«Стена!» – уникальная особенность «Клипперс». Кажется, она воздействует на соперников
Похоже, у клуба появилась идентичность.

Победителей, как известно, не судят. Точно так же не подлежит осуждению и обсуждению тот простой факт, что в четвертом матче против «Клипперс» «Денвер» насилу унес ноги. Это стало ясно задолго до того, как Йокич со свойственной ему прямотой и душевностью признался на пресс-конференции, что его бросок в сторону кольца не был аллей-упом на Аарона Гордона (серб даже привел аналогичный пример из матча Евролиги с участием «Олимпиакоса» Милоша Теодосича и Джоша Чилдреса).
Джокер покидал площадку с уже четким пониманием того, что его команде попросту повезло, и второй раз со столь беспечным отношением к делу и в аналогичной атмосфере «Наггетс» не победить. Непривычно рациональный Харден, привычно – но давно не виданный здоровым – хладнокровный Кавай, ответственный и эффективный Зубац, по-профессорски рациональный Батюм и поддержка трибун, которой не было даже в самые хайповые периоды «Лоб Сити».
И причина не только в локальных успехах команды, но и в обстановке, создаваемой «Клипперс».
«Клипперс» долго искали свою идентичность. Пока не нашли, но движутся в правильном направлении
Стив Балмер не стал бы тем, кем он является – а это самый богатый из владельцев спортивных франшиз в мире, чье состояние оценивается в 607 миллиардов долларов – если бы руководствовался экономическими принципами кота Матроскина. Он не стал покупать что-нибудь ненужное, чтобы затем продать что-нибудь ненужное. Он предпочел продать то, чего нет, чтобы обзавестись тем, что позарез необходимо.
Несмотря на то, что «Клипперс» исторически являются одной из самых древних команд лиги, у нее никогда не было четкой самоидентификации, души, место которых всегда занимал комплекс неполноценности «младшенького братца» «Лейкерс»». Балмер не стал бороться с ветряными мельницами, а просто начал все с чистого листа: вывез команду в Инглвуд, построил суперсовременный стадион, наладил процесс сдачи площадки в аренду под концерты.
На этом фоне особенно смешно слышать критиков, продолжающих укорять Балмера в том, что весь его амбициозный проект сугубо про бизнес, сторонний заработок на шоу и концертах, а не про баскетбольные ценности и победы. Видимо, им как-то невдомек, что большую часть современной истории «Клипперс» про это и не были. Лос-анджелесский клуб был посмешищем и откровенным хламом до тех пор, пока Балмер не выкупил разрозненные куски металлолома, затем искусно их обточил, собрал из них затейливую арт-композицию, после чего поместил в красивое, современное пространство («Интуит Доум»).
То, что мы наблюдаем сейчас, хотим мы того или нет, процесс выработки идентичности современного баскетбольного клуба НБА. Что она из себя представляет? Все самое лучшее – отовсюду понемногу.
И наиболее выпукло взятый Балмером курс на самоопределение олицетворяет «Стена!» – трибуна, на которой собраны самые преданные и активные болельщики клуба.
Вдохновлялись «Боруссией», дразнят Йокича лошадиными масками
Методом проб и ошибок (это касается, прежде всего, трансферной политики и экономики клуба) в «Клипперс» уже поняли, что слепое копирование – не вариант, но никто не мешает брать интересные идеи, совмещать их и адаптировать, создавая этакую стилистическую мешанину, которая может стать собственным уникальным стилем.
«Стена!» — важный идеологический, медийный и культурный элемент «Клипперс».

И вы сами прекрасно понимаете почему. Она акцентирует внимание на том, о чем еще недавно в связи с «Клипперс» было принято стыдливо помалкивать – о болельщиках. Когда у тебя из года в год в списках самых знаменитых фанов кочует одинокий Билли Кристал, при всем уважении, это один из показателей того, насколько твоя команда востребована в медиаполе.
«Стена!» – это своего рода декларация того, что у клуба не просто есть фан-база, она активна, она вовлечена непосредственно в процесс матча, она способна влиять на результат.
Это не просто места для тех, кто любит пожевать куриные крылья под звуки баскетбольной сирены. Это секция размером в 51 ряд на 4500 мест (практически четверть на 18-тысячном «Интуит Доуме»). 13 рядов (порядка 300 человек болельщиков) отданы сугубо под стоящие места, где на протяжении всего матча беснуются «ультрас» «Клипперс Нэйшн».
Перед каждым матчем стюарды, представляющие клуб, проводят инструктаж, обсуждают предстоящую игру, а особенно расторопных премируют ништяками и дополнительной атрибутикой.
Например, на недавней игре против «Наггетс» это были лимитированные майки с Каваем Ленардом и маски лошадей, надев которые болельщики должны были сбивать с панталыку Николу Йокича.

