14 мин.

Сколько стоят и зарабатывают клубы НБА

Деньги любят счет, но еще больше они любят конфиденциальность, то есть, чтобы их считали только те, кто надо. А это значит, что любая информация, касающаяся финансов, пусть даже из самых достоверных и авторитетных источников, в определенной степени является чем-то средним арифметическим от суммы слухов, обрывочных данных и предположений.

Бюджеты баскетбольных клубов тут не исключение. Очередным подтверждением этой нехитрой аксиомы стал рейтинг, опубликованный сайтом Hoopshype на основе данных трех источников. В качестве трех китов выступили статистические данные от Forbes, Sportico и CNBC, на основании которых Hoopshype и вывел свое усредненное значение. О том, насколько это приблизительные цифры, можно судить хотя бы потому, что предполагаемая стоимость «Рокетс», согласно CNBC, составляет 5,7 млрд, тогда как Sportico оценивает их в гораздо более скромные 4,77.

И все же, несмотря на условности, цифры эти важны.

Во-первых, потому что они берутся не с потолка. Коммерческая привлекательность бренда, спортивные достижения (прошлые и настоящие), размеры рекламного рынка, численность населения города, где расположен клуб, заполняемость арен, выручка с продажи билетов и мерчандайзинга – все это имеет значение и оказывает непосредственное влияние на цену клуба. И, несмотря на колебания в итоговой оценке, эти данные дают адекватное представление о стоимости.

Во-вторых, цена клуба по определению не может быть статичной. Это в любом случае динамичный показатель, живо реагирующий на самые разные внешние факторы. Особенно если речь идет о недавно подписанном телевизионном соглашении стоимостью 76 миллиардов на 11 лет – в среднем за год это 6,9 миллиарда, что на 160% больше истекающего соглашения (стоимость предыдущего составляла 24 миллиарда, то есть 2,6 миллиарда в год). Само собой, подобная инвестиция сказалась на среднестатистической стоимости клубов НБА, которые и так не бедствовали.

В-третьих, потому что мы регулярно видим, что эти оценки так или иначе подтверждаются. Сегодня Билл Чисхолм приобрел «Бостон» за 6,1 млрд (это выше, чем ориентировочные оценки изданий). Два года назад Мэт Ишбия приобрел «Финикс» за 4 млрд долларов, год назад Марк Кьюбан продал 72% «Далласа» за 3,5 млрд, а Майкл Джордан уступил «Шарлотт» за 3 млрд долларов. И это было до подписания нового телевизионного соглашения.

Средняя стоимость клуба НБА сейчас составляет 4,66 млрд, и это второй результат после клубов НФЛ, где средний ценник равен 6,49 млрд. НХЛ в этом отношении гораздо скромнее (средняя стоимость – 1,92 млрд). Просто для расстановки акцентов: клуб НБА с невыразительной историей, малопривлекательным рекламным рынком и самой низкой стоимостью в 3,2 млрд – «Мемфис» – в одиночку уделывает 30 из 32 клубов НХЛ. «Мишки» уступают только лидерам – «Торонто Мейпл Лифс» (3,8 млрд) и «Нью-Йорк Рейнджерс» (3,5 млрд) – клубам «оригинальной шестерки НХЛ» с великой историей, базирующимся в мегаполисах и имеющим огромную международную фан-базу.

Те же «Гризлис», согласно данным Statista.com, в 2023 году стоили 2,4 млрд, и несмотря на отсутствие значимых драйверов удорожания (за исключением яркого и хайпового Джей Морэнта «торговать» особо нечем), динамика роста налицо.

Что уж говорить о клубах, которые полностью реализуют свой потенциал. В 2010 году Джо Лэйкоб и Питер Губер купили «Голден Стэйт Уорриорз» за 450 млн долларов, тогда франшиза ежегодно теряла деньги. С тех пор команда четырежды стала чемпионом, построила новую арену, переехала на нее и снова выиграла титул. Ориентировочная стоимость «Уорриорз» за последние 14 лет выросла больше чем в 20 раз. Сегодня это самый дорогой клуб лиги (9,4 млрд долларов) и второй по ориентировочной стоимости спортивный клуб США, больше потенциальные покупатели дадут только за футбольные «Даллас Каубойз» (10,3 млрд). 

Ясно, что подобный прогресс свойственен не всем, но в той или иной степени он просматривается у каждого клуба НБА.

В 2023 году 30 команд НБА суммарно заработали 11,6 млрд долларов или по 387 млн долларов на клуб. Спонсорство команд выросло примерно на 15%, а мероприятия, не связанные с НБА, увеличили доходы клубов на аренах, принадлежащих или управляемых владельцами клубов НБА.

