8 мин.

Баскетбол на Евро – другой. Не факт, что даже «Дрим-Тим» США взяла бы здесь золото

Важные отличия от НБА.

Если следить за НБА, но не вдаваться в нюансы европейского баскетбола, то чемпионат Европы каждый раз становится откровением. Ничего себе, баскетбольная жизнь существует и за пределами американского пузыря, кто бы мог подумать. Одновременно с этим, Евробаскет приятно смотреть, поскольку выступающие за океаном европейцы возвращаются в родную стихию.

Американцы на каждом турнире под эгидой ФИБА заходят на чужую территорию, а против них на площадку выходят баскетболисты, которые варились в этой среде с детства.

Дошло до того, что во время Евробаскета-2025 пришла в голову крамольная мысль – а ведь не факт, что американцы бы выиграли этот турнир без проблем. Самый очевидный повод так думать заключается в том, что фаворитами на этом турнире являются сборные, которые уже побеждали (Германия на ЧМ-2023) или навязывали серьезную борьбу (Сербия на ОИ-2024) американцам даже в борьбе со всамделишными звездами НБА.

Но есть ряд других факторов, которые отличают баскетбол на Евробаскете и других турнирах ФИБА от американского.

Здесь меньше пространства

Первый и главный аргумент против американцев на турнирах ФИБА – это разница в правилах и размерах площадки. Трехочковая дуга на полметра ближе (7,24 м против 6,75 м), места для пространства меньше (в НБА площадка 28,6х15,2 м, а в Европе 28х15 м).

Как результат – горизонтально растянуть оборону на европейской площадке сложнее, а броски из угла оказываются не таким смертоносным оружием. В европейском баскетболе нападение теперь максимально растягивается вертикально, а заслоны игроку с мячом ставятся чуть ли не у центра поля. Помнится, к такой уловке постоянно прибегал Алексей Швед, который не обладал резкостью с места, но заказывал «двоечку» подальше от кольца, брал разгон и уже на ходу принимал решение.

Еще одно ключевое различие – правило трех секунд в защите, которое есть в НБА, но отсутствует в правилах ФИБА. С одной стороны, это иногда играет на пользу защитным центровым, каким в сборной США становится, скажем, Энтони Дэвис. С другой стороны, обыгрыш противника на первом шаге не дает тебе того же преимущества в атаке, если у кольца тебя встречает бигмен соперников.

Игры более скоротечны. Четыре четверти по 10 минут вместо 12, лимит в пять персональных фолов, другие правила тайм-аутов (в НБА можно взять максимум семь, а под эгидой ФИБА – пять), сами тайм-ауты в НБА длятся дольше (75 секунд вместо 60), а владение при спорном мяче определяется очередностью владения, а не вбрасыванием. В НБА тайм-аут может взять игрок в момент владения мячом, в то время как по правилам ФИБА это делает только тренер в ситуации остановки игры. Игры по правилам ФИБА проходят с большим напряжением, поскольку у команд банально меньше времени на нужный результат.

Судьи ФИБА соблюдают букву закона строже, чем их заокеанские коллеги. Пробежки в Европе свистятся строже, а фолы, наоборот, назначаются реже. Это не прописано в правилах, но является аргументом в руках тех любителей баскетбола, которые не любят послаблений «ради шоу» или в пользу именитых игроков. Баскетбол по правилам ФИБА благодаря такому судейству больше похож на то, как в НБА обслуживают матчи плей-офф. Следовательно, уровень концентрации у игроков должен быть соответствующим.

Имена решают не все

Американцы второго эшелона и европейцы, которых считают игроками второго эшелона именно по меркам НБА – это разные понятия. Если ты не звезда в НБА, то ты ролевик. И зачастую эта психология сказывается на том, как баскетболист действует на площадке. Такая же проблема иногда бывает у американских сборных, которые слишком насыщены суперзвездами. В таком случае тренерскому штабу приходится изрядно повращать мозгами, чтобы придумывать способ, как распределить владения между суперзвездами и сделать разрозненных эгоцентристов более-менее похожими на коллектив.

Если европеец играет или хотя бы когда-то играл в НБА, то в сборной к нему будет приковано особенное внимание. Все-таки попасть в НБА даже на какую-то резервную роль – это серьезное достижение. И отказ такого игрока от участия на международном турнире может быть серьезным ударом для его сборной. Это касается, например, Влатко Чанчара из сборной Словении. Да, он уже технически не представляет «Наггетс», но помочь Луке Дончичу преодолеть хотя бы групповой этап он точно был бы способен, несмотря на 3,4 очка в среднем за игру в «Наггетс» за карьеру.

Вам тоже наверняка бросается в глаза то, в какого героя нации превращается Деннис Шредер в форме сборной Германии? В НБА он каждый год меняет команды, и на новом месте каждый раз играет заметную роль, но не считается незаменимым исполнителем. А вот в сборной он играет раскованно и выглядит предельно органично в качестве лидера и первой опции.

