8 мин.

Про баскетбол

Это я, впервые оказавшись у него дома, все пытаюсь найти что-то интересное баскетбольному болельщику. Это у фанатов все стены увешаны фотками и постерами. В доме Кириленко все куда проще. В углу валяется игровой мяч, а в тренажерном зале висит несколько баскетбольных фотографий, одна из них – где Андрей в форме All-Stars. В остальном дом ничем не отличается от дома любого миллионера.

Я его спрашиваю все то, что спросил бы любой другой журналист.

- Сколько строгих костюмов появилось в доме после введения в НБА «дресс-кода»?

- 30! – отвечает он.

А Маша Лопатова добавляет:

- Местная химчистка разбогатела после введения «дресс-кода».

В целом, создается впечатление полной семейной идиллии. Когда шестилетний Федя не слушается, начинают с ним торговаться: сделаешь то – закажем пиццу, сделаешь это – папа с тобой в «плейстейшн» поиграет.

Папа терпеливо показывает, как пройти очередного монстра, а Федор внимательно смотрит и запоминает. А потом Маша зовет всех обедать. Суп с фрикадельками или мясо с салатом, но без гарнира Лопатова готовит знатно. Проверял.

А потом день, когда папу отвлекать нельзя. У него вечером игра. А после игры Андрей сразу улетает с командой на выезд. В Европе так не принято. У нас после игры нужно в ресторан идти, а не в аэропорт мчать.

Но перед тем как Андрей уедет на игру, встает проблема. Ему нужно с собой 200 долларов взять, но наличных нигде нет. Вот это уже проблема.

Ну не любят в Штатах наличные! Мне даже отказались iPhone продавать за наличные. Странные они тут.

Все. Игра. Мы встречаемся у арены. Приехали чуть раньше Андрея с Машей. Фотографировались около Дельта Центра между бронзовыми Мэлоуном и Стоктоном. Кстати, тут есть одноименные улицы, которые как раз прилегают к арене. Эта парочка здесь – настоящие легенды. Вот только не хватает улицы Джерри Слоуна.

Приезжают Андрей и Маша. Садимся к ним в машину и заезжаем на парковку команды. Вот тюнинговый черный «порш кайен» с московской тонировкой – Гордан Гиричек. Вот огромный и слегка обшарпанный белый грузовик марки «форд» главного тренера. А вот два беленьких и тюнинговых «рэндж ровера». Бузер и Уильямс на одинаковых машинах, но и на равных правах в команде. Я даже предложил Андрею купить себе такой же – тогда мяч делить придется уже на троих. Но, увы, дело тут не в машине.

Пока Андрей готовился к игре в раздевалке, Маша показывала нам свой магазин. Он через дорогу. Убедила меня, что это не увлечение, а вполне реальное занятие. Показала джинсы Джастина Тимберлэйка за 220 долларов. Детскую пижаму за 80. Для магазина, где отовариваются ее друзья и ребята из команды, – можно сказать, доступно. Но мне сложно судить. Я не шопоголик.

Вернулись на арену. Входим с Машей через служебный вход. Перед ней все расступаются, здороваются, шутят. Проводит нас в семейную комнату. Показывает нам подружку Гиричека, семью Харпринга. Фесенко показывается сам – он сейчас в фарм-клубе играет. И на матче «Джаз» вроде туриста.

Дальше сам матч. Рассказывать подробно про игру «Юта» – «Портленд», полагаю, смысла нет. Но заметки, которые делал по ходу матча, выложу с удовольствием. С акцентом на паузы.

Во-первых, мгновение до старта, а на площадке толпа посторонних людей. Группа поддержки, полицейские, волонтеры, медведь и еще кто-то. Но за пару секунд до стартового спорного все испаряются. Поехали.

1-й тайм-аут – на экране появляется Гордан Гиричек и поет рождественскую песенку. В форме «Джаз» и санта-клаусовской шапочке. Сбивается. Путается. Всем смешно и все довольны.

Вижу своими глазами, как Кириленко постоянно стоит в углу и смотрит, как парочка обладателей белых «рендж роверов» спасает всю «Юту». Слушайте, но Кириленко реально играет без мяча! Уильямс и Буз все атаки ведут. Упираются в троих, изобретают велосипед и все такое. Но если Буз в общем-то мне симпатичен, то коротыш случайно затесался в компанию лучших защитников лиги. В защите откровенно халявит, если при размене остается против «большого» – отходит на шаг, чтобы фол не получить. Постоянно опаздывает за своим. Но он, сцуко, звезда.

А зрители? Да они просто эксперты все! Они не только разбираются в игре, но и постоянно дают советы игрокам и судьям. Чем ближе к площадке сидят, тем громче советуют. «Это плохой заслон, реф!», «Это НБА, а не балет!», «Открой глаза, реф!», «Давай, Буз, бросай!»

