14 мин.

Просто «Феррари». Все,что нужно знать о сборной Испании

Говорить о сборной Испании легко и приятно. Все прекрасно помнят образное сравнение баскетбольной Ла Рохи с автомобилем «Феррари», сделанное ее нынешним коучем после первого выигранного со сборной Испанией титула. В тех пор движущее средство хуже не стало. Отдельные узлы находятся в эксплуатации длительное время, но свой срок выработал лишь один, его прошлым летом заменили, обкатали и, используя обновленные характеристики, выиграли еще одну непростую гонку. Накануне очередного испытания намечались некоторые проблемы. Но предолимпийский тест показал, что ресурс суперкара позволяет нивелировать возникающие нештатные ситуации. Групповой раунд турнира должен подтвердить либо опровергнуть это.

Проблема № 1 понятна всем: неудовлетворительное состояние капитана и безоговорочного второго номера стартовой пятерки последних лет Хуана Карлоса Ла Бомбы Наварро. У него обострение старой болячки – подошвенного фасцита. Беспокоит она его больше 5 лет, первые упоминания о этом появлялись еще в сезоне-2006/07. Но наиболее серьезные последствия стали проявляться в прошедшем сезоне, ставшим полосой рецидивов. Из-за них Наварро пропустил первое класико регулярного сезона ACB (мадридское, проигранное «Барсой»). Его неудовлетворительная форма не позволила его клубу выиграть Кубок Короля, где «Барса» также уступила «Мадриду». В апреле накануне Финала четырех Евролиги рецидив повторился, из-за чего капитан участвовал только в полуфинальной игре, а на матч за 3-е место даже не был завялен. Как показало время, поберегли его правильно, так как через неделю в домашнем класико регулярки, где на кону стояло 1-е место по ее итогам, он очень помог «Барселоне» сохранить лидерство. В 1/4 финала плей-офф Ла Бомба не играл, восстанавливался, в полуфинале постепенно начал возвращаться в игровой ритм, форсированию этого поспособствовало неожиданное домашнее поражение во второй полуфинальной игре от «Валенсии». Всю финальную серию он отбегал, припадая на больную ногу, но сыграл во всех пяти играх и очень деятельно поучаствовал в решающих из них, первой (21 очко за 25 минут) и четвертой (12 очков за 30 минут), где преимущество выцарапывалось по очечку, а победитель определялся в валидольных концовках.

На предолимпийский сбор национальной команды Наварро прибыл с опозданием, занимался по отдельной программе, к участию в товарищеских играх приступил позже других и играл в этих матчах немного. Даже когда он стал выходить на паркет в товарищеских матчах, в стартовой пятерке был заявлен лишь дважды (во 2-й игре против Австралии и против США), больше 23 минут не играл (против США), больше 11-ти очков не забивал (тем же американцам).

Первую игру олимпийского турнира (против Китая) Наварро начал за здравие (14 очков за 18 минут), а завершил очередным обострением своей болячки после падения в одной из атак. Следующие две игры пропустил, благо соперники были хорошо знакомые по недавним товарнякам. Прецеденты подсказывают, что против России он играть будет. И не важно, что он не готов физически на 100%. Он опытный вояка и умеет выжимать максимум из минимальных возможностей. Тем более, у него, как у еще шести его товарищей по сборной, в сердце сидит заноза 2007. Боль уже не такая острая, притупившаяся со временем и с выигранными титулами. Но многочисленные интервью участников ЧЕ-2007 с испанской стороны говорят о том, что память о том поражении оставила огромный рубец на их сердцах.

