13 мин.

Баскетбол в НБА играется под музыку. А откуда взялись главные гимны плей-офф

В плей-офф не бывает мелочей. Все, что окружает матчи на вылет, нацелено на создание совершенно определенной атмосферы и, как правило, преимущества для одной из сторон.

Музыка, безусловно, относится к таким важным составляющим. Вот какие песни и мелодии оказали наибольшее влияние на музыкальное содержание плей-офф в последние 25 лет. 

«Roundball Rock» Джона Тэша

Начать необходимо с Альфы и Омеги музыкального сопровождения НБА.

Бравурная тема «Roundball Rock» авторства Джона Тэша на протяжении всех 90-х и вплоть до 2002-го была главным саундтреком лиги (NBA on NBC) и вновь станет таковым со следующего сезона, когда в силу вступит новое телевизионное соглашение. «Roundball Rock» трудно назвать мелодией конкретно под плей-офф, но, поскольку NBC транслировало большее число матчей постсезонки и уделяло их раскрутке тщательное внимание, то у большинства болельщиков напористая мелодия Тэша вызывает в памяти, прежде всего, именно матчи навылет. 

Мелодия практически с момента создания начала жить отдельной фольклорной жизнью. Тэш написал ее во Франции, где освещал велогонки «Тур де Франс», а вернее, не написал, а ухватил мотив, находясь в полусонном состоянии. Не имея никаких инструментов под рукой и боясь спугнуть вдохновение, Тэш скоренько позвонил себе домой, в Лос-Анджелес, и набубнил мотив мелодии на автоответчик, а уже после, по прилету в США, начал работать с черновыми набросками на студии.

Со временем мелодия стала настолько культовой, что ее создание обыгрывали в знаменитом скетч-шоу SNL.  

Вся хохма сводилась к тому, что у мелодии изначально был на удивление раздражающий текст, написанный братом Джона Тэша (которого, конечно же, не существует). Выглядит забавно, но звучит еще забавнее. 

«Let’s Get It Started» Black Eyed Peas

В начале нулевых лига аккуратно начала смещать акценты с сугубо спортивных трансляций в сторону развлекательного телевидения.

Изрядная доля новшеств кроилась по лекалам MTV, например, программа о внутренней жизни НБА «Inside Stuff» обзавелась рубрикой, в рамках которой игроки приглашали к себе домой и кичились нажитым богатством – прямой аналог шоу «По домам».

Музыкальные клипы также стали обязательной частью обновленной сетки эфирного вещания. Жанровая выборка в основном включала в себя сделавших имя классиков, которые при этом не почивали на лаврах, а переизобретали себя в традициях более современных жанров. Кайли Миноуг и ее более электронная манера звучания, мелодика в стиле пляжного рокабилли от RHCP, эксперименты со стилем латино от Карлоса Сантаны и многое другое.

Самым успешным и массовым из подобных экспериментов стала песня Black Eyed Peas «Let’s Get It Started». 

И вот тут под новый формат было адаптировано практически все, начиная от состава группы (на смену первой солистке Ким Хилл была взята модельная и универсальная Ферги) и заканчивая названием сингла.

Изначально песня называлась «Let’s Get Retarded», но затем музыканты и телевизионный менеджмент НБА сошлись на том, что слово «Retarded» (отсталый) может быть неправильно истолковано, и слегка переиначили название и смысл.

Нарезки хайлайтов под трек Black Eyed Peas начали крутить еще по ходу регулярки, а когда поняли, что народу нравится, то объявили сингл официальной песней плей-офф-2004 и подсняли специальный клип с легендарными игроками в небольших эпизодах. В конечном итоге сотрудничество НБА и хип-хоп группы окупилось сполна: песня набиравшего популярность коллектива помогла поднять рейтинги просмотра матчей, а широкий охват аудитории приумножил и так казалось бы бесспорный хит. Песня продолжала звучать в связке с хайлайтами НБА и после плей-офф-2004, а на 47-й церемонии «Грэмми» взяла статуэтку в номинации «Лучшее исполнение песни в стиле рэп дуэтом или группой». 

«Running Down A Dream» Tom Petty and The Heartbreakers

Если брать глобально, то 2006-й стал концом классической рок-н-ролльной эпохи в НБА. 

В будущем лига еще будет заигрывать с патриархами жанра, но с обязательной подстраховкой: гитариста легендарных «Led Zeppelin» Джимми Пейджа будут использовать только в связке с поп-дивой Николь Шерзингер из «Pussycat Dolls», роковую эстетику Ленни Кравитца станут разбавлять вкраплениями джазовых духовых. Типичный забористый гитарный рок перестанет быть созвучным НБА.

В этом смысле незатейливая песня Тома Петти «о том, что все возможно», станет одним из последних примеров жанровой целостности и творческой искренности перед собой и зрителями. Никакой стилистической и смысловой мешанины – все предельно четко, емко и доступно. 

