Надежда Гришаева
- Первый вопрос про лето.Тебе удалось отдохнуть после Универсиады?
- Да. Я распланировала время таким образом, чтобы половину отведенного срока отдохнуть, а оставшиеся недели две-три потренироваться. Так, в принципе, и получилось. Я поехала на юг Франции, а когда вернулась, начала заниматься ОФП. Мне не хотелось просто качаться, так что мы делали более атлетические упражнения. В итоге, вернувшись в Москву очень хорошо себя чувствовала; так что рада, что приняла такое решение. Хотя это решение далось тяжело – все-таки целый сезон мы пашем и хотелось еще полентяйничать.
- Наши игроки Вероника Дорошева и Таня Григорьева ездили в тренировочный лагерь в Сербию. Ты для себя не рассматривала такой вариант?
- Я профессинал и я знаю, что мне надо. Я много где была: и в сити-кэмпах и в сборных; и я нашла для себя оптимальный вариант. Я знаю над чем мне нужно работать. Хотелось немного отдохнуть от баскетбола, поэтому я занималась физикой, беговой подготовкой. Тем, чем по ходу сезона сложно заниматься. Можно качаться, можно тренировать бросок, но бегать через барьеры, работать над взрывной скоростью сложно.
- А где ты занималась?
- Я ездила в манеж Алексеева в Петербурге, там занимаются легкоатлеты. Так что - никакой качалки.
- Если возвращаться к самому началу, ты когда начала заниматься баскетболом?
- Мама привела меня лет в восемь к Кире Александровне (Тржескал – прим.) в Питере. Первые три года я вообще не подавала никаких признаков жизни (смеется). Я даже не представляла себе, как можно тренироваться три дня в неделю. Мне не нравилось и меня отослали во вторую команду. Но потом сказали, что лучших возьмут на «Первые шаги» в Москву, в «Тринту». Это были первые серьезные соревнования, и я подумала, что хочу туда поехать, и лет с 11 я начала набирать обороты. Постепенно стала основным в своей молодежной команде, и лет в 14-15 меня пригласили в сборную 88-го года рождения. Они тогда поехали на Европу, и с тех пор все пошло.И уже в 17 лет я стала профессионалом.
- Когда ты начинала, ты думала о том, что сможешь обеспечить себя баскетболом? Время ведь было трудное.
- Когда меня в детстве спрашивали: «Кем ты хочешь стать?», у меня никогда не было четкой идеи или какого-то плана: «Мол, я хочу быть космонавтом». Я начала заниматься, потому что мне так сказали. Баскетбол был всегда в моей жизни, у меня отец много где играл, и я ходила на его игры, ездила с ним заграницу. Поэтому, когда у меня стало получаться, я сказала: «Ну да, буду заниматься баскетболом». Как бы меркантильно это не звучало, но когда у меня что-то получалось, я от этого просто получала кайф. Я думала: «Супер, у меня получилось, я хочу еще!». Потом ставила себе цели; я такой человек, что если поставила себе цель, пока не добьюсь ее, буду себя изводить. Так я дошла до олимпийской сборной (смеется).
- А отец с тобой занимался в детстве?
- У отца была своя карьера, он много ездил. Поэтому в детстве заниматься получалось лишь эпизодически. Это продолжалось, пока я не стала кандидатом в олимпийскую сборную. Когда это случилось, он стал со мной систематически работать, готовить меня, за что ему огромное спасибо. Если бы не отец, у меня было бы очень мало шансов попасть туда. Мы с ним каждый день до тренировки приходили работать, он мне показывал, что неправильно, мы смотрели с ним видео. Я себя чувствовала, как будто играю в НБА.
- Скажи, когда ты играла во Франции, ты учила французский?
- Это очень смешно, потому что по прошествии двух лет я решила, что хочу изучать французский. Если честно, я немного негативно относилась к этой стране, и пока играла там у меня не было особого желания учить французский. Но какие-то базовые навыки я получила и сейчас подумала, что можно выучить второй язык.
- На твой взгляд баскетбол там отличается от российского?
- Конечно отличается. Баскетбол там построен на том, кто сегодня лучше, там очень большая конкуренция. Можно обыграть Бурж, который всегда на первом месте и проиграть какой-нибудь Ницце, которая на последнем месте. Баскетбол менее предсказуем, все игроки равны. То есть «играющих» обычно всего человек девять, но они все равны. Много африканок, баскетбол более быстрый, более атлетичный. Не удивляюсь, что они сейчас занимают топовые места в Европе. Может даже, они не столько школой берут, сколько физикой. У них 14 команд и игр может даже больше, чем у нас.
-То есть жестче?
-Жестче, быстрее. Более силовой баскетбол. Я это очень сильно почувствовала, когда приехала на первую игру в Вологде. В баскетбольном плане мне очень понравилось во Франции.
