10 неочевидных интриг сезона. Низложение Джордана, шанс Голдина, ренессанс Уэстбрука
Поиск интриг сезона (особенно когда он начался), наверное, один из самых мертворожденных видов деятельности. Поскольку, как бы мы ни хаяли современную НБА, она стабильно обнуляет наши ожидания и дает взамен прогнозов новые неожиданные сюжеты. Так что, если хотя бы часть из этой десятки пересечется с актуальной повесткой регулярного чемпионата, то можно будет задуматься над подачей резюме в «Битву экстрасенсов». А если нет, то и слава богу.
Спасет ли новый интернациональный формат дохлый Матч звезд?
Честно говоря, ответ на этот вопрос порождает другой: если не новый формат, то что? Начиная с 10-х, если не раньше, главный аттракцион лиги, у которого четкая и важная цель – подсаживать на НБА новую аудиторию – мутировал в нечто серое, желеобразное и малопригодное для просмотра. Прошлогодний формат с разбивкой на четыре команды привел к полному фиаско и падению просмотров на 13%.
Отсутствие соревновательной составляющей, постановки четких целей и мотивировки превратили некогда престижное мероприятие в слет туристов, которые с удовольствием провели бы выпавшие на их долю выходные где-нибудь в другом месте.
Преобладание в лиге иностранных звезд уже давно подводило к формату «наши против не наших», и в этот раз НБА, похоже, все-таки явит нам нечто интересное.

По словам инсайдера ESPN Шэмса Чарании, в 2026-м году Матч звезд будет представлять собой турнир, в котором по круговой системе примут участие три команды – две сборные США и одна сборная мира. В каждой команде будет по восемь игроков, что соответствует обычному составу звездных сборных из 24 человек. Матчи будут проходить по схеме гольф-турнира Кубок Райдера с 12-минутными четвертьфиналами. Команда, показавшая лучший результат в противостоянии со всеми соперниками, станет победителем. Обещают большое количество отсылок к олимпийскому движению и соревнованиям сборных, что очень удачно наслаивается на Олимпиаду в Италии (пусть и зимнюю).
Говорить о том, что проведение одного такого турнира спасет ситуацию, было бы слишком, но сам факт, что руководство лиги прислушалось к запросам болельщиков, может дать положительный импульс к возвращению Матча звезд в разряд шоу, интересных для просмотра.
Китайской версией кого окажется Ян Ханьсэнь?
То, что новичок «Портленда» окажется в конкурентной среде, было понятно, то, что в чуждой для себя – тоже. Но вот то, что он настолько искренне будет воспринимать все происходящее с ним, сразу не считывалось.
И такое отношение подкупает.
Ханьсэнь плачет на скамейке, потому что отфолился по ходу игры, Ханьсэнь купил подержанный BMW X5, чтобы добираться до тренировочного центра.
Такие новости вызывают не меньший интерес, чем статистика центрового. Особенно если Ян все-таки сумеет подавить свою впечатлительность и более-менее адаптироваться к лиге. Тогда мы получим историю вроде Нголо Канте, скромника с разбитым айфоном, ездящим на Mini Cooper, без которого было бы невозможно сенсационное чемпионство «Лестера» в АПЛ. И развитие именно такого сценария хотелось бы не только из-за наличия занятных параллелей.