Про физические кондиции испанцев можно добавить еще несколько слов. В течение подготовки к олимпийскому турниру получили достаточно ощутимые повреждения Марк Газоль (голеностоп и плечо, 13 июля, против Туниса) и Серхио Родригес (сильный ушиб бедра, 18 июля, против Австралии). Обоих травмы выбили из командной обоймы вплоть до начала Олимиады. Как показали первые официальные матчи, оба играют без видимых проблем. Сезон испанской лиги с болями в спине завершал Серхио Юль. Это привело к значительному снижению его отдачи в финальных играх, а его клубу возможно стоило чемпионского титула. По информации в прессе, сейчас Юль находится в удовлетворительном состоянии. А вот по его игре этого не скажешь. Но здесь возможно влияние двух других факторов. Во-первых, в сборной он играет на позиции второго номера, в то время, как в клубе весь сезон играл разыгрывющим. Во-вторых, на него возложили обязанность заменить Наварро, а такая ответственность не может не давить на плечи. В большинстве товарищеских  и в двух первых официальных матчах он, в отличие от большинства других игроков, включая Пау Газоля и Кальдерона, выходил в стартовой пятерке атакующим защитником и не впечатлил. Похоже, после матча против Австралии (8 очков, 3 потери, 4 фола за 27 минут) терпение тренерского штаба иссякло. Против Великобритании в старте на позиции второго номера вышел Сан Эметерио. Сыграл те же 27 минут, забил, принес, правда, только 3 очка, но смотрелся в целом убедительнее. Хотя для него позиция 2-го номера тоже неродная.

Здесь можно упомянуть, что третья игра испанцев на олимпийском турнире заметно отличалась в лучшую сторону от двух предыдущих по своему ритму, в первую очередь на стартовом отрезке. И этому есть объяснение. По недосмотру испанской федерации баскетбола их сборная получила изначально в Лондон лишь шесть аккредитаций для тренерского штаба. В штабе же 8 главных действующих лиц. Двух из них пришлось отделить, и выбор пал на одного из ассистентов главного тренера (Чуса Матео) и на тренера по физической подготовке (Начо Коке).

Этим двоим было запрещено находиться рядом со сборной даже в тренировочном спортзале. Если принять во внимание не самое лучшее физическое состояние некоторых баскетболистов, нарушение выработанного за три года совместной работы ритма вполне могло стать миной замедленного действия для команды. После первой же игры, проведенной в этом усеченном составе, Скариоло пожаловался журналистам о возникшей «угрозе завоеванию медали». На первую просьбу федерации расширить количество аккредитаций МОК ответил категорическим отказом. Тем временем испанская команда на вторую игру против Австралии опять начала как-то сонно. Судя по всему, к добыванию столь необходимой аккредитации подключились все влиятельные силы, так как накануне матча против Великобритании Начо Коке уже был с игроками. В прессе было объявлено, что оформить его пребывание оказалось возможным в связи с вылетом футбольной сборной Испании на ранней стадии Игр. Если испанцы возьмут медаль в баскетболе, опростоволосившиеся футболисты смогут почувствовать свою сопричастность к этому.

Еще одно маленькое, но оставившее неприятный осадок, недоразумение спортивным функционерам удалость урегулировать. На майке, предназначенной для Фернандо Сан Эметерио, изготовители (китайская фирма Li Ning) посчитала «San» излишеством и не напечатала его. Таким образом одного из любимейших игроков Испании лишили его «святости», которая по мнению многих приносит удачу ему и командам, в которых он играет. Федерация озаботилась и этой проблемой и устранила ее также к третьему матчу. Возможно, кто-то прочел об этом усмешкой и счел эпизод, не стоящим и выеденного яйца. Но испанцы – очень суеверный народ, а спортсмены суеверны вдвойне.

Последним проблемным узлом испанского суперкара стал Руди Фернандес. Назвать нынешнее физическое состояние Руди проблемой – небольшое кощунство. После операции по удалению межпозвоночной грыжи, проведенной всего 4 месяца, назад он сумел практически полностью восстановиться, участвовал почти во всех товарищеских играх (пропустил лишь 1-ю против Великобриатнии). Накануне Олимпийских Игр максимальное количество сыгранных за матч минут равнялось цифре 25 (против Австралии), а наибольшее количество набранных очков – 14 (против Франции в Мадриде). В сборной под руководством Скариоло Руди всегда выходит со старта и играет на позиции легкого форварда («фальшивый третий номер», по аналогии с футбольной сборной Испании, прославившейся на последнем Евро своей «фальшивой девяткой»), несмотря на свои сверхлегкие для этого габариты. На Олимпиаде в матче против Австралии Фернандес протаранил в падении фотографа, расположившегося за лицевой линией, разбил в кровь голову о его снаряжение. Опасный инцидент возымел действие, противоположное ожидаемому: к пяти очкам, добытым до падения, после него Руди добавил 12, причем набрал он их в течение 3-й четверти. С возвращением Руди? Возможно. В третьей игре против хозяев игр Родольфо набрал лишь 9 очков, но раздал аж 7 результативных передач.

