Трибуна
21 мин.

Как пробиться в коммерческий отдел баскетбольного «Монако»? История Олега Степаненко

В сезоне-2022/2023 баскетбольный «Монако» впервые в истории клуба смог пробиться в «Финал четырех» Евролиги. В полуфинале «Монако» уступил «Олимпиакосу», но затем одержал победу над «Барселоной» в матче за третье место. Этот успех стал значимым достижением для клуба и вывел его в число элитных баскетбольных команд Европы. Несмотря на то, что в сезоне-2023/2024 команде не удалось повторить этот результат, «Монако» продолжает расти и укреплять свои позиции в европейском баскетболе.

Недавно я неожиданно для себя узнал, что автор одного из футбольных телеграм-каналов, на который я подписан уже давно, с лета стал сотрудником баскетбольного клуба «Монако». Сейчас он занимает должность в коммерческом отделе и уже успел повлиять на внешний облик команды — на ее игровой форме появился новый спонсор. Этим человеком оказался Олег Степаненко, администратор телеграм-канала «Бульвар Бинó – Франция, футбол и île flottante на дессерт». В интервью он подробно рассказал о «внутрянке» баскетбольного «Монако», своем пути на юг Франции, увлечении роллер-хоккеем и том, как ему удалось воплотить детскую мечту, став частью клуба, который хочет покорить Евролигу.

— Олег, начну с вопроса о названии твоего телеграм-канала. Что это значит? Человек, не знакомый с Франции, явно может не понять.

— Отличный вопрос! (улыбка с усмешкой от Олега – примечание автора) Название канала – это определенный шифр для моей самой преданной аудитории: моей семьи. Бульвар Бино (Boulevard Bineau) – длинный бульвар, который начинается с пересечения 17-го округа Парижа и города Левалуа-Пере и пересекает целиком город Нейи-Сюр-Сен – лучшее место для жизни в Париже, которое я просто обожаю и в котором прошли мои лучшие годы в Париже. Кроме того, у него прикольное, чисто французское и аутентичное название, практически нигде во Франции больше нет Бульвара Бино. Есть Улица Бино и она по иронии находится в городе Рокбрюн-Кап-Мартан, который является городом, граничащим с Монако. Даже тут несознательно получилось связать Париж и Юг!

— Почему Франция? Как ты туда попал? Расскажи о своем пути.

— Ответ будет прозаичным: у меня часть семьи живет во Франции, и до переезда я ездил сюда хотя бы раз в год. Кроме того, с детства я вместе с сестрой учил французский язык. Заканчивая университет в Санкт-Петербурге, я очень сильно хотел работать в спорте и именно в спортивном клубе, но тогда в России практически не было соответствующих программ. Где-то за год до окончания института, сошлись все условия и я начал готовится к переезду, т.к. знал какие нужны документы, как их оформлять и успел даже в летние каникулы съездить в несколько университетов пообщаться лично. За год я серьезно взялся за язык, подготовил документы и стал их рассылать в несколько университетов. Тем не менее, мне везде отказывали и только Международный университет Монако принял меня.

— Почему именно «Монако»? Как удалось попасть именно в баскетбол?

— Как говорила команда КВН Сборная Мурманска: «Мы как слепой олень, бегущий через горящий лес – нас ведет судьба». Вот эта фраза характеризует весь мой карьерный путь: сначала я не смог найти работу после того как отучился в Университете Монако – у меня был вид на жительство во Франции без разрешения на работу в Европе. Обычно студентам во Франции и в Европе по студенческой визе дают где-то год или два на поиск работы, но Монако – это не Европа: отучился и дальше думай сам. В итоге принял волевое решение переехать в Париж и отучиться там по программе спортивного маркетинга, благо университет Монако входит в большую программу  университетов и у этой программы был филиал в Париже.