А за кольцом сидит чувак, который на штрафных соперника распускает свой спиннинг с привязанным флажком и за стеклянным щитом маячит им перед глазами бросающего. Новые штрафные, парень достает резиновую курицу (ну знаете, такая игрушка для собак) и машет, что есть мощи. Следующий раз – большая картонная труба, в которую он кричит всякие пристойные неприятности. А еще на судью, который стоит в метре. Еще штрафные – достал платочек и стал им размахивать.

Тайм-аут номер 2. Все поют по системе караоке популярную песенку. На экране текст, а трибуны, не отвлекаясь, устраивают хоровое пение.

Первый перерыв. Медведь отжигает. Бродит по паркету и откровенно жжет! Хотя он по ходу всей игры привлекает к себе внимание. Может подойти к фотографам и встать перед ними задницей. Прямо в объектив.

Третий тайм-аут – из-под потолка летят сувениры с маленькими парашютиками. Все зрители, задрав головы, ждут, когда подарочная маечка прилетит к ним в руки.

На другом конце площадки Кириленко, оказавшись вдруг с мячом, пытается устроить парашют игровой – партнер еще мяч не поймал, но уже вколачивал его сверху. В итоге алле-уп не удался. Потеря. Тетушка рядом со мной, лет эдак под 60, кричит «Кириленко мэйд щит эгэйн!»

4-й тайм-аут. На экранах показывают мультик про медведя. Смешной. После него на паркете опять появляется медведь и снова зажигает.

Тетушка рядом смотрит удивленно на площадку и спрашивает у меня:

– На какой позиции играет Миллсэп?

- PF, – отвечаю.

- Странно. А почему на площадке два PF – Бузер и Миллсэп, но ни одного центрового? Непорядок.

Пятая пауза в игре, и на площадке наконец-то появляется группа поддержки. Правда, детская. Девочки лет по 10 танцуют и срывают овации.

В большом перерыве на паркете устроили танцы. Почти бальные. Почти конкурс. И только после них настоящая ГП выходит.

3-я четверть. Тайм-аут. Игроки «Джаз» на мониторе зачитывают большой текст о том, какая НБА клевая. Нужная, красивая и полезная.

На табло к этому моменту уже «-17». Весь зал поднимается с единым возгласом «буууууу». И это в адрес своей команды. Джерри Слоун берет тайм-аут. Отчитывает команду, а на паркете армия барабанщиков отбивает ритмы.

Новый тайм-аут – на экранах рекламный ролик, анонсирующий «матч всех звезд».

Третья четверть заканчивается. И медведь из специальной катапульты, которые носят волонтеры, расстреливает самые дальние сектора подарочными мячами. Раздача слонов при помощи катапульты.

А когда «Юта» сделала камбэк, превратив «-17» в «-7», в тайм-ауте ничего не происходило! Просто играла музыка из «Мортал комбат», а весь зал, стоя в полный рост, не смолкал в надежде на победу.

Новый тайм-аут – группа поддержки появляется на паркете и, лишь слегка пританцовывая, раскидывает сувениры в зрительный зал.

Еще тайм-аут – медведь выходит с табличками. И поочередно их поднимает. «Кричим!» – все кричат. «Кричим» и «Только мальчики» – девочки молчат. «Кричим» и «Только девочки» – слышится оглушительный визг. «Кричим» и «Нижний ярус», «Кричим» и «Верхний ярус». «Кричим» и «Фанаты «Портленда» – редкие возгласы. И последняя, но самая большая табличка – «Только истинные фанаты «Джаз» показывают, как кричать». Прямо скажу, оглушает.

А когда до конца игры остается совсем немного времени, и надежда на победу еще теплится, из динамиков гремит всем известная мелодия, и после короткого проигрыша весь зал кричит: «Гоу, «Джаз», гоу!» Не помогает. Но до сирены еще есть время. Медведь успевает забрызгать редкого фаната «Портленда» липкой, но безобидной мишурой, несколько раз покрасоваться перед камерами. А тем временем отчаявшиеся зрители начали, неторопливо прощаясь с соседями по трибуне, разочарованно плестись к выходу.

Матч закончился. Команда сразу улетела в Финикс. А я только утром в Атланту. То, как проиграли Нэшу и Ко, смотрел по телевизору. А Никита Моргунов в аське спросил: «Финикс»? А Пэт Берк играет?»

Шутки шутками, но потом Моргунов рассказал мне про НБА и мою версию «бездумного баскетбола»: «А нафиг им голова? Они 5-ю скорость включили, и пусть думают те, у кого коробка передач на четвертой закачивается!»

Прямо в точку! Потому как скорости здесь бешеные! И люди тоже зверские. То ли дело у нас – два матча в неделю, полтора из них проходных. Есть время мороженое покушать.

Никита ЗАГДАЙ, Солт-Лейк-Сити – Атланта, все еще Америчка

P.S. Есть и хорошие новости. Договорились с Андреем и Машей об открытии блога. Сегодня – завтра старт. Следите за анонсами ))