Величайший ролевик в истории. О ценности Роберта Орри
Фото: Fotobank/Getty Images/Brian Bahr
«Эта финальная серия олицетворяет современную НБА как нельзя лучше – две сугубо защитные команды, ни одной маркетинговой суперзвезды среди участников, ни одной привлекательной закулисной истории» – так в июне 2005-го года охарактеризовал финальную серию между «Детройтом» и «Сан-Антонио» Джек Маккалум, авторитетный колумнист из Sports Illustrated и автор известнейшей книги Seven second or less. С мнением популярного спортивного журналиста не поспоришь – телерейтинг трансляций той серии был удивительно низок (7.6 по рейтингу Нильсена, снижение на 34% по сравнению с 11.5 во время Финала-2004), главная потенциальная звезда того Финала Тим Данкан завалил третью и четвертую встречи, выдав в них 10 из 32 с игры, и дошло до того, что на четвертом матче в Детройте из легенд прошлого на арене присутствовал лишь Билл Расселл. НБА грозил локаут, который изо всех сил старались предотвратить Дэвид Стерн и Билли Хантер,и который, наверняка, отнял бы у лиги последние жалкие крохи популярности. Неудивительно, что главная для НБА новостная встряска в период с первой по четвертую игру той финальной серии произошла не на паркете, а в далеком Лос-Анджелесе – легендарный Фил Джексон вернулся на пост главного тренера «Лейкерс».
Дэвиду Стерну был нужен игрок, который спасет пошатнувшуюся репутацию лиги. Тиму Данкану был нужен игрок, который спасет его наследие и вернет ему неофициальный пояс лучшего тяжелого форварда в истории: усилиями Бена Уоллеса он начал сползать с Тимми. Финалу-2005 года нужен был игрок, который спасет телерейтинги и внесет перчинку в унылое бодание защитных редутов Лэрри Брауна и Грега Поповича.
Таким игроком стал тот, от кого этого ожидали уж если не в последнюю, то уж точно не в первую очередь. И этот игрок вышел на авансцену за три секунды до конца третьей четверти пятого матча того финала. Роберт Орри, 34-летний ветеран НБА, чья рука уже была украшена пятью чемпионскими перстнями, от которого никто не ожидал никаких геройств. До этого ключевого момента он промазал все три своих броска, неудачно подставлялся под фолы в нападение и, казалось, совершенно выпадал из игры. Но в последние 17 минут, включая овертайм, он набрал 21 очко из последних 35, которые забил «Сан-Антонио», поставил левой рукой через голову Рипа Хэмилтона (несмотря на болезненную травму левого плеча, которая мучала его весь сезон), и пять раз попал из-за дуги, включая победную «треху» за пять секунд до конца овертайма, которая отправила присутствовавших на арене фанов «Детройта» в нокаут и заставила всех сидящих у телеэкранов фанов «Пистонз» в гневе кричать на Рашида Уоллеса «Как можно оставить открытым на дуге Роберта Орри?! Неужели ты не видешь, что у него прет?!». Кстати, та ошибка Рашида, который зачем-то полез сдваиваться на провалившем игру Джинобили и оставил Орри с «горячей рукой» на дуге абсолютно свободным, возможно, является самой глупой ошибкой в истории плэй-офф, наряду с ленивым пасом Айзейи Томаса из-за боковой в финале Восточной Конференции-87, который привел к перехвату Берда.
Тот перформанс Орри можно смело включать в Пантеон величайших индивидуальных представлений в истории Финалов НБА наряду с 25 очками Айзейи Томаса в третьей четверти шестой игры Финала-88, 45 очками и победным броском через Брайона Расселла в шестой игре Финала-98 в исполнение Майкла, и некоторыми другими. «Это было величайшим представлением, в котором мне довелось принять участие. То, что сделал Роб, фактически вытащило меня из пике» – заявил после игры Данкан, а Хьюби Браун, один из комментаторов той трансляции, скаламбурил «Detroit just got Robed» [Игра слов: «To get robbed» – «Быть ограбленным», Роб – главное имя нашего героя. Примечание автора]. А вот теперь ответьте честно – если вы смотрели тот финал (неважно, в прямой трансляции или, как я, в записи), были ли вы удивлены, что сезон для «Сперс» спас именно Роберт Орри? Несмотря на его возраст, травму плеча, статус запасного, отсутствие мотивации ввиду наличия пяти чемпионских перстней, зубодробительную защиту «Детройта», были ли вы так уж удивлены? Думаю, нет.
Если вы достаточно знакомы с НБА, то с легкостью отметите у Роберта Орри два качества, которые отличали его от большинства исполнителей в лучшей баскетбольной лиге мира, и выделяют его в истории. Первое – он никогда не думал о статистике. Его не волновали такие глупости, как количество заработанных им очков или получит ли он мяч достаточное количество раз за игру. Не знаю, было ли понимание того, что важнее победы нет ничего, втолковано ему настойчивым Руди Томьяновичем или Орри понял это сам в силу своей мудрости, но Роберт стал олицетворением баскетбола как командной игры – игрок, заработавший больше титулов, чем Джордан, Берд или Мэджик, но ни разу не заслуживший такого индивидуального признания, как приглашение на Матч Всех Звезд.
Второе качество Роба – это умение оказаться в нужное время в нужном месте. Как в плане карьеры в целом, так и в одной определенной игре. Взгляните на его биографию в исторической перспективе. Неужели у вас не возникает ощущение, что Роберт Орри был любимчиком богов?
