До Шакила. Как был сломан первый щит в НБА
Всем известно, что главным крушителем щитов в НБА был и остается хедлайнер последних дней Шакил О’Нил. Он делал это часто, красиво, всегда оставаясь непревзойденным со своей грацией молодого слоненка, пришедшего на водопой. Однако впервые в истории профессионального баскетбола щит был сломан задолго до того, как Шакил появился на свет и даже до того, как появилась сама НБА.
Это случилось 5 ноября 1946 года. «Селтикс» (да, они были уже тогда, бессмертность кельтской мафии нельзя недооценивать) готовились сыграть первый матч сезона против «Чикаго Стагс» на «Бостон Арене», так как в знаменитом «Бостон Гардене» в тот день проходило родео. В середине 40-х годов разница в популярности баскетбола и родео измерялась величинами с непомерным числом нулей, так что любителям побросать мяч в кольцо приходилось выкручиваться любыми способами. Посмотреть на эту встречу заявилось четыре с половиной тысячи болельщиков, хотя билеты стоили меньше трех долларов. Игроки обеих команд по обыкновению вышли на разминку, и вдруг один из баскетболистов «Бостона» по имени Чак Коннорс решил совершить бросок сверху, после чего произошло то самое событие, которому и посвящена эта ретроспективная история. Стоит отметить, что до того, как оказаться лежащим на паркете в виде маленьких кусочков, этот щит был стеклянным, став одним из первых приспособлений из этого материала, предназначенных для матчей БAА.
На самом деле, вопреки распространенной легенде, этот щит был сломан не после удара сверху, а после обычного броска с шести метров, который в любое другое время не смог бы принести ущерба даже мухе, пролетающей мимо кольца. В то время слэм-данки были слишком непривычной вещью, хотя мнение о том, что баскетболисты первой половины XX века совсем не умели бросать сверху, все-таки ошибочно. Некоторые из них умели это делать, причем весьма неплохо, но демонстрировали это только на предматчевых разминках, и то с известной долей аккуратности, чтобы ни в коем случае не испортить ценное имущество. Причина поломки в нашем же случае заключалась в том, что работник арены забыл вставить необходимый кусок резины между стеклом и кольцом; да, все было настолько обыденно. После этого начало матча было ожидаемо отложено, и баскетболисты решили пригласить болельщиков на площадку вместе побросать в оставшееся кольцо, чтобы хоть как-то их развлечь. «Казалось, что мы ждали начала игры целую вечность, – вспоминает виновник инцидента Чак Коннорс. – Наш органист Джон Кили играл так долго, что его пальцы, наверное, до сих пор ноют от боли».
В это время специалист «Селтикс» по связям с общественностью Хоуи Макхью был занят самой важной проблемой вечера – он пытался найти новый щит. Во всем Бостоне было только одно место, где он мог достать то, что хотел. Сейчас там висит семнадцать чемпионских баннеров, но тогда их там не было и в помине, зато, как мы уже знаем, там находилось очень много быков, людей в шляпах и зрителей. Макхью отправился в «Бостон Гарден», но приехав туда, узнал о том, что стеклянный щит находится в загоне для быков. Так как никто не горел желанием заходить туда, то Макхью пришлось заплатить приличную сумму двум пьяным ковбоям, чтобы все-таки вернуться обратно не с пустыми руками. «Если бы он этого не сделал, то мы бы, наверное, все еще ждали бы начала игры с «Чикаго». По возвращении Хоуи сказал, что он никогда в жизни не видел, чтобы люди так быстро становились трезвыми, как те двое», – говорит Коннорс. После этого щит погрузили в грузовик и подвезли к «Бостон Арене», которая в тот вечер все же увидела баскетбольный матч, пусть и глазами изрядно поредевшего количества зрителей. Пусть это и не имеет особенного значения, но «Селтикс» в итоге проиграли тот матч со счетом 57:59, а Коннорс набрал восемь очков. Это была не самая плохая для него встреча во всех отношениях, ведь в том году он будет в среднем набирать менее пяти очков за игру, а после четырех встреч следующего сезона он будет отчислен из команды по решению главного тренера Хани Расселла.
Не каждому удается войти в историю баскетбола с помощью столь оригинального способа, как это сделал ЧакКоннорс. Не считая этого эпизода со щитом, он бы так и остался ничем не примечательным центровым, который даже не до конца отыграл свой первый сезон в БАА. Забавно, но в некотором смысле его последователем стал не только Шакил О’Нил, но и Майкл Джордан. Как и некоторые другие спортсмены, вернувшиеся с фронта после Второй мировой войны, он играл в баскетбол только осенью и зимой, а уже в середине февраля начинал переквалификацию в бейсболиста. Продолжалось это, правда, недолго, ведь после отчисления из «Бостона» он окончательно потерял веру в свои баскетбольные таланты. Решив сосредоточиться на матчах в рамках профессиональной бейсбольной лиги, он вскоре потерял интерес и к этому занятию. После ухода из спорта и начала карьеры в кино он стал по-настоящему известным человеком – сыграл главную роль в популярном сериале «Стрелок», участвовал в избирательных кампаниях Ричарда Никсона и Рональда Рейгана и был представлен генеральному секретарю Брежневу, вызвав его расположение. Говорят, Коннорс даже хотел приехать на похороны Леонида Ильича в 1982 году, но правительство США не позволило ему стать членом официальной делегации.
Не знаю, как играл баскетболист Чак Коннорс и уже вряд ли когда-нибудь узнаю. Но каждый раз, когда я буду просматривать ролики на YouTube, в которых какой-нибудь молодой студент после слэм-данка отрывает кольцо и улетает с ним на четвертый ряд трибун, я буду вспоминать о том, что первый раз в истории НБА щит был сломан после обычного броска совсем невыдающегося игрока.