5 лет назад разбился Кобе. Как и почему все это случилось
Одно дело быть пристрастным в отношении карьеры Кобе Брайанта и его самого. Здесь речь не столько о симпатии или антипатии, сколько о том, что выдающиеся люди практически никогда не бывают фигурами однозначными: это сложные личности с противоречивыми характерами, ветвистой системой координат и своеобразным мировидением. Поэтому описать свое отношение к ним, не прибегая к субъективному опыту невозможно, да и попросту не нужно.
Совсем иное, когда речь идет об их смерти. Тем более, смерти трагической, внезапной, изобилующей большим количеством технических деталей, которыми нельзя пренебречь. И вот тут уже приходится опираться на компетенции знающих людей, в противном случае рискуешь поддаться эмоциями и предстать в более чем неприглядном виде. Как это, например, случилось на китайском «Comicon», куда один из участников заявился в костюме Кобе, окруженного обломками вертолета.
Вне зависимости от того, хочешь ты выразить свое уважение или нет, в таких ситуациях необходимо быть деликатным. Поэтому если и вспоминать о деталях трагедии, случившейся 26 января 2020-го года, то в максимально нейтральных тонах.
Происшествие

Примерно в 9:45 утра, 26 января, 2020-го года, частный вертолет Sikorsky S-76, проводивший полет в условиях сильного тумана, врезался в склон холма, в окрестностях Калабасаса, штат Калифорния. В результате трагедии погибли все 9 человек, находившиеся на борту вертолета:
Кобе Брайант и его дочь Джанна
Алисса Альтобелли, одноклубница Джанны, ее родители Джон и Керри Альтобелли.
Пэйтон Честер, еще одна баскетболистка из команды Джанны и Алиссы, а так же ее мать Сара Честер.
Кристина Маузер, тренер женской баскетбольной команды.
Ара Зобаян, пилот вертолета.
На брифинге, который прошел, через два дня после катастрофы, представитель Национального совета транспортной безопасности Дженнифер Хоменди сообщила основные факты.
Все, что предшествовало происшествию
Брайант, его 13-летняя дочь Джанна, члены ее баскетбольной команды и их семьи поднялись на борт частного вертолета Брайанта в аэропорту имени Джона Уэйна округа Ориндж в воскресенье утром.
Все девять человек, летевших этим рейсом, направлялись в спортивную академию Брайанта «Mamba Academy» в Таузенд-Оукс, на матч команды с участием Джанны и ее подруг. Планировалось, что вертолет приземлится в аэропорту Камарилло, примерно в 20 минутах езды от спортивной академии. Маршрут был хорошо известен как пилоту Аре Зобаяну, так и всем пассажирам рейса. По сообщениям The Wall Street Journal, вертолет совершал практически аналогичный полет днем ранее.
Вертолет Sikorsky S-76 принадлежал Брайанту, он часто использовал его, чтобы избегать пробок между своим домом и Лос-Анджелесом, а также для того, чтобы помогать товарищам по команде добираться на прием к врачу.
Вертолет вылетел в воскресенье в 9:06 утра по местному времени. Пилот Ара Зобаян хорошо знал Брайанта и находился с ним в приятельских отношениях. Именно он доставлял Кобе на его прощальный матч «Лейкерс» против «Юты», в 2016-м году.
Курт Дитц, другой пилот, который тоже часто летал с Брайантом в Лос-Анджелес на игры и тренировки, рассказал в интервью изданию The Journal, что Зобаян был «опытным пилотом (порядка 8200 летных часов) и хорошо знал окрестности Лос-Анджелеса». Он также добавил, что только опытные пилоты, такие как Зобаян, могли находиться в воздухе в условиях, которые наблюдались в воскресенье.
26 января в районе, через который пролегал маршрут, был сильный туман – настолько сильный, что полицейское управление Лос-Анджелеса в то утро приостановило полеты вертолетов. Местное отделение Национальной Метеорологической Службы «предупреждало о повышенной влажности, низких облаках и густом тумане».
Однако вертолету Брайанта было дано специальное разрешение на полеты в туманную погоду.