Стюарды также зорко следят, чтобы на «Стену!» не могли забраться фанаты в атрибутике соперника. Собственно, даже сам пропуск под названием «Ultimate Wall Pass» рассчитан на конкретного человека, и для его получения необходимо пройти двойную верификацию на сайте клуба, где нужно будет доказать свое неравнодушие к команде. Чтобы сделать «Ultimate Wall Pass» общедоступным, скажем, для того чтобы им могли пользоваться друзья или родственники, придется доплатить лишних 800 долларов. Это помимо базовых 1299 долларов, которые стоит сезонный абонемент на «Клипперс» (выходит порядка 30 долларов на матч).
Это, конечно, не пожизненные абонементы аргентинского клуба «Бока Хуниорс», которые передаются из поколения в поколение, но задел очень неплохой.

Кстати, о футболе.
«Большинство функций, собранных под крышей «Интуит Доума», нельзя назвать новаторскими. Мы стремились не к этому, нашей целью было адаптировать все самое лучшее и удобное для наших болельщиков. То же самое и со «Стеной!». На ее создание нас вдохновила «Желтая стена» немецкого клуба «Боруссия» из Дортмунда. Их работа с болельщиками, баннеры, заготовленные индивидуально для каждой игры, это выдающаяся работа.
К тому же нам это напомнило поддержку на матчах университетских чемпионатов по американскому футболу. Там роль болельщиков гораздо более заметна, чем на матчах НФЛ. Мы поняли, что хотим взять все самое лучшее из европейского футбола, студенческого американского футбола и применить в «Интуит Доуме». Наша компания консультировалась с экспертами по всему миру, чтобы объединить лучшие возможности своего нового стадиона. Мы не стесняемся задавать вопросы», – рассказывала Джиллиан Цукер, генеральный директор Halo Sports and Entertainment, компании, владеющей «Клипперс» и «Интуит Доумом».
Сюда же при желании можно приплести пресловутую ориентацию НБА на глобализацию, апроприацию европейской культуры боления, которой совсем недавно восхищались звезды НБА, повышение инклюзивности болельщиков и много чего еще.
А пока не самое стандартное решение для НБА уже стало предметом споров, обсуждений и похвалы. В том числе и со стороны соперников.
Аналитики не исключают, что «Стена!» может стать тайным оружием «Клипперс»

В мире, где «не запостил, значит, не было», огласка важна, а огласка, сопровождаемая грамотно подобранными цифрами, вдвойне. Даже если вы подвергаете сомнению жизнеспособность «Стены!» как части культурного кода «Клипперс», нельзя отрицать, что это выдающийся маркетинговый маневр.
После первой же, премьерной игры (да, одной игры!) ESPN опубликовал статью под названием «Стена!» на новой арене «Клипперс» загоняет в угол Кей Ди, но «Лос-Анджелес» проигрывает». Причиной такого тяжеловесного заголовка стали два штрафных, промазанных Дюрэнтом в концовке. Авторы немедленно отметили воздействие «Стены!» на лидера атак «Санз», который реализует штрафные с точностью 88%. Сам Дюрэнт тогда рассказывал: «Да, я просто стоял и пялился на болельщиков. Это очень необычно».
Спустя какое-то время уже Forbes вышел в народ со статьей, авторы которой аккуратно подводили к тому, что «Стена!» помогает «Клипперс» пропускать на одно очко меньше, чем в выездных матчах. Правда, там же аналитики признавали, что для проведения действительно состоятельных исследований нужна выборка около сезона-двух.
И это действительно так.
Во-первых, нет ничего удивительного в том, что команды хуже реализуют штрафные на выезде, чем дома.
Во-вторых, часть игроков команды просто сами по себе не лучшим образом попадают с линии штрафных.
В-третьих, слишком много внешних факторов, помимо «Стены!», способны повлиять в какой-то конкретный момент на бросок игрока.
Чтобы действительно доказать влияние «Стены!» на точность штрафных соперника, команды по сути должны играть в стерильных условиях, без смен состава, нарушая правила на конкретных игроках.
Даже если бы поведение такого матча было возможным, вряд ли бы корреляция между действиями «Стены!» и падением процента реализации штрафных составила серьезную разницу. По крайней мере, не ту, на которую стоит закладываться при подготовке плана на игру. Куда важнее, что об этом говорят, и говорят без издевки и злой иронии.
«Думаю, это может работать. Мне это напоминает футбольные матчи Оклахома-Стэйт. Когда я играл за «Тандер», то был там несколько раз. Удивительные ощущения, и Стиву Балмеру удалось перенести их сюда. Он проделывает отличную работу с клубом. Понимаете, мало просто получить эфирное время на национальном телевидении под матчи своего клуба, важно презентовать его как надо, показать, чем твоя команда лучше остальных. Здесь интересно играть, людям нравится сюда ходить. Поверьте, я достаточно давно в лиге и мне есть с чем сравнивать. Я помню тех, совсем других «Клипперс», – замечает, вероятно, самое главное, Кевин Дюрэнт.
Посещаемость у «Клипперс» – худшая в лиге. А вот итоговые цифры попадания дарят «Клипперс» надежду на нечто большее.
По данным Sportico, после первого сезона соперники «Клипперс» в «Интуит доуме» реализовали всего 74,8% штрафных бросков. Это второй результат среди всех арен НБА. Лучше только у арены «Хьюстона» «Тойота-центр» (74,0%).
При этом, если взять только броски против «Стены», то гости реализовали всего 73,4% штрафных, что было бы лучшим показателем в лиге и заметно ниже 76,1%, которые они реализовали на другом конце площадки.