Одно время лига нас готовила к китайскому нашествию, которое затем захлебнулось на самом старте.
Карьеру Яо сгубили травмы, Менгке Батыр на поверку оказался монголом, Жу Ци не доиграл дебютный сезон за «Хьюстон». Пожалуй, только И Цзиньлянь и Ван Чжичжи оставили о себе добрую память в качестве экзотических обитателей скамейки. Даже фартовый Сунь Юэ, зацепивший чемпионский титул с «Лейкерс» в 2009-м, всплывает в памяти только на китайский Новый год, когда вспоминаешь о подарках.
Ханьсэнь может вновь сделать актуальной историю, на которой НБА в свое время неплохо заработала, и еще больше усилить эффект глобализации. Исходные вроде бы в наличии: при своих габаритах Ян здорово передвигается по площадке, видит линии передач и горазд их отдавать, умело компенсирует нехватку атлетизма изобретательностью и настырностью, в общем, пульс сравнений с Йокичем прощупывается, пусть он пока и нитевидный.
«Блейзерс» на китайца пока не сильно рассчитывают. Но будем надеяться, что Ханьсэнь умело распорядится своими возможностями и пополнит стойло заповедных единорогов. Если нет, то так и останется интересной историей с нераскрытым творческим потенциалом.
Станет ли Флэгг первым со времен Блейка Гриффина новичком, который сходу заедет на Матч звезд?
Вопрос, на самом деле, не праздный. Лиге бы такой твист пошел только на пользу. Особенно с учетом того, что перед стартом чемпионата было зафиксировано рекордное количество легионеров, причем не все из них, мягко выражаясь, статисты.
Решение задачки по поиску нового лица лиги, которое должно быть строго «звездно-полосатого» гражданства, никто не отменял. И национализм тут ни при чем. Глобальная экспансия дала НБА очень много, и отказываться от нее в пользу возвращения к архаике глупо. Но тот же глобализм может дать лиге еще больше, в случае если следующим лотом на продажу – внутреннюю и внешнюю – станет противостояние нового американского таланта с международными звездами. Флэгг в этом отношении куда более надежный кандидат, чем многие из тех, кто был до него.

Если раньше для хайпа было достаточно хайлайтов а-ля Зайон или Блэйк Гриффин, то новичок «Далласа» покоряет прежде всего своей готовностью, и не только к лиге, как к новому опыту, но и к игре на равных против состоявшихся профессионалов.
Джейсон Кидд уже обмолвился, что, несмотря на наличие Д’Анджело Рассела, готов использовать Флэгга в качестве плеймейкера, а значит, у новичка будут возможности демонстрировать свои навыки сразу и в полном объеме. В таком случае успешный старт «Далласа», нападением которого будет рулить Купер, вполне может привести к закономерному приглашению на Матч звезд, чего не случалось довольно давно. Последним новичком, который в первый же сезон попал на Матч звезд, был Блейк Гриффин в сезоне-2010/2011. Да и это прецедент с хитринкой, ведь свой настоящий дебютный чемпионат-2009/2010 мощный форвард пропускал из-за травмы.
А вот кто действительно поехал на Матч звезд будучи новичком, так это Яо Мин в сезоне-2002/2003. Если Флэгг повторит его достижение, то можно будет считать, что Купер уже начал оправдывать ожидания.
Не подпортит ли Джордан свое наследие в качестве тв-аналитика?
Билл Симмонс, может быть, даже не подозревает, насколько метко он охарактеризовал первый выпуск шоу Insights to Excellence с Майклом Джорданом, которое теперь будут крутить на NBC.
«Не могу вспомнить ничего конкретного из этой передачи. И мне все равно, что он там говорил. Я в любом случае слушал, затаив дыхание. Рассказал какую-то историю об арендованном доме с баскетбольной площадкой, понятия не имею, что там дальше произошло. Но я кивал все время и был вовлечен в этот рассказ.
Думаю, в следующий раз он расскажет, как заказывал стейк. И я буду этому очень рад, могу слушать его по любому поводу, просто здорово его увидеть», – поделился впечатлениями основатель The Grantland и The Ringer.