«Remember the Name» Fort Minor

К середине нулевых стало понятно, что одного только лишь цепляющего мотивчика маловато, нужна виральность – популярность в сети, плюс то, что позволит продлить жизненный цикл хита. В случае с композицией второго вокалиста Linkin Park Майка Шиноды и его проекта Fort Minor этим чем-то стало безотказное сочетание классической виолончели, наложенной на ритмичный бит, и текстовый заход, позволяющий ехидничать в адрес команды-соперников. Стартовые строчки с перечислением в процентном соотношении всего того, что нужно для успеха... 

This is ten percent luck 

Twenty percent skill 

Fifteen percent concentrated power of will 

Five percent pleasure 

Fifty percent pain 

And a hundred percent reason to remember the name 

...стали настоящим полем для экспериментов болельщиков, которые упражнялись в остроумии, подставляя фразы вроде «34,7 percent from three by Antawn Jamison». 

Таким образом вроде бы обычный боевитый сингл превратился в трек-конструктор, который болельщики переделывали либо в зависимости от нужд своей команды, либо из желания высмеять конкурентов. В обоих случаях это пошло на пользу долголетию песни, которая до сих пор входит в золотой фонд музыкального сопровождения матчей НБА. 

«Amazing» Kanye West

В 2009-м Канье был в самой середине своего безукоризненного марафона релизов. Он уже выпустил собственную колледж-трилогию, только-только презентовал меланхоличный «808s & Heartbreak», впереди были помпезный «M.B.D.T.F.», нигилистский «Yeezus», вымученный «The Life of Pablo» и шиза.

Но в десятых все хотели кусочек Канье, который с удивительной органичностью чувствовал себя практически в любом жанре: НБА не просто хотела, она жаждала.

Крайне удачная маркетинговая кампания под названием «Where Amazing Happens», представлявшая лигу местом чудес и судьбоносных встреч, набирала ход. Особенно хороша была серия видеороликов, где использовались реальные архивные записи звезд НБА. На их основе создавались незатейливые, но любопытные сюжеты, в которых персонажи из будущего подбадривали баскетболистов и приоткрывали перед ними завесу будущего.

Естественно, когда Уэст выпустил сингл «Amazing», в НБА тут же навострили уши – песня звучала как готовый саундтрек к этой самой кампании, слегка меланхоличная, но в то же время заявляющая о своем превосходстве над всеми остальными.

Для Уэста попасть в эфирную сетку НБА тоже было почетно, поскольку в одном из интервью он обронил фразу о том, что если бы решил закончить музыкальную карьеру, то непременно оказался бы в НБА, настолько он в себя верит. А тут вроде как и карьеру бросать не пришлось, и в НБА попал: весь плей-офф-2009 прошел под аккомпанемент хита Канье, который звучал и с экранов ТВ, и на аренах. 

Тот случай, когда попробовали угодить всем... и неожиданно получилось.

Pitbull никогда нельзя было отказать в умении делать хиты, все вопросы, как правило, касались навыка делать их так, чтобы они хоть чуточку отличались друг от друга. Пулеметный речитатив под клубный бит, неприхотливый женский вокал на припеве, нещадная эксплуатация латиноамериканской стилистики да визуал побогаче – вот и все традиционные составляющие хита от Pitbull. 

В 2014-м НБА выбрала такой беззаботный тикток-вариант, чтобы избежать чрезмерного экспериментаторства, а заодно прощупать аудиторию помоложе. Как выяснилось, чуйка маркетологов не подвела: песня прочно окопалась в фонотеках диджеев на самых разных аренах НБА, а хайлайты под звуки «Timber» нарезают до сих пор, причем как любители, так и официальный канал лиги. 

«Humble» Kendrick Lamar

Могло ли быть иначе. Ближе к 20-м уже не требовалось особых свидетельств того, что НБА – это лига игроков, впрочем, это и не мешало им самим подчеркивать это. Тем более, когда выдавалась такая возможность, как в 2017-м. В этом году Кендрик Ламар выпустил альбом «DAMN.», который сделал из него больше, чем просто рэпера.

За работу над альбомом и значительный поэтический талант, проявленный при написании текстов к нему, Ламар был удостоен престижной литературной Пулитцеровской премии. По сути, эта награда стала признанием его социальной деятельности, доказательством стремления к чему-то большему, чем многомиллионные продажи альбомов.

Звезды НБА, к тому моменту уже вовсю осваивавшие инвестиции и продюсирование, естественным образом захотели продемонстрировать свою сопричастность Кендрику и его успеху. 

«Humble» далек от привычных темповых, грохочущих мелодий, но это было и не важно: что раньше, что теперь трек Ламара звучит либо на аренах НБА в решающие моменты, либо когда соперник окончательно повержен: важнее мелодии здесь непосредственно смысловой посыл («be humble» – будь скромнее).

