5 лучших и 5 худших драфтов Джо Дюмарса
Джо Дюмарс известен как человек, который создал чемпионскую команду из никому не нужных игроков, а затем с треском развалил ее, превратившись из гениального менеджера в нарицательного персонажа. И в том, и в другом ему помогали драфты.
У начинавшего свою карьеру еще в прошлом веке менеджера нет какой-то четкой тенденции – он удачно выбирал в лотерейных пиках, но и проваливался там же; находил полезных игроков в конце первого раунда и бездарно тратил свои выборы; видел будущих игроков НБА в 50-х номерах и набрал с десяток баскетболистов, которые не провели в лиге и трех сезонов.
Сейчас у «Детройта», проходящего через процесс перестройки, есть 8-й, 37-й и 56-й выборы на драфте 2013 года, а это значит, что фантазии Джо Дюмарса есть где разгуляться. Посмотрим же, как распоряжался своими драфтпиками генеральный менеджер «Пистонс» в прошлом. Для начала выделим лучшие его решения – как обычно, пику 2012 года Андре Драммонду пока дадим еще сезон на размышление и оценивать его так рано не будем.
5. Мехмет Окур – #37 на драфте-2001
Это мог быть: Майкл Райт (#38)
Вместо него: «Филадельфия» выбрала Дэймона Брауна (#36)
И сразу тревожный звоночек – если в пятерку твоих удач входит человек, который превзошел ожидания, но только не в твоей команде – это уже дурно. У Дюмарса есть нюх на игроков с потенциалом, которые могут быть свободны в конце первого-начале второго раунда, но только многие из этих баскетболистов не находят места в «Пистонс» и уезжают в другие клубы. К таким игрокам относится и Мехмет Окур, который после двух сезонов в резерве «Детройта» уехал в «Юту» и там добился приглашения на Матч Звезд. Турок не единственный пример –Аффлало и Дельфино тоже достигли своего статуса не в той команде, которая их выбрала. Возможно, по тому же пути пойдет и Жеребко.
Талант Окура, который не рассмотрели другие генеральные менеджеры, но который увидел Джо, в итоге и сыграл с Дюмарсом злую штуку. За два года в команде Мехмет убедил, что заслуживает хорошую прибавку к контракту. Однако в старом Коллективном соглашении была лазейка, которая позволяла командам с местом под потолком зарплат охотиться за талантливыми «второраундниками» чужих клубов (позднее эту брешь закрыли «Поправкой Гилберта Аринаса»). Дюмарсу пришлось выбирать – либо Шиди, либо Мемо. Так Джо не по своей вине потерял Окура, которого так удачно выбрал во втором раунде драфта.
4. Джейсон Максьелл – #26 на драфте-2005
Это мог быть: Уэйн Симиен (#29)
Вместо него: «Денвер» выбрал Джулиуса Ходжа (#20)
По окончании сезона NCAA мощный во всех смыслах форвард Джейсон Максьелл прогнозировался как пик в середине второго раунда. Максьеллу повезло, что для выпускников по окончании сезона устраивается турнир-просмотр в Вирджинии. В свое время на этом турнире, куда приглашаются 64 лучших выпускника страны, свою готовность к НБА доказали Рик Бэрри, Дэйв Коуэнс, Стоктон, Пиппен, Родман и многие другие будущие легенды НБА. Джейсон Максьелл, конечно, не принадлежит их числу, но благодаря успешной игре на этом турнире его акции на драфте стали котироваться заметно выше.
Тут-то Дюмарс и подсуетился. Его не смущало, что Максьелл никогда не был лидером своей студенческой команды, он видел в нем то, что было необходимо «Пистонс»: взрослого, трудолюбивого игрока, который готов выходить со скамейки и помогать ветеранскому фронткорту «поршней». И на сегодня Джейсон – уже 14-й в истории «Детройта» по сыгранным матчам за франшизу.