Ему довелось быть выбранным на драфте «Хьюстоном» и попасть под крыло Томьяновича и Хакима. За полгода до своей первой в карьере победы в чемпионате, в феврале 1994-го, Роберта должны были сплавить в тот самый «Детройт», который он похоронит одиннадцать лет спустя, в обмен на Шона Эллиотта. Однако Шон не прошел медобследование из-за своих больных почек, что, безусловно, спасло карьеру Орри, и принесло ему два титула с «Рокетс», вторым из которых он особо гордится, ибо в тот сезон «Хьюстон» добыл лишь шестое место в Западной конференции. Второй случай, кардинально повернувший его карьеру – это недопонимание с Дэнни Эйнджом и тренерским штабом «Финикса». Столкновение характеров вылилось в открытый конфликт прямо на площадке во время игры, бросок полотенцем в лицо тренера и срочный обмен в «Лейкерс». Его любовь к близким и беспокойство за семью, проживающую в далеком от Лос-Анджелеса Хьюстоне, привело к выходу на рынок свободных агентов и подписанию контракта с «Сан-Антонио» в 2003-м.
Однако пусть эта череда случайностей (можете называть это как вам угодно – судьба, божественное вмешательство, банальная удача), не имеющих отношения непосредственно к игровым умениям Орри, не вводит вас в заблуждение. Говоря, что Роб умел появляться в нужном месте в нужное время, я подразумевал не только жизненные обстоятельства и карьеру в целом. Этот его уникальный талант можно увидеть и в отдельно взятых играх, благодаря которым он и получил от обозревателя ESPN Крэйга Килбоурна свое прозвище. Роберт умел затыкать дыры в составе, благодаря своим размерам удачно борясь с «большими» соперника, и благодаря работе ног и стремительной реакции бегая за шустрыми игроками периметра. Он умел поднимать уровень своей игры в самые значимые моменты, список которых с трудом умещается в специально созданном для этого разделе Википедии «Notable playoff clutch shots».
Моменты его игры в клатче и победные броски можно сложить в один видеоряд и проигрывать под вдохновенную музыку из «Гладиатора» в течение десяти минут. Если вы имели возможность наблюдать за ним на протяжение всей шестнадцатилетней карьеры, и вам казалось, что его пик прошел, что тот самый определяющий Момент в его жизни уже состоялся, он вновь находил, чем вас удивить. И даже будучи в преклонном возрасте и в плохой форме, он мог направить течение одной неудачно складывающейся серии в победное для его команды русло, как он это сделал в плейо-фф-2007, вынеся Нэша фолом за пределы площадки и отхватив дисквалификации для Амаре и Бориса Дьо. Пусть это был не самый достойный поступок, пусть это было сделано «непреднамеренно», но это было совершено во благо команды.
Если вам не довелось быть свидетелем карьеры Биг Шот Роба и приходится опираться на статистику и сухие цифры, то вот вам факты. Орри является единственным в истории баскетболистом, выигравшим семь чемпионских титулов, не выступая при этом за гегемона 60-х «Бостон Селтикс» во главе с Биллом Сами-Знаете-Кем. Он являтся единственным наряду с Джоном Салли игроком, выигравшим перстень с тремя разными командами. Ему принадлежит рекорд по количеству сыгранных матчей в плей-офф (244) и заброшенных трехочковых в финалах (53), обе цифры как нельзя ясно иллюстрирующие его победную карьеру в «постсезонке». Ну и наконец, Орри является единственным игроком, набравшим 100 блоков, 100 перехватов и 100 трехочковых за один сезон.
Мне лишь хотелось бы, чтобы американские спортивные СМИ поняли всю значимость его карьеры раньше, чем это случилось, и осветили бы ее лучше, чем им удалось по факту. Ибо стоящего материала и красочных хайлайтов об этом великом ролевом игроке преступно мало, и эта статья вышла хоть и душевной, но печально короткой. Намного короче, чем заслуживает ее Роберт Орри.
Получит ли Биг Шот Роб свое место в Зале Славы? Вряд ли. Заслужил ли он это место? Мне кажется, что да. Заботит ли его этот вопрос? Наверное, нет. Орри слишком легко (не путайте, пожалуйста, с легкомысленно) относится к жизни и точно знает чего он стоит. За свою карьеру он заработал больше 60 миллионов, занял семь пальцев на руках чемпионскими перстнями, получил одно из самых крутых и красноречивых прозвищ в истории баскетбола, заслужил невероятное уважение своих коллег по цеху, и всегда знал где его место. Именно поэтому мне так нравится аналогия с игроком в покер. Когда Роберт Орри покидал стол, набив карманы вашими фишками, вы надеялись, что больше не сыграете против него...
Взрослея, теряя тот юношеский максимализм с его крайностями, я стал намного лучше относиться к тем Сперз, безмерно возросло уважение к Поповичу, Данкану и Джинобили, перестал с пренебрежением относиться к Паркеру и Боуэну, стал замечать, как великая команда позволяет раскрыться людям вроде Малика Роуза.
Кого никак не перестану ненавидеть, так это Орри.
Смотрели, смотрели... Какое тут удивление, если пес эта бешеный хоронил в финалах конференции или лиги все команды, за которые я болел. Такой бессильной злости ни к одному игроку НБА никогда не испытывал. Да вообще злости ни к кому, кроме него, не испытывал. Ну может только Уокер еще доставал. Но Орри - олицетворение зла для меня. Был, есть и будет. Хотя респект ему, конечно, крут нереально и все такое...
До сих пор свербит когда вспоминаю его треху в четвертой игре ТОЙ серии. Вытащил кучу говна на свет божий)