Как попасть в Зал славы баскетбола?
Сегодня в Спрингфилде, штат Массачусетс, состоится важное событие. Плотность баскетбольных легенд на один квадратный метр будет самой высокой в этом году. Десять великих людей, их друзья и семьи, а также близкие люди еще двух легенд будут излучать улыбки, получив самую высокую почесть, которую можно получить в баскетболе.
Речь, конечно же, о церемонии включения очередных членов в Нейсмитовский Зал славы баскетбола. Многие ошибочно считают его Залом Славы НБА (в противовес Залу Славы ФИБА) – но это не так, хотя сильный акцент на североамериканский баскетбол до сих пор присутствует.
Однако этот акцент постепенно сглаживается включением и легенд международного масштаба. В этом году, например, в Зал попал великий бразильский снайпер Оскар Шмидт. Вместе с ним в Зал Славы включат легенд НБА Гэри Пэйтона, Бернарда Кинга и Ричи Герина, звезду АБА Роджера Брауна, одну из лучших баскетболисток в истории Доун Стэйли, «дедушку афроамериканского баскетбола» Эдвина Хендерсона, правую руку Стерна – Расса Граника, а также сразу четырех великих студенческих тренеров – Сильвию Хэтчелл, Гая Льюиса, Джерри Тарканьяна и Рика Питино.
Фото: Fotobank/NBAE via Getty Images/Jennifer Pottheiser
Но кто и как определяет номинантов и лауреатов? Как проводят голосования? Почему Гэри Пэйтону пришлось ждать 6 лет, а Бернарду Кингу – 20? А Ричи Герину – вообще 43 года! Почему даже Майкла Джордана включили в Зал лишь спустя 6 лет после последнего объявления об окончании карьеры? И почему в Зале Славы Баскетбола до сих пор нет Грегга Поповича?
Узнать ответы на эти, а также другие вопросы, связанные с Залом Славы, поможет небольшое путешествие по правилам включения в Зал.
Кого могут включить в Зал Славы?
Всего в Нейсмитовском Зале Славы Баскетбола, основанном в 1959 году, есть пять номинаций, по которым он принимает членов:
игрок;
тренер;
рефери;
contributor (в русском языке нет дословного перевода) – человек, которого нельзя отнести к трем предыдущим категориям, но который помог развитию баскетбола;
команда.
Целые команды стали вводить в Зал сразу, с 1959 года. Затем, включив первую баскетбольную команду в истории (учеников доктора Нейсмита), а также три великих команды начала XX века («Ориджинал Селтикс», «Баффало Джерманс», «Нью-Йорк Ренессанс»), руководители Зала Славы сделали перерыв. И вновь включать в Зал команды как отдельную категорию стали уже в этом тысячелетии, удостоив такой почести две великих олимпийских сборных США 1960 и 1992 годов, гарлемских «Глоубтроттеров», университет Западного Техаса, где впервые на уровне NCAA появилась темнокожая стартовая пятерка и пионеров женского баскетбола «Олл-Американ Ред Хедс».
В Зал Славы можно попасть сразу по двум или более категориям, что удалось Джону Вудену, Биллу Шерману и Ленни Уилкенсу, включенным в Зал и в качестве игрока, и в качестве тренера. Уилкенс, к слову, попал в Зал Славы еще и как частичка «Дрим-Тим», ведь он был в тренерском штабе, помогая Чаку Дэйли.
Кто может номинировать человека на включение в Зал Славы?
Вы. И ваши друзья. Кто угодно. Главное, чтобы вы заполнили требуемую руководством Зала форму, добавили к ней доказательства значимости человека (газетные вырезки, книги или какие-то еще данные, которые бы подтвердили, что есть смысл рассматривать этого индивида) и отправили их президенту Зала славы баскетбола до 1 ноября. Если ваш номинант удовлетворяет всем критериям, его заслуги и возможность попасть в Зал славы рассмотрит один из комитетов Зала.
Что это за критерии?
Игрок, тренер или рефери, претендующий на включение в Зал Славы, должен минимум пять лет быть на пенсии. В случае тренера или рефери действует послабление – если человек занимается этой деятельностью на протяжении 25 лет и более, то в Зал Славы он может попасть и в качестве действующего тренера или арбитра.
Поскольку сам процесс выбора занимает еще почти год, игроки попадают в Зал Славы только спустя 6 лет после окончания карьеры или позже. Таким образом, в 2014 году в Зал славы могут попасть те баскетболисты, кто закончил карьеру в 2008 году. Джейсон Кидд, который повесил кеды на гвоздь этим летом, не попадет в Зал Славы Баскетбола ранее 2019 года.
А что делать, если игрок вдруг за эти 5-6 лет передумает, и вернется в спорт? В НХЛ когда-то играли «живые памятники», которых успели включить в Зал Славы, а они потом возвращались на лед – Горди Хоу, Ги Лафлер и Марио Лемье (в хоккее – всего трехлетний период ожидания, который могут отменить вообще для самых великих). В таком случае руководство Зала Славы само оценивает, насколько существенным было возвращение с пенсии. Джордану, к примеру, его годы в «Вашингтоне» прекрасно зачлись в счет спортивной карьеры, и он ждал включения до 2009 года. А вот тур Пиппена по Скандинавии в 2008 году, когда Скотти сыграл по игре за финский «ТоПо» и шведский «Сундсвалль», был признан дурачеством, и конец карьеры Пиппена отсчитывался от конца сезона-2003/04.
Какие комитеты есть в Зале славы баскетбола?
