Советский «Центровой из поднебесья» – все еще лучший фильм о баскетболе. 10 доказательств
Прекрасен и спустя 50 лет.
«Тренер Картер»? «Космический Джем»? Или, может быть, «Шестой игрок»? Зачем нам поделки заморских киноделов, если есть и свои, российские произведения про баскетбол, такие, как «Движение вверх» и… все.
В фильме про победу сборной СССР на Олимпиаде-1972 слишком много напускной драмы, пренебрежения историзмом и всяческих ляпов, зато в самом СССР снимали спортивные фильмы и без этого. И «Центровой из поднебесья» (1975) лишен всех этих недостатков современного отечественного кинематографа.

Сюжет этого фильма прост – баскетбольная команда теряет ключевого игрока. Тренер коллектива Самсон Грозняк получает наводку, что в горах живет высокий парень Юрий Кулич-Куликовский, который вполне подойдет на роль нового стартового центрового. Грозняк выдвигается в горы, где 208-сантиметровый парниша с неотразимыми усиками работает пастухом. Баскетбол ему до лампочки, но он влюбляется в певицу Нину Челнокову и решает использовать выездные матчи студенческой команды как шанс следовать по пятам за возлюбленной, уехавшей на гастроли.
В итоге двойная игра Юрия вскрывается, и он впадает в немилость у тренера. Разумеется, все заканчивается двойным хэппи-эндом – Юрий добивается расположения Нины и выигрывает решающий матч броском сверху на последней секунде. И финал этот не против кого-нибудь, а против американских студентов!

Вот такой вот нехитрый и добродушный фильм снял режиссер Исаак Магитон, который тяготел к детским образам на экране – он приложил руку к «Ералашу» и фильму «Ни слова о футболе» (1973) про школьников-спортсменов. Снял он эту музыкальную комедию по сценарию известного писателя Василия Аксенова, который обожал баскетбол, а потому снабдил фильм забавными «пасхалками» – вроде завершения финального матча и повторного его возобновления по аналогии с финалом Олимпиады-1972.
Сценарий от классика русской прозы – одновременно достоинство и недостаток фильма. Сюжет прост как две копейки, но от этого мил, искренен и трогателен. Некоторые аспекты происходящего на экране работают по принципу «так плохо, что даже хорошо», поскольку студенческая команда с незамысловатым названием «Студент» доходит до битвы против американской дружины с названием «Фричи-Причи-Сити Кампус». Любовь торжествует, а наши побеждают ненаших, все как полагается.
Знаете историю, что современный фильм «Юморист» мог заполучить Максима Галкина на главную роль? Сложно сказать, спасло бы это фильм от неудачи в прокате или нет, но наверняка сделало бы его более заметным. Так и с «Центровым» – на роль главного героя претендовали Александр Абдулов (рост 187 см), Леонид Ярмольник (175 см) и Игорь Костолевский (188 см), но было принято решение найти настоящего баскетболиста. Выбор пал на студента Сергея Кретова, который сейчас имеет собственную страницу в Википедии – но не как актер, а как видный ученый и доктор экономических наук.

Может быть, участие в проекте более известных актеров принесло бы фильму любовь зрителей. К сожалению, культовым «Центровой» не стал – на «Кинопоиске» у картины лишь одна рецензия и меньше тысячи оценок.
А зря! Потому что у фильма есть множество преимуществ, которые делают его очень обаятельным.
Балет в титрах
Артисты Большого театра танцуют в помещении, стилизованном под баскетбольную площадку. Что может быть прекрасней?
Баскетбол (да и вообще спорт) регулярно сравнивают с танцем. И вот вам убедительное подтверждение, что эти два вида деятельности очень схожи.
Визуальные гэги
У героев «Движения вверх» аж скулы зудят от серьезности. А «Центровой» – это комедия, которая не стесняется быть дурацкой.

И когда человек совершает проход для броска сверху с полетом на метр над кольцом – по крайней мере, это не подается как действительность.
Музыкальные номера
Индийское кино известно культурой танцев и крутых песен, но болливудские фильмы сложно смотреть из-за продолжительности. Советские фильмы вшивают песенность в повествование и при этом обычно идут меньше 90 минут. И нашим, и вашим.

