5 мин.

Антициклон. Что и кто мешает «Оклахоме» бороться за титул

«Сижу вот и думаю – наверное, пришло время для перемен», – когда Кендрик Перкинс написал эти слова в своем твиттере, уверен, многие фаны «Оклахомы», не сдержавшись написали «ДА, КОНЕЧНО!», или хотя бы радостно нажали ретвит. В этих позже удаленных словах весь тупик, в которых зашли «Тандер».

«Оклахома» оказалась в парадоксальной ситуации – молодая команда, лидеры которой продолжают расти и становиться лучше, впервые за три года не считается контендером. В традиционном предсезонном опросе ESPN победу на Западе им отдали менее четверти экспертов, а в их чемпионские перспективы не поверил вообще никто.

Всего лишь за год Сэм Прести превратился из самого перспективного менеджера лиги в человека, который провернул один из худших обменов за последние годы и, по сути, заставил потенциально чемпионскую команду перестраиваться на ходу. Забавно, что Прести стал сначала заложником, а потом жертвой собственного желания любой ценой сохранить систему. Сначала он предпочел Сержа Ибаку Джеймсу Хардену (а выбор был именно таким), а потом решил не амнистировать Кендрика Перкинса. В результате, на позиции снайпера, выходящего со скамьи, произошла стремительная деградация по линии Харден – Мартин – Лэмб, и теперь «Оклахома» все-таки вынуждена видоизменить игровую модель хотя бы временно.

лэмб

В прошлом сезоне «Тандер» были третьими в лиге по реализации трехочковых бросков. При этом Мартин реализовывал практически треть командных трешек с процентом близким к идеальному. Для «Оклахомы» критически важен снайпер, который не позволял бы сдваиваться и давал пространство Дюранту и Уэстбруку. Его в команде больше нет. Понятно, что цифры после трех игр всегда во многом случайные, но слишком уж красиво и показательно они выглядят #прямосейчас. «Оклахома» худшая по проценту и пятая с конца по количеству реализованных дальних бросков. И самое плачевное, что в команде нет человека, которые может изменить эту ситуацию. Рэджи Джексон не обладает (пока?) стабильным дальним броском; Табо Сефолоша прогрессирует в этом отношении на протяжении всей своей карьеры в «Тандер», но этом лишь дополнительная опция к его основным добродетелям; а Джереми Лэмб (пока?) банально не готов играть на таком уровне.

В конце прошлого сезона и в межсезонье Дюранту вынужденно пришлось форсировать овладевание навыками плеймейкера. Но это в нынешней ситуации не панацея. Команда все равно получается слишком однобокой и узконаправленной в нападении. Джексон отлично проявил себя в плей-офф для человека, которого в начале сезона даже не видели в основной ротации. Но его проблема в том, что он слишком напоминает Уэстбрука по его игровым добродетелям и недостаткам. Акцент на атлетизм и отсутствие дальнего броска и ярко выраженных навыков плеймейкера снижают КПД их совместного пребывания на площадке в разы. «Оклахома» становится еще быстрее, еще проще и еще глупее.

рэджи

Серж Ибака тоже прогрессирует, но не так быстро, чтобы это меняло игру коренным образом. Прошлогодний плей-офф показал, что его пока нельзя рассматривать как третью опцию в нападении контендера даже теоретически. Его уже нельзя бросать в 4-5 метрах от кольца, он начал даже немного угрожать из-за дуги. Но игрок сборной Испании практически не способен играть спиной к кольцу, а соотношение передач и потерь ужасает как перспектива четвертого путинского срока.

При этом ключевой фактор, который лимитирует сейчас возможности для развития «Оклахомы», это контракт Кендрика Перкинса. Это история завышенных ожиданий с обеих сторон. Ждали, что Уэстбрук научится  заигрывать Перка хотя бы вполовину так эффективно, как это делал Рондо. Ждали, что Кендрик научится быть хотя бы минимально независимым в нападении. Центровой ударно провел оба лета в «Тандер» и входил в сезон с гигантскими ожиданиями, но все в итоге закончилось катастрофой в прошлогоднем плей-офф. Перкинс был без каких-либо оправданий ужасен.

«Тандер» строились с расчетом на противостояние двум башням «Лейкерс», а теперь передние линии сразу нескольких их прямых конкурентов стали гораздо сильней. Оставаться без мощи под щитом в этой ситуации, минимум, странно, но из-за контракта Перкинса «Тандер» уже лишились Хардена, Мартина и вполне могут лишиться и Сефолоши следующим летом. У «Оклахомы» сейчас самая молодая и перспективная команда в лиге. Формально, у нее есть время ждать, пока контракт Перкинса истечет, а толковые, но сырые Лэмб и Адамс совершат необходимое число бросков и ошибок для того, чтобы созреть для борьбы за титул. Но в этом случае Дюрант и Уэстбрук будут расшибаться лепешку, но видеть, что из-за ошибок менеджмента у них нет реальных шансов на титул. К чему это приводит, вы знаете.

Том Сойер как-то раз придумал брать деньги за право покрасить забор вместо него. Выгодно обменять Перкинса в нынешнем состоянии задача из этой же области. У Прести практически нет активов, и если он захочет избавиться от Кендрика уже в этом году, он вынужден будет рисковать. Например, так:

трейд

«Денвер» получает более дешевый и короткий контракт и смело делает ставку на Тимофея Мозгова, отлично чувствующего себя в новой системе. «Оклахома» приобретает хоть какое-то усиление на позиции центрового. Прести, судя по утечкам до и во время драфта осознает свои ошибки и активно ищет варианты для усиления. «Тандер» все еще могут и будут расти за счет внутренних ресурсов, но для полноценной борьбы за титул этого слишком мало.

P.S. Две довольно очевидных мысли, которые, тем не менее, все-таки стоит проговорить:

1. Харден никогда бы не стал в «Оклахоме» тем, кем он стал в «Хьюстоне». У него никогда бы не было столько свободы, столько ответственности, столько всего. В «Тандер» он всегда остался бы третьей опцией. Со всеми вытекающими лимитами для развития.

2. Любая команда, потеряв игрока калибра Уэстбрука из-за травмы, автоматически лишается шансов на титул. С Харденом вместо Мартина «Оклахома», возможно, зацепилась бы за серию против «Мемфиса», но не более того.