Для тех, кто вырос в 80-е и 90-е, созерцание Джордана стоит в одном ряду с горением огня и течением реки, но... насколько это будет интересно более молодому поколению. Тем более, что в отличие от «Последнего танца», где Майкл, будучи инициатором и полновластным контролером создания документалки, мог говорить все что вздумается, тут у него такой возможности не будет.
В подобных условиях рассказ о заказе стейка может стать настоящим откровением, а вот что не может, так это постоянные реминисценции на тему прошлого и будущего баскетбола. В медиа и без того хватает бывших игроков НБА, которые галопируют по подкастам друг друга и рассказывают закулисные подробности давно минувших дней.
И тотальное, показное отсутствие среди них Джордана выгодно отличало его. Майкл будто бы незримо наблюдал за всем происходящим чуть сверху, одним своим молчанием давая понять, что уже всем все доказал.
И вот теперь он заходит на территорию, где ему по большому счету нечего делать. Он явно не будет заниматься аналитикой – ему это просто не интересно. Не станет разбирать схемы, как это делал Кобе.
Что остается?
Прилизанные мемуары, пространные сравнения, изречения в стилистике «видишь суслика... а он есть»? Хочется верить, что устроители затеи с привлечением Джордана придумали что-то поинтереснее. Потому что то, что было показано в первом выпуске с рассказами в общем-то немолодого человека о молодильных таблетках, позволяющих вновь играть в баскетбол, вызывает странные ассоциации и не внушает оптимизма.
Куда величественнее и естественнее Майкл выглядел в подкасте Cigar Aficionado.
У Голдина есть шанс в «Майами»?
И, черт возьми, я буду стоять на этом до последнего. В надежде на то, что в случае успеха Влад получит прозвище «Goldin Boy». Если же переходить от лирики к сути, то я не вижу ярко выраженных предпосылок «против». Главное в ситуации, в которой оказался Голдин – полная ясность того, что нужно делать.

«Хит» находятся в стадии перестройки, при этом команда активно пробует развивать именно иностранных игроков (сейчас в ростере 6 легионеров), расстановка по позициям для Голдина предельно ясная. Бэм Адебайо – постоянная величина, второй центровой в ротации – Келел Уэйр, второгодка с поставленным трехочковым, который вошел во вторую символическую сборную новичков. Вроде бы Уэйр – очевидный конкурент, причем с явным преимуществом для себя: 15-й пик, награда новичку месяца, в первый же год показал, что его необходимо развивать. Но во всех своих стартовых 36 матчах из 64-х в первом сезоне Уэйр выходил вместе с Адебайо, и эта связка выглядела убедительнее, чем в тех случаях, когда на позиции мощного маялись Никола Йович, Джимми Батлер и Кевин Лав.
Последних двух в команде больше нет, как нет и Томаса Брайанта, который был третьим центровым в прошлом сезоне. Очевидно, что передняя линия «Хит» будет реформироваться, и высоченный, подвижный Уэйр, напоминающий по фактуре скорее Криса Боша, чем классического центрового, скорее всего, уйдет на четверку.
В этой связи россиянин может претендовать на роль основного игрока ротации, чье количество игрового времени будет зависеть только от того, насколько успешно он будет себя проявлять. В этом смысле в «Майами» нет особых предубеждений в отношении того, как игрок попал в НБА, наоборот, «Хит» льстит репутация клуба, который может находить решения своих проблем в самых неожиданных местах.
Достаточно вспомнить, как «Майами» подписали незадрафтованного Калеба Мартина, практически запустив карьеру парня в НБА. Голдин на данный момент находится в очень похожей ситуации.
На что рассчитывают «Лейкерс», если не планируют защищаться?
Видимо, на то, что Джеймс вернется и намертво залочит линию трехочковой. Речь, конечно, о Бронни, папке уже статус не позволяет, да и должен ведь делать отпрыск хоть что-то, чтобы оправдывать свое нахождение в команде. И если ирония в данном случае частично уместна, то вот не частичное, а полное отсутствие у «Лейкерс» обороны – нет.