Голос Аллы Пугачевой
Композитором фильма выступил Александр Зацепин – легенда советского кино, авторству которого принадлежат такие хиты, как «Если б я был султан», «Песня про зайцев», «Остров невезения», «Есть только миг», «Звенит январская вьюга» и еще множество не менее легендарных композиций.
Для «Центрового» Зацепин в тандеме с автором слов Леонидом Дербенёвым сочинил шесть песен, четыре из которых сольно исполнила Алла Пугачева. Прайм Пугачевой пришелся на вторую половину 1970-х, а «Центровой» вышел в 1975-м. Предполагалось, что Алла Борисовна может и главную женскую роль в фильме сама сыграть, но ее сочли неподходящей по типажу. Еще один прокол кастинга? Очень может быть, поскольку «Женщина, которая поет» (1979) с Пугачевой стал хитом советского проката. Но сам факт того, что ее голос звучит во время фильма про баскетбол – это бесценно.
Арканов в роли скаута

Известный сатирик Аркадий Арканов дебютировал в качестве актера в «Центровом», сыграв комментатора Слоновского. Именно его персонаж добывает для центральной команды фильмы сведения о перспективном и высоком парня, который живет где-то в горах.

Примечательно, что сыгравший роль центрового Сергей Кретов за год до выхода фильма выступил на чемпионате Европы среди юниоров.
Просмотр видео
Важная часть тренировочного процесса! Оператору, правда, не стоит бегать по площадке, камеры на боковой линии возле судейского столика обычно бывает достаточно.
Тренировка на уличной площадке

И вот этот данк с разворотом после джеб-степа, «ломающего лодыжки» сопернику.
Студенческий спорт
«Центровой» рассказывает историю студенческой команды, что уже само по себе необычно, поскольку отечественные фильмы и сериалы про спорт больше концентрируются или на детях, или на профессионалах, в то время как любительские соревнования оказываются за чертой внимания киноделов.
Ну, если не считать любителями участников Олимпиады и прочих советских спортсменов, которые на бумаге не были профи.
К слову, актер Игорь Костолевский, который мог стать исполнителем главной роли в «Центровом», сыграл одного из ключевых персонажей в мини-сериале «Игры» (2024) про Олимпиаду в Москве. Там Костолевский предстал как руководитель оргкомитета Игр. А олимпийский огонь на Играх-1980 зажигал баскетболист Сергей Белов, и было бы забавно если бы в камео появился Кирилл Зайцев, сыгравший Белова в «Движении вверх». Получилась бы мини-киновселенная советского баскетбола.
Злые американцы

Соперниками советских студентов в решающем матче становятся американцы (куда же без них!). Ведущих игроков этой команды представляют как «реактивный Вашингтон Кей», «известный своей жесткой игрой Роберт Доу по кличке «Камикадзе» и «суперзвезда Эдди Расселл, которого называют «Башня».
И американцы тоже поют!
Концовка
Советские студенты выигрывают финал благодаря броску сверху на последней секунде – и автор победного данка совершенно очевидно отталкивается от какого-то возвышения на полу. После чего фильм заканчивается стоп-кадрами. Absolute Cinema!
Конечно, мы давно отвыкли от таких баскетбольных картин. Во «Вне игры» есть тренер-алкоголик Бен Аффлек, в «Его игре» талантливый школьник налаживает отношения с отцом-уголовником, в «Дневнике баскетболиста» Леонардо Ди Каприо наркоманит, а в «Игре по чужим правилам» герои противостоят расизму. Это фильмы о социальных проблемах, спорт в них – дополнительная точка напряжения. То ли дело «Центровой из поднебесья» – главный герой играет на дудочке и пасет овец, потом проникается духом коллектива и крутит шуры-муры с девушкой, поющей голосом Пугачевой. Да еще и такие песни, которые потом несколько дней напеваешь себе под нос.
Еще есть армянский фильм Последний бросок" про ВОВ. Тоже смотрел в детстве, недавно решил пересмотреть
https://www.kinopoisk.ru/film/679697/?utm_referrer=www.google.com
Кретову, насколько помню, пророчили хорошую карьеру, но Сергей выбрал научную стезю, о чем, думаю не жалеет.
А суперхит Пугачевой "До свидания, лето" как раз впервые и прозвучал в этой картине.
Что же касается темы баскетбола в советском кино, то примерно в одно время с "Центровым" вышел казахский фильм "Бросок или Всё началось в субботу".