В 2011 году прошла реформа комитетов Зала Славы. Ее устроили с целью ослабить влияние истории НБА и американских колледжей на пополнение Зала, добавить в него достойных людей со всего мира, а также американцев, добившихся славы в других лигах, а не только в НБА.
Все комитеты разделены на два уровня, которые можно представить как двухпалатную систему парламента. «Нижняя палата», состоящая из нескольких комитетов, отбирает из всех заявок нескольких достойных претендентов на включение, а «верхняя» их утверждает.
Однако нижний уровень также неоднороден. Эти комитеты можно разделить на две группы: избирательные комитеты и комитеты прямого избрания.
Избирательные комитеты (Screening Committees)
В Зале Славы есть два Избирательных комитета – Североамериканский и Женский. Разделение на комитеты произошло в 1985 году. Кого выбирает второй комитет, не стоит объяснять, а в компетенции Североамериканского комитета находятся все деятели американского баскетбола – от НБА до NCAA и даже школьных соревнований.
Эти комитеты отбирают лучших из всех номинантов (в СМИ они проходят как «финалисты»), которых рекомендуют в высший комитет. Североамериканский комитет состоит из 9 членов, Женский – из 7. Для того, чтобы получить рекомендацию в высший комитет, номинант должен получить 7 из 9 или 5 из 7 голосов членов Избирательного комитета.
Если какой-то номинант три года подряд не получает ни единого голоса, его кандидатуру оставляют в покое на пять лет, в течение которых ничто не может заставить Избирательный комитет вновь голосовать за него.
Избирательные комитеты могут отобрать ограниченное число финалистов – 10 человек для Североамериканского и 2 – для Женского.
Комитеты прямого избрания (Direct-Elect Committees)
Эти комитеты появились в 2011 году, и всего их пять:
Комитет «контрибьюторов»;
Комитет Американской Баскетбольной Ассоциации (АБА);
Международный комитет;
Ветеранский комитет – для игроков, которые закончили карьеру более 35 лет назад;
Комитет афроамериканских пионеров баскетбола.
В отличие от избирательных комитетов, эти комитеты напрямую выбирают по одному члену Зала Славы каждый год. Впрочем, может не быть и ни одного, как в 2011 году, когда «контрибьюторский» комитет так и не смог найти достойную кандидатуру для Зала.
Единственным препятствием на пути избрания номинантов от комитетов прямого избрания является Попечительский совет Зала славы. По своему усмотрению члены этого совета могут исключить любого из номинантов – хоть от этих «прямых» комитетов, хоть от избирательных комитетов. Возможно, в 2011 году и Комитет «контрибьюторов» кого-то хотел включить в Зал, однако Попечительский совет посчитал, что этот индивид «нарушил целостность баскетбола и не достоин включения, а потому снимается с обсуждения».
Мы этого не узнаем, потому что все решения совета остаются конфиденциальными. Считается, что личная неприязнь бывшего главы Зала Славы Джона О’Брайена повлияла на то, что Денниса Джонсона, осужденного за домашнее насилие, так и не пригласили в Зал при жизни, включив лишь посмертно.
Комитет почестей (Honors Committee)
Это высший орган выборщиков, который последним рассматривает заявки от двух избирательных комитетов (Североамериканского и Женского). После тщательного изучения каждого предложенного комитетами кандидата, Комитет почестей приступает к голосованию. В этот комитет входят 24 члена – журналисты, баскетбольные руководители, члены Зала Славы и другие лица спортивного мира. Для попадания в Зал Славы Баскетбола кандидат должен получить минимум 18 голосов «за». Если же одного и того же кандидата Комитет почестей не выбирает 5 лет подряд, то кандидатура этого человека снимается на пятилетний период. Именно поэтому многим заслуженным игрокам, таким как Бернард Кинг или Джамаал Уилкс, пришлось ждать более 16 лет.
* * *
Кроме приема новых членов, Зал Славы также ежегодно раздает награды. Например, приз имени Курта Гауди вручается лучшим представителям прессы, а награда Мэнни Джексона ещё зовётся «Наградой за баскетбольную человечность», и в этом году ее лауреатом стал Мэджик Джонсон, а до этого приз брали Мутомбо, Дэвид Робинсон, Моурнинг, Боб Ланир, Далемберт, Биллапс и Хилл, а также некоторые другие лица не из НБА.
Получение этих наград не означает, что человек становится членом Зала Славы; прием в Зал – это независимая почесть.
* * *
Самая главная претензия к Баскетбольному залу славы – это полная анонимность. От публики скрыты не только результаты голосования, но даже то, кто входит в тот или иной комитет – исключение составляют комитеты, вручающие особые награды. Америка вообще привыкла к бейсбольному типу Зала Славы, где каждый год устраивается своеобразная публичная игра со ставками, цифрами и процентами, которые набирают кандидаты на включение. А потому любители спорта, склонные выделять даже в Зале славы уровни «славности», всегда находят повод покритиковать тех, кого включили в Зал, или поругать сам Зал за то, что кого-то до сих пор не удостоили; назвать европейских баскетболистов слабаками или обвинить зал в американском шовинизме; считать, что Зал забывает легенд прошлого, или удивляться «кто такой Джек МакКрэкен».
Но разве знание того, кто и как голосует, что-то изменит?
Сейчас мы знаем только то, что в 2013 году в Зале Славы Баскетбола будет уже 325 равных и великих. И все они были достойны включения.
Вкладыш.
Буду называть их вкладышами.
Кстати, теперь серьёзнее - если у кого-то есть вариант перевода contibutor, то подскажите, а то я с ним измучился уже.
P.S. contributor-участник проекта?