Из-за Nike Джейлена Брауна не взяли в «Дрим-тим». А в чем вообще суть их конфликта?
Nike явно воспрял после прошлогоднего увольнения Джона Донахоу.
Как только вредителя на посту гендиректора сменил Эллиот Хилл, акции компании тут же подорожали на 8%, а с начала года адепты богини Ники только и делают, что мечут на стол козыри. Сперва компания выпустила первую именную модель действующей MVP Женской НБА Эйжи Уилсон, буквально пару дней назад презентовала именные кроссовки Шэя Гилджес-Александера (Converse, конечно, но все мы знаем, откуда у него ноги растут), никуда не делись тизеры и обещания выпустить «может быть» в этом году кроссовки Виктора Вембаньямы, а на Матче звезд была представлена очередная флагманская модель Nike GT Future (ее уже вовсю раскручивает наследник Егора Демина в Бригам Янге Эй Джей Дибанца).
В общем, реабилитационный период проходит весьма обнадеживающе, что наверняка не может не огорчать главного антагониста Nike, интеллектуала, правдоруба и приверженца нетрадиционных решений Джейлена Брауна. Прошлым летом размолвка между MVP финала и спортивным гегемоном, по утверждениям игрока, стоила ему поездки на Олимпиаду, так как главный спонсор Дрим-тим не захотел видеть нежелательную персону в рядах команды.
И вот недавно игрок «Селтикс» в очередной раз напомнил о том, что по-прежнему находится в контрах с Nike.

Сейчас Браун играет в модели собственного бренда. Но так было не всегда
Основание спортивного бренда под названием «741», пожалуй, главный и хоть сколько-нибудь четкий ответ Брауна на доминирование крупных спортивных брендов после многолетних упреков и жалоб (Nike в данном случае выступает олицетворением эдакого мирового зла). По словам Джейлена, он отверг контракт с корпорациями более чем на 50 миллионов сугубо ради создания собственной, полностью подконтрольной ему торговой марки.
«Понимание ответственности за создание и управление своим брендом, а также осознание собственной ценности – вот что важно для следующего поколения спортсменов. Мы уже не в 80-х и 90-х, чтобы равняться на мнение крупных компаний. Мы в XXI-м веке. Пришло время мыслить по-другому и быть непохожими на других … создавать новые идеи. Пришло время создать новое понятие ценности и сопричастности для всех участников процесса – от спортсменов до потребителей, сотрудников и сообществ, которые их поддерживают», – так по Брауну звучит базовая причина основания «741».
Название тоже имеет сакральное значение. Пусть до конца так и не ясно, как удалось зашифровать столь мощный смысл в эти три цифры.
«7, 4 и 1 часто появлялись в моей жизни на самых важных этапах. Они символизируют духовное пробуждение, упорный труд и новые начинания. 741 – это больше, чем просто бренд – это заявление о независимости, творчестве и сопричастности», – уверяет Браун.
Не добавляя при этом, что прежде чем стать сопричастным его ценностям, вам предстоит выложить 200 долларов за подобное.

Сам борец за идею играет в 741 Rover первый сезон и пока доволен, предпочитая не вспоминать о том, как все начиналось.
А начиналось все как у всех.
После того как Браун был задрафтован под 3-м пиком «Бостоном» в 2016-м году, он подписал спонсорский контракт с Adidas. На протяжении первых пяти лет карьеры в НБА Джейлен исправно популяризировал «три полоски», но, когда в 2021-м его контракт истек, бренд предпочел не продлевать соглашение с не самым ярким игроком.

Вместо этого Adidas сменил на переправе одного Джейлена на другого и инвестировал освободившиеся средства в только что выбранного под 2-м пиком новичка «Хьюстона» – Грина.
Видимо, где-то здесь Браун начал испытывать аллергический зуд в отношении корпоративных порядков крупных брендов. По мере того как никто из них не торопился предлагать игроку сделку, зуд этот только усиливался. Несмотря на это Джейлен довольно умело «маскировал» свою неприязнь, выступая в кроссовках самых разных производителей, и что особенно забавно, чаще всего… в Nike. Согласно сайту kixstats.com, большое количество матчей в своей карьере (82) Браун отыграл в кроссовках Nike Air Zoom G.T. Cut 2, а сам игрок неоднократно признавался, что его любимой именной линейкой является Nike Kobe. На него же Джейлен ссылается и в разговоре о своем бренде.