Поэтому вертолет все же поднялся в воздух.
Примерно через 10 минут после начала полета служба управления воздушным движением пригорода Бербанка приказала вертолету задержаться, поскольку поблизости совершал посадку другой вертолет. Зобаян сообщил, что сделает круг над Глендейлом и будет ждать инструкций. Глендейл находится примерно в 72 километрах от аэропорта имени Джона Уэйна и примерно в 64 километрах от Таузенд-Оукс. Позже в отчетах о происшествии сообщалось, что это был не самый типичный маневр, поскольку во время предыдущих рейсов между округом Ориндж и Таузенд-Оукс, вертолет, как правило, не забирался так далеко на север, в Глендейл.

Здесь важно отметить, что у Зобаяна была лицензия SVFR, означающая, что пилот может летать, не полагаясь исключительно на навигацию по приборам. Согласно стандартным правилам полета, пилот имеет право управлять воздушным транспортом при видимости, достаточной для того, чтобы ориентироваться при помощью визуальных сигналов в сочетании с показаниями приборов.
В 9:40 утра, где-то над районом Гранада-Хиллз, вертолет изменил траекторию полета и повернул в сторону горной местности Таузенд-Оукс. Вертолет поднялся примерно на 700 метров, чтобы избежать облачности, незадолго до начала нисходящего левого разворота.

Позже эту информацию дополнили представители издания LA Times, сообщившие, что в 9:44 утра вертолет летел над шоссе 101 в Калабасасе со скоростью 257 километров в час. После пилот поднялся примерно на 266 метров менее чем за одну минуту, снизив скорость вертолета до 200 километров в час, а затем резко повернул налево.

К этому моменту он, по-видимому, потерял связь с управлением воздушного движения. После на брифинге представители Национального совета транспортной безопасности сообщили, что пилот набирал высоту, чтобы избежать столкновения с облаками, как раз перед тем, как вертолет разбился.
«Данные радара показывают, что вертолет сперва поднялся на высоту 700 метров, а затем начал левый поворот на снижение», – подтвердила Дженнифер Хоменди.
Крушение
Около 9:45 утра вертолет упал на холмистую местность в Таузенд-Оукс на высоте около 518 метров. По данным FlightRadar24, он летел со скоростью около 153 узлов или 283 километра в час.
Национальный Совет Транспортной Безопасности зафиксировал, что последний радарный контакт с вертолетом состоялся около 9:45 утра. То есть фактически перед самым моментом катастрофы.
На момент крушения у диспетчеров не было никакой информации о том, в каком рабочем состоянии находился вертолет. Согласно экспертизе Национального совета транспортной безопасности, крушение произошло в результате «сильного удара».
Обломки вертолета оказались разбросаны по склону холма на расстоянии примерно 150-180 метров, недалеко от места падения. В вертолете весом в 4989 килограммов было порядка 483 литра, в результате произошло возгорание сухого кустарника на участке близлежащей местности.

Спасатели были вызваны на место происшествия в 9:47 утра.
Муниципальные власти также перекрыли дороги, ведущие к месту катастрофы, потому что к нему пыталось подъехать слишком много людей.

На борту вертолета не было черного ящика. По информации Национального совета транспортной безопасности, устройство, которое записывает данные о полете и звук из кабины, не требовалось для подобного типа вертолетов. Также отсутствовала система оповещения TAWS, предоставляющая пилоту информацию о рельефе местности и предотвращающая непреднамеренное столкновение с землей. С большой вероятностью TAWS могла бы предупредить Зобаяна о холмах внизу.
Дженнифер Хоменди в ходе брифинга отметила, что в 2006-м году Национальный совет транспортной безопасности призвал Федеральную авиационную администрацию оборудовать все зарегистрированные в США вертолеты, на борту которых находится не менее шести человек, этой системой, но, цитата – «в этом направлении не было предпринято никаких действий».
Во вторник офис коронера округа Лос-Анджелес сообщил, что все девять тел были извлечены с места крушения. Три тела были обнаружены в воскресенье днем, а шесть других – вывезены в понедельник.
Все тела были доставлены в Центр судебно-медицинской экспертизы департамента для установления личности жертв. Во вторник же департамент объявил, что личности нескольких жертв авиакатастрофы были установлены, в том числе Кобе Брайанта. Среди других опознанных были: Джон Альтобелли, Алисса Альтобелли, Сара Честер и Ара Зобаян.
Вопросы, остававшиеся после начала расследования, и финальная версия
Не была ли погода слишком плохой для того, чтобы даже подниматься в воздух?
Почему вертолет в последние минуты полетел в сторону Таузенд-Оукс?
Не летел ли он слишком быстро?
Было ли что-то не так с вертолетом во время полета?
Для того чтобы найти ответы на эти вопросы и сформировать единую картину, у Национального совета транспортной безопасности ушло чуть более года.
В феврале 2021-го Совет опубликовал заключение из 13 пунктов.