Последний фактор вообще крайне важен: концертный бизнес переживает настоящий бум после COVID-19 и в отдельных случаях способен добавить более 25 млн долларов к доходам клубов. По данным Billboard, в 2024 году владельцы клубов НБА управляли 10 из 20 самых кассовых концертных площадок в мире. Это к вопросу о том, что генерировать деньги можно и без громких побед на паркете.

Выявление наиболее любопытных примеров роста стоимости и является целью этого материала. Но прежде чем начать, сперва все же необходимо понять, «кто и почем». 

Стоимость клубов в таблице указана на основе средней оценки данных от CNBC, Forbes и Sportico.

Доходность и EBITDA отображена на основании статистики CNBC.com. Все цифры приведены по итогу сезона-2023/2024.

Рынки и арены – главные двигатели роста стоимости клубов

«Голден Стэйт» абсолютно заслуженно на первом месте, потому что сумел преуспеть везде и всюду.

«Уорриорз» – последняя на сегодня династия в НБА, чье благосостояние, а заодно и плавный переход в фазу перестройки, укрепил титул 2022 года. «Голден Стэйт» не просто выиграл неожиданно, но и вовремя, аккурат с переездом на новую «Чейз Арену», открытую в 2019 году. Можете сомнительно покачивать головой, но аура места играет огромную роль для болельщиков, и последнее чемпионство «Уорриорз» в этом смысле было очень значимым и символичным. Команда показала, что главные победы в истории клуба не остались где-то там, на «Оракл Арене», они перевезли их сюда, а состав, несмотря на возраст, по-прежнему актуален. Чемпионство придало клубу солидный экономический буст: по данным Sportico, за 2024 год цена клуба возросла на 10%, а «Чейз Арена», несмотря на то, что пока еще не стала самой любимой для местного населения (многие жалуются на цены и отсутствие «ламповости»), остается крупнейшей концертной площадкой Сан-Франциско (вместимость – 19 тысяч зрителей). 

Собственная арена в городе с большой агломерацией – это вообще золотое дно, и ничто не подтверждает это лучше, чем пример «Нетс».

Джулия Кох и ее семья вряд ли думали о посредственных результатах «Нетс», когда недавно выкупили 15% акций BSE Global за 6 миллиардов. BSE – компания, владеющая «Нетс», клубом женской НБА «Нью-Йорк Либерти», а главное – «Барклайс Центром». По данным Billboard, в апреле 2024 года домашняя арена «Бруклина» была самой кассовой концертной площадкой в мире, а по итогам года заняла 6-е место в общем рейтинге. Благодаря огромному количеству развлекательных мероприятий и сопутствующей им прибыли, стоимость «Нетс» выросла на 43%, что является рекордным показателем для НБА. Согласитесь, глядя на эти цифры, продажа клуба Михаилом Прохоровым уже не кажется таким прозорливым и бесспорным бизнес-решением. 

Все мы помним, как Джо Цай и его супруга Клара Ву Цай постепенно выкупали «Нетс», начиная с 2018 года, и когда наконец оформили сделку за рекордные 3,3 миллиарда, то выглядело это все как торжество российского капитализма.

Но время все расставило по своим местам: Прохоров вышел из баскетбольного бизнеса слишком рано, а нынешние владельцы «Нетс» оказались в уникальной ситуации, когда их клубу вообще не нужно выигрывать, чтобы его стоимость стремительно росла. Для сравнения, в рейтинге стоимости от CNBC «Нетс» и вовсе находятся на 6-й строчке и опережают действующих чемпионов «Селтикс» и «Клипперс». 

Если уж недавно заехавшие в Бруклин «Нетс» – в порядке, то что уж говорить о более респектабельных и породистых «Никс». 

Нью-Йорк вечен, потому что миф нельзя убить

«Большое Яблоко», «Город, который никогда не спит», реальный, а не комиксовый «Готэм-Сити» – Нью-Йорк соткан из мифов, и «Никс» – важнейший из них. Команда не выходила в финал с прошлого века, клубом рулит сумасброд Джеймс Долан, выдворяющий легенд «никербокеров» с арены, словно те какие-то чужаки-безбилетники, но пока знаменитости стекаются на трибуны «Мэдисон Сквер Гарден», любой локальный успех будет трактоваться как начало похода за долгожданным чемпионством. 

То же самое можно сказать и о главном клубе Лос-Анджелеса. «Лейкерс» не горят в калифорнийских пожарах и не тонут в гуле недовольной толпы.