3. Амир Джонсон – #56 на драфте-2005
Это мог быть: Урош Слокар (#58)
Вместо него: «Нью-Йорк» выбрал Дижона Томпсона (#54)
А чтобы разнообразить фронткорт команды, в пару к Максьеллу Дюмарс подобрал на том же драфте совершенно противоположного тяжелого форварда – 18-летнего школьника (кстати, последнего школьника, выбранного на драфте НБА до запрета) Амира Джонсона, который не пошел в Университет Луивилля, потому что провалил экзамены. Совсем не готовый к НБА весельчак, еще худой, с косичками и без татуировок, больше любил бегать, прыгать и искать блок-шоты, нарываясь на фолы, чем ставить жесткие заслоны и рубиться под кольцом, как Максьелл.
В 2007 году Джо Дюмарс неожиданно дал Амиру трехлетнее соглашение на 11 миллионов – к тому моменту Джонсон сыграл всего 11 встреч за команду, в основном выступая в фарм-клубе. Это в итоге и испортило карьеру Амира в «Детройте» – когда он влился в состав команды, генерального менеджера уже начало вовсю трясти, наступило самое глупое межсезонье в карьере Джо – 2009 год – и Джонсона обменяли. Дюмарс предпочел ветерана Криса Уилкокса молодому игроку – и это в момент перестройки. Кто ж так поступает? Однако эта история не отменяет того факта, что подобные игроки под 56-м номером обычно на дороге не валяются.
2. Грег Монро – #7 на драфте-2010
Это мог быть: Коул Олдрич (#11)
Вместо него: «Голден Стейт» выбрал Эппэя Юдо (#6)
Все предыдущие успехи Джо на драфте меркнут в сравнении с работой более компетентных в вопросах драфта менеджеров. По меркам НБА – это средние решения, ничего выдающегося. И тем удивительнее был успех с Грегом Монро, который уже стал капитаном команды и готов вести «Пистонс» за собой из темного настоящего в светлое будущее, похожее на яркое прошлое. И ведь именно Монро посоветовал Дюмарсу брать Андре Драммонда на драфте – вот он, настоящий лидер.
«Я думаю, мы сразу дали всем понять: на драфте мы будем искать «большого», который сразу сможет помочь нашей команде. И с драфтом Грега Монро мы выбрали именно такого человека. У него огромный арсенал, он универсален, умеет играть и под кольцом, и вне «краски», огромный баскетбольный IQ, отлично пасует, делает партнеров лучше – это как раз те вещи, которые привлекли нас в нем», – излучал радость Джо. Из слов Дюмарса можно подумать, что это просто идеальный баскетболист. Но менеджмент «Детройта» действительно знал, кого он берет – «Пистонс» два года следили за Монро и получили именно то, на что и надеялись.
1. Тэйшоун Принс – #23 на драфте-2002
Это мог быть: Крис Джеффрис (#27)
Вместо него: «Портленд» выбрал Кинтела Вудса (#21)
До Монро у Джо Дюмарса был только один плюс среди минусов и галочек в резюме: драфт 2002 года. «Знаете, я совершенно не был расстроен, что меня так поздно задрафтовали, я был больше рад тому, что попадаю сразу в хорошую команду. В те времена под высокими пиками обычно выбирали юных игроков с потенциалом, поэтому я ожидал, что меня выберут где-то с 17-го по 25-й номер, – признавался Тэйшоун. – И как только объявили, что меня выбрал «Детройт», я подумал – эй, а это отличная возможность для меня».
Однако попал в итоге Принс совсем в другую команду. Нет, это был именно «Детройт» – и все же уже другой. Джерри Стэкхауза сменил Рип Хэмилтон, появился Чонси Биллапс, и на этих кирпичиках, заложенных в 2002 году, Джо Дюмарс построил команду, которая шесть раз подряд выходила в финал Востока и выиграла титул в 2004 году. Ценность Тэйшоуна Принса в этих успехах нельзя переоценить. А тот блок Реджи Миллеру… даже за один такой момент худощавого Принса стоило подобрать под 23-м номером.
