Безумцы. Главные «золушки» «Мартовского безумия»
«Андердог – игрок, имеющий заведомые недостатки по сравнению с соперником. Термин применяется, когда шансов на усиление позиции почти нет», Дойл Брансон, «Суперсистема».
Принстон, 1965.
В 1965 году Принстон стал первым университетом Лиги плюща (Гарвард, Браун, Дартмут, Йель, Колумбийский, Корнелль, Пенсильванский), кто добрался до «Финала четырех». До сих пор лишь одному колледжу удавалось подобное.
Принстонское нападение с бесконечным хождением мяча в поиске оригинальной идеи (лучшая позиция броска) прижилось в самом Принстоне в 1967 году. Тогда Пит Кэррилл имел лучшую статистику побед-поражений внутри лиги. Но главный поход Принстона связан не с Кэрриллом. С Биллом Брэдли.
Брэдли был местным «Скоттом Фицджеральдом» - против Пенн Стейт – 60 на 58 (Брэдли +22), с Северной Каролиной – 66:48 (27, Брэдли), черный день Провиденса: Принстон – Провиденс – 109:69 (41 от Билла). Поход оборвал Мичиган в полуфинале – 93:76. Но и они не помешали Брэдли – 29 баллов в день четверки.
Брэдли взял титул MVP, сделал карьеру в NBA и считается одним из лучших игроков в истории студенческого спорта (Билл выиграл Олимпиаду в 64-ом).
После паркета Брэдли занялся тем, чем по идее и должны заниматься студенты Лиги плюща – сенатор, политик, демократ.
Пенсильванский университет, 1979.
«Шум и ярость» Пенсильванского в 79-м перекрывают достижения Принстона, и по сей день являются главным походом Лиги плюща за титулом. В их составе не было игроков с полной спортивной стипендией, в регулярном чемпионате они проиграли лишь 5 раз. Была сыгранность и понимание «Секрета», которое если и приходит то с годами тренировок, а не на последнем курсе ВУЗа. Парни играли как старшегодки, зашедшие в университетский бар – по плечам любая выпивка, спор, девчонка.
«Квакеры» были под общим 9-м номером, а главный матч сыграли во втором раунде. Апсет года, 11 марта, 1979, Пенсильванский – Северная Каролина (№1) – 72:71.
Команда выпускников, в которой люди по-взрослому осознавали обязанности. «Молодые умы» – Прайс, Мэтт Уайт, Эд Кулл, Бобби Уиллис и Тим Смит – до сих пор зовутся лучшим выпускным классом баскетбольной Лиги плюща.
В 79-м Пенсильванскому попадались лишь «бакалавры» – Каролина, Сиракьюз, Сент-Джонс и Мэджик, Мичиган Стейт, полуфинал. Для любой команды, даже с миллионной спортивной стипендией («Дьюк», проигравший Сент-Джонсу), такой путь – пересказ «Метаморфоз» Овидия, в оригинале.
Мичиган разбил Пенсильванский – в самой завязке, после счета 4:4. Мэджик повел «спартанцев» «на холм», откуда «спартанцы» уже не спустились – 101:67.
После месяца в 79-ом, перед парнями было всё – диплом, карьера, известность. А судьба стала фильмом «Спящие».
Баскетбольная жизнь Эда Кула и Бобби Уиллиса не сложилась – последний матч за Университет они провели на следующий день, проиграв студентам из Де Поля. Одна из двух главных звезд – Тони Прайс стал лучшим в Лиге плюща-79 и в тот же год пошёл на драфт. Его выбрал «Детройт». Не сыграв ни одной игры в НБА, Прайс был обменян в «Сан Диего Клипперс», где провел 5 игр. 0,8 очков и 0,6 передач – статистика звезды-79.
Мэтта Уайта, «короля-кампуса» с верхнего фото, застрелит жена 11 февраля 2013 года. Она застанет Уайта за просмотром детского порно.
Узнав о смерти игрока, тренер Пенсильванской команды-79, скажет о чести, с которой тренировал Мэтта и парней.
– Его игра никогда не будет иметь ничего общего с тем, что случилось.
Не будет, это же «синдереллы» – короткая сказка без всякой реальности.
Университет штата Северная Каролина, 1983.
