Пост принял. 5 лучших решений Рона Денниса
Трепещите враги «Макларена» – Рон Деннис вновь за штурвалом. На неделе легендарный функционер «Формулы-1» объявил о том, что в новом сезоне займет пост исполнительного директора команды. На пресс-конференции Деннис был краток, строг, лаконичен. «Будут изменения (пауза). И будут победы». Типичный Рон, фразы которого получили формулировку «Ronspeak» – замысловатые, уклончивые ответы, так подходящие политической фауне «Формулы-1». Фауне, где у Рона слава «Моби Дика», слава кита.
«Я до сих пор посещаю половину гонок сезона», – Рон Деннис в интервью по случаю 50-летия McLaren Group
5. Бросить школу в 1963-м
Деннис был помешан на авто. С самого старта. Такой успех должны получать одержимые. Как он или Лауда (который будет «гонять» за Рона в 80-х) – заходят в паддок на заре, выходят с закатом.
К тому же – автоспорт – механическая стерильность, отсечение лишнего. В 16 лет Рон из Уокинга решил, что лишней будет школа.
Деннис мог собрать/разобрать авто, пока вы платите за бензин. Исходный образ функционера – того, кто редко марает руки, не история Рона: он прошел все стадии – от механика в Thomson & Taylor, сквозь создание своей фирмы (когда вы в 20 лет валяли дурака на третьем курсе, Рон Деннис был старшим механиком в «Брэбем»), к посту в «Макларен», серии чемпионств, званию акционера, работе с великими гонщиками и статусу одного из самых богатых людей Британии. И Орден Британской империи. Определенно, изучение пути успеха Рона Денниса, нужно исключить из школьного курса.
4. Договориться с Мансуром Ойехом в 1983-м
Деннис всегда умел говорить. В Британии, где существует две партии – должна быть третья: партия спортивных функционеров (Фергюсон председатель, Деннис секретарь). Никто так не способен увести актив из-под носа, сказать «да», думая «нет», и убедить богача в том, что гоночное предприятие, которое в последнюю пятилетку было в трясине – лучший выбор для инвестиций. Не просто инвестиций – 60-процентного вклада. Столько акций в 1983 году купил шейх Мансур Ойех «по указке» 36-летнего Рона. Ойех будет главным финансовым партнером Денниса до января 2014. Два дня назад он передал дела младшему брату Азизу, который продлит 30-летний альянс семейства Ойех и фирмы «Макларен». Альянс, который спровоцировал Рон.
Что это дало? Доминирование уже на четвертый сезон.
Что бы вы понимали – новичок Деннис пришел в «Макларен» в период, когда последним подиумом было первое место Джеймса Ханта в 1977-м. Деннис появился в 1980-м, «Макларен» с Простом и Уотсоном «коченел» на седьмом месте.
А в 1984-м команда выиграла 12 гонок из 16. С тандемом Прост-Лауда и Ойехом в качестве инвестора. Ни один из той тройки не оказался бы в то время в том «Макларене» без того Рона.
3. Переманить Эдриана Ньюи в 1996
Тот, кто создал «чуму» интриги «Формулы-1» последних четырех лет (RB), в середине 90-х, как и многие до него, польстился на дивиденды Рона: Ньюи «разменял» «Уильямс» на «Макларен». Деннис вновь демонстрировал хватку и действия «в клатче».
Первая половина 90-х стала его худшим периодом в команде, такой могла стать и вторая – Рон истово искал инженеров, сотрудничество с Mercedes только началось, шел переходный период – время, когда лидер должен делать смелый, а главное, правильный ход. Скорость быстрых решений, часто исключает обдуманность. У Рона механизм идей – с автоматической коробкой передач.
Ставка на Ньюи сработала: золотой дубль-98, гонщик-чемпион-99. Кто бы сомневался.
2. Стать управляющим в 2014-м
66-летний Деннис не займет прежнее место босса, на котором он был с 1983 по 2009. Зачем? Для этого есть Росс Браун (и нет его контракта с «Мерседесом»).
Возможно, Деннис попытается вернуть Хэмилтона (как он делал с Простом, когда Ален «отлучался» в «Рено») – опыт и влияние позволяют. Они не позволяют ему разве что переименовать «Ред Булл» в «Макларен».
После лет с Уитмаршем и последнего сезона (лучшее место на Гран-при – 4, результаты – будто в первый заход Денниса в 80-х), Рон пришел «возобновлять связи». Он до сих пор в деле. Он никуда и не уходил (Деннис один из акционеров «Макларен»), просто стал ближе.
У «Макларена» по-прежнему есть резервы (третий бюджет в «Формуле»), и Деннис заявил о перемене стратегии (реструктуризации, стабилизации, прочих «ции» после которых кто-то не сохранит работу). Его главная заслуга последних лет (не считая появления в фильме «Сенна») – он сохранил соревновательных дух парня, бросавшего школу ради машин, и приходившего в «Макларен» в 30 с хвостиком. Теперь «парню» за 60, а «хвостик» – звание одного из самых влиятельных людей в автоспорте.
1. Заполучить Сенну в 1988-м
Деннис – это о гонщиках. В его истории – человек, гонщик – всегда будет главным. Такого нет у «Ред Булл», не было у Уитмарша. Главный элемент болида Рона (как бы он не звался – MP4, MP4/2B, MP4-16,MP-4-29) всегда в шлеме.
«Детали» Рона – Прост, Лауда, Кеке Росберг, Мэнселл, Хаккинен, Райкконен, Алонсо, Хэмилтон, Баттон. Главный – Сенна. Все – чемпионы мира. Большая часть – при помощи Денниса.
Айртон перешел в «Макларен» в 88-м, когда «Лотус» перестал утолять его «жажду» (что утолить было невозможно, «Макларен» «пересох» в 1993-м), а Деннис, договором с «Хондой», будто создал болид под него – в 1988-м «Макларен» «взял» 15 гонок из 16, обошел «Феррари» в Кубке конструкторов (на рекордные 134 очка), а Сенна выиграл первое чемпионство.
Держать на дистанции Проста-Сенну, Льюиса-Алонсо – как обедать в клетке со львом, а Деннису нужен результат, а не сводки для желтой прессы. Но он всегда шел таким путем – два лучших, маневры руководства.
Не всегда маневры приводили к успеху (Деннис наверное единственный функционер в спорте, кто пытался обжаловать победу собственного гонщика), но в конце 80-х он выбирал верный вариант, это подвело в 00-х, с тандемом Алонсо-Хэмилтон, и возможно – Хэмилтон-Баттон (вера в чемпионство Дженсона), но Деннис держит «клин» – брать лучших. Поэтому Серхио Переса мог нанять только Уитмарш (Мартин за 4 года «управы» ничего не выиграл), и поэтому Деннис уже плетет паутину вокруг Алонсо.
Магнуссен пробудет в роли старта до того момента, как Деннис успеет с кем-то договориться. Обычно это происходит быстро. Готовить кадры можно во второй десятке, Рон пришел побеждать. И для этого нужна главная «деталь» его болида.
А что касается Алонсо в 7-м тема слишком вечная, чтобы ее развивать, все сильны задним умом, но никто не знает наверняка, как бы повел себя в ситуации, когда папа напарника вместе с сыном хотят тебя нагнуть. Наверно не лучшее решение поступить так, но сложно сказать, как поступить правильно.