На это просто нет времени, ведь «фиолетово-золотые» сегодня и всегда – главный аттракцион НБА. Проводы 40-летнего Леброна, тренер-подкастер, чехарда с попытками запустить профессиональную карьеру его сына, сенсационный обмен Дончича: скандалы и интриги сменяют друг друга с такой скоростью, что на расследования уже всем плевать. Люди платят за это, будут платить вечно и столько, сколько понадобится.

За сезон-2023/2024 «Лейкерс» заработали больше любого другого клуба НБА – 191 миллион долларов. 

«Клипперс» о таком могут только мечтать, ведь, несмотря на нахождение в топе, «парусники» стали одним из двух клубов, закончивших прошлый сезон в минусе. Причем для «Клипперс» (-114 миллионов) это должно быть особенно обидно, поскольку в отличие от них, у «Милуоки» (-14 миллионов) нет ни рынка, ни маркетинговой привлекательности.

И все же стоит помнить, что, несмотря на свою эксцентричность, Стив Балмер – грамотный бизнесмен, и когда покупал клуб, прекрасно понимал, что быстрой отдачи добиться не удастся.

Но быстрой и не надо: Лос-Анджелес и вечный финансовый ресурс миллиардера – главные козыри, помогающие поддерживать клуб на плаву, несмотря ни на что. А «Интуит Доум» со временем наверняка начнет приносить прибыль не хуже того же «Барклайс Центра». И даже если у клуба не будет никаких чемпионских притязаний, конкуренции и прочего, «Клипперс» продолжат оставаться дорогим, амбициозным продуктом, роскошной безделушкой, вещью самой в себе.

Это ли не та самая искомая идентичность?

А вот у «Бостона» нет проблем с самоидентификацией. «Селтикс» – команда-история, команда-чемпион, команда-противоречие.

Это касается и отсутствия прав на владение своей домашней ареной (они и «Лейкерс» – единственные арендаторы в топ-10). 

«Это уникальная ситуация. Действующий чемпион, один из старейших и самых титулованных клубов лиги, находится в процессе продажи. Его предполагаемая стоимость колеблется от 4,7 до 6,5 млрд, но цена может возрасти в зависимости от количества предложений и состава участников торгов. Только представьте себе, о каких бы деньгах шла речь, если бы «Селтикс» владели правами на арену. Думаю, стартовая цена находилась бы на отметке в 8 млрд. Мы бы могли говорить о рекордной покупке на сумму в 10 млрд. Арена – это колоссальный фактор в спортивном бизнесе», – уверял Курт Баденхаузен, финансовый аналитик Sportico. 

На практике, как мы видим, «Селтикс» ушли за 6,1 млрд. И все равно это рекордная сумма для американских спортивных клубов, выше чем «Вашингтон Командерс» в 2023 году (6,05 млрд). Теперь уже бывший хозяин «зеленых» Вик Грусбек приобрел франшизу в 2002 году за 360 млн долларов.

Нужно понимать, что в данный момент клуб наверняка будет в минусе: впервые в истории за команду в сезоне-2024/25 заплатят больше 500 млн долларов. «Бостон» пытается повторить прошлогодний успех и не жалеет для этого ничего.

Славное прошлое, налоги и самоопределение – надежные инвестиции

«Чикаго» стоило бы снести статую Джордана у входа в «Юнайтед Центр» и поставить аналогичную, только из золота. Он сделал для «Чикаго» то, что ни для кого и никогда не мог и не сможет сделать Леброн. Майкл за десять лет на поколения вперед взрастил межнациональный бренд и обеспечил команду фундаментальной фанатской базой. Из аутсайдера, погрязшего в крэковых скандалах, «Буллз» превратились в команду, за которую продолжают болеть во всем мире спустя много лет после того, как оттуда ушел Джордан. Ни травмы Роуза, порвавшие всякие надежды на ренессанс франшизы, ни вечное скупердяйство Рейнсдорфов, ни хаотичная трансферная политика – ничто не в силах укротить любовь публики к логотипу с насупившимся быком.

Безусловно, не стоит сбрасывать со счетов и Чикаго, одну из крупнейших агломераций в стране, но все же главная заслуга здесь принадлежит Джордану. «Буллз» – это дом, который построил именно он.

И этот дом – полная чаша. Согласно данным Statista, «Чикаго» были самой посещаемой командой лиги в сезоне-2023/2024 (на каждый матч в среднем приходило по 20 627 зрителей).