Путь Северной Каролины Стейт к финалу 1983 года – это не Форрест Гамп. Не 20 побед «Окленда», не камбэк «Ред Сокс» и не «возврат» «Филадельфии» 2010 – это больше. Главный «байопик» студенческого командного баскетбола.
Это же «синдереллы» – короткая сказка без всякой реальности
В сезоне-1982/1983 «Вулфпэк» встречались и с Джорданом («Тар Хилз»), и с Оладжьювоном («Хьюстон»), оба раза – победы. Но путь парней Джима Вальвано определен не этим – определён прозвищем «Кардио-пэк».
В первом раунде, против «Пеппердина», 6-й номер посева на волоске – двойной овертайм и валидольная концовка – 69:67. Вальвано едва не выпрыгивает из штанов от такого «первого блина». Дальше «ком» катится по нарастающей.
Трудно сказать, чего стоил тот «поход» самому Джиму и родителям атлетов: ведь наблюдать тяжелей. С 1980 года Вальвано не изменит NC State, но его главным достижением так и останется 83-ий год.
После «Пеппердина» «Кардио-пэк» обыгрывают Неваду (71:70), Юту (75:56), Вирджинию (63:62), Джорджию (67:60) и добираются до Национального финала против «Хьюстона». Матча, который наряду с броском Лейтнера остается едва ли не лучшим моментом 70-летней истории «безумия».
Майк Смит из ESPN сказал, что ничего не понимает в «Безумии», но понимает в Вегасе - и там, и там полагаешься на удачу.
Перед матчем с «Хьюстоном» «Вулфпэк» – стопроцентный андердог. На последних секундах Лоренцо «ЛО» Чарльз, получив мяч от Дерека Виттенбурга, «ставит на красное» и показывает, чего порой стоят эксперты и чего порой стоит спорт.
В 1992 году у Джима Вальвано диагностировали рак. Он умер 28 апреля 1993 спустя 10 лет после своей большой победы. В речи на премии ESPY (за выдающиеся достижения) Вальвано, который знал, что умирает, говорил о трех вещах: каждый день вы должны смеяться, вы должны размышлять, и вы должны доводить эмоции до слез. Тогда жизнь будет прожита не зря. Тогда семь дней в неделю вы будете иметь нечто особенное. То, что сам Вальвано получил в апреле 1983-го.
Университет Виллановы, 1985.
Идеальный поход Виллановы, как Святой Грааль – желает получить каждый.
10 поражений в регулярке, 8-й номер посева и настрой на выпускные экзамены – перспективы тех Wildcats перед турниром.
Игроки, с которыми команда шла на Дэйтон, Мичиган, Мэриленд, Северную Каролину и Джорджтаун (Патрик Юинг), заставляли пенсильванских католиков молиться. Молиться «битому волку» Ролли Массимино, который знал: студенческий плей-офф – отдельный турнир с собственным законом, часто – без всяких параллелей с будущим величием NBA.
Идеальный апсет – так зовут в Северной Америке финал 1985 года. Порой просто – идеальный матч. Против «Джорджтауна» команда Гарольда Йенсена и Эда Пинкни реализовала 22 броска из 28 (9 из 10 во второй половине) и 22-две трёхочковых попытки из 27. Хладнокровное убийство, написал бы Капоте.
Йенсена выберет на драфте «Кливленд», но он не сыграет в НБА ни мачта и станет успешным маркетологом. Пинкни сделает карьеру в Ассоциации, проведя в лиге 12 лет («Финикс», «Бостон», «Филадельфия», «Майами»).
Любой рейтинг, от Associated Press до прогнозов Wall Street Journal, не оставлял той Вилланове шансов – пациент был скорее мертв. Дэйтон (9-й), Мичиган (1-й), Мэрилэнд (4-й), Северная Каролина (2-й) и Джорджтаун, как Саб-зиро на вершине. Но закон NCAA был благосклонен к Вилланове, с постоянным трудом («Два года я сидел на лавке, вкалывал на тренировках, знал – тренер следит») и с зацикленностью на победе, «Вайлдкэтс» прошли каждого соперника, не заметив, как из «андердога» превращаются в безупречную команду «Мартовского безумия».
Канзасский университет, 1988.
Если «великая эра» НБА пришлась на 90-е, то век «золушек» NCAA прошел в 80-х – NC State, Вилланова, Вирджиния-84 (Final Four), Луизиана-86 (Final Four), Провиденс-87 (F-Four), «золотые мальчики» Канзаса, 1988 – чемпионы.