«Незадолго до смерти Кобе намеревался покинуть Nike, чтобы затем запустить свой собственный бренд. Такая решительность только мотивировала меня. Путь Кобе научил меня быть бесстрашным и стремиться вывести спорт и общество на новые высоты. Именно этим настоем я руководствовался, создавая 741», – сообщает Браун.
Принять на веру эти слова несложно. Ведь самоутверждаться за счет Nike Браун начал именно с кроссовок Кобе.

Джейлен начал первым. Причиной послужили отношения Nike и вообще другого игрока
Как и всякая священная война, крестовый поход Брауна против алчности и стяжательства Nike начался в соцсети.
В 2022 году игрок «Селтикс» и – ни много ни мало – вице-президент профсоюза игроков не нашел в себе сил молчать после того, как компания разорвала партнерское соглашение с бывшим одноклубником Джейлена по «Селтикс» Кайри Ирвингом (разыгрывающий получал от компании порядка 11 миллионов ежегодно), который призывал глянуть фильм, продвигающий антисемитскую повестку.
«Когда Кайри дисквалифицировали, я, как вице-президент профсоюза, подумал, что важно использовать мою платформу, чтобы выразить ему любовь и поддержку. Но люди интерпретировала это по-своему. Повлиять на их точку зрения – не в моей власти. Я всегда использовал свою платформу для обсуждения определенных вещей и буду продолжать это делать. Но чем больше вы ставите людей в неловкое положение, тем больше критики вы получите. Так устроена жизнь», – поучал Браун.
Зато, когда Nike в своем аккаунте объявил, что разрывает партнерские отношения с Ирвингом, поскольку считает его высказывания и рекламу фильма о черных евреях неэтичными, тут Браун уже был более резок.

«Это с каких пор Nike есть дело до этики?» – осведомился Браун в соцсетях.
Несмотря на краткость, пост Джейлена явно распространялся не только на ситуацию с Ирвингом, но и на нескончаемые судебные тяжбы Nike, касающиеся использования детского труда в странах Азии и неэтичного обращения со служащими и работниками компании. Позже Браун неоднократно демонстрировал отношение не только к Nike, но и в целом к корпоративной культуре производителей спортивной одежды, более развернуто. В частности, Браун напрямую обвинил Nike в том, что американцы теряют позиции в баскетбольном мире, потому что думают о контрактах с производителями обуви, а не о собственном прогрессе.
«Убежден, что нам следует больше фокусироваться на собственном развитии, прогрессе нашей молодежи, наших корнях, считаю, что обувные компании должны оказывать меньшее влияние на эту индустрию. Это не просто слова, я участвовал в этом, был свидетелем того, как это происходит. Я был одним из лучших игроков на школьном уровне, и мне приходилось иметь с этим дело. На тренировки постоянно приезжали люди, представлявшие компании, повсюду были эти разговоры о том, что следует поступить в школу, которую спонсирует Nike или Adidas. Многие парни гораздо больше думали о том, с кем бы побыстрее заключить контракт, а не о том, что нужно развиваться, стремиться улучшать свою игру, думать о том кем ты хочешь стать в этой жизни. Все эти фундаментальные вопросы заслоняла собой битва за спонсорство», – признавался Браун в интервью Стивену Эй Смиту.
Тому самому, который в одной из своих передач, опираясь на «собственные источники внутри лиги» поведал, что большинство игроков не жалует Брауна за надменность и его позицию «Я лучше тебя» в отношении остальных игроков. По этой же причине, согласно Смиту и его источникам, Браун невыгоден для маркетинга в качестве амбассадора.
Правда, куда более мощным аргументом против коммерческой привлекательности Брауна служит его крайне многослойная и противоречивая репутация борца за равноправие.
С одной стороны, мы имеем Джейлена, который в апреле 2020-го написал статью для The Guardian: в ней он осудил социальное неравенство, черты которого особенно выпукло проступили в период пандемии коронавируса. Он же в следующем месяце пожертвовал 1000 долларов комитету политических действий «Массовое право», одной из главных директив которого является «борьба за прекращение деспотичной полицейской деятельности, тюремного заключения и несправедливости». Все тот же неутомимый и принципиальный Браун всего несколько недель спустя проехал 15 часов из Бостона в Атланту, чтобы открыто выразить протест против убийства полицией небезызвестного Джорджа Флойда.
И таких поступков в резюме Брауна на несколько томов. Казалось бы, умный, образованный, неравнодушный человек, умеющий донести свою точку зрения.
Да, но только в этой же плоскости существует и другой Браун. Тот самый, который называл Дональда Трампа «негодным лидером», «предоставившим расистам гораздо больше возможностей для самовыражения». Скажем прямо, довольно распространенная точка зрения. Только вот она никак не подкрепляется действиями со стороны Брауна, а скорее даже наоборот. В мае 2022-го Джейлен порядком озадачил черное сообщество, когда стал одним из первых спортсменов, присоединившихся к Donda Sports, новому маркетинговому агентству Канье Уэста, известного сторонника Трампа, и к слову, человека, который в свое время не без скандала разорвал отношения с Nike.
Что важно, Браун не просто присоединился к Уэсту. Это был публичный акт с совместными фото и заявлениями калибра «Считаю, что Канье это ролевая модель для каждого чернокожего».