Именно «Клипперс» стали лучшей домашней командой сезона с точки зрения нетрейтинга – у них прирост между домашними и гостевыми матчами составил «+9».
Стены не способны остановить тех, кто нападает, останавливают люди за этими стенами. Но, чтобы они сделали это, им необходима вера, импульс, понимание того, ради чего они идут на это. «Стена!» – лишь символ, конструкция, вокруг которой Балмер строит каркас своей армады «парусников». Да, он выглядит взбалмошным (ну, а кто бы ни был, с такими-то деньгами), инфантильным, истеричным, но все, кто смотрит НБА достаточно давно, помнят, что похожим образом вел себя Марк Кьюбан, когда купил «Даллас». Он щеголял на матчах в джинсах-«трубах», майках на несколько размеров больше, принимал участие в матчах «Рестлмании», дразнил судей, кидался на игроков соперников. И все это не форса ради, а потому что он очень хотел вдохнуть жизнь в клуб, который на фоне других выглядел третьим статистом слева в пятнадцатом ряду. Потребовалось достаточное количество времени, чтобы Кьюбан понял, что одного энтузиазма и вырабатываемой им энергии мало, но он все же добился своей цели.
И куда-то в похожем направлении сейчас движется Балмер.
«Мне кажется, что любой клуб, как правило, во многом зависит от личности его владельца. В лице Стива вы получаете самого увлеченного фаната всех времен и народов. Он кричит, прыгает, радуется, расстраивается, и в каждом из всех этих действий он искренен. Поэтому мы хотели создать место, где люди могли бы ощутить такую же энергию и азарт», – подмечает Джиллиан Цукер.

Фото: Gettyimages/Harry How, Ronald Martinez
Что-то вы обсчитались, у Маска сейчас 350 или около того, не думаю, что у Балмера в два раза больше)
Почему то ожидал, что "Стена" это в буквальном смысле какая то "конструкция", специально спроектированная для фанатского сектора, архитектурная модель, которая помогает "давить на соперника. Оказалось на деле обычным фанатским сектором, на который собираются самые чудики и наиболее активные махатели полотенцем.
Однако отдаю должное Балмеру, которому респектую с его первого года в качестве владельца. Это наверное сейчас чуть ли ни единственный владелец команды, который вызывает симпатию после того, как Кьюбан отошёл от дел. Кстати, кажется именно на него и пытается равняться Стив, который сидит не в вип-ложе с бокалом Хеннесси и щипая за задницы супер-моделей и не под капельницей, как Джерри Рэйнсдорф... Уверен почему то, что Балмер и по стриптизам с Харденом и Каваем бегает)))
Но шоу для болельщиков действительно прикольные в Intuit Dome, есть даже классные наработки с ИИ и аудио-визуальные решения в шоу. Очень бы хотелось там оказаться и почувствовать атмосферу изнутри.
Кто знает, может лет через 5 у них действительно появится свое подобие "Виража"?))) где они будут заряжать Not Like Us))))
2. Не у всех команд, а только у тех, кто творчески доработал и развил идею фан-сектора. Не у всех он реализован так, как здесь. Собственно, в Дортмунде, откуда приемы испоьзовали, он по-своему уникальный, и дело не только в стоячей трибуне.