* * *
Если бы у Джо Дюмарса были бы только хорошие или хотя бы нейтральные драфты, мы бы не стали про него писать целый текст. Генеральный менеджер «Детройта» не раз ходил на драфт за алмазами, а умудрялся вляпаться в грязь.
4-5. Остин Дэй и ДаХуан Саммерс – #15 и #35 на драфте-2009
Кого нужно было взять: Дрю Холидэй (#17), а также оставить Бадингера
На драфт 2009 года Дюмарс выходил с целой россыпью накопленных драфтпиков. Однако в это же время у менеджера, не желавшего спокойно дать своим молодым игрокам расти, в голове играла одна заевшая пластинка: надо потратиться на переоцененных свободных агентов (Гордон, Виллануэва) и вернуть старую гвардию (Эткинс, Биг Бен). А потому так много новичков ему в составе не надо было. Одного было решено обменять.
И, естественно, Дюмарс обменял самого полезного – Чейза Бадингера, ушедшего в итоге в «Хьюстон» под 44-м пиком. А «Детройт» остался с тремя практически одинаковыми по своей сути комбо-форвардами – «новым Принсом» Остином Дэем, мускулистым, но невысоким ДаХуаном Саммерсом и неизвестным широкой публике шведом Йонасом Жеребко. Дюмарс надеялся, что игроки подобной комплекции будут создавать мисматчи на паркете, но в итоге они оказались недостаточно маневренны для позиции легкого форварда и недостаточно атлетичны для позиции тяжелого.
Из троих в команде остается пока только Жеребко. С Дэем Дюмарс решил сыграть ту же партию, что в 2002 году, но результат оказался прямо противополжным. Все отмечали, что в середине первого раунда остаются отличные разыгрывающие защитники (так и вышло – за Остином выбрали подряд Холидэя, Лоусона, Тига, Мэйнора и Коллисона), но Дюмарс не последовал старой мантре «draft for talent, trade for need». Ему хотелось игрока фронткорта – он взял Дэя. Джо забыл, что двойник обычно хуже оригинала. Оба теперь играют в «Мемфисе».
Затем в начале второго раунда Дюмарс, как и многие другие, побоялся брать ДеХуана Блэйра и взял практически его тезку – ДаХуана Саммерса. До сих пор ходит шутка, что Джо просто перепутал имена двоих игроков. Саммерс продержался в команде 66 игр – и это единственное, что о нем нужно знать. Сейчас он звезда Д-лиги.
И лишь Жеребко пока оправдывает ожидания от своего 39-го номера драфта. Вот только зарабатывает он почему-то совсем не как 39-й номер, пропустивший когда-то целый сезон из-за травмы. Упущенный Чейз Бадингер обошелся бы в три раза дешевле.
3. Мэйтин Кливз – #14 на драфте-2000
Кого нужно было взять: Хидо Туркоглу (#16)
Первое ответственное решение зачастую является самым неудачным. Неопытный генеральный менеджер был брошен на амбразуру в самый тяжелый момент для «Детройта» – из команды уходил Грант Хилл. В августе того же года это прощание с лидером команды Дюмарс обставит просто великолепно, улучив за свободного агента Хилла у «Орландо» самого Бена Уоллеса. Но перед этим еще был драфт. И тут Дюмарс решил сделать «ход конем», поверив в то, что сейчас он совершает просто гениальный поступок – берет Матина Кливза.
Дюмарсу нужно было как-то смягчить уход Гранта Хилла, и он, оценив зорким взглядом всех игроков на убогом драфте, решил остановиться на Кливзе. Парень родился в Мичигане, учился в Мичигане, за колледж играл в Мичигане – у него даже прозвище «Мотаун»! Болельщики точно полюбят местного игрока и забудут о Хилле. Матина знает весь штат – ведь именно он принес Мичиган Стейт титул чемпиона NCAA и стал лучшим игроком «Финала четырех». Представьте себя мененджером «Детройта». Вы можете подобрать такого баскетболиста под 14-м номером. Как бы вы поступили?