Вот такие у испанской сборной «узкие», как говаривали раньше, места. Все остальное – сплошь «широкие». Самое-самое из них – испанские «большие». «Большие» – гордость и краса, надежда и опора не только сборной, но, не побоюсь этого слова, всей страны. Недаром их образ часто используют в рекламных кампаниях страховые фирмы. Работает с «большими» Хуан Антонио Оренга, прекрасный центровой в недавнем прошлом, сейчас тренер, на счету которого, например, прошлогоднее золото испанской молодежки с Миротичем в качестве MVP турнира. Уместно упомянуть и второго помощника главного тренера – Хенаро Диаса, который отработал два последних сезона в этом же амплуа в подмосковных «Химках», что несомненно даст тренерскому штабу, и без того знающему российский баскетбол не понаслышке, дополнительную информацию.

Фигура № 1 в баскетбольной сборной, да и во всем сообществе испанских спортсменов – Пау Газоль. Находится в потрясающей форме, играет с запредельной мотивацией. Некоторым даже кажется, что с намного большей, чем в клубе. Это вряд ли. Универсальный баскетболист, умеющий на паркете все без исключения. Безоговорочный лидер команды. С ним в составе (играет он или переводит дух на скамейке) – Испания обретает крылья. В связке с братом играет на позиции 4-го номера, с паре другими «большими» – чистый центровой. Очень прибавил в 3-очковом броске, коронная точка – по центру (даже с большей, чем 6,75 м дистанции), а также из углов. (К слову, Марк и Серж Ибака во время подготовительных игр тоже лихо пуляли трехи, Рейес тоже без колебаний может пробить, оказавшись в гордом одиночестве на периметре за пару секунд до конца владения). Но, как показала 1-я четверть против Австралии, и у светил галактического масштаба случаются затмения, особенно, если кто-то очень постарается приложить к этому хорошо обороняющуюся руку и умную голову.

Марк Газоль в любом сочетании играет на позиции 5-го номера. Выше было сказано, что травма несколько ухудшила его игровые показатели, в первую очередь средний бросок (и как следствие процент штрафных). Но он обычно располагается в такой близости от щита, что этот изъян вряд ли может стать определяющим для общего результата. До травмы вовсю бил трехи, после нее в этом замечен не был. Что логично.

 

Серж Ибака. Мистер Блокшот. Самый молодой игрок этой сборной, но при этом уже финалист НБА. Но не стоит забывать, что «Эйр Конго» – это не только коронные данки-алейупы и блоки, но очень приличный бросок со средней дистанции. Выполненный в прыжке, он становится оружием, против которого не существует средства обороны. Во время одной из подготовительных игр, Серж так лихо, и в то же время очень спокойно, забил треху (и это было не на последней секунде владения, просто все его «забыли» на дуге под углом 45), что возникло впечатление, будто он всю жизнь их бьет. Правда, в следующей игре, сделав все точно также, промазал и с тех пор попыток не повторял. Пожалуй, худший элемент в арсенале Ибаки – игра спиной к кольцу. Но когда он делает это близко от щита, антропометрические параметры, позволяют минимизировать технические изъяны исполнения. Сборной Испании очень кстати пришелся локаут, во время которого Ибака и Фернандес играли в составе «Реал Мадрида», то есть с 3-мя своими нынешними товарищами по национальной команде.

Фелипе Рейес. Мистер Подбор или мистер Магнит, как его часто называют в Испании. Потому что мяч очень часто против всех законов физики (Фелипе не самый высокий из «больших» игроков, не самый длиннорукий и уж точно не самый прыгучий) оказывается именно в его руках, и под чужим щитом это происходит даже чаще, чем под своим. Фелипе находится в отличной форме, провел очень хороший сезон, где стал лучшим 6-м игроком регулярного сезона ACB, с показателями намного лучшими, чем у многих и многих, выходящих со старта. В сочетании с кем-либо из братьев Газолей, играет 4-м номером, но всегда ближе к щиту, в паре с Ибакой идет под щит (т.е. с ним на площадке всегда будет «двое внизу»). Обладает очень хорошим средним броском, особенно располагаясь вдоль лицевой или по центру.