Что было далее, догадаться несложно. После антисемитских высказываний Уэста и традиционной для него шизофазии в соцсетях игроку «Селтикс» пришлось тактично «съезжать с темы». Donda Sports он покидал под рассказы о том, что готов помогать школьникам, которых ранее спонсировало агентство, о том, что дети не виноваты, а когда в интервью его спрашивали об отношениях с Уэстом и мнении о его поведении, то в ответ только слышали: «Следующий вопрос. Я не буду отвечать на это».
Не очень убедителен Браун был и после того, как схлынула волна BLM. Вот как маневрировал Джейлен в ответе на вопросы, касающиеся его участия в митингах.
«Я не был организатором, а действовал ради пользы нашего сообщества. Хотел выразить свою солидарность. В целом, я думаю, было круто и весело показать нашу общность и сопричастность», – чистая демагогия от революционера на полставки.
То есть, вот так – от риторики в стиле «Неравенство в образовании является самой мощной формой расизма на нашей планете» до «было круто и весело». Не только в глазах Nike, но и довольно большого количества черных Браун выглядел тем самым типичным ботаником, который затевал ссору, а потом сливался под шумок.
Практически в каждом своем интервью Джейлен находил зазор для дежурного пинка представителям «корпоративной культуры».
«Послушайте, я член профсоюза. Я каждый день просматриваю статистику. От 40 до 60 процентов наших спортсменов через 10 лет после завершения карьеры разоряются или теряют большую часть своего состояния. Наши спортсмены молча страдают. Никто не помогает им распоряжаться деньгами, а агенты просто находят нового клиента, как только деньги заканчиваются. Никто не рассматривает эту модель и этот подход как проблему», – негодовал Браун.
Доставалось и Nike. В пространных речах игрок намекал, что компания хотела подписать с ним контракт, но его не устраивало то, что они не готовы предоставить ему необходимую свободную действий в рамках соглашения, а как только он отказался, Nike тут же принялись вставлять ему палки в колеса. Удивительная велеречивость, которая вполне могла бы сойти за обличительную речь, если бы имелись хоть какие-то действительные подтверждения того, что у Брауна и Nike были реальные, предметные переговоры о сотрудничестве.
Очень вероятно, что неприязнь Джейлена к Nike так бы и осталась где-то на уровне пикировок в соцсетях, если бы не лето 2024-го.
Олимпиада, обида и вновь соцсети
При – большом – желании Брауна можно назвать снобом, но вот дураком никак. Когда дело касается серьезных вопросов, тут он говорит не столь цветисто, зато по делу.
«Думаю, что нет большей чести, чем выступать за сборную США по баскетболу. ... Было бы очень здорово поучаствовать в этом», – ответ Брауна на вопрос о желании поехать на Олимпиаду во Францию.
Слова, что важно, были произнесены перед самым началом сезона-2023/2024, итогом которого стало чемпионство «Селтикс» и вручение Брауну награды MVP финала. Но было кое-что любопытное и по ходу. Практически весь сезон Джейлен отбегал в кастомизированных Nike Kobe, главным отличием которых было отсутствие на кроссовках «свуша».

Тогда даже и в голову не приходило, что этот демарш сможет хоть как-то повлиять на позиции Брауна в сборной. После завоевания долгожданного титула казалось, что Браун может смело штудировать методичку «Французский для чайников». Но, увы, «селяви», поскольку Джейлен пролетел мимо итогового списка.
Выбор в пользу Кавая Леонарда, доигрывавшего плей-офф на одной ноге, выглядел странно, а когда он выпал из итоговой заявки по причине травмы, представлялось, что альтернатив кроме Брауна попросту нет. И в сборную действительно позвали представителя «Селтикс», но им оказался трудяга Деррик Уайт.
И вот тут Браун уже не смог оставаться в стороне. Начал элегантно и тонко: опубликовал троекратный эмодзи с моноклем. Дескать, «месье, окститесь».

