9 мин.

Слезы Дюрэнта, троллинг Обамы, брань Пешича. Чем интересна документалка о победе «Дрим-тим» в Париже

Антагонисты смотрятся обаятельнее.

Netflix недаром частенько проскакивает в перечне быстрых, незамысловатых и доступных удовольствий наряду с McDonald’s, Amazon, Spotify, Coca-Cola. Понятный формат, красивая картинка, громкие имена на афише, броская тема, вызывающая слюноотделение у всех интересующихся и сопричастных. Ингредиенты известны, и когда авторы не берут на себя слишком много, а замешивают все это в нужных, грамотно подобранных пропорциях, получается качественный продукт, чья непритязательность только идет ему на пользу.

5-серийный документальный фильм «Площадка из золота», рассказывающий о баскетбольном олимпийском турнире-2024, как раз то, чем следует перебить неприятное послевкусие, оставшееся у многих после звездного уикенда.

«Площадку из золота» ожидаемо сравнивают с «Последним танцем». Посыл понятен, но это не так

В общем-то, подобное теперь можно говорить о любой документалке на баскетбольные темы. Нравится вам элегия о последнем крестовом походе Джордана или нет, но она задала «Золотой стандарт», который в силу тех или иных причин – например, идеального времени для премьеры – превзойти будет непросто. Но у «Площадки из золота» есть одна отмычка для зрительских сердец, уже на старте и хотя бы на уровне домыслов, заставляющая вспомнить рекламу «Сеалекса» и скороговоркой произнести: «А что, а вдруг!?».

И пусть для Джейка Рогала «Площадка из золота» – режиссерский дебют, зато он был одним из сопродюсеров «Последнего танца», а главное – входил в команду интервьюеров, которая выстраивала и режиссировала диалоги с Джорданом. То есть человек работал непосредственно за кадром и имел возможность наблюдать за процессом, который стал одной из главных составляющих успеха «Последнего танца». Что радует, возможность эту Рогал не профукал и по кропотливо скопированным лекалам работал и на «Площадке из золота»: несмотря на достаточное количество кулуарных кадров из раздевалок, интервью в новой документалке – самая сильная часть.

«К большинству баскетболистов мы подходили и спрашивали, готовы ли они посодействовать. Многие из них сначала отказывались, но потом узнали нас получше и, в конце концов, согласились. Ситуации были самые разные. Йокич просто не любит давать интервью, и я это прекрасно понимаю. Мы никогда не думали, что он на это пойдет, потому что знаем его уклончивость в общения со СМИ. Мы, конечно, пытались уговорить его, но знали, что из этого, скорее всего, ничего не выйдет.

Общение с Леброном было строго согласовано с его графиком. Мы снимали в сжатые сроки, так что у нас была всего пара месяцев, чтобы сделать эти интервью, а Леброн – занятой человек с кучей обязательств. Так что графики просто не совпадали, и дело было не в отсутствии желания, а просто в расхождении по времени.

В Париже мы старались выжать как можно больше, с некоторыми мы познакомились и работали там, с другими нам пришлось подождать, чтобы вернуться и сделать запись потом. В жизни всякое бывает, мы понимали, что нам не удастся сделать за такой короткий срок все, что мы задумали, и были готовы к этому заранее», – говорит Рогал.

Но главная разница между «Площадкой из золота» и «Последним танцем» вовсе не в количестве и насыщенности материала, а в тайминге. История олимпийских «Мстителей» слишком свежа, слишком очевидна и, давайте уж начистоту, слишком бесхитростна. Поэтому, когда один из продюсеров ленты Барак Обама в первом эпизоде говорит том, что «для сборной Америки было бы настоящим позором уехать из Парижа с серебром», так и хочется сказать: «Чувак, да ты гонишь».

Кстати, так и поступил Энтони Эдвардс, в типичной для себя манере мимоходом затроливший Обаму в ответ на его слова о том, что «этот молодой слегка умеет играть».

«Я неплохой игрок? Ты что-то попутал. Я истина!» – сообщил защитник сборной обескураженному экс-президенту, которому пришлось призывать Леброна для разъяснения ситуации.

В этой сцене вся разница между «Последним танцем» и «Площадкой из золота». Первый, пусть и чересчур самонадеянно, но брал на себя исследовательскую функцию, экспонировал археологический опыт важного и до конца не изученного периода баскетбольной истории НБА. «Площадка из золота» – фиксация момента: четкая, краткая, яркая, местами чересчур явно отдающая пафосом тех самых марвеловских «Мстителей».

«Площадка из золота» – фильм не про американскую сборную. Это благо и беда данной документалки

Одна из самых часто встречающихся претензий к фильму – небольшое количество эпизодов (их всего 5) – как по мне, сама не выдерживает критики. Что эдакого можно рассказать о скоротечном турнире в рамках неполного доступа к главным действующим лицам и при не самой драматичной интриге? Поэтому решение Рогала не ограничиваться одной лишь американской сборной было очень грамотным и важным для всей этой киноконструкции.

«США, без сомнения, интересовали нас больше остальных. Дальше следовала Франция, это их дом, у них был Вемби, они и сами были заинтересованы в освещении этого события, поэтому нам было проще договориться. Канада – сборная, состоящая из игроков НБА, естественно, они были нам интересны. Насчет четвертой команды было много раздумий. Мы хотели подумать о том, кто действительно может далеко пройти по турнирной сетке, а Сербия заняла второе место на чемпионате мира. К тому же у них был Йокич – мировая суперзвезда, плюс у Сербии потрясающая история в баскетболе.

