Перед бурей. Кем «Индиана» будет взрывать толпу
Виктор Оладипо верит – есть песня на все случаи жизни. К сожалению для его одноклубников, во «все случаи» входит моргание, дыхание и даже ходьба.
– Без остановки, – говорит Коди.
– 24 часа в сутки, – говорит Уотфорд.
– Все. Свободное. Время, – добавляет Уилл Шихи.
В дУше Олодипо становится Ашером. Когда прогуливается по кампусу, он – Tyrese. Когда сдает экзамены, напевает Евангелие, считая, что нужно благодарить Бога. В перерывах своей «вокальной карьеры» Оладипо находит время для привлечения масс более традиционным для баскетболиста способом.
Когда Оладипо на площадке: арена – место большого шоу. Когда мяч в его руках – а иногда когда и нет – не вертите головой, не смотрите по сторонам. Рискуете пропустить момент чистого восторга. Невероятный блок, умопомрачительный данк или данк-алеуп, как это было в матче против «Мичигана» (5 тыс. просмотров на Youtube). Все это вызывает обычную для «Ассэмбли Холла» реакцию: «ооо – лаа – ДИИИ – пооо !» – выдыхают фаны, поднимая руки.
–Иногда я смотрю в толпу, – говорит защитник Кевин Ферелл, – и порой на их лицах одно выражение – шок.
Этот сезон стал расширением границ для Оладипо, который прошел путь от недооцененного юниора к претенденту на Wooden Award, приз лучшему игроку страны. Он помог «Индиане» выиграть конференцию Big Ten (26:5) впервые с 1993 года – когда последний гвоздь был вбит победой над «Мичиганом» – 72:71 и получите: «Хузьерс» – 1-й номер посева перед турниром NCAA.
Сейчас Оладипо как овощная корзина в руках фермера – там есть и перехваты, и подборы, и передачи, и очки, и блоки... и все замешано на коктейле вероятно самого универсального и зрелищного игрока нации. Если Зеллер вернул престиж футболки «Индианы» для местных парней, Оладипо вернул престиж самой игре «Хузьерс».
– Я не припомню игрока с такой энергией, которая бурлит в течение всего матча, – говорит Дон Фишер, радиоголос Индианы на протяжении последних 40 лет, – я не уверен, что мы увидим кого-либо похожего в ближайшие годы.
Оладипо – цементирующий игрок «Индианы». Вариативность обороны, быстрые отрывы, персональный магнетизм – он воплощает все. 13,7 очка за матч, 6,2 подбора, лидер команды по перехватам – критичный показатель за который больше всего ругали Тома Крина и его тренерский штаб.
Каждый день Оладипо проводит 90 минут, тренируя дальний бросок и отрабатывая игру в обороне. 90 минут сверх обычной тренировки. Это позволило ему увеличить собственный процент попадания с 47.1 (прошлый сезон) до 61.4 (этот). Теперь Оладипо реализует 50% своих двухочковых бросков. В прошлом сезоне этот показатель был в два раза меньше – 24%
– Чувак всегда оказывает давление, всегда в горячей точке, – говорит Уилл Шихи.
Бывший игрок и тренер «Индианы» Дэн Дакич беседовал со своими одноклубниками по поводу Оладипо, когда парень начал показывать игру нового уровня. «Мы все пришли к выводу, – говорит Дакич, – играть на тренировках против этого парня было бы сущим адом».
«Мы все думали, – продолжает Дэн, нынешний аналитик ESPN, – что мы гладиаторы, выжившие в системе Тренера Найта, – в нашем маленьком мире – это комплимент».
Маленький мир Оладипо, пока он не переехал в Индиану в 2010-м, измерялся сельской фермой в Аппер-Мальборо, штат Мэриленд, 20 миль к Востоку от Вашингтона. Ближайшими соседями семьи были лошади и коровы. Родители Оладипо, иммигранты из Нигерии, переехали сюда 25 лет назад, польстившись на большой дом и огромный кусок собственной земли. На выбор места повлиял и характер отца Оладипо,Криса, которого Виктор характеризует одним словом – «изолированный».
Когда разговор заходит о его матери Джоан и трех сестрах – Кристине, Кендре и Виктории – Оладипо начинает смеяться. Он говорит, что они впятером должны были сниматься в каком-нибудь комедийном семейном шоу. «Как бы оно называлось ? – думает Виктор. – Оладипос ! Как же еще?»
Но, когда речь заходит об отце, Оладипо начинает ерзать в кресле и смотреть в пол.
– Я редко бываю капризным, но порой я вижу в нем себя, – говорит Оладипо.
–Он такой какой есть, – добавляет Виктор, - он такой, сколько я себя помню. Иногда вы хотите сходить с отцом на рыбалку или провести время вместе, так ведь делают другие дети, но мой папа всегда работал. У него не было времени на рыбалку. В конце концов, я с этим смирился.
