Сергей Зозулин: «Ткни в США в любого пальцем, привези его сюда – и он будет сильнее любого нашего игрока на уровне суперлиги»
Главный тренер баскетбольного клуба «Самара-СГЭУ» Сергей Зозулин рассказал о подготовке к дебюту в Суперлиге, о своем видении стоящих перед командой задач, а также поделился мнением по самым разным проблемам российского баскетбола.
«Молодые игроки не понимают, что баскетбол – это каторжный труд»
- Ваша тренерская карьера продолжается уже почти сорок лет. Где вы берете силы и энергию, чтобы продолжать день за днем работать?
– Каждый из нас не может жить без воздуха. Так и я не могу жить без баскетбола. Баскетбол для меня – это тот же воздух, дающий необходимый заряд энергии. Моя жена как-то сказала мне: «Даже если бы тебе не платили, ты бы все равно ходил и работал». Наверное, это у меня в крови: так любить свое дело, быть так ему преданным.
- За эти годы вы близко общались с баскетболистами нескольких поколений. Есть ли разница в отношении к своему делу у нынешних баскетболистов и тех, кто играл, скажем, в 80-е годы?
– Разница очень большая. Менталитет изменился в корне. Своим менталитетом игроки, родившиеся в 60-е годы, были близки к народу, победившему во Второй мировой войне. Это люди, фанатично преданные своей стране, своему народу и тем, кто их воспитал. Сейчас такого нет: все заменил доллар… В том числе и психологию победителей: считается, что будут деньги – будут и победы. Хотя такого не бывает.
Я много раз был в Америке и видел, как играют там чернокожие. Сам факт победы – вот главная награда. Да, они там играют и на деньги, но для них тот же доллар – лишь символический стимул.
Изменилось вообще очень многое. Мы, например, не имели той информации, которая есть у нынешнего поколения игроков. Но они эту информацию не анализируют и пользы от нее не получают. Мы же старались использовать мельчайшую информацию, которую получали. Сейчас же информация идет уже как мусор, игроки даже не знают, как ее использовать.
- В прошлом году вы создавали команду для участия в Высшей лиге чемпионата России практически с нуля…
– На тот период у Камо Сергеевича Погосяна (Президент БК «Самара» – прим. авт.) оставалось только одно отделение детского баскетбола, только один тренер. И нужно обязательно его отметить. Это Игорь Николаевич Тальских. Думаю, ни один тренер в нашей области не сделал столько полезного, не подготовил стольких воспитанников. Это и Дмитрий Головин, и Александр Пушкин, и Петр Губанов, и играющие сейчас за нашу команду Александр Голяхов и Алексей Назаров… Этот человек напоминает мне Юрия Павловича Тюленева, подготовившего Дмитрия Донскова, Виктора Кулагина, Владимира Головина, Сергея Чикалкина. Таких людей мы должны помнить, потому что они – фундамент всей нашей жизни, всего нашего баскетбола. Они создавали тот фундамент, от которого мы могли бы отталкиваться. Вот я сейчас хочу кого-то взять из игроков – а практически некого и неоткуда. Мало того, что они сейчас не обучены, так они еще и не понимают, что баскетбол – это каторжный труд…
В свое время, после «армянского проекта», мы начали собирать ребят для выступления на первенстве России. А уже в следующем году создали команду для Высшей лиги. Туда мы приглашали всех желающих. Вот сейчас параллельно с нами тренируется команда ЦСК ВВС «Красные Крылья», и там занимаются многие из тех ребят, которые в прошлом году приходили к нам на просмотр, но по разным причинам так и не подошли. Это не говорит, конечно, о том, что они плохие или что-нибудь в этом роде. Они любят баскетбол и все-таки будут играть в Высшей лиге в составе ЦСК ВВС «Красные Крылья». Чем больше будет у нас команд – тем лучше, я это только приветствую. Это значит, что баскетбол в области за счет массовости когда-нибудь выйдет на другой уровень и в мастерстве.
