Иван Едешко: «Чемпионат России должен быть. Это однозначно. Но думаю, что ВТБ победит»
На решающих матчах баскетбольного турнира Универсиады можно было встретить немало знаменитостей – легендарных игроков, известнейших тренеров и специалистов. Мы попросили одного из них, олимпийского чемпиона Мюнхена-1972 Ивана Едешко поделиться своим мнением об Универсиаде и о происходящем в российском баскетболе. И вот что он нам рассказал.
- Иван Иванович, какие впечатления у Вас оставляет баскетбольный турнир Универсиады?
– Впечатление, конечно, двоякое. Как-то я не вижу здесь спортивной злости, азарта… Хотя вроде ребята напрягаются, играют… Взять Канаду: команда с американским уклоном, сербы – этакие пижоны… А вот Австралия – вышла такая серенькая команда (а я считаю, что они слабее и Канады, и сербов, слабее даже и Литвы), и трудом, трудом – вышла в финал.
- А наша команда?
– Наша команда хорошо укомплектована, ребята все молодые. Конечно, Сергей Карасев – это бриллиантик, Дмитрий Кулагин тоже сильный игрок, и все остальные ребята ровные.
Мне очень нравится Сергей Карасев. Что интересно: когда зажигается новая «звезда» – этот игрок обычно делает хорошо только что-то одно. К примеру, Серега Белов бросал в кольцо и попадал просто невероятно. Саша Белов подбирал под кольцом, рвал всех, накрывал… Хорошо, Едешко, допустим, передачи отдавал. А остальное все у них было на хорошем уровне, но средне… А если взять Карасева – у него бросок отличный, у него передачи блестящие, он блестящий организатор, у него взрывная скорость… Он обладает многими факторами на довольно высоком уровне. Как и Кириленко: у того и подборы, и передачи, и блок-шоты…
- Довелось пообщаться с Анатолием Мышкиным, вместе с которым Вы принимали участие в том числе и в московской Универсиаде 1973 года. Он считает, что сейчас происходит подмена понятий, а сборная России потому так легко идет по турниру, что укомплектована сплошь профессиональными игроками.
– Универсиада как-то немного обесценилась. Взять, например, 70-е годы, ту же Универсиаду 1973 года. Какие команды привозили американцы! С ними бороться невозможно было. Сейчас же как-то обесценилось. Конечно, игроки, у которых есть контракты, которые отыграли чемпионат в профессиональном клубе – они не всегда захотят ехать еще и на Универсиаду. Те же испанцы, те же итальянцы – баскетбольные страны, а на Универсиаду команды не привезли.
- Но ведь сербы, например, привезли команду, в которой собраны игроки, выступающие и в итальянских клубах, и в Евролиге за «Партизан»…
– Сербы?.. Да ну, я не вижу у них хороших игроков, все одинаковые, одинаково средние… Что значит «играет»? Сидит на скамейке или подыгрывает.
А вообще, если взять югославские республики, Сербию или Хорватию – там, конечно, молодежный баскетбол очень развит. Там есть тренеры. А у нас нет молодых тренеров.
И студенческий спорт как явление отсутствует. Хотя (усмехается – прим. авт.) результаты здесь, в Казани, говорят, что со студенческим спортом у нас все нормально. Мы же не нарушаем регламент, укладываемся в его рамки. И кому какое дело, кто как может мобилизовать игроков, ребят-баскетболистов для выступления на Универсиаде.
- Вы присутствовали на жеребьевке Единой лиги ВТБ, поэтому нельзя не спросить: каково ваше мнение о том, что сейчас происходит в мужском клубном баскетболе.
– Я думаю, та неразбериха, которая есть сейчас, закончится, когда новый президент Федерации баскетбола, наконец, скажет, что и как нужно делать. Конечно, чемпионат России должен быть. Это однозначно. Но ВТБ ведь (снова усмехается – прим. авт.) солидная организация, это видно и по тому, как была в Казани проведена жеребьевка нового сезона. Я не знаю, что может быть, тут трудно просчитать. Но думаю, что ВТБ победит.
- То есть национальный чемпионат, грубо говоря, умрет?
– Не знаю, не знаю. Может, и найдут какой-то выход… Но ВТБ победит.
- А будущее всего российского баскетбола?
– Меня больше волнует не будущее российского баскетбола, а будущее поколения молодых ребят, школьников. Родители уже не отдают детей в спортивные секции. Если ребенок не перспективен – его кидают в другие области. Я сейчас много работаю с детьми, я спортивный директор Президентских состязаний, провожу семинары для детских тренеров. И я вижу, что у нас нет хороших молодых тренеров, чтобы они нормально работали с детьми. Это самое плохое, что есть в нашей системе. Я проводил семинары и в Университете имени Лесгафта с будущими преподавателями и тренерами и я видел их уровень подготовки и заинтересованность. Никто не хочет работать по-настоящему. А если взять наше поколение – все было основано на фанатизме, были фанаты, даже не думавшие о деньгах, а просто любившие то, чем занимались.