По крайней мере, на это намекают сами игроки в видео. Со временем этот тренд на осознанность и дань первопроходцам только усилился, пусть и не пошел на пользу всем, кто попытался его использовать. 

«Noize» Jaden Smith

Сын Уилла Смита Джейден решил найти призвание методом исключения. Так стало ясно, что он не актер, не музыкант, не дизайнер, не ученый, не писатель, не модель и уж точно не Кендрик Ламар.

Последнее успешно доказала попытка Смита-младшего сочинить нечто вроде поэмы. 

Подобная форма очевидно была выбрана для того, чтобы Джейден мог замаскировать (не)умение бойко стелить под ритм, но претенциозный внешний вид и повадки выдали паренька с головой.

В итоге получилось нечто ценное с антропологической точки зрения, как часть эволюции музыкальной подборки в плей-офф НБА.

Как отдельное произведение «Noize» не состоятельно просто потому, что не воспринимается в отрыве от видеоряда, как фоновый трек тоже годится, поскольку вроде как изначально претендует на большее.

Вышла такая вещь в себе, которая не обязательно должна нравиться и приниматься, но не может не обращать на себя внимание. Точь-в-точь как нежданное чемпионство «Торонто» в том же 2019-м. 

«Deep Reverence» Big Sean feat. Nipsey Hussle

Обычно официальная песня либо мелодия под промо выбирается компанией-вещателем совместно с представителями профсоюза игроков. Эта же песня становится обязательным номером в фонотеке диджеев арен НБА, поскольку трансляции идут с места события, а трек должен фигурировать в эфирной сетке максимально часто, будь то подложка к видео, либо просто музыка, играющая на аренах в момент трансляции.

Но иногда что-то идет наперекосяк. В 2020-м наперекосяк пошло все: народ учился обживать планету в условиях ковида, трагически погиб Кобе Брайант, до того не менее трагически  скончался рэппер Nipsey Hussle.

Менестрель лос-анджелесских улиц снискал себе славу и уважение сообщества не столько своим творчеством, сколько благотворительной деятельностью. Достигнув коммерческого успеха, Nipsey Hussle продолжал вкладывать средства в собственную сеть магазинов, где продавал одежду для малоимущих, организовывал благотворительные мероприятия с участием знаменитых атлетов и вообще был этаким воплощением совести суровых улиц Лос-Анджелеса. За что и пострадал от людей менее совестливых, застреливших его аккурат возле одного из его магазинов. 

НБА чутко отозвалась на случившееся: игроки начали повально бить тату с портретом музыканта, слать респекты его семье, близким и всячески подчеркивать небезразличие к случившемуся.

Лига вела себя более сдержанно и дипломатично, но воспротивиться отклику «на смерть поэта» не могла и не особенно хотела.

Особенно это стало ясно, когда пришлось выбирать официальный трек под плей-офф: лига остановилась на треке рэппера Big Sean «Don Life», и представители профсоюза, пусть и без особого энтузиазма, поддержали выбор... 

...при условии, что в самом «Бабле» чаще будет играть трек «Deep Reverence» все того же Big Sean, но при участии Nipsey Hussle.

Лига и вещатели не стали кочевряжиться, тем более, что обстановка и так была накалена до предела из-за смерти Джорджа Флойда и протестов движения BLM.

Сложилась весьма уникальная ситуация: при том, что официальная песня была одна («Don Life»), лейтмотивом всего розыгрыша плей-офф стала совсем другая, пусть и того же исполнителя. 

«The Journey» H.E.R.

Последним любопытным и даже неожиданным веянием в музыкальном сопровождении плей-офф стоит назвать соул-балладу «The Journey» вокалистки H.E.R., продолжившей тот самый тренд Кендрика Ламара на самосознательность черных. Назидательный тон композиции как-то не очень способствует эмоциональному воспламенению, но зато естественным образом укладывается в повествование о том, что каждый плей-офф – это отдельное путешествие со своими особенностями и сюжетом.

Не то чтобы мы этого не знали, но такие вещи всегда актуальны, и поэтому их стоит проговаривать. Видимо, этим знанием и руководствовались при выборе трека. 

И тут важно напомнить, что смена музыкальных течений и стилистических направлений никак не влияет на использование сертифицированной классики. Вечные хиты типа «Seven Nations Army» White Stripes или «In The Air Tonight» Фила Коллинза по-прежнему сопровождают большинство матчей НБА. Только теперь, в отличие от прежних времен, они обзавелись новой функцией – образовательной. На их фоне особенно отчетливо заметны изменения музыкальных предпочтений как самих игроков, так и болельщиков. 

Фото: Gettyimages/Kevork Djansezian / Stringer, Noel Vasquez / Stringer, Tommaso Boddi / Stringer