«Турнир Дэнни Мэннинга» или баловни-Канзаса – «Джейхоукс» даже не имели рейтинга перед началом «Безумия». Они проиграли 11 встреч. Никто так не проигрывал. Но на пути к полуфиналу они не встретили никакого сопротивления – Ксавьер, Маррэй Стейт, Вандербильт и K-State. Везло с таблицей? Быть может. Везет кому? Сильнейшим.
В финальном матче против «Оклахомы Суннерс» Дэнни Мэннинг набрал 31 очко при 18 перехватах. До этого «Суннерс» дважды били «Канзас» в регулярном, но кому до этого дело ?
У Канзаса была уйма хороших команд. Хотя бы в прошлом году. Но парадокс «Чуда Дэнни Мэннинга» и «Безумия» в том, что порой здесь побеждают не те, кто лучше, а те, для кого ярче сошлись звезды.
Мэннинг сделал карьеру в НБА, вернулся в свою альма-матер и в качестве ассистента повторил то, что сделал игроком – Национальное чемпионство. После овертайма в финале 2008 с «Мемфисом» Мэннинг мог повторить и еще одну вещь – слова Ларри Брауна, тренера-1988: «Логика ? В «Безумии» нет логики».
Университет Висконсин, 2000.
Эпохи сменялись – на смену 80-м пришли 90-е («восьмерка» Гонзаги в 99-м) и «золушек» действительно стало меньше. Сказки стали кратким содержанием.
Висконсин-2000 знаменит двумя вещами: его недооценили, и он сделал сумасшедший триппл в первых раундах – Аризона, Луизиана, Пардью, все сеяны, все проиграли.
Позже многие удивлялись, как Дик Беннет мог так долго скрывать таланты команды. Не попадись им в «Финале четырех» заклятый враг "Мичиган Стэйт", дело могло кончиться, по меньшей мере, финалом, по большей – срезанием сетки.
Висконсин проиграл Мичигану все три матча в регулярном, на четвертый «пробила полночь», а туфельку так и не поднесли, поражение – 54:42. Беннет проведет три игры в следующем сезоне и подаст в отставку осенью с краткой причиной – «перегорел».
Университет Брадли, 2006.
Апсеты делают из команды «золушку». Чужими неудачами кормится студенческое счастье. Университет Брадли попал в зону «золушек» поочередно переиграв 4-й Канзас и 5-й Питтсбург.
Успех Брадли более ощутим, если знать, что до 2006 года второй раунд «Безумия» «Храбрецы» проходили, когда президентом был Эйзенхауэр, а родители строили бункеры для ядерной войны – 1955 год. 10 лет – Брадли вообще не выступал в главном турнире. Они и сейчас не выступают – тот год, те две победы (та, что над Канзасом – во всех списках главных апсетов) стали для Брадли главным баскетбольным достижением новой эры. Пока ? Быть может. Ведь, нет никакой ложки логики.
2008, Колледж Давидсон.
В 2008 году Университет Давидсона показал все, чем может быть «Мартовское безумие» – низкий посев, апсеты, сказка, герой. И они двинули дальше, как «Черный ястреб», срежиссировав собственное «падение».
Bleacher Report назвал тот поход – походом Стивена Карри. Это был его второй год в университете и под его руководством обыгран Джорджтаун, Гонзага, Висконсин. Команда скромного университета расправляла плечи, а администрация лишь распалялась – деканат оплатил проживание и проезд болельщиков на матчи Sweet Sixteen, Elight Eight и возможной «финальной четверки».
Но «четверки» не было. Туда вышел Канзас, а Давидсон сделал апсет наоборот – когда история «золушки» перестает быть сказкой, и статус андердога пропадает. Забывается, что это не колледж с базой в Чепел-Хилл, что он не штампует чемпионские команды и в ближайшие лет 50 может вообще не сыграть в «Безумии».
Тот Давидсон проиграл Канзасу 59:57, оставшись на грани, которая отделяет маленькие команды от забвения. Они забрались далеко – элитная восьмерка – но прелесть спортивной «золушки» как раз в том, что предложи вы ей хоть миллион хрустальных туфель, она будет хотеть больше.