-В Европе часто матчи судят женщины. Тебе, как игроку, какое судейство больше нравится- женское или мужское?
-(смеется) Не хочу вырыть себе могилу, но мне больше нравятся судьи мужчины. Женщины менее предсказуемы: то они в одну сторону судят, то вообще не судят, а то вдруг свистят каждое касание. С мужскими арбитрами как-то все понятнее.
- У тебя есть любимые игроки в мужском баскетболе, примеры для подражания?
- Есть. Мне очень нравится Лорбек (Эразем Лорбек- игрок сборной Словении, выступает за «Барселону»- прим.). Он может и лицом и спиной обыграть. У него отличная техника, может и с разворотом обыграть, и трешечку забить. Если мне удается посмотреть Евролигу, я всегда стараюсь выбрать «Барселону». Еще я люблю ходить на ЦСКА и смотреть за игрой Крстича. Я считаю, что «основа основ» игроков лоу-пост - это Крстич. Он отлично обыгрывает спиной к кольцу. Правда, такого арсенала, как у Лорбека, у него нет.
- А тебе удобнее обыгрывать соперника лицом или спиной?
- Зависит от того, кто меня держит. Если меня держит, например, Виеру (Наталья Виеру, игрок сборной России, выступает за «Спарту энд К»-прим.), мне удобней ее на скорости обыграть лицом. Если против меня играет тот, кто ниже ростом- удобней, конечно, спиной. Причем, даже если игрок сильней меня, но ниже, проще его обыграть спиной.
- Какое твое отношение к лимиту на легионеров в российском чемпионате?
- Я никак к этому не отношусь. Обидно, конечно, когда твое место занимают легионеры, но все зависит от игрока. Любая конкуренция – это двигатель прогресса. Если ты хочешь быть игроком, то этот сезон не последний в твоей карьере, и следующий – тоже. Настанет момент, когда твои старания окупятся, поэтому это еще одна возможность доказать себя и чему-то научиться у легионеров.
- То есть, в целом, это может идти на пользу?
- В целом, вряд ли это пойдет на пользу. Все равно, ты не будешь играть по 25 минут, если на твоем месте есть легионер. За счет тренировок, конечно, себя можно как-то поддерживать, но игровое время ничем не заменишь. Я думаю, что для российского баскетбола это негативно. Просто я стараюсь извлекать из этого какие-то плюсы. Я думаю, что в следующие несколько лет у сборной могут быть проблемы, если у россиянок не будет возможности в полной мере себя проявить на играх.
- Насчет сборной. Как ты относишься к идее пригласить тренера мужской команды в женскую национальную сборную?
- Если он будет нас тренировать, как мужчин и поставит нам мужскую философию- почему бы и нет? Но с другой стороны, такой тренер вряд ли в курсе всех особенностей женского баскетбола, у него есть своя команда, свои игроки, свои чемпионаты. Мне сложно говорить, думаю- им там наверху виднее, чем нам.
- Во время поездок на выездные игры, где тебе больше нравится бывать?
- Нравится ездить в Екатеринбург. Там какая-то московская атмосфера. Нормально еще в Вологду и в Курск. Очень не люблю выезды в Оренбург и в Новосибирск. Новосибирск- очень далеко, а в Оренбурге как-то некомфортно просто, не знаю почему.
- В этом году клуб переехал в Крылатское. Тебе где удобнее играть, в старом зале на ул. Лавочкина или в Крылатском?
- Обожаю Крылатское. Здесь лучше условия, больше возможностей для индивидуальных занятий: можешь приходить в любое время, всегда можно пойти в тренажерку. Да и само местоположение удобно- до центра недалеко, если нет пробок, есть рядом парк. Аура как-то здесь лучше. На Лавочкина бывало хочется забиться в постель и не моргать (смеется). А тут хочется прямо что-то делать, ездить куда-то, ходить.
- А ты живешь рядом со дворцом?
- Да, буквально в десяти минутах. Специально выбирала квартиру поближе. Еще когда пять лет назад здесь играла, жила в соседнем доме. Прямо ностальгия..
- Дома готовишь что-нибудь?
-Я принципиально не занимаюсь такими делами. Просто жалко времени, лучше я заплачу кому-нибудь, кто меня вкусно накормит. Максимум, могу себе сделать кофе. Я умею готовить, просто ленюсь и нет желания.
- Если бы ты не занималась баскетболом, чем бы ты занималась по жизни?
- Если бы в моей жизни не было баскетбола, я больше времени уделила бы учебе. Мне больше нравится интеллектуальный труд, чем ручной. Может какие-то связи с общественностью. Что-то, где нужно общаться и думать головой.
- Общаться у тебя хорошо получается.
-(смеется) Спасибо!