И все-таки ничего из этой затеи не вышло. Кливз оказался не способным перенести свою игру из студенческого баскетбола в профессиональный. После одного года в «Пистонс» он стал колесить по НБА, за 5 лет сыграв всего 89 матчей. Дальше была Д-лига, УНИКС, опять D-лига, Греция и снова D-лига. И пускай кроме Редда звезд НБА после Кливза не выбирали (да и до него тоже), пик все равно был использован бездарно.
2. Родни Уайт – #9 на драфте-2001
Кого нужно было взять: Джо Джонсон (#10)
Год спустя Дюмарс все еще не понимал, как работать на драфте. На этот раз ему нужно было потратить лотерейный пик. Что за чудо такое, подумал Джо Дюмарс, и взял под этим пиком Родни Уайта. Не знаете, кто это? Не беспокойтесь, большинство любителей НБА тоже не знают.
Родни был атлетик-фриком, который рано развился и при росте в 206 см мог перебегать любого защитника и перепрыгнуть любого центрового среди своих ровесников. Он ярко провел свой единственный сезон в колледже и начал бомбить воркауты НБА. Из-за явного превосходства в «физике» и тяготению к игре один-на-один все просмотры прошли для Уайта на «ура». «Я всегда знал, что как только я проведу несколько воркаутов, мои акции на драфте пойдут вверх, но не ожидал, что они так резко взлетят», – признавался Родни, который просто уничтожил Джо Джонсона и Ричарда Джефферсона на преддрафтовых просмотрах.
«Когда я проснулся сегодня утром, я не мог поверить, что у нас будет возможность взять на драфте Родни Уайта», – радовался после церемонии Дюмарс. Главный тренер «Детройта» Рик Карлайл уверял, что Родни напоминает ему Гленна Робинсона. Однако «Пистонс», восхищенные физическим превосходством Родни, забыли узнать: а умеет парень играть в баскетбол?
Когда Карлайл увидел Родни Уайта в деле, он ужаснулся. Форвард совершенно не знал, как защищаться, тупо бегал по площадке и не понимал, что такое хаф-корт нападение. 16 игр – и терпение Карлайла лопнуло – Уайт плотно сел на трибуну. Следующим летом его быстренько сбросили в «Наггетс». Родни до сих пор играет в баскетбол. На Филиппинах.
1. Уилл Блэйлок – #60 на драфте-2006
Да шучу, конечно.
1. Дарко Миличич – #2 на драфте-2003
Кого нужно было взять: Крис Бош (#4)
В общем, что тут можно сказать? Под вторым пиком Джо Дюмарс взял в свою команду Дарко Миличича, в котором увидел второго Дирка. Да, его команда стала в этот же сезон чемпионом. Но он проспал нескольких будущих членов Зала Славы Баскетбола, почти десяток будущих олл-старов. 30 игроков с драфта 2003 года десять лет спустя продолжают играть в НБА. Но не Миличич.
«Если бы мы задрафтовали Мело или Боша, возможно, команда до сих пор была бы вместе. У нас могло быть больше чемпионств. Что ж, это НБА и такие вещи случаются. Но я до сих пор об этом думаю», – признается Чонси Биллапс 10 лет спустя.
* * *
«После того, как я задрафтовал Дарко, мы стали собирать намного больше информации об игроках. Мы теперь работаем над этим не хуже, чем любая другая команда НБА. Когда я думаю о том драфте, я понимаю, что мы не знали и половины того, что следовало бы знать. Тогда я поклялся себе, что такого больше не повторится. Я никогда больше не пойду на драфт без всей необходимой информации», – Джо Дюмарс.
5 лучших и 5 худших драфтов Ар Си Бьюфорда
5 лучших и 5 худших драфтов Пэта Райли
При Рипе и Чонсе ни за что Дюмарс не стал бы брать третьего защитника в старт, когда свободным был ПФ Бош или хотя бы форвард Кармело (не верю в то, что в Детройте Ларри Брауна он был бы эффективен) - вот тогда бы и был старт Бен-Бош-Тай-Рип-Чонс.