В новом сезоне мы будем играть уже в Суперлиге, пусть попали туда и не по спортивному принципу. Но посмотрите, например, на Единую лигу ВТБ: там спортивная составляющая гармонирует с экономическими, материальными, географическими и другими принципами. Должно идти развитие и клуба, и команды, и структуры, и менеджмента. Думаю, и мы постепенно будем выходить на новый уровень.
«Чтобы парень из Высшей лиги перешел в команду ВТБ – это должен быть какой-то уникальный игрок»
- Можно ли сейчас, когда мы имеем по команде в каждом из дивизионов национального чемпионата, говорить о том, что в Самарской области сложилась баскетбольная пирамида?
– Конечно. Об этом уже говорил Президент областной Федерации баскетбола Виктор Федорович Сазонов. И в этом и его большая заслуга. На каком-то этапе в формирование этой пирамиды свой вклад внес и наш клуб. Если мы хотим продолжать идти по пути максимального охвата и массовости и при этом воспитывать своих баскетболистов, мы должны давать возможность тем ребятам, которые, скажем, не попали в Суперлигу, играть в Высшей лиге. Это пойдет только на пользу. Важно, чтобы была и преемственность в действиях руководства областной Федерации баскетбола. В определенный момент базис для развития самарского баскетбола заложил Владислав Капустин, сейчас его работу продолжает Виктор Сазонов, потом будет еще кто-нибудь... Не нужно сначала все рушить, а потом пытаться строить что-то новое…
- К кому-то из ваших игроков после сезона в Высшей лиге был интерес со стороны других клубов?
– Нет, никто интереса не проявлял. Да я думаю, его и не должно было быть. У нас сейчас, как мы уже сказали, выстроилась пирамида. А чтобы парень из Высшей лиги перешел, например, в команду ВТБ, которая борется за призовые места, – это должен быть какой-то уникальный игрок, самородок. Должна быть ступень: из Высшей лиги – в Суперлигу, и здесь он должен отыграть какое-то время, чтобы почувствовать в себе уверенность. А уже после этого он попал бы в «Красные Крылья».
Опять же, у нас есть спонсоры, которые вкладывают деньги и имеют право спрашивать, на каком основании мы отдаем игрока. В него ведь вложены деньги… Тут мы уже переходим в сферу экономики. Бюджет области нам помогает, но он не платит зарплату, он помогает в развитии. Все должно быть упорядочено, должны быть нормальные взаимоотношения.
«Что имеем – от того и отталкиваемся»
- Когда в клубе принимали решение выступать в Суперлиге, каким мотивом руководствовались?
– Мотив, я вам скажу, был один. К Высшей лиге вообще отношение в России гораздо хуже: там хуже судят, там хуже условия проведения соревнований, туда не пригласишь молодого игрока… А все хотят быть на виду, не понимая, что за этим должен стоять труд. Играть на новом уровне в этом сезоне, думаю, нам будет тяжело, тем более что бюджета меньше нашего нет ни у одного другого клуба Суперлиги. Но мы постараемся, исходя из наших возможностей, добиться поставленных результатов. Прежде всего – обыграть наших молодых ребят. Для этого нужны и опытные игроки. В прошлом сезоне в Высшей лиге нам как раз и не хватило одного опытного игрока: мы проиграли пять или шесть матчей с разницей в 2-3-4 очка. Выиграй мы их – могли бы играть и в плей-офф…
- Какие-то конкретные задачи перед командой будут стоять?
– Задачи можно будет ставить тогда, когда закончится комплектование и когда мы выйдем непосредственно на рубеж начала соревнований. А они начнутся только в 20-х числах октября. Пока мы работаем на тренировках, будем проводить товарищеские матчи и посмотрим, на что мы выйдем. Такие команды как «Сургут», «Автодор», двукратный чемпион Суперлиги «Урал», очень сильный сейчас по деньгам Саранск – все они уехали тренироваться и играть заграницу, в Хорватию, Сербию, Латвию, Литву. Там и условия лучше, и соперников для спарринга можно подобрать. Мы же довольствуемся тем, что у нас есть на сегодняшний день. Что имеем – от того и отталкиваемся.
- Все ли в этих условиях при подготовке к сезону идет так, как планировалось?
