можно сказать, он держался за счет своей отличной формы, но она помогала ему зарабатывать в среднем по 13 очков за игру. За счет своей выносливости он мог оставаться на площадке довольно долго и зарабатывать для команды очки.
Кауфман перешел в нападение, зарабатывал больше очков и вошел в состав Матча Всех Звезд. И если эволюция Кауфмана положительно сказалось на команде, то остальные игроки не развивались. Но аудитория постепенно росла, хотя полные залы Баффало Брэйвз пока не собирали. Для конкуренции по популярности с другими командами им нужна был особый талант. Звезда.
Ну и напоследок, обновленный состав команды в сезоне 1971/72 и результаты внутри дивизиона: