13 мин.

Леброн – в старте на Матч звезд. Но впервые за много лет он не попал в топ-3 по голосам болельщиков

Знак новой эры в НБА.

Сегодня НБА объявила символические сборные Западной и Восточной конференций, которые отпрвятся на Матч всех звезд 16 февраля в Сан-Франциско. Пока что только две стартовые пятерки – запасных отберут тренеры в течение недели.

Эту десятку стартеров предсказать было несложно – единственная интрига ушла с травмой Дончича. Восток будут представлять, как и в прошлом и позапрошлом годах, форварды Джейсон Тейтум из «Бостона» и Яннис Адетокумбо из «Милуоки». Компанию в передней линии им составит новобранец «Никс» Карл-Энтони Таунс, в задней линии – его одноклубник Джейлен Брансон и лидер «Кливленда» Донован Митчелл.

На Западе – Стефен Карри, без которого трудно представить МВЗ на домашней арене «Голден Стэйт», а остальные 4 игрока – как и в прошлогодней пятерке: все тот же Шэй Гилджес-Александер из «Оклахомы», все тот же Никола Йокич из «Денвера», все тот же Кевин Дюрэнт из «Финикса». И Леброн Джеймс – 40-летний форвард едет на свой 21-й Матч всех звезд в карьере. Рекорд.

Матч звезд = Леброн, Леброн = Матч звезд, и так уже много лет

Благодаря такому постоянному участию в МВЗ у Леброна с отрывом первое место по многим показателям. Например, по очкам (434) он уже почти в полтора раза опережает второго по результативности, Кобе Брайанта (290). Леброн – рекордсмен Матчей звезд по точным броскам и неточным броскам, подборам в защите (не считались до 1974-го), минутам – 536! Для контекста: в прошлом сезоне более 200 баскетболистов НБА не добрались до этой отметки по общему игровому времени в матчах регулярки.

Но что еще более важно, все эти 21 МВЗ Леброна подряд – в старте. Тоже рекорд, причем рекорд с огромным отрывом, у Карима Абдул-Джаббара – 19 Матчей (449 минут), но один из них он пропустил из-за травмы, на другой его вызвала лига из-за травмы другой звезды, и в старте центровой был лишь 13 раз. У Кобе – 18 вызовов, болельщики всегда выбирали его в стартовую пятерку, но на три игры он не вышел из-за повреждений. Леброн же Матчи звезд не пропускает.

В вопросе голосований болельщиков за стартовые пятерки Леброн – доминатор. Он чаще всех лидировал по голосам – 10 раз, в том числе 7 раз подряд (2017-2023), Майкл Джордан был лидером 9 опросов, а больше никто не побеждал в этой гонке чаще, чем 4 раз в карьере.

Но Леброн постепенно (и все же феноменально неторопливо) сдает позиции – как на паркете, так и в сердцах и умах фанатов НБА. Уже в прошлом году он отдал общее лидерство по бюллетеням Яннису Адетокумбо, но все же стал первым по голосам в Западной конференции. Лига в 2024-м в очередной раз поменяла формат Матча всех звезд, вернула классику «Запад против Востока» вместо драфта игроков, как это было с 2018-го. И все же Леброн прорвался на первое место в своей конференции, стал почетным капитаном Запада. В предыдущие 6 МВЗ благодаря победе в болельщицком голосовании Джеймс был официальным капитаном «Команды Леброна».

Постоянно меняющиеся правила отбора на Матч – и самого Матча

«Капитанская» серия прервалась в этом году. В первую очередь, потому что больше нет никаких капитанов, даже почетных. В этом году Матч всех звезд пройдет в совершенно новом формате – тут будут 4 команды по 8 человек вместо двух по 12, три составят звезды НБА, еще одну – молодежь. Играть будут на выбывание до 40 очков (по схожему формату уже несколько лет проводится пятничный Матч восходящих звезд). А распределять звезд на сборные будут генменеджеры – телеведущие шоу Inside The NBA Чарльз Баркли, Шакил О’Нил и Кенни Смит.

В итоге стартеров будет вообще 15, а не 10, так что Леброну точно не грозила бы скамейка запасных. Он и так прошел в старт – по голосованию, но уже не так уверенно, как в прошлые годы.

Напомним, как сейчас определяют две стартовые пятерки Запада и Востока (теперь уже виртуальные) :

• Болельщики в течение месяца голосуют за лучших игроков Запада и Востока: по 3 человека в переднюю линию и по 2 защитника. Вплоть до 2012-го центровые были отдельной категорией, но потом их объединили с форвардами. И в этой категории «фронткорта» Леброн властвовал в своей конференции – вплоть до 2025-го.

• К этим голосам добавляются аналогичные бюллетени от избранных журналистов и действующих баскетболистов НБА (которые, как выясняется, голосуют ничуть не адекватнее фанатов: трое игроков отдали голос за Тристана Вукчевича из «Вашингтона», он в этом сезоне был на паркете аж 13 минут).

Вес медиа и игроков в голосовании – по 25%, у болельщиков – 50% с правом «решающего голоса» при равенстве рейтинга. Подобная ситуация была в прошлом году – у Брансона и Лилларда была ничья за второе место защитника в старте, но если Джейлен был выше у медиа (2-е место против 5-го) и коллег (3-е против 4-го), то Дэмиан оказался выше у болельщиков (3-е против 5-го), что и стало решающим.

В этом году все три группы голосующих были единогласны в выборе западных защитников и фронткорта Востока. На Востоке вообще только одна аномалия – огромный приток тикток-фанатов Ламело Болла, который набрал 2,4 млн голосов, обогнав Митчелла и Брансона, не добравшихся и до 2 млн.

И хотя игроки НБА тоже поставили Болла в тройку, этого не хватило. Только 3 представителя медиа отдали голос за Болла, седьмое место, что дало Ламело 12 баллов в сумме (1*2+3+7). Если бы еще два журналиста проголосовали за защитника «Шарлотт», он бы сравнялся с Лиллардом за пятое место в бэккорте Запада по версии СМИ; это сравняло бы его по общему рейтингу с Брансоном (у которого 10, 3*2+2+2); а за счет приоритета фанатского голосования он бы занял место Джейлена.

А так, пусть и со скрипом, система противовесов выкинула Ламело из старта. Скорее всего, и вовсе с Матча звезд: тренеры должны отдать предпочтение Каннингему, Гарланду и Янгу при выборе скамеек; но Болл будет первым при выборе игроков на замену в случае травмы.

На Западе журналисты пытались продвинуть в старт Вембаньяму (71 человек из 95), а также предпочитали Дэвиса Леброну, но фанаты и сами игроки отстояли ветеранов звездных войн Леброна и Дюрэнта (Йокич был безусловно первым по всем версиям).

При этом у Леброна и Дюрэнта равное число голосов от коллег (по 138), что заметно ниже Йокича (176), Шэя (158) и – хотя не совсем верно сравнивать число голосов в разных конференциях – лидера общего голосования Янниса (190). Кстати, больше голосов игроков получил и Тейтум (149).

Даже когда Леброн не был лидером всего голосования, он почти всегда был №1 в какой-то отдельной части бюллетеня

Но голоса игроков – не такая большая выборка, чтобы ее объективно оценивать. Традиционное голосование болельщиков за Леброна (и его конкурентов) – более интересная история. Ведь в этом году Джеймс не попал в тройку! Первое место второй год подряд у Янниса – 4,4 млн, Йокич получил 3,7 млн (но у него и конкурентов за три места во фронткорте Запада было больше, чем у грека на Востоке), 3,6 млн у Тейтума. Леброн – лишь четвертый с 3,3 млн. Причем совсем близко к нему и Таунс, и Дюрэнт, и Гилджес, и Александер – все в пределах 200 тысяч голосов.

Чтобы Леброн не был в топ-3, и даже не лидировал ни по позиции, ни в своей конференции – такого не было уже очень давно, почти что никогда.

Давайте вспомним, как за Леброна голосовали раньше.

В 2024 Леброн, как уже было сказано, впервые за 8 лет оказался вторым за Яннисом, все еще первым на Западе и формально капитаном сборной. Но уже тогда Йокич поджимал – 5,1 у Короля Джеймса против 4,5 у… Великого жупана? Деспота Николы? Извините, у серба пока нет аналогичного монаршего прозвища.

До этого у Леброна была серия из семи №1 подряд. Иногда гонки были плотными (отрыв всего в 50 тысяч от Карри в 2017-м), иногда – уверенные победы (в 2022-м опередил его на полтора миллиона голосов).

В 2016-м году Леброн стал только третьим в общем голосовании, но оставался беспрекословным лидером Востока. То был последний МВЗ Кобе, так что фанаты отчаянно голосовали за легенду. А лига помогла, переставив Брайанта из более конкурентной категории защитников (где были №2 Карри, а также Уэстбрук, Пол, Харден, Клэй Томпсон) во фронткорт. Научлись на ошибке-2003, тогда Джордана по привычке записали в гарды, а его опередили Макгрэйди и Айверсон. Как форвард (а Майкл в последних сезонах, как и Кобе, больше играл легкого форварда, чем атакующего защитника) Джордан легко прошел бы в старт. Пришлось Винсу Картеру идти на красивый шаг и уступать место Майклу. Благодаря той жертве Винса у Джордана – 14 полных сезонов, 14 вызовов на Матч звезд, 14 определений в старт (один МВЗ пропущен из-за травмы).

А ведь если бы Кобе шел как защитник в 2012-м, то на МВЗ прошел бы… Заза Пачулия! Еще не было системы противовесов (ее ввели как раз после того сезона), и Заза был №4 фронткорта Запада. Впрочем, голоса, отданные тогда за Кобе, могли перераспределиться не в пользу грузина, а уйти Дрэймонду Грину или Блэйку Гриффину.

(уже в 2017-м новая система и голоса игроков/журналистов оставили за бортом того же Зазу, Уэйда и Эмбиида, которые бы попали на МВЗ по голосованию фанатов. В 2018 мимо Ману Джинобили, в 2019 – Дончич и Роуз, в 2020 – Кайри, в 2023 – Дэвис)

Зачем все это отступление от основной истории про Леброна? Чтобы показать, что в разных категориях (Запад/Восток, фронткорт/бэккорт) – разная конкуренция и в какой-то степени независимая значимость лидерства по голосам. Например, 2015 – Леброн второй после Стефа, но он абсолютно первый на Востоке (в полтора раза больше голосов, чем у Пау Газоля) и как игрок передней линии (на 100 тысяч выше Энтони Дэвиса).

В 2014-м Леброн был №1, а в 2013-м уступил Кобе, но меньше полпроцента в самой ожесточенной битве голосующих в истории (1,591 млн у Брайанта, 1,584 млн у Джеймса). Битве, не имеющей практического смысла: разные конференции, разные позиции.

В 2012-м Леброн на волне прошлогоднего провала в финале НБА не попал в топ-3, уступив не только Кобе и сверхпопулярности действующего MVP НБА Деррика Роуза. Лидером того голосования вообще был Дуайт Ховард! А все потому, что у центрового «Орландо» не было вообще никаких конкурентов на позиции центрового на Востоке. У него набралось 1,6 млн голосов. У преследователя Жоакима Ноа из «Чикаго» – 236 тысячи. В пятерке, кхм, Джавейл Макги с 64 тысячами. Дуайт тогда набрал больше голосов, чем все прямые конкуренты вместе взятые – кого-то же нужно было ставить в бюллетень, а Гарнетт, Бош, Амаре шли как форварды. Именно после того сезона НБА объединила центровых с форвардами. А еще позволила отдавать голоса за отдельных игроков через соцсети, а не за две пятерки целиком.

Леброну это не помешало – он и до этого был лидером по позиции как форвард, оставался лидером и как игрок фронткорта. Та серия длилась 15 лет – с 2009-го по 2023-й Леброн был самым популярным игроком на своей позиции в голосовании за пятерки Матча всех звезд (+2024-й – если рассматривать отдельно по конференциям).

В 2008-м Леброн был вторым в общем голосовании, но уступил как раз человеку из своей категории – Кевин Гарнетт получил огромный буст к популярности после перехода в «Бостон» и выиграл выборы. А до этого Гарнетт играл на Западе, и подобного конкурента у Леброна в его конференции не было: в 2006-м он был №1 на Востоке, в 2007-м – вообще во всей лиге.

В 2005-м, на своем первом МВЗ, Леброн Джеймс был только шестой в общем голосовании, только третий на Востоке после Шака и Винса Картера… но опять оказался №1 в своем сегменте, потому что шел как защитник!

(для справки: в 2004-м, когда его не вызвали на Матч, общее 13-е место, 4-й защитник при конкуренции с Айверсоном, Ти-Маком и Киддом на пике их популярности, а форвардом от Востока поехал Джермейн О’Нил – хотя то был лучший сезон бигмена «Индианы», Леброн как форвард в теории мог побороться с ним за голоса)

Подведем итог: с 2005 по 2024 Леброн был как минимум лидером по игровой позиции в своей конференции, за исключением сезона-2007/08 – где он все равно был №2 в общем голосовании. И вот, в 2025-м, на своем двадцать первом Матче всех звезд НБА – он хоть и в старте, но и мимо топ-3, и не самый популярный игрок в своей четверти бюллетеня (игрок фронткорта на Западе).

А Леброн в этом году вообще заслужил вызов на Матч всех звезд?

Джеймс-2025 показывает самую низкую результативность (23,6 очка за игру) с дебютного сезона. Но при этом он все равно в топ-20 по общему числу набранных очков в сезоне, а по числу передач – вообще пятый (четвертый в среднем за игру – 8,9 ассиста). Продвинутая статистика (PER, BPM, WS/48 и прочие метрики) тоже пока что ставит текущий сезон на предпоследнее место в его карьере – но это потому что остальные были фантастически мощными. Взять самый популярный рейтинг эффективности, PER, который у Леброна сейчас 22,6 – это на уровне полноценных звездных цифр, намного выше среднего по лиге (15,0), 11-е место в сезоне. Большинство подобных показателей продвинутой статисткии ставят его сейчас в район 10-го места.

Непродвинутая статистика говорит, что с ним сегодняшние «Лейкерс» (24 победы, 18 поражений, 5-е место на Западе, в пяти победах от топ-4 и в двух поражениях от зоны плей-ин) играют хуже – отрицательный плюс-минус (-120), с ним на паркете ЛАЛ набирают на 9,4 очка за 100 владений меньше, чем когда он на скамейке (у Дэвиса, к примеру, +4,1). У Джеймса хорошая бросковая эффективность, но на линию штрафных он выходит реже, чем Остин Ривз, а соотношение потерь к перехватам и блокам – с запасом худшее в карьере.

Это 24+8+9 от 40-летнего игрока в эконом-режиме.

Этого достаточно, чтобы заслужить место на Матче всех звезд в команде уровня плей-офф даже без оглядки на авторитет и былые регалии. Даже, вероятно, место в старте при определенном уровне конкуренции за места.

Но недостаточно, чтобы быть на первых ролях – в лиге, в своей команде НБА, в своей сборной МВЗ и даже в болельщицком голосовании.

Даже когда в этом голосовании не бушуют фаны Ламело Болла. НБА уже выбралась из эпохи Леброна в новую реальность, где рядовые болельщики предпочитают ему Янниса, Николу, Шэя, Луку, Виктора. И все же никакая эпоха пост-Леброна не сможет стать такой же продолжительной. Двадцать один Матч всех звезд, двадцать один – в старте. Кажется, вот он, самый нерушимый из нерушимых рекордов Леброна Джеймса.

Фото: Gettyimages.ru/Ronald Martinez, Kevin C. Cox, Kathy Willen – Pool, Tim Nwachukwu, David Jensen; East News/AP Photo/Sue Ogrocki; Javier Rojas/Keystone Press Agency/Global Look Press