Не дождавшись ответной реакции, Джейлен перешел к прямым обвинениям.

«Nike, так вот что ты делаешь?» – озадачился Браун в очередном сообщении.
Тушить негодование «кельта» пришлось генменеджеру сборной Гранту Хиллу.
«Большую часть своей карьеры я носил Fila, – попытался отшутиться Хилл на вопрос журналиста. – Мы гордимся нашими партнерами, особенно в сборной, но речь идет о создании команды. Есть только 12 мест, и одна из самых сложных задач – исключить из списка тех, кому я симпатизирую… парней, которые были MVP финала, которые участвовали в подготовке, парней, которые выигрывали золотые медали и за игрой которых я с удовольствием наблюдаю».
Имя Брауна не называлось, но его словесный портрет подходил по всем параметрам. Даже в том, что касается золотых медалей: в составе сборной U-18 Джейлен выигрывал чемпионат Америки.
Но Браун не оценил дипломатичности Хилла.

«Не боюсь ни тебя, ни твоих ресурсов», – проинформировал форвард «Селтикс».
Затем последовала череда интервью с фразами вроде «если мне надо будет подписать контракт с Nike, чтобы сыграть на Олимпиаде-2028, я этого не сделаю», и дежурными референсами в сторону угнетенного черного сообщества.
Любопытно, что Nike в этой ситуации выглядит скорее победителем. Мало того, что сборная и без Брауна намыла в Париже золото, так злостный гегемон уже постфактум старается подогревать конфликт, обеспечивающий ему солидную порцию упоминаний в медиа.
59 очков Янниса и победу «Милуоки» над «Детройтом» Nike отпраздновал твитом.
«В нем нет ничего детского. 59 от «Грикфрика», – оповестил официальный аккаунт компании.
Незадолго до того Адетокумбо не стал жать руку Брауну, который после матча называл его поступок ребячливым, а самого Янниса дитем.
Еще более меткой критической стрелой от Nike оказался пост, с, казалось бы, заурядным для бренда содержанием. «Just Do It» – напомнили о своем главном слогане корпоративные акулы. И все бы ничего, если бы пост не появился пару дней спустя после того как Браун опубликовал на своем ютуб-канале клип «Just Do it», где на пару с ASAP Ferg перемывает кости ненавистникам, злопыхателям и, конечно же, Nike.
В общем, как ни крути, а наученные годами противостояния с соперниками самого разного вида и пошиба Nike пока выглядят теми, кто получает дивиденды от бесплатного паблисити Брауна. Ведь правило о том, что «плохая реклама – тоже реклама», никто не отменял, тем более, если эту плохую рекламу тебе на халяву обеспечивает MVP финала и действующий чемпион.
Сегодня конфликт продолжает существовать в вялотекущей фазе, но, судя по всему, готов воспламениться в любой момент. В недавнем интервью Sports Illustrated Браун заявил, что не хочет тратить время на изобличение Nike, но у него в запасе пара личных историй, в том числе с участием других игроков НБА, которые могут существенно подмочить репутацию всемирного бренда.
Не обошлось и без традиционной риторики.
«Ни для кого не секрет, что суммы спонсорских контрактов снижаются, а реальное качество и креатив продукции падает. Спортсменов, которые получают действительно хорошие деньги, можно пересчитать по пальцам двух рук. У всех остальных выбор не велик – идти в Nike или Adidas, а они, по сути, предлагают одинаковые условия. Еще хуже, что наши дети растут в обществе, где корпорациям отводится главенствующая роль. Дети больше беспокоятся, смогут ли они играть в Nike, хотя должны думать о том, как работать над своими баскетбольными навыками. В остальном мире нет такой проблемы, вот почему остальной мир догнал нас», – уверен Браун.
Что ж, неплохая заявка на создание очередного сезона шоу «Один против всех, и Nike в частности», но для того чтобы перебить «достижения» Джона Донахоу и нанести спортивному гегемону более серьезный урон, Брауну понадобится нечто более вещественное, чем цикл очередных душеизлияний.
Фото: Gettyimages.ru/Emilee Chinn, Maddie Meyer