3 мин.

Питер с мясом

Торрей Брэггс, Бонифаций Ндонг, Касиб Пауэл – что их всех объединяет? Тот факт, что они все приезжали играть в скромный, бедный и редко попадающий в плей-офф питерский «Спартак». Касиб Пауэл сейчас подписал десятидневный контракт с «Майами Хит». Брэггс после «Спартака» играл в «Хьюстон Рокитс». А Бонифаций Ндонг зажигает в Евролиге и чемпионате Испании в составе «Уникахи». А человек, умудрившийся всех их заманить в «Спартак» за скромные по российским меркам деньгам, остался без работы. Потому что руководство клуба считает его плохим менеджером.

То самое руководство, которое, предлагая Федору Дмитриеву зарплату в пять раз меньше, чем «Триумф» (сумм называть не стану, но разница понятна), называет его предателем. Контракт с Пашей Сергеевым заключать не стали потому, что в готовом соглашении не смогли договориться по поводу премиальных. Клубное руководство предлагало пять тысяч долларов в качестве бонуса за первое (!!!) место в суперлиге по итогам сезона. Но это так, для примера. Вы можете себе представить нынешний «Спартак» на первом месте? А Пашу Сергеева в резерве УНИКСа? А все потому, что пока обсуждали детали, появился УНИКС и не стал торговаться.

Так вот про организацию в отечественном баскетболе. Евгений Пермяков десять лет пробыл в системе «Урал-Грейта». Умел решать любые вопросы под руководством Кущенко и его последователей. Как пример – РФБ, празднуя в Питере столелетие баскетбола, попросила о помощи в первую очередь Женю Пермякова. Как персону, способную делать баскетбол лучше. Лучшую игру с мячом он мог делать лучше, но не смог он работать в нынешнем «Урал-Грейте». Ушел. Без оглядки.

Вместо того, чтобы развиваться, растить менеджеров, мы разбрасываемся людьми, которые давно доказали свою состоятельность. А все из-за того, что тренеры, менеджеры и прочие баскетбольные люди за всю жизнь не становятся гуру. А вновь пришедшие руководители через два месяца начинают разбираться в баскетболе так, что способны любому тренеру давать указания. Кем играть, и как тренировать. Питерский «Спартак» проигрывает ЦСКА 13 очков и получает люлей от руководства. За то, что «Холден умеет мячик водить и бегать, а в «Спартаке» пешком ходят». И никого не волнует, что имея самый низкий бюджет в суперлиге, «Спартак» умудрился попасть в плей-офф. Зарплатная ведомость 700 тысяч долларов в год (это примерная цена одного игрока стартовой пятерки игрока клуба большой четверки), но руководство не сильно довольно этим фактом. «Могли бы выступить получше». В общем, баскетбол у нас развивается вопреки любой логике.

Прошлой весной «Спартак» договорился с Генри Домеркантом. На деньги в два раза меньшие, чем у него сейчас в «Динамо». Но пока руководство клуба раздумывало о необходимости такого шага, появилось «Динамо» и без торгов забрало Генри. Честное слово, Питер – это самая большая загадка отечественного баскетбола. В 90-х сборная России (двукратные вице-чемпионы мира, на секундочку), на 80 процентов была составлена из питерских воспитанников, но баскетбола в городе не было и не планируется. Интернаты лучшие в стране, но толку нет. Как так получилось? Начинаю интересоваться причинами и получаю вполне четкие объяснения из разных источников. Во-первых, заслуженные детские тренеры, получающие всевозможные респекты, промышляют оптовыми поставками мало-мальски талантливой поросли в богатые клубы. Все равно что лес продают в Коми-Пермяцком округе – по демпинговым ценам. Вундеркинды гибнут в концентрате талантливости в суперклубах, становясь заурядными игроками суперлиги «Б».

Во-вторых, руководство города, которому профессиональный спорт как кость в горле. Еще не архивировалась в памяти история с Валентиной Матвиенко, умудрившейся на глазах больших начальников подарить клубный автобус «Спартаку». Только вот этот автобус был куплен в кредит самим клубом. Но в газетах написали, что это подарок губернатора. Популизм. Или пыль в глаза.

И наконец, руководство «Спартака», которое дает советы тренерам, когда брать тайм-ауты, и с бюджетом в 6 миллионов долларов ставит задачу быть в призерах чемпионата. А тренера увольняют без раздумий. И лишь после увольнения начинают думать, где искать замену.

Вот три основные причины. Из-за которых таланты разъезжаются, так и не став баскетболистами, а клуб вместо запланированного места в призерах не попадает в плей-офф. А редкие люди, способные хоть что-то делать, уходят из баскетбола.

Надо написать письмо в небесную канцелярию, чтобы установили жесткий фейс-контроль для руководителей клубов. Или есть другие выходы?

P.S. Если бы я стал руководителем клуба, первым делом позвал бы работать Пермякова и Шарифьянова. Первый знает, как сделать баскетбол привлекательным и способным приносить прибыль, а второй может собрать за копейки боеспособный коллектив. Второе письмо в небесную канцелярию будет с просьбой презентовать баскетбольный клуб на новый год.

Санкт-Петербург