Крис ни разу не был на игре сына. Он говорил Джоан, что смотрел две или три игры Виктора за старшую школу, и пару раз видел его со спины на тренажерной площадке, но и в этом он не уверен. Перед тем, как отпустить сына в университет Крис настаивал, чтобы Оладипо провел лето перед выпускным классом в Китае, в Любительской Атлетической лиге, изучая боевые искусства и самодисциплину.
Вмешалась Джоан, фанат футбола и баскетбола: – Что бы это ни было и как бы это ни называлось, мой сын не поедет на край света, чтобы этим заниматься.
Обремененный отношениями с отцом и окруженный четырьмя женщинами, Оладипо нашел мужское товарищество на баскетбольной площадке. В определенном смысле его путь был предопределен. Беременная Оладипо Джоан не отрываясь следила за матчами с участием Хакима Оладжьювона, игрока с нигерийскими корнями, члена Зала славы.
–Когда он стал заниматься баскетболом, я не удивилась, – говорит Джоан.
Оладипо всегда любил внимание. На выпускном вечере в старшей школе он исполнял соло в одной из главных песен. На школьных танцах он всегда был в окружении толпы, которая следила за его движениями.
–Он всегда так делал,- говорит сестра-близнец Виктора Виктория. – Он питается энергией.
Первые баскетбольные успехи пришли к Оладипо в раннем возрасте, после того, как в школьной команде в результате регистрационной путаницы для Виктора не нашлось места, он дождался новой вакансии и с тех пор все хотели в свою команду Оладипо.
Хотел его и Майк Джонс, обнаруживший Оладипо в восьмом классе старшей католической школы «Де Матта». Джонс обнаружил Виктора случайно. Он пришел посмотреть на Квина Кука (сейчас игрок «Дьюка»), но не смог отвести глаз от борющегося за каждый подбор юнца, который еще и покрикивал на партнеров.
–Он тот, кого вы хотите видеть в своей команде, потому что каждый вокруг будет стремиться стать таким же, – говорит Джонс. – Но он также тот, кто исполнит любую вашу команду.
Однажды Оладипо попал в число семерых игроков-первогодок, которым Джонс доверил начинать сезон. Один из них должен был быть отсеян. Чтобы избежать потенциально конфликтной ситуации Виктор подошел к тренеру и перед другими шестерыми парнями объявил, что отсеянным будет он.
– Я подумал: спасибо, конечно, но – ты это серьезно ? – улыбается Джонс, – а остальные ребята просто смотрели на него, думая, что в мире на одного психа стало больше.
В школьных командах Оладипо проявлял свой универсализм: он оборонялся, он заколачивал данки.
Кенни Джонсон, ассистент тренера в «Индиане», работавший с Оладипо еще в Вашингтоне, утверждает, что у игрока никогда не было признака «звездной болезни», ни в школе, ни в университете.
В «Де Матта» Оладипо набирал скромные 12 очков за матч, что не отражало и половины его потенциала. В этом и заключается секрет успешного скаутинга – разглядеть даже самый скрытый талант. Том Крин, тренер «Индианы», следил за Оладипо даже когда тот плелся в хвосте национальных рейтингов. Крин видел – это взрывчатое вещество, свирепый защитник с причудливым атлетизмом. Он напоминал ему другого его воспитанника, который расцвел под руководством Крина – Дуэйна Уэйда.
– Я перестал питать иллюзии очень давно, и то, что я видел, было тем, что я видел. Виктор не был миражом, – говорит Крин.
Список великих игроков «Индианы» напоминает портал в прошлое успешной баскетбольной программы: Уолт Беллами, Куинн Бакнер, Колберт Чини, Джордж Макгиннис, Айзейя Томас – и когда Оладипо впервые посетил кампус, он и не знал, что многие из них играли за «Хузьерс».
Сейчас будущее самого Оладипо туманно и зависит лишь от него – в мае он оканчивает университет с дипломом по спортивному телевещанию и становится потенциальным драфт-пиком в лотерее НБА. Это «Мартовское безумие» будет лебединой песней для Оладипо.
Аплодисменты будут лететь ему в след. Джоан будет повторять для него свою мантру: «Оставайся злым, голодным до побед, сосредоточенным и скромным». Крики поддержки и визг радости обеспечены от его взбалмошных сестёр. Отец, и Оладипо уверен в этом, останется дома. Но он верит – все остальное будет рядом в эти три уикенда на пути к Атланте и титульному матчу. И, если 8 апреля «Индиана» будет срезать чемпионскую сетку с победных колец, Оладипо знает, как будет праздновать. Для этого, говорит он, уже существует специальная песня.
Бен Шпигель, The New York Times, «Indianas Player Knows How to Wow a Crowd», 10.03 2013.
в этом и есть прелесть NCAA)
Если его задрафтует Инди.Это будет фурор.Связка с Жоржем будет невероятна.