8 мин.

Деррик Роуз. В ожидании возвращения

Фото: Fotobank/NBAE via Getty Images/Garrett W. Ellwood

Мечтать человек начал практически сразу после появления на Земле в разумном виде.

Сделал первый вдох, огляделся вокруг, похлопал себя по животу и замечтал… Первыми мечтателями, упоминание о которых дошло до наших дней, были Адам и Ева. Разве удалось бы коварному змею искусить их яблоками с запретного древа, не мечтай они подсознательно рано или поздно познать Добро и Зло? Вряд ли… Отведав неправедных плодов, библейские прародители рода человеческого, как известно, были низвергнуты из рая. Они спустились на грешную землю, начали плодиться и размножаться, и жизнь пошла своим чередом.

Шли времена, человечество развивалось, но продолжало мечтать. В зависимости от времени, географических особенностей, политических взглядов, религиозных убеждений, нравственных позиций, социального статуса, возраста, и многих других факторов, мы мечтали о равенстве с богами и вечном двигателе; о нирване и рае с прекрасными гуриями; о полетах в космос и победе над СПИДом; о хотя бы одном ужине при свечах с Мэрилин Монро и лишнем билете на спектакль Театра на Таганке; о пластмассовой машинке ко Дню рождения и нескольких каплях дождя, спасительных для целого урожая; о мизерной прибавке к зарплате и снижении процентной ставки подоходного налога; о гегемонии арийской расы и торжестве коммунистической идеи на всей планете. Словом, мечтали о многом и по-разному. Но все наши мечты объединялись стремлением к счастливой, безбедной жизни. При этом каждый точно представлял себе не только конечную точку осуществления своей мечты, но и путь, по которому он собирался к ней прийти.

Но, несмотря на пестроту «маршрутных карт», их все-таки можно так или иначе классифицировать по нескольким признакам, в том числе и по национальному. Например, русским очень хотелось бы подольше задержаться на печке, а потом встретить волшебную щуку, чтобы в ту же минуту и обязательно на этой же печке поехать за рукой и сердцем царевой дочери и полцарством в придачу. У американцев тоже есть своя национальная мечта. Хотя тут, наверное, посложнее будет. Белые американцы, например, мечтают о безупречной карьерной лестнице, двигаясь по которой step by step, они лет через 10-20 рассчитывают превратиться из простых мальчиков и девочек в новых Генри Фордов и Биллов Гейтсов, или обосноваться в овальном кабинете Белого дома, или покорить Голливуд. А есть и афроамериканская мечта, уже несколько десятилетий согревающая израненные души обитателей трущобных кварталов – родить и вырастить сына, который отлично умел бы играть в баскетбол. Из гетто можно выбраться несколькими тропами, 9 из 10 ведут либо в загробный мир, либо в тюрьму и только одна – к счастью… заповедная тропа, вымощенная рёвом трибун, тренировочным потом и миллионными гонорарами. Именно на эту тропу мечтала поставить своих детей – Реджи, Дуэйна и Аллана – бедная жительница южного Чикаго Бренда Роуз.

family

Все трое росли прилежными ребятами и были не обделены спортивными талантами. Но жизнь в Инглвуде – самом криминальном районе южного Чикаго – диктует свои правила, особенно ребятам, росшим без отца. В списке жизненных приоритетов спорт пришлось поставить ниже заработка на пропитание, учебы, помощи матери по дому и, наконец, воспитания самого младшего в семье, Деррика. Семье приходилось нелегко, но именно это их и сплотило. Семейная сплоченность, атмосфера любви и подаренные в детстве розовые очки – именно эти условия сделали из Деррика Роуза того, кем он является сейчас. Победителя, не испорченного и не избалованного современными соблазнами суперзвезд.

«Когда Деррик и его братья росли, я всегда говорила им: «Вы не можете покинуть дом, не сказав мне, как вы меня любите». В Инглвуде всегда было опасно, поэтому эти слова могли быть последними, что я могла услышать от своих сыновей. И так было каждый день».

Эти слова Бренда Роуз произносит с дрожью в голосе, вспоминая, через что она прошла, чтобы вырастить сыновей нормальными людьми. И именно эти слова объясняют, почему сейчас, находясь в свете всеобщего внимания, нося горделивые титулы самого молодого MVP в истории и надежды всея Чикаго, Деррик не задирает голову и остается своим в доску парнем. Посмотрите этот ролик, и вы все поймете.

Всему «виной» любовь. Не талант, не воля к победе, не удивительные атлетические данные. Любовь. Слишком пафосно, скажете вы? Возможно, но правдиво. В анонсе статьи я упомянул примеры Айверсона и ЛеБрона. Оба росли без отца, матери обоих игроков были одиночками-работягами, оба прошли довольно тернистый путь к славе. В обоих случаях мотивация для успеха была негативной – Айверсону пришлось бороться с расизмом, репутацией преступника и очередного борзого ниггера; ЛеБрону пришлось оправдывать титанический груз ожиданий, взваленный на него с детства чрезмерным вниманием прессы и окружающих. А в случае с Роузом перед нами пример позитивной мотивации – непомерная любовь, которая оградила Деррика от опасностей внешнего мира и позволила сосредоточиться на баскетболе.