Олдскульные бигмены до сих пор в почете

Никчемная оборона бигмена «в поле» в современном европейском баскетболе станет проблемой, но не настолько критичной, как в НБА. Центровой сборной Литвы Йонас Валанчюнас регулярно оказывается на этом Евробаскете в невыгодных для себя ситуациях в качестве жертвы на разменах. Но как атакующая опция он по-прежнему ценен как массивный и брутальный мужчина старой закалки, который умеет играть из поста.

Вопрос в том, удается ли найти баланс между пользой на одной половине площадки и трудностями на другой. В НБА с этим все более однозначно – поэтому, видимо, и случилась мини-сага с попыткой Йонаса уехать в Европу. В баскетболе по правилам ФИБА здоровяки типа Валанчюнаса смотрятся более органично, в то время как в НБА нужно постоянно перебирать ножками против юрких защитников, а с исчезновением игры через пост все реже удается проявить себя в том, что дорого сердцу и получается лучше всего.

Еще более показательной фигурой подобного архаичного типажа на Евробаскете стал Алперен Шенгюн, который бомбит по 20 очков за игру в составе сборной Турции. Опять же, в НБА его критикуют за то, что его навыки недостаточно стыкуются с тем, что считается актуальным. А на чемпионате Европы он отрезками доминирует (правда, против не самых сильных команд на групповом этапе). Когда в НБА Шенгюн отказывается от дальнего броска, то болельщики «Хьюстона» вздыхают с разочарованием. А вот на чемпионате Европы Шенгюн может заниматься любимыми вещами, вернувшись в родную стихию.

Европейцев по-прежнему учат играть спиной к кольцу, и они по-прежнему любят давить габаритами, как в старые-добрые.

А еще европейцы могут похвастаться уровнем взаимопонимания, которое недоступно американцам. Эти ребята не только играют друг с другом за сборные каждый год – они зачастую делали это еще с малых лет, начиная с юношеских и молодежных турниров. Такая сыгранность на краткосрочном турнире часто бьет класс.

Не просто строчка в резюме

Для европейца победа на Евробаскете – это значимая часть его «наследия», в то время как американские игроки НБА на первенства своего континента даже не ездят.

Это разительно отличается от ситуации на турнирах ФИБА, где сам факт выхода в плей-офф иногда рассматривается как успех. 5-е место для Латвии на ЧМ-2023, 4-е место Северной Македонии, 7-е место Финляндии на Евро-2022 – такие локальные успехи тоже воспринимаются как достижение. Поэтому любая топ-сборная может столкнуться с яростным сопротивлением в, казалось бы, незначительном матче. Все решают собственные задачи, а формат турниров из менее 10 встреч позволяет стать сенсацией каждому участнику.

Лаури Маркканен, например, представляет Финляндию, страну с населением меньше 6 млн человек (хотя баскетбольные нации бывают еще малочисленнее – взять хотя бы Литву). И на Евробаскете-2025 он как с цепи сорвался, поскольку в последних своих сезонах в НБА ему не давали расправить плечи. Лидер финской команды за океаном играет за команду, которая плетется в самом низу турнирной таблицы, поэтому на его личную статистику смотрят сквозь пальцы. Но этим летом он как будто дорвался до баскетбола. Все топ-игроки насквозь пронизаны стремлением побеждать, а чемпионат Европы стал для Маркканена возможностью побороться за что-то серьезное.

Язык до золота доведет

Игра за сборную для многих европейцев становится отдушиной. По ходу клубного сезона ты общаешься на английском языке, оказываешься оторван от родной культуры и живешь по канонам другой страны. А тут ты возвращаешься на родину, представляешь флаг страны и соотечественников. Замечали, как европейцы, играющие в НБА, всегда положительно реагируют на вопросы, которые им задают на пресс-конференции в США на их родном языке? Никола Йокич праздновал бронзу Олимпиады-2024 сильнее, нежели получение любого индивидуального приза в НБА или даже чемпионство.

Английский – язык международного общения, в то время как Евробаскет становится парадом национальных языков. Кристапс Порзингис и Лука Дончич начинали свой баскетбольный путь в Испании, так что им понятны инструкции, которыми обмениваются игроки этой сборной. Но это исключение – а вот переговоры американцев между собой доступны всем. Даже обидно, когда ради натурализованных игроков в тайм-аутах европейских сборных звучит английский.

Получается, что игра в НБА – это работа (пусть и возможностью порадовать местную фан-базу), а игра за сборную является возможностью стать национальным героем благодаря своим профессиональным навыкам.

Фото: IMAGO/BEAUTIFUL SPORTS/Wunderl, IMAGO/Ivica Veselinov, Maxim Thore/Keystone Press Agency/Global Look Press