4 мин.

Еще к вопросу о форме (я НЕ буду учить их коммерции)

Визит олимпийской делегации в Кремль, конечно, был повсеместно освещен в СМИ. Можно даже сказать, что он потряс общественность. Меня куда больше потрясла одежда сборной, но принудительно затыкаю себе рот и не буду говорить про нее ничего. Чей-то вкус не совпадает с моим. Резко не совпадает. Ладно, это проблема локальная (или глобальная). Есть другая.

Она, правда, тоже связана с Bosco, но имеет уже отношение исключительно к баскетболу. На матчах Кубка Мечела в ЦСКА продавались игровые майки сборной. С фамилиями Кириленко, Хряпы, Холдена, Саврасенко. Стоило это произведение неизвестного художника – 4000 рублей. Упс… Меня лично такая цена заставила недоуменно поднять брови. Как тут работает ценообразование? Оказывается, эта сумма складывается из стоимости самой майки – 3800 руб + 200 руб – цена нанесения номера и фамилии, которое сделали уже силами ЦСКА. В Bosco вообще не собирались ничего наносить и продавать майки «как есть». Правда, пока и «как есть» в продаже не обнаружено. Конечно, ЦСКА эта партия досталась не по 3800 за маечку, а несколько дешевле, но это само собой – альтруизм здесь совершенно неуместен. Но откуда вообще берется эта цена 3800 – вот что меня ставит в тупик. Ведь это просто майка, причем выпущенная компанией «Мари-спорт» по заказу Bosco. А кто когда-нибудь играл в их форме – не забыл что это такое. Я вот играл. И помню. Конечно, сейчас это уже другая модель, может быть, даже из другого материала, но что-то мне кажется, что в этой компании не тратят большие деньги на научные разработки и испытания новых технологий. А продукт стоит дороже, чем у того же Nike или Adidas. Конкретные примеры: Сборная США. Форма этого сезона, выпущенная Nike. Майка Authentic (такая же, как у команды) с фамилией игрока (любого!) – $149.99 Майка Authentic с Вашей фамилией и номером – $189.99 Майка Swingman (упрощенная реплика, которая внешне мало отличается от Authentic) c фамилией игрока – $74.99 – 79.99 Вариант «без фамилии вообще» почему-то не предусмотрен. Надо подать заокеанским коллегам эту бесценную бизнес-идею. Продавать можно в комплекте с маркером под лозунгом «Нарисуй сам». Но, скорее всего, коллеги не оценят. Они, наверное, будут иметь в виду, что они в этом бизнесе разбираются лучше, задаваки… Ну так или иначе, вариант «без фамилии» стоит $163, с фамилией – около $170. Не такая большая разница, кажется, вот только полторы сотни президентов для среднего американского болельщика и для среднего российского, даже среднего московского, – это совсем не одно и то же. В том смысле, что для нас это гораздо дороже, даже с учетом цены за баррель, ведь говорим-то о «среднем». Хотя Bosco, насколько я понимаю, не интересуется «средним покупателем». Они занимают другой сегмент рынка и торгуют одеждой и «русской идеей» одновременно, и считают (может быть, и справедливо), что стоить это все должно очень дорого. И у этого продукта наверняка найдется свой покупатель. Я очень хорошо помню анекдот про нищего еврея и нищего араба и не берусь давать этой компании бизнес-советы. Я хочу сказать о другом. Майки сборной США будут продаваться не только в США, но и по всему миру. Они будут продаваться миллионами. И после того как выполнят свою бизнес-функцию, начнут выполнять социальную. Уже довольно много лет назад в моей судьбе очень важную роль сыграл баскетбольный мяч. Совершенно конкретный мяч, резиновый, фирмы Spalding, с логотипом команды Orlando Magic. Сейчас такие мячи считаются дешевой фигней, а тогда он был бесценным сокровищем. Так вот, когда он каким-то невероятным путем мне достался (кажется, это был подарок моей тети), моя жизнь РЕАЛЬНО изменилась. Таким мячом мне хотелось хвастаться каждый день, и я каждый день по многу часов проводил с ним на площадке. Точно такой эффект имела бы игровая майка какого-нибудь клуба или сборной. И хотя времена изменились, эта схема будет действовать и сейчас. Это – социальная функция. Майки сборной не должны стоить дешево. Ребенок должен сначала помечтать о такой, а потом получить ее. Но все-таки в итоге получить – в большинстве случаев. Так что к ценообразованию надо подходить вдумчиво. А к распространению – более активно. Распространение – почти всегда функция технического партнера, который реализует форму через свою сеть. Когда это был Reebok, майки продавались в их магазинах. Вполне адекватные были цены. Например, мне такой подарок (майку) смогла на день рождения сделать моя тогда еще 18-летняя сестра. Младшая. Сколько маек продаст Bosco? На Кубке Мечела, по моей информации, было продано не больше трех десятков.