Результат подобной любви на лицо. Достаточно взглянуть, как при получении награды MVP Деррик со слезами на глазах благодарит свою маму. Как старший брат Деррика Реджи поглаживает маму по руке, чтобы не дать ей расплакаться в этот удивительный момент семейного счастья. Как Деррик перед каждой игрой в «Юнайтед Центр» направляется в западную часть арены и посылает воздушный поцелую нижней секции ложи №45, где сидит никогда не пропускающая домашние игры своего ребенка Бренда Роуз. Не знаю как вам, а мне было нелегко сдержать слезы при просмотре этого ролика. Простому таджикскому парню, выросшему единственным сыном без отца в не самой благополучной республике бывшего Советского Союза, необязательно растекатья мыслью по бумаге, чтобы доказать свою точку зрения, за меня это сделает всемогущий YouTube. 

Подобная любовь сопровождает Деррика с первых шагов в НБА. Роуз ушел первым с драфта-2008, которому, конечно же, не тягаться с талантами драфтов 1984, 1996 и 2003 года, но и своих звездочек там хватало. Посудите сами – новый в отсутствие Дирка лидер «Далласа» Майо, нынешний лидер «Портленда» Николя Батюм, один из лучших тяжелых форвардов современной НБА Кевин Лав, оруженосец Дюрэнта Расселл Уэстбрук, надежда всей лиги на избавление от гремлинов Майкл Бизли, добротные центровые Рой Хибберт и Брук Лопес, будущий претендент на звание Лучшего Защищающегося (простите за богохульство!) Серж Ибака, Марио «Наслаждаюсь игрой рядом с ЛеБроном и Дуэйном» Чалмерс. В общем, было за что цепляться. Но «Чикаго» не стал изобретать велосипед. Когда у тебя всего 1.7% на получение первого пика на драфте, и в когорте талантов есть местный парнишка с непомерными лидерскими качествами, торчащими из шорт и сверкающими стальным блеском, тут нечего выпендриваться. Руководство «Чикаго» не ошиблось.

    

Теперь взгляните на этот ролик. Горестный для города Чикаго момент травмы Роуза. Жизнь в городе парализована, жители в ужасе. Гипербола, скажите вы? Очередное креативное творение от рекламщиков Adidas? Пару лет назад мне довелось работать переводчиком у американского журналиста Дрю Салливана, приехавшего по проекту ОБСЕ в Таджикистан. Оказалось, что Дрю – коренной житель Чикаго и преданный фанат «Буллс», что стало основой нашей дальнейшей дружбы и бесчисленных споров о НБА (включая довольно забавный четырехчасовой спор в кафе о вкладе югославов в историю НБА и был ли Тони Кукоч действительно стоящим игроком). Естественно, мы не обошли стороной и травму Роуза. Дрю был на тот момент в Чикаго и написал мне в Фейсбуке (я привожу дословный текст без сокращений):

«that’s a f*ckin bummer! D-Rose is out... Imma give up on the NBA now... you shoulda seen the fans around here, it’s like there suddenly no life!» («это охренеть какое разочарование! Ди-Роуз вылетел... Я заброшу НБА... тебе надо бы видеть здешних фанов, из них будто всю жизнь высосали!»)

Вот оно. В простых словах обычного жителя Чикаго. Вот КАК относятся к Деррику в «Городе Ветров». Не как к «новому Майклу». Но как к «новой надежде». Так же отношусь к нему я. В лиге условных демаркусов каззинсов, майклов бизли и джавеллов макги Роуз – словно луч света. Интеллигентный парень, вышедший из неблагополучного района, но сбереженный любовью своей семьи. Игрок, чей спортивный путь вымощен победами – две победы в школьном чемпионате штата Иллинойс, блестящая игра в составе «Мемфиса» и финал NCAA-2008, первый номер драфта, Новичок Года-2009, золото чемпионата мира по баскетболу-2010, MVP сезона-2011 и финал Восточной конференции  - и это все в 24 года.

Большинство моих статей можно найти под тегами «пафос», «сумбурность», «субъективность» и «инфантильность». Включая эту статью. Да даже не статью; этот небольшой очерк не претендует на биографичность или аналитический материал игры «Чикаго» в свете отсутствия Роуза в стиле Панченко; это просто всплеск эмоций в ожидание возвращения Деррика на паркет. В Таджикистане с трансляциями игр НБА такая же ситуация, как в Китае с Фейсбуком – этого явления тупо нет. Скорость Интернета не позволяет наслаждаться онлайн-трансляциями без изобретения трехэтажных нецензурных конструкций. В современной НБА меньше десяти игроков вызывают во мне желание далеко за полночь искать нормальную онлайн-трансляцию и, скрипя зубами, щуриться в тормозящее видео уставшими глазами. К таким относятся Кобе, Рубио и Дюрэнт. К таким, безусловно, относится и Деррик, которого мне безумно не хватает...

hope