Пустить от «Уорриорз» 17 из 40 трехочковых (42,5% реализации) при том, что Карри дал 3 из 9, а Батлер, ставший самым результативным (31 очко), вообще выбросил 1 из 2-х – так себе почин. Позволить Хиллу за 22 минуты реализовать издали 5 из 10-ти, зная, что трехочковый – единственная причина, почему Бадди играет в НБА – еще более странный поступок.
31-летний Маркус Смарт, взятый на роль цепного пса, не то чтобы шамкает, но скорее больше лает, чем кусает. Тем более, что пока выходить ему приходится со скамейки, а стартер Ривз явно не из тех, кто сможет маскировать недостачу Дончича в обороне. Если «Лейкерс» и в дальнейшем рассчитывают играть по бразильской системе, то рассчитывать им придется только на собственный кураж.
Только практика показывает, что даже самое затяжное состояние аффекта испаряется к середине второй половины чемпионата. А ведь именно тогда начинается настоящая битва за плей-офф.
Кто станет самым клатчевым игроком сезона?
Кандидатура на получение наименее предсказуемой награды логичным образом выкристаллизовывается из предстоящей колонки. Ведь искать лучшего решалу лиги нужно среди команд, которые будут часто заходить в близкие концовки, но при этом имеют в составе игрока, готового брать на себя решающий бросок.

Лука на такое способен, более того, обязательства нового лидера «Лейкерс» это подразумевают. Именно эффектом престижа на последних секундах «озерники» будут покрывать недостачу рабочих побед, когда должна трудиться вся команда. За последние несколько лет Дончич показал, что умеет тянуть команду в концовках, это особенно очевидно в его выступлениях за сборную Словении, но эффектнее всего Лука подтверждает свое резюме спасителя нации именно в НБА.
Кто станет MVP Shaqtin a Fool?
А вы и впрямь поверили, что самой непредсказуемой является награда «лучшему клатчеру»? Нет, конечно. Поскольку ничто не сравнится с наградой MVP наших сердец.
Наградой человека, который не по своей воле, а сперва по воле случая, затем по воле Шака и только потом по нашей коллективной воле удостаивается звания самого несуразного и нелепого игрока чемпионата. Для этого необязательно много забивать, достаточно просто быть собой.
В 2025-м народное вече, проголосовав, постановило, что MVP Shaqtin a Fool должен стать Леброн.

В этом году есть смысл поискать среди тех, кто активно предоставлял нам поводы таковым себя считать. Джордан Пул был бы железным кандидатом, но его выбор слишком очевиден. Поэтому я использую самую надежную методу под названием русская рулетка. А какой у нас самый русский клуб НБА? В межсезонье Майкл Портер-младший посвящал всех желающих в таинства пик-апа, раскрывал масонские секреты и вообще так много и плодотворно трудился, что на баскетбол у него совершенно не осталось времени. Форму, очевидно, придется набирать по ходу сезона, а это всегда сопряжено не только с трудностями, но и с нелепостями. Так что верю в Майка, который в межсезонье показал, что не боится выглядеть чудаковато и смехотворно.
Почему бы Уэстбруку не попасть на Матч звезд?
Уэстбрук провел с этим девизом всю свою карьеру, так называется его именная линейка кроссовок Jordan Brand, и с ним же он заходит в свой 18-й сезон в лиге – Why not? В последние три сезона Уэстбрук играл за команды, которые если не на бумаге, то хотя бы конституционально претендовали на что-то: «Лейкерс», «Клипперс», «Денвер».
И не сказать, чтобы ему сильно понравилось.
Вдобавок долгий поиск клуба в межсезонье окончательно убедил Расси в том, что лучше быть большой рыбой в маленьком пруду, чем меняться в угоду напрасным попыткам выиграть титул. Здоровье есть, чувство юмора, чтобы козырять им при ответах на вопросы о последнем сезоне, присутствует.
Мотивация? В наличии, и даже нарядная. Расти уже обошел Оскара Робертсона и стал лидером в истории НБА по количеству трипл-даблов. Сейчас на счету Уэстбрука 203, а у занимающего вторую строчку Оскара – 181. Но это не все. Робертсон – легенда «Цинциннати Роялз», клуба, который вследствие многочисленных переездов осел-таки в Калифорнии и взял название «Сакраменто Кингз». И именно Робертсон по-прежнему сохраняет за собой звание самого результативного разыгрывающего в истории НБА – 26710 очков. Второе место занимает именитый новичок «Кингз», у Уэстбрука – 26205 очков, и у него есть все, чтобы эффектно обойти «Большого О».