– Многое не удается. Практически вся Суперлига, как я сказал, уехала за рубеж, поэтому очень трудно найти спарринг-партнеров. Поскольку в области выстраивается баскетбольная пирамида, может быть, можно было бы на каком-то этапе сыграть с командой Высшей лиги, на каком-то – и с «Красными Крыльями»…
Я разговаривал с Виктором Федоровичем Сазоновым. Было бы неплохо для развития баскетбола на рождественские каникулы провести турнир самарских команд. Собрать «Красные Крылья», «Самару», ЦСК ВВС из Высшей лиги, нашу команду до 20 лет, выступающую в молодежной Евролиге, молодежную команду «Крыльев» из Тольятти – и провести микротурнир с пользой для всех. Считаю, что он был бы очень полезен. Можно было бы собрать все эти команды и в конце сезона на, скажем, Кубок Губернатора, пригласить еще кого-нибудь, например, из любителей. В Латвии, например, команды «ВЭФ» и «Вентспилс» больше играют не у себя дома, а ездят по стране, вплоть до деревень. Это делается для развития баскетбола в Латвии.
- До старта чемпионата остается еще полтора месяца. Как будет проходить подготовка в это время?
– Сейчас мы закладываем базу по физической подготовке, ведем индивидуальную работу, работу в связках, отрабатываем действия в защите и нападении, готовим взаимозаменяемость игроков. Кроме того, все это время мы будем пытаться найти спарринг-партнеров и играть товарищеские матчи. Возможности выехать куда-то у нас пока нет. На прошлой неделе мы ездили на турнир в Заречный, где играли клубы Высшей лиги из Заречного и Воронежа. В матчах с ними можно было оценить проведенную нами работу, поскольку с этими командами мы уже встречались ранее и обеим проиграли. Там же сыграли и с клубом Суперлиги, «Рязанью». Потом будем искать еще турниры. А с 10 по 13 октября будем проводить турнир памяти Генриха Алексеевича Приматова. Мы уже разослали вызовы, ждем откликов.
- Выход в суперлигу требует определенных изменений в составе. Какие изменения произошли в «Самаре» по сравнению с прошлым сезоном?
– К нам добавились наш воспитанник Игорь Самсонов на позицию третьего-четвертого номера, центровой Алексей Адедиран, в начале августа мы подписали контракт с центровым Дмитрием Некрасовым. Последние двое когда-то были у меня на просмотре в Новосибирске, за прошедшее время они прибавили, повзрослели, я знаю их как людей. Помня о наших финансовых возможностях, мы смотрели на соотношение цены и качества, от этого и отталкивались. И конечно, большое приобретение – это Сергей Топоров, который на днях подписал с нами контракт. Это полностью самарский человек: он и сам здесь живет, и семья у него здесь, много лет он играл за нашу Самару. Такова политика нашего клуба: возвращать самарских игроков и усиливать те позиции, игроков на которые не хватает у нас в Самаре. Если бы мы наверняка знали, что будем выступать в Суперлиге, еще в мае, мы бы не потеряли еще двух-трех самарских игроков, и возможно, на тех позициях, где сейчас играют иногородние баскетболисты, играли бы самарские ребята.
- Сергей Топоров фактически пропустил весь прошлый сезон, Алексей Адедиран не привык долго задерживаться на одном месте… В приглашении этих опытных игроков есть риск?
– Риск есть всегда. Даже если ты приглашаешь такого игрока как Андрей Кириленко. Здесь ситуация связана с возможностями и политикой нашего клуба. Для того чтобы развивались и чувствовали себя увереннее Алексей Чиликин, Александр Оленев и другие наши ребята – рядом с ними на тренировках должны быть более опытные игроки. А в игре тем более. Поэтому приглашение таких опытных игроков попросту необходимо.
- А чем можно завлечь игроков в Самару? Какие у вашего клуба козыри по сравнению с конкурентами?
– Вот, например, Дмитрий Некрасов и Алексей Адедиран приехали в Самару, уже зная меня как тренера и желая выйти на новый уровень игры. Сергей Топоров, думаю, еще не сказал своего последнего слова в баскетболе. Я его помню еще мальчишкой, когда они вместе с Андреем Кириленко играли за юношескую сборную России. Это лидер по своему характеру, боец до мозга костей. Именно такого человека нашей команде и не хватало. Остальные наши игроки – самарские ребята. Я считаю, здесь им предоставляется шанс развиваться. И они должны этим шансом воспользоваться.