Отвлекусь немного и уточню, что изначально я хотел именно в Париж и пожить там было моей мечтой, поэтому вынужденный переезд я воспринял как судьбоносный. Париж встретил меня достаточно тяжело: большой город, столица, старое и ветхое жилье, где всегда что-то ломается, университет в другой части города, метро по утрам и иногда сильно по вечерам – после Монако и шаговой доступности всего, разница значительная. Кстати, университет у меня была на севере Парижа, где печально известные районы Сталиград, Барбес-Рошешуар и так далее. Иногда я поздно возвращался оттуда и у меня ни разу там не было проблем, поэтому я не нахожу эти районы настолько страшными, как о них говорят.

Еще было весело, что университет в Монако международный, состав студентов максимально интернациональный и обучение было на английском. В Париже я был в группе единственным иностранцем и обучение было на французском. Но с ребятами в группе мы быстро подружились, тем более французский футбол я знал даже лучше, чем они. Риск с обучением в Париже оправдался: программа – великолепная, мне дали разрешение на работу на год и я на флажке этого года нашел работу, когда уже перевез все вещи обратно в Питер и был уверен, что проект «Франция» закрылся и оставалось только сдать квартиру. Но судьба распорядилась иначе – за 20 дней до окончания моего разрешения на работу, меня взяли работать в агентство по организации спортивных турниров и сборов – как для профессиональных команд, так и для молодежных.

Организация детских футбольных турниров, как оказалось, прибыльная сфера, ведь дети неприхотливы и с ними всегда едут инициативные родители, готовые организовать поездку, а Париж – прекрасное для этого место: самолеты летают из любой точки мира, любая спортивная инфраструктура доступна иногда даже бесплатно, можно подобрать жилье на любой бюджет. Через несколько лет, по старым связям в Монако, меня позвали вернуться и поменять индустрию – пригласили войти в коммерческий отдел международного форума по спортивным ТВ-правам и технологиям SPORTEL, ежегодно проходящий в Монако. Плюс мы консультировали стартапы в этой индустрии и помогали контактами с лидерами рынка. Три года я проработал в этой индустрии. Прошлым летом меня позвали в коммерческий отдел баскетбольного «Монако», реализовав еще одну мечту – поработать в профессиональном спортивном клубе.

— Какая у тебя позиция? Что в твоей зоне ответственности?

— Моя должность имеет абсолютно заурядную и даже надоедливую формулировку: Business Development Manager (Менеджер по развитию бизнеса). В моей зоне ответственности – взаимодействие с партнерами и поиск новых, причем это партнерство любого рода – и коммерческое, и некоммерческое, иногда и бартерное партнерство.

— Что из предыдущего опыта помогает в работе в «Монако»?

— Будучи почти всегда нацеленным на продажи и на коммерцию, но в разных индустриях, связанных со спортом – это и туризм, и технологии, и консалтинг, я здорово научился знакомиться и общаться с людьми, выстраивать диалог, слушать нужды потенциальных клиентов и понимать, что я могу предложить, а что нет. Во времена студенчества я здорово боялся работать в продажах, считая, что все продажники – вруны и хотят тебе что-то впарить. Но начав работать в коммерции, я понял, что продавать – это не про «впарить», а про «помочь»: прежде всего, надо четко формулировать, чем ты можешь быть полезен клиенту и нужно искать клиентов, которым нужно то, что ты предлагаешь. И если то, что ты предлагаешь будет полезным твоему партнеру, то он вернется, купит больше, еще и друга приведет. И еще надо прямо уметь говорить: «Нет, этого я сделать не могу». Честность для продаж и коммерции – лучшая стратегия.

— За что в баскетбольном клубе отвечает коммерческий отдел? Раскрой, пожалуйста, немного «внутрянки».

— У нас есть коммерческий директор, отвечающий за все доходы и расходы клуба, который определяет нашу стратегию – это и продажа билетов, и матчдэй доходы, и доходы от партнерства и спонсорства. Партнерство и спонсорство – это как раз мой отдел: у нас есть руководитель, я – человек отвечающий за развитие и новые партнерства. Также есть менеджер, отвечающий за активацию. Но все отделы: и билеты, и матчдэй, и коммуникация – находятся в тесном контакте и проекты реализуют совместно.

Новогодний подарок от клуба. Из личного архива Олега Степаненко.

— Как клуб привлекает новых спонсоров? Какие аргументы помогают убеждать партнеров инвестировать в баскетбол?

— Мы дважды чемпион Франции и единственный баскетбольный топ-клуб в регионе, а также один из лидеров Евролиги. Наша цель – стать европейском доминатором и брать трофеи. Этим одержим весь наш клуб. Топовое зрелище: Монако, победы, красавицы и кубки – как можно тут устоять!? Потенциальным партнерам мы предлагаем стать частью большого пути и помочь вместе покорить Европу, «утерев нос» баскетбольным центрам – Турции, Сербии, Греции, Испании, Литве и даже Франции! Кроме того Roca Team – крайне редкий представитель Монако в большом спорте: кроме нас,  футбольного «Монако» и Шарля Леклера, Монако на большом международном уровне больше никто не представляет. Хотя сейчас на национальный уровень поднимается регби. Я, как бывший стажер Федерации регби Монако, с большим интересом слежу за этим процессом.

— Расскажи про стажировку в Федерации регби Монако. Как ты туда попал? Что полезного для себя узнал?

— Это была моя практика, чтобы завершить учебу в Париже. У меня было несколько месяцев, я тогда захандрил в Париже и очень сильно хотел вернутся ближе к югу, поэтому рассылал свое резюме во все команды, федерации, ассоциации на юге страны. Меня взяли в Федерацию регби Монако в интересный период: туда заходил Фредерик Мишалак со своим проектом клубной команды «Монако» по Регби-7, ему требовалась получить разрешение от Федерации. Тогда как раз под эгидой LNR (это юр.лицо, которое организует профессиональные чемпионаты Франции по Регби, аналог футбольного LFP) создавалась профессиональная лига по Регби-7 и я смотрел как зарождается команда «Монако» в «семерке». Но там от Монако практически ничего нет – Мишалак лионский и вся его административная команда тоже из Лиона. Да, они представляют Монако, но в целом клуб «живет» в Лионе. Такой вот регбийный парадокс.

Мне была дана задача оживить, а точнее создать с нуля хоть какую-то коммуникацию и стратегию по партнерству практически из ничего, чтобы хоть кто-то в Монако узнал, что ежегодно аж 2 сборные, взрослая и U-19, играют чемпионат Европы по Регби-7 под эгидой Rugby Europe. Т.е. вполне себе реальный спорт в настоящей европейской федерации. Тут надо сделать ремарку, что спортивные федерации в Монако – это почти всегда хобби, у людей есть основная работа, а ведение дел спортивных федераций – это своего рода служба на благо Княжества. Создавать практически все в одиночку было сложно, а еще сложнее согласовывать все с людьми, у которых на тебя не было времени. Я подготовил спонсорские досье, вел трансляции с чемпионатов Европы, чтобы люди были в курсе как играли команды, переподписал нескольких действующих спонсоров. Жаль, не успел найти новых, просто потому, что моя стажировка закончилась.

— Что тебя больше всего удивило в хорошем плане, когда начал работать в «Монако»?

— Меня все удивило в хорошем плане, потому что функционирование и построение профессиональных клубов было тем, что меня интересовало и вдохновляло. Оказаться рядом с людьми из «Жальгириса», ПСЖ, Формулы-1, «Дакара», Ironman и прочих больших спортивных брендов было эдаким «Диснейлендом» и вдвойне классно было, когда мои идеи хвалили, а предложения и стратегии принимались. 

— А что больше всего удивило в плохом смысле?

— Ничего не удивило, я ко всему был готов. Уходя из офисной работы с 9:00 до 17:30 с двухчасовым перерывом на обед на абсолютно ненормированный рабочий день в баскетбол, я отдавал себе отчет, что динамика жизни поменяется. Я пришел к этой работе тогда, когда ментально созрел.

— Что именно тебе удалось сделать за первые 4 месяца? Чем можешь похвалиться?

— Я нашел титульного спонсора, которого мы объявили в начале января (речь о zondacrypto – примечание автора)! Так сказать, не стал размениваться на мелочи и сразу же продал наш главный актив – спонсорство на футболке! Конечно, сделал это не в одиночку, выполнив свою часть работы: нашел, познакомился, вместе с коммерческим директором подготовил предложение и подвел наших директоров к финальному этапу переговоров. Но, скажу вам, видеть как презентуют титульного спонсора, которого ты нашел и запустил процесс – особенное ощущение! Впрочем, у нас еще огромное количество работы по построению процессов внутри клуба и много возможностей для партнерства!

Презентация партнерства «Монако» и Zondacrypto.

— Что еще в планах на этот сезон? Что стоит ожидать от «Монако» с точки зрения партнерств?

— У нас достаточное количество предложений по партнерству, причем требования к партнерской графике у Евролиги и Чемпионата Франции разные, что открывает возможность для диверсификации предложения. Наш директор по партнерству считает, что мы должны объявлять по 1 партнеру в месяц! 

— Какие видишь для себя перспективы работы в «Монако» или слишком рано задавать такой вопрос?

— Как говорил ранее – это была мечта, поучаствовать в коммерческом развитии спортивного клуба, причем на международном уровне. Большие и международные проекты меня вдохновляют. Раньше я только рассуждал со стороны о том, как развивается тот или иной клуб, а теперь проживаю этот процесс изнутри. Невероятное ощущение работать там, где ты хотел работать с детства.

Тем не менее, чем больше я погружался в индустрию и видел принципы функционирования клубов, тем меньше мне хотелось там работать – это правда специфическая деятельность с рабочим графиком с утра и до ночи, с кучей непредвиденных обстоятельств и большой зависимостью от сторонних факторов. Поэтому соглашался я с большой опаской: получится ли адаптироваться, как пойдет и т.д. Первоочередной задачей было понять – смогу ли я в этом работать. Поэтому первая перспектива была простой для формулировки: адаптироваться и справиться с задачами. Мои дальнейшие перспективы полностью совпадают с перспективами Roca Team – мы хотим быть большим и успешным спортивным брендом и побеждать как на площадке, так и вне ее.

— Какие особенности в работе с коллегами? У вас тоже интернациональная команда, как и баскетбольный состав «Монако»?

— Наша главная особенность в том, что клуб прошел путь от маленькой региональной команды до европейской величины за +/- 8 лет! Мы развиваемся семимильными шагами, иногда даже не поспевая за прогрессом команды. У нас достаточно небольшая административная команда, много новых людей, работающих не так давно и множество новых лиц – это тоже наша особенность. Когда я общаюсь с друзьями из футбольного «Монако» и говорю, что мы ведем деятельность клуба составом 20 человек, на меня смотрят как на сумасшедшего – в футбольном Монако работает где-то в 10 раз больше людей.

Кевин Дюрант, Новак Джокович и Шарль Леклер на матчах «Монако».

— Есть в планах позвать на баскетбол Александра Головина? Какое вообще взаимодействие с футбольным клубом?

— Конечно, есть! Равно как и Даниила Медведева! Александр Бублик совсем недавно был у нас на нескольких играх, часто приходят пилоты Формулы-1, на матче открытия сезона был актер Гад Эльмале. Всех ждем!

— Насколько сложно быть в тени футбольного клуба? Приходится отстраиваться? Или, наоборот, использовать популярностью футбола?

— Ответ будет прямой – сложно. Имея одинаковое имя, мы – абсолютно две параллельные организации и даже где-то конкурирующие. У нас были случаи, когда мы вели спонсоров несколько месяцев, они нам отказывали и через короткое время всплывали как партнер футбольного клуба. У меня нет обиды на футбольный «Монако» – это часть работы, ведь с точки зрения чистых цифр, футбол остается спортом, который более популярен, за ним следит гораздо большее количество людей и, соответственно, он более притягателен для спонсоров.

Именно поэтому мы развиваем бренд – Roca Team, чтобы дистанцироваться в глазах публики от футбола. Поэтому существовать рядом с футболом сложно – да, приходиться отстраиваться – да, популярность футбола теоретически может нам помочь, но пока мы еще до этого не дошли. Нам скорее может помочь опыт футбольного клуба по развитию бренда на международных рынках, потому что «Монако» не одно десятилетие пробует это сделать и только сейчас у них стало это получаться, не в последнюю очередь благодаря Такуми Минамино. У нас в молодежной команде тоже есть японский игрок Тайга Окада, который даже дебютировал в начале сезона в первой команде и когда он, надеюсь, вырастет в игрока первой команды, мы воспользуемся опытом футбольного «Монако».

— Как ты оцениваешь популярность баскетбола в Монако? На футбольном стадионе можно часто видеть полупустые трибуны, а вот на баскетболе часто sold-out, верно? 

— Популярность баскетбола растет все больше – у нас действительно sold-out практически на всех играх Евролиги. Даже несмотря на то, что наш зал очень маленький и там достаточно много мест с ограниченным видом – Евролига привлекает много людей. С матчами чемпионата чуть посложнее, но там много причин, которые нам неподвластны – неудобное расписание, желание людей посвятить выходные домашним делам, меньшая транспортная доступность по сравнению с рабочими днями, да и просто менее громкие афиши. Но мы уже видим прогресс касаемо игр чемпионата, арена заполняется все лучше по выходным и нам нужно закрепить этот успех.

— Как клуб привлекает новых болельщиков и взаимодействует с существующими?

— Ответ также будет достаточно банальным: первое, что мы делаем – это стараемся расширить зону нашей коммуникации. Как я говорил ранее, мы – единственный баскетбольный топ-клуб в регионе, на юге практически нет баскетбольным команд, за исключением Antibes Sharks, играющих дивизионом ниже нас. Нам важно показать себя и говорить о своих успехах для как можно большей аудитории именно в регионе. Вторая наша большая тема – это улучшение условий для зрителей, чтобы приходить на наши игры было удобно, весело, интересно и хотелось вернуться. Эта работа намного более сложнее, чем может показаться из-за ограничений, на которые мы не можем повлиять и нам приходится быть творческими, чтобы придумывать новые идеи и реализовывать их.

— Как тебе живется в Монако? Что больше всего удивило, когда ты сюда переехал?

— Начнем с того, что я живу на территории Франции и всегда жил на территории Франции. Это как раз стало проблемой в мой переходный период после окончания Университета Монако, о чем я говорил ранее. Монако – это действительно классное место, красивое, безопасное, там можно отлично провести время. Но моя жизнь сейчас происходит на территории Франции – тут я гуляю с семьей, хожу по магазинам и так далее. Не помню, чтобы меня что-то прям сильно удивило, кроме стандартных вещей, которые удивляют русского человека в Европе – много закрыто по воскресеньям, надо идти к терапевту сначала, который тебя потом направляет к специалисту и так далее. В целом, когда начинаешь говорить на языке и можешь объяснить что тебе нужно, то местные подскажут где и что искать.

— Чем, по твоему мнению, Монако отличается от остальной Франции?

— Я бы сказал, что это не совсем корректный вопрос по отношению к Франции: каждый регион Франции чаще всего сильно отличается от другого. Баскония, Рон Альп, Бретань, Аквитания, Альзас, Нормандия – каждый регион имеет свое «лицо», свои традиции, и конечно же , свои региональные блюда!  Даже соседствующие жители Марселя и Ниццы скажут, что они вообще не похожи – это разные регионы. Регион Прованс-Аль-Кот-д’Азюр будет отличатся от севера своей неторопливостью, в том числе в рабочих делах. Это, кстати, одна из причин почему на футболе в Ницце и Монако такая неважная посещаемость: люди на юге в выходные в хорошую погоду лучше пойдут прогуляться по пляжу, встретятся с друзьями и выпьют вина, чем проведут половину выходного дня на стадионе. Кроме того, считается, что у южан есть небольшой диалект и они смягчают гласные и если парижанин хочет подразнить южанина, то он будет намеренно смягчать гласные.

В целом, Монако не сильно отличается от Ниццы и близлежащих городов, но люди, живущие ближе к Монако, будут говорить как сильно они ненавидят Ниццу за то, что там грязно и небезопасно, а жители Ниццы будут говорить, что монегаски устроили на своем куске земли снобский уголок, задрали цены и вообще ничего особенного такого там нет. Это история про «каждого кулика»*.

*Выражение «каждый кулик свое болото хвалит» используется, чтобы подчеркнуть склонность людей преувеличивать достоинства своих дел, идей или окружения – примечание автора В погоне за стадио.

— Любимые места в Монако, о которых хочется рассказать в первую?

— Монако – это прекрасное место, чтобы провести выходной, погулять по старому городу наверху, поднятся по Остандскому Бульвару и прогуляться мимо Казино. Это действительно красивое место, жемчужина у моря. Когда с семьей жили прямо над Монако, часто любили спускаться на Набережную Ларвотто. К тому же, там располагается «Гримальди Форум», где проходил SPORTEL и где была моя церемония вручения дипломов. То место я вспоминаю с особой теплотой. А свободное время мы любим проводить на возвышенности в местных горах, где огромное количество прогулочных троп с великолепнейшими видами и до которых совсем недалеко ехать – буквально 15-20 минут.

Из личного архива Олега Степаненко.

— Я видел, что ты увлекаешься спортом. Но это вовсе не баскетбол и не футбол! Расскажи подробнее о роллер-хоккее.

— Не ожидал этого вопроса! Роллер-хоккей – мое недавнее увлечение. Я с детства занимался хоккеем в Петрозаводске и играл в него везде, где жил: в Питере, в Париже, на юге Франции. Однако, хоккей во Франции находится в ужаснейшем упадке – многие катки закрывают, охлаждающие системы считаются нерентабельными в виду повышения цен на электроэнергию. Недавно закрыли каток в Булонь-Бийанкуре – это город, в котором наполовину стоит стадион «Парк де Пренс» (домашний для ПСЖ – примечание автора). На этом катке занималось огромное количество детей и только любительских команд там было штуки 4. Однако город решил, что каток им не нужен и закрыл, хотя Ассоциация Булонь-Бийанкура и их хоккейная структура имели давнюю историю и традиции. В Монако был открытый каток на зимний период и там тоже занимались дети. Я буквально чуть-чуть не успел на нем поиграть – уже несколько лет его тоже признали нерентабельным и неэкологичным.

В итоге, было решено создать команду по роллер-хоккею и развивать это направление. Мы попробовали и нам понравилось, а государство выделило отличный зал для тренировок и помогает обустроить его, чтобы мы смогли принимать матчи регионального чемпионата. Я даже не стал записываться в команду по хоккею на льду в этом сезоне в Ницце, хотя мы отлично сыграли в прошлом году чемпионат любительских команд, дойдя до финала и уступив в финале Лиону. Было принято волевое решение сосредоточиться на роллере – как и в случае с баскетболом, мы строим нечто новое и неизведанное, в этом году дебютировали в региональной Лиге.

— Вопрос с улыбкой. Александру Головину не хватает пельменей, Далеру Кузяеву – гречки. Чего из еды тебе не хватает во Франции?

— Мне всего хватает! Во-первых, французская кухня прекрасна и ресторанная культура во Франции – это классика и даже национальная скрепа. Во-вторых, близость к Италии позволяет покупать итальянские продукты, которые часто лучше французских. А в-третьих, благодаря исторически мощнейшему русскоязычному сообществу на юге Франции, сейчас есть огромное количество магазинов и ресторанов, где можно найти все – и творог, и Бородинский хлеб, и гречку, и сладости. Наоборот, у меня такое разнообразие, которому можно позавидовать!

— Напоследок о моей любимой теме – стадионы. Домашняя арена Roca Team вмещает 5.000 человек. Насколько доходы с игровых дней помогают клубной казне?