Нам нужно было привлечь все заинтересованные стороны: ФИБА, Олимпийский комитет, федерацию США. Было много переговоров и звонков. Все это происходило как раз перед началом съемок, весной 2024-го. Мы начали съемки в июне, так что это было действительно в последнюю минуту. Безусловно, все это было непросто», – поведал Рогал.

Попотеть и впрямь пришлось. Например, немцы на правах действующего чемпиона мира сразу же дали понять, что не намереваются позировать для американских камер, тем более пускать съемочную группу в раздевалку. Сборная Греция на определенном этапе тоже «проходила кастинг», пока не выяснилось, что Яннис не в восторге от откровенных интервью. Так или иначе, но в итоге все сложилось как нельзя лучше, у каждой сборной оказалась своя история, хорошо ли, плохо ли подсвеченная создателями фильма.

● США с их «высшей миссией»

● Франция, фигурирующая не только в качестве хозяйки и финалиста, но и преемницы поколения уже даже не Паркера, а Диао и Батюма

● Канада, поехавшая на свою первую Олимпиаду впервые за 24 года с задачей показать, что бронза чемпионата мира не случайна

● Сербия, ставшая самой конкурентной, мемной и веселой сборной турнира

Мультикультурный подход себя оправдал. Даже Канада, которая по факту провалила турнир, подарила несколько интересных эпизодов.

И тут, конечно, Оскар необходимо вручить Стиву Нэшу, причем сразу за лучшую роль второго плана – в частности, за откровения с крестным сыном Ар Джей Барреттом – и за вклад в развитие канадской сборной. Чего только стоит рассказ о том, как канадская сборная в 2000-м отчаянно страдала от недостатка финансирования и была вынуждена питаться фастфудом. До тех пор, пока игроки сборной не стали обнаруживать у себя под дверьми анонимные конверты с деньгами и надписью «На здоровое питание». Прошло изрядное время, прежде чем стало известно, что это дело рук Нэша, который «подкармливал» партнеров за личный счет, благо зарплата НБА это позволяла.

Несмотря на то, что львиную долю экранного времени логичным образом отдали США, наиболее естественно, живо, а оттого и интересно смотрятся другие команды.

Вы уже наверняка видели упреки Йокича и разнос Пешича, который выгоняет съемочную группу из раздевалки после поражения от сборной США – это и есть те незапланированные моменты, неограненные алмазы, которые нереально прописать в сценарии и можно обнаружить только чисто случайно, украдкой подсмотрев из-за угла.

«С Пешичем это было обычным делом. Он вспыльчивый человек и не до конца понимал, что мы пытаемся сделать. Некоторые из тренеров и игроков понимают это немного лучше, потому что являются частью культуры НБА. Пешич был сосредоточен только на победе, и все остальное отвлекало его, независимо от того, насколько далеко мы стояли. Он вышвыривал нас раз пять, мы привыкли к этому и просто были готовы. При этом он никогда не был грубым. После этого всегда спокойно объяснял причины своего поведения. Просто такова была особенность сербской команды», – объясняет Рогал.

На фоне тех же сербов или французов, куда более привычные к пристальному медийному вниманию американцы и канадцы выглядят не то чтобы фальшиво, а предсказуемо. Эти моменты даже не нужно распознавать, они выделяются из повествования сами, и это не идет на пользу тем, кто вроде бы позиционировался главным героем, готовым поделиться сокровенным.

Исключение составляет разве что Дюрэнт, для которого игра на таком высоком уровне – это квинтэссенция его любви даже не к баскетболу, деньгам и результату, а к самому процессу игры, который стал для него главной движущей силой в жизни и помог достичь всего.

В какой-то момент ловишь себя на мысли, что продолжаешь смотреть этот сериал с заранее известной концовкой только ради контраста между съемками игроков сборной США и остальными командами, которые переживают турнир, может, и не столь кинематографичный, зато делают это более естественно и откровенно.

«Площадка из золота» – классный альманах из настроений, клипов и эпизодов. Не более, но и не менее

Для политкорректного Netflix это уже немало. Собственно, это признает и сам Рогал.

«Если люди обсуждают и смотрят фильм спустя более полугода с момента окончания турнира, наверное, это говорит о том, что он является чем-то большим, чем просто привязкой к конкретному периоду времени. Если люди все еще будут смотреть эту документалку через три месяца, учитывая, сколько на Netflix контента, я буду в восторге», – реалистичный взгляд создателя на свое творение – это всегда плюсик в карму.

«Площадку из золота» не будут цитировать, ею не будут вдохновляться как «Последним танцем». Но вместе с тем ее и не будут высмеивать как только что вышедшую документалку «Мы победили «Дрим-Тим», посвященную тому, как молодые студенты вроде Гранта Хилла, Криса Уэббера и Пенни Хардуэя победили или почти победили игроков «Дрим Тим» (и величайшего Кристиана Лэйтнера) в ходе двусторонки.

Все-таки победа в Париже была чуть более значимым событием, которое просто необходимо было задокументировать. И Джейк Рогал справился с этим весьма неплохо.