«Ткни в США в любого пальцем, привези его сюда – и он будет сильнее любого нашего игрока на уровне Суперлиги»
- «Трансферная кампания» уже завершена?
– Пока нет, мы работаем, смотрим. У нас есть определенные проблемы на позиции первого номера. У Евгения Кусакина, который играет на этой позиции, постоянно выскакивает плечо. Это может произойти в любой момент и повлиять на конечный результат. Поэтому мы постараемся найти на «рынке» более-менее нормального игрока. Когда я был в июле в Америке, я ездил в Орландо и смотрел там матчи Летней лиги. За пять тысяч долларов там можно было бы подписать игрока, молодого американца, который бы здесь смотрелся очень прилично. Не забывайте, как начинал свой путь в европейском баскетболе Джон Роберт Холден: во второстепенной команде за три тысячи долларов, а закончил карьеру всемирно известным баскетболистом с миллионным контрактом в ЦСКА. Это вам только один пример. Да что говорить, Америка дает игроков всему миру, там переизбыток игроков. Это я и видел в Орландо: ткни там в любого пальцем, привези его сюда – и он будет сильнее любого нашего игрока на этом уровне.
- Но вы не стали никого оттуда приглашать…
– У нас нет на это денег. Даже просто заплатить за легионера заявочный взнос – суммы очень большие. Хотя, конечно, пригласить двух легионеров было бы очень хорошо. Но мы еще не вышли на этот уровень, а забегать вперед мы не должны. Я считаю, что и легионеры должны быть, но их не должно быть очень много. А приезжая сюда, легионеры должны понимать, что они приехали, прежде всего, отработать свои деньги. И отработать так, как этого хочет клуб, в тех условиях, которые клуб ставит перед ними. Если клуб хочет их использовать на развитие своих игроков – пусть они выполняют то, что от них требуют в данный момент. Им платят деньги. И мы должны диктовать им условия. Тем более, такие клубы, как мы или, например, «Автодор», не обладают супербюджетами как у Краснодара, «УНИКСа» или «Химок». Мы даже не говорим о ЦСКА, который стоит особняком, выше всех, и с которым в Европе может сравниться только несколько команд – этот клуб по своей структуре и всем условиям ближе к НБА. Мы должны работать, исходя из собственных возможностей. Не нужно себя загонять, как это сделали в футболе «Анжи» или питерский «Спартак» в баскетболе. А ведь у «Спартака» всегда были хорошие собственные воспитанники.
- В какой роли вы видите свой клуб в перспективе? Что-то вроде «Автодора», «инкубатор» по выращиванию новых баскетбольных звезд?
– Зачем? «Автодор» занимает свою нишу уже на протяжении двадцати лет. Мы хотим быть клубом «Самара», хотим дать играть своим воспитанникам и, если будет возможность, пригласить сюда молодых перспективных ребят из других регионов, но только тех, кто в данный момент в лучшую сторону отличается от наших игроков. Наши игроки должны знать, что они рождены на самарской земле, что самарская земля им очень многое дала и помогла в становлении. Пусть они знают, что берут у области «кредит» и потом должны с ней рассчитаться. Если мы будем их правильно воспитывать в этом духе – думаю, они даже за меньшие деньги захотят играть здесь, чем на большие деньги одноразово поехать играть куда-то еще.
Почему литовцы так привязаны к своей стране? Да, сейчас у них есть некоторые сложности, но как только у «Жальгириса» появляется определенная сумма денег – игроки едут туда, пусть даже где-то в другом клубе им платили бы больше. У них есть преданность своей родине, преданность «Жальгирису». И мы должны людей воспитывать так же.
«Легионеры должны помогать в развитии нашего баскетбола»
- Вы наверняка летом следили за ситуацией вокруг чемпионата России. Каково Ваше мнение обо всей этой неопределенности и неразберихе?