Позиция 3-го номера, как было упомянуто, отдана на откуп Руди Фернандесу. Скариоло за это критикуют все кому не лень. Особенно сейчас, перед игрой против России. Альтернатива – Виктор Клавер и Фернандо Сан Эметерио. Клавер вызывается в сборную уже 3-й год подряд, но еще ни разу не заявил о себе в ней во весь голос. Это не просто сделать, если тренер делает ставку на другого игрока. Но если с Руди вдруг что-то случится или ему просто надо будет отдохнуть, Виктор точно получит пару-тройку минут в районе 2-й четверти. Игрок он очень талантливый и трудолюбивый, но недоверие тренера способно навредить любому дарованию. Сан Эметерио скорее всего выйдет со старта держать Шведа или Фридзона, так как его задача в сборной – это оборона. На щит он идет только если видит лазейку, также с дальними бросками – только из выгоднейшей позиции или на исходе владения. «Лицензия на убийство» с дуги в сборной Испании выписана только для Наварро, Фернандеса, Кальдерона и Пау Газоля. Даже Юль, который формально замещает Ла Бомбу, не смотрит в сторону щита, пока не наступит прописанная для этого тренером фаза атаки. Сан Эме, обычно оказавшись на дуге с мячом, идет в проход под щит, откуда чаще идет скидка обратно на периметр или «большим», чем бросает сам по кольцу.

Остались защитники. Главный плеймейкер команды – Хосе Мануэль Кальдерон. Его роль № 1 в розыгрыше не обсуждается. Надежен, точен, уверен в себе, обласкан неограниченным доверием тренера, и это доверие оправдывает. Когда же его на площадке нет, в атаке возможен некоторый сумбур. Сменщиками на 1-й позиции в этом году являются Виктор Сада и Серхио Родригес. Если команде надо отзащищаться, на паркете скорее всего появится Сада, если важнее набрать очки – Родригес. Про Родригеса хотелось бы сказать пару слов отдельно. Креативным плеймейкером он был всегда, великолепно провел вторую половину прошлого сезона, за что и был отмечен приглашением в сборную и продлением контакта в клубе. В плей-офф ACB «Реал Мадрид» вдохновенно играл в атаке, а сам Серхио не только раздавал передачки-конфетки на любой вкус, но и показал запредельный процент попаданий с дуги, причем забивал их из очень непростых положений в горячие моменты матчей. По словам игрока он работал над этим усиленно весь сезон. Но у Серхио есть и большой недостаток – он не самый выдающийся защитник. Чего как раз нельзя сказать о Викторе Сада, который, если понадобится, не постесняется поставить блокшот даже центровому соперника, и будет бороться за мяч до последнего.

 

Отдельно стоит отметить, что сборная Испании – большая любительница алей-упов. Отдать передачу-парашют способен абсолютно любой игрок, в качестве завершающего игрока могут выступить не только самые летучие Ибака, Фернандес и Клавер или самые высокие Газоли, но и Юль, Сада и даже Сан Эметерио.

Обороняются обычно персонально. «Зона» – эпизодически, скорее для того, чтобы сбить с ритма атаку соперника. Быстрые руки и ноги в этой команде у всех. Быстрые мозги – тоже. Индивидуальное мастерство и габариты позволяют атаковать в статике, терпеливо воплощая в жизнь витиеватые эскизы коуча с его красивой доски. Кстати, в es-нете появился один из рисунков. Говорят, что это рука самого Скариоло, а изображен на нем Руди с медалью на груди.

Скариоло много критикуют до и во время турниров сборных. Но умолкают после них по понятной причине. Даже после ЧМ-2010 его не особо журили, так как все прекрасно понимают, что без Пау Газоля и без Кальдерона – сборная Испании это уже не то. Главным образом без Пау. Он душа команды. Но возможно сборной Испании как раз и нужен именно такой тренер, который разложит игрокам соперника по полочкам и отправит их на площадку с напутствием «в атаке играем комбинацию четверо наверху», отработанную до автоматизма на тренировках? Зачем изобретать велосипед, если у тебя под рукой «Феррари»?