Согласно ему, Ара Зобаян потерял концентрацию и принял «неверное решение» лететь на чрезмерных скоростях в плохую погоду. На выбор пилота повлияло «давление, которое он оказал сам на себя», стремясь как можно скорее завершить полет. Отмечалось, что чартерная компания Island Express Helicopters, где работал Зобаян, не проконтролировала ситуацию должным образом.
Роберт Л. Самвэлт, председатель Национального совета транспортной безопасности, сказал, что Зобаян попытался «пробиться» над облаками после того, как столкнулся с плохой видимостью, хотя у него имелся альтернативный вариант действий – повернуть вертолет назад. Расследование показало, что он был полностью дезориентирован: когда он сообщил авиадиспетчерам, что пытается набрать высоту, на самом деле, повернул налево и начал быстрое снижение.
По словам представителей следственной комиссии, близкие отношения между Брайантом и Зобаяном, возможно, повлияли на желание пилота побыстрее завершить полет. При этом не было обнаружено никаких признаков того, что бывший баскетболист, чартерная компания или кто-либо еще оказывал на него давление. Зобаян, безусловно, был опытным пилотом, тем не менее, следователи установили, что он допустил несколько ошибок за минуты и часы, предшествовавшие катастрофе.
«Эта погода не подкралась к пилоту незаметно. У мистера Зобаяна была очень простая и очевидная альтернатива – решить, что погодные условия не пригодны для продолжения полета и приземлиться в аэропорту, расположенном всего в нескольких минутах лета», – заключил ведущий следователь по делу Билл Инглиш.
В течение года специальная комиссия осматривала разрушенный вертолет, опрашивала сотрудников чартерной компании и размышляла о том, что могло бы предотвратить будущие аварии со смертельным исходом. Оказывается, в период с 2010 по 2019 год произошло 184 авиакатастрофы со смертельным исходом, причиной которых стала потеря ориентации пилотом, включая 20 крушений вертолетов.

Вскоре после катастрофы Национальный совет транспортной безопасности заявил, что не было никаких явных признаков серьезного отказа двигателя. Это в свою очередь придало еще больше уверенности в версии о том, что Зобаян был дезориентирован в условиях густого тумана. В ночь перед катастрофой он написал в текстовом сообщении, что прогноз был «не самым благоприятным», но, проснувшись утром, сообщил, что все «выглядит нормально».
Да, Зобаян запросил специальное разрешение на полеты в условиях плохой видимости и был сертифицирован для полетов с использованием своих приборов в условиях плохой видимости. Но сертификат, который Федеральное управление гражданской авиации выдало вертолетам Island Express, позволял их пилотам летать, только ориентируясь визуально, а это означало, что они должны иметь дневную видимость не менее полумили и иметь возможность видеть землю. Таким образом Зобаян переоценил свои возможности и стал заниматься тем, на что не имел официального разрешения.
Еще одним весомым доводом в пользу выдвинутого заключения стал предварительный отчет Совета по безопасности полетов. За несколько секунд до крушения Зобаян сообщил диспетчеру, что пытался набрать высоту 1,2 километра, чтобы подняться над облаками, хотя, на самом деле, в тот момент вертолет уже падал.
***
В 2023 году власти Лос-Анджелеса в досудебном порядке согласились выплатить Ванессе Брайант 28,5 млн долларов за то, что работавшие на мессе трагедии пожарные и шерифы делали снимки разбившегося вертолета и распространяли их между своими знакомыми.

В 2021 году компания Island Express Helicopters также обязалась компенсировать семье Кобе Брайанта моральный ущерб. Ванесса Брайант и члены семей тех, кто погиб в катастрофе, обвиняли компанию и ее пилота Ару Зобаяна в халатности и неспособности «проявить минимальную осторожность при управлении воздушным средством».
Фото: Gettyimages.ru/Elsa, David McNew, LASD via Getty Images; East News/AP Photo/Chris Carlson, AP Photo/Ashley Landis, AP Photo/Reed Saxon, James Anderson/National Transportation Safety Board via AP)
За эти 5 лет изменилось очень многое.
Так что цените каждый момент, любите своих родных и близких, благодарите за то что у вас есть сейчас и не тратье свою жизнь на глупости