«Хьюстон», помимо локации (Техас, как известно, крупнейший американский штат после Аляски), обязан своей ценностью системе налогообложения. В штате один из самых низких в стране налогов на прибыль, а следовательно, количество миллионов, указанных в контракте, не сильно поредеет после общения с представителями федеральных органов. Это невозможно не учитывать, поэтому клубы из Техаса продолжают оставаться привлекательным местом для игроков даже в самые трудные времена.

До недавнего времени у «Далласа» были все те же плюшки, что и у «Хьюстона», плюс вменяемый владелец, лелеющий франшизу, и звезда на долгие годы вперед. Сейчас оба угодили в категорию «Иных уж нет, а те далече». Крайне интересно, как скажется обмен Дончича на положение «Мэвс» в аналогичных рейтингах через год-два, поскольку основной удар Нико Харрисон нанес как раз по имиджу клуба. 

В плане имиджа мало кто может посоревноваться с «Рэпторс».

«Торонто» сейчас маневрирует, подключая все резервы. В том числе территориальные (вторая крупнейшая агломерация в лиге, больше только Нью-Йорк) и стилистические. Похмелье после внезапного чемпионства в 2019 году окончательно сошло на нет, и теперь северяне заполоняют образовавшийся вакуум модным упором на национальную идентичность. «Рэпторс» выменяли из «Никс» одного из лидеров сборной Канады – Ар Джей Барретта, вокруг которого строят новую команду.

Отдельно стоит отметить работу канадских маркетологов, которые заигрывают с классическими логотипами и вариантами форм прошлых лет, когда команда была на виду.

В прошлом году клуб впервые вывел из обращения номер игрока: трогательный Винс Картер подарил нам самую искреннюю благодарность и гору мемов. Деятельность клуба плотно подвязана на маркетинговую деятельность рэпера Дрейка и социальные активности главного фаната клуба, предпринимателя Нава Бхатиа. 

Маленькие рынки – барьер для развития, но не приговор

Милуоки – один из самых крошечных рынков в лиге, меньше только Мемфис, Оклахома и Новый Орлеан, и все же ни один из этих трех клубов не закончил прошлый сезон с минусовой прибылью.

«Бакс» частенько апеллируют к своему месторасположению и связанным с этим проблемам. 

«Никому нет до нас дела. Вы же знаете, что мы играем в Милуоки. Команда не привлекает особого внимания. Мы просто выходим на площадку и делаем работу, все наши усилия направлены на то, чтобы побеждать, только так мы можем заботиться о своих семьях. Мы просто стремимся получать удовольствие от игры, чего бы это ни стоило. Вот и все», – твердит Яннис Адетокумбо. 

Но в том же Висконсине, например, вполне нормально себя чувствует клуб НФЛ «Грин Бэй Пэкерс».

«Бакс» потратили 52 миллиона только на оплату налога на роскошь, да и недавняя продажа Марком Ласри 25% акций Джимми и Ди Хаслам говорит о том, что клуб, совсем недавно выигравший первый чемпионский титул за 50 лет, находится в не самой лучшей финансовой ситуации. 

И все же, когда речь идет о рынках, размер имеет значение.

Если у тебя славная история и преданная фан-база, как у «Пистонс», но при этом население Детройта стабильно редеет (за последние 70 лет сократилось втрое), то диапазон для повышения стоимости резко сокращается.

Или взять «Оклахому», которая рвет на тряпки всю лигу, демонстрирует яркий атакующий баскетбол, а ее лидер Шэй Гилджес-Александер предъявляет самые явные претензии на MVP, но как это все продать, когда в городе зарегистрировано лишь 704 490 домов, в которых есть телевизор.

«Гризлис» располагают самым взрывоопасным разыгрывающим поколения, а население в городе превосходит, например, Майами, но Мемфис находится в Теннеси, категорически антиспортивном штате: «Нэшвилл Предаторс» из НХЛ на 22-м месте среди самых ценных клубов, «Теннеси Тайтенс» – на 26-м месте в аналогичном списке для клубов НФЛ. Все это не просто так: местное население с куда большим пиететом относится к традиционным для южан забавам вроде родео и скачек. 

Подобные рейтинги и анализы ценностей клубов НБА показывают, что баскетбольные команды давно перестали быть просто вывесками для «кучки парней в потных майках и шортах». Сегодня это полноценные бизнес-империи, где спортивные победы – лишь одна из составляющих успеха. Клубы НБА – это точки входа в многомиллиардные индустрии, включающие маркетинг, медиа, недвижимость и развлечения. В этом контексте победы на паркете, хотя и важны, уже не являются главным капиталом.

Фото: Gettyimages.ru/Elsa, Alex Slitz, Luke Hales, Bruce Bennett, Patrick Smith