Прежде всего потому, что, кроме этого сюжета, у «Сакраменто» больше нет ничего. У тренера-новичка Дага Кристи нет не только опыта, но и конкретной цели, поскольку уже сейчас ясно, что большая часть состава «Кингз» в феврале будет пущена на обменные активы.
У самих игроков нет желания рвать жилы и рисковать здоровьем в ни на что не претендующей команде.
Уэстбрук оказался в идеальной для себя среде – в коллективе без тренерских и игровых авторитетов, без конкуренции, без лимита на возню с мячом. Уэстбрук – главный аттракцион этих «Сакраменто», которые последний раз делегировали игроков на Матч звезд в сезоне-2022/2023, тогда это был дуэт Сабониса и Д’Аарона Фокса.
Уэстбрук последний раз появлялся на всезвездном рауте в 2020-м, будучи игроком «Хьюстона». Сейчас играть на аналогичном уровне его мотивирует все – сложившаяся ситуация, близость исторического рекорда, нынешний клуб и все тот же вопрос – а почему нет?
Трэй Янг уйдет из «Атланты» в конце сезона?
Воспарят ли «ястребы» или упадут камнем вниз – о них будут много писать в этом году. Собственно, уже.
То, что «Атланта» и ее самый важный игрок (атакующий рейтинг команды падает до 105,2 без Янга на площадке) не договорились об условиях продления, никого не удивило. У разыгрывающего остался один год по контракту, после чего он может воспользоваться опцией игрока и выйти на рынок свободных агентов.
Трэй – качественный созидатель и закончил прошлый сезон лидером по количеству результативных передач (11,6 в среднем за игру), вместе с тем он посредственный защитник, чья игра зависит от скорости, на что лишний раз указала прошлогодняя травма ахилла.
Все это знают обе стороны, ведущие переговоры о новом соглашении. Поэтому Янг намекает в соцсетях, что предан городу и будет еще более предан, после того как получит 4-летний макс на 229 миллионов, а руководство «Хоукс» дипломатично хранит молчание.

Оно и понятно. Это было очень агрессивное межсезонье для «Атланты», которая собрала вокруг Янга, возможно, лучший ростер из тех, которые у него были. Поэтому новый генменеджер клуба Онси Сале, прежде всего, хочет посмотреть, как все это свистит и едет, прежде чем принимать судьбоносные решения.
На бумаге «ястребы» выглядят командой, залетающей в топ-5 Востока, и готовой поклевать в плей-офф «Кэвз» и «Никс».
Но что будет в действительности?
Есть сомнения в том, что Янга обменяют зимой, просто потому, что на игрока не такой большой спрос из-за его действующего контракта. Именно поэтому, когда появилась возможность сварганить сделку с участием «Хоукс», «Пеликанс» предпочли Деджонте Мюррэя, а не более статусного Янга, хотя вариант с его обменом на Брэндона Ингрэма гремел в кулуарах.
Очень многое будет зависеть от того, как «Хоукс» покажут себя в плей-офф, куда не заходили два года. Если срежутся на первом раунде или не смогут навести шороху во втором, то это сильно пошатнет авторитет Янга и осложнит переговоры. В таких случаях игроки предпочитают оставлять последнее слово за собой, так что самоотвод Трэя в данной ситуации едва ли кого-то огорошит.
А вот удивит, скорее всего, другое. То, чего никто из нас пока еще не может предположить. Или обмен Дончича никого из нас так ничему и не научил?
Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw, Arturo Holmes, Steph Chambers, Stacy Revere, Carmen Mandato, Harry How, Luke Hales, Zhizhao Wu, Kevin C. Cox, Christian Petersen




