– Думаю, мы просто попали в такой период. Сейчас невозможно искусственно что-то создать, должно пройти время, и процесс, в котором нужно участвовать, должен идти естественным путем. Я не могу сказать, что Красненков не внес какого-то вклада. Он стабилизировал финансовую систему, при нем все юношеские сборные находились на хорошем финансовом обеспечении, внедрялись передовые методы проведения соревнований. То, что он не смог в нужный момент найти контакт со всеми областями, говорит о его личных качествах. Об этом я судить не берусь, мне со своими проблемами бы разобраться. Но я считаю, что все равно положительных моментов было больше, чем отрицательных. Не нужно только все рубить сплеча.
Сейчас пришла Аникеева, которой нужно помочь, поддержать и ее, и нашу сборную, помочь в развитии баскетбола. Другое дело, чего не хватило и Красненкову: люди там, «наверху», не должны быть оторваны от регионов, они должны общаться, причем это общение должно быть обоюдным. Они даже должны больше от нас получать, чем мы от них, они должны к нам прислушиваться. Например, я имею опыт, начиная от детского тренера, и могу высказывать свое мнение, а принимать что-то из него или нет – это уж пусть решают те, кому я его высказываю.
- За последние несколько лет из отечественных тренеров наверх пробились только Евгений Пашутин, Сергей Базаревич и Василий Карасев. Почему больше не появляется новых имен?
– А дело не в «появлении». Вы привезите еще сербов, литовцев на все уровни… Мы должны понимать, для чего мы берем легионера, что тренера, что игрока. Мы берем тренера-легионера – так вокруг него должны быть российские тренеры, которые будут у него учиться. Пашутин стал тренером не сам о себе: он работал с Ивковичем, он работал с Мессиной – и вышел на определенный уровень. Не нужно сбрасывать со счетов, что и игровой опыт у него колоссальный, и как игрок он работал со многими тренерами. То же самое и Карасев: поиграл на высоком уровне, в том числе и заграницей. А как тренеру ему в становлении здорово помог Хомичус. Становление Карасева будет продолжаться и дальше, и как оно пойдет – будет зависеть уже от него. Проиграет на чемпионате Европы – нужно держать удар, выиграет – пусть не зазнается, а продолжает работать над собой. Это моменты уже чисто человеческого плана.
У нас же считается, что российские тренеры и российские игроки – второсортные. Это глубокое заблуждение, у нас очень талантливая нация. Но если в прессе будут постоянно указывать, что вы свиньи – так все и захрюкают. Я считаю, что легионера, игрока или тренера, нужно брать в первую очередь, чтобы он развивал наш баскетбол. Вернее, помогал в развитии, развивать мы должны сами. Тогда будут и наши игроки, и наши тренеры. И еще нужно соизмерять заработные платы. Если тренер выделяется – так ему и платить больше, уравниловки быть не должно. Должны быть и кнут, и пряник.
- Но за этими тремя есть кто-то перспективный, кто может «выстрелить» через год-два?
– Через год-два? А где они работают? Давайте назовем команды ВТБ.
- В ВТБ только они и работают.
– А тогда где еще могут работать? Команды Суперлиги пока не сравнимы по уровню с лигой ВТБ. И они варятся в собственном соку. Из всех клубов Суперлиги только «Урал» играет в еврокубках. Первое, что должна сделать Федерация – возобновить для команд Суперлиги взаимоотношения с американским студенческим баскетболом. Как у нас было в 90-е годы, когда мы в конце октября – начале ноября выезжали в турне по Штатам и играли со студентами. Это была бы большая подвижка. ВТБ сама по себе, это коммерческое предприятие, а Суперлигу нужно развивать, поднимать ее уровень, помогать регионам. В нашем регионе до сих пор нет нормального дворца спорта, где можно было бы проводить соревнования. Я приехал в Куйбышев в 1988 году, и с того времени все обещали… Хорошо, что Андрей Ищук построил «МТЛ Арену», а государственного так ничего и не построили. А прошло 25 лет…
Материал подготовлен специально для сайта БК «Самара-СГЭУ»
Ну помочь ей можно только заменой головного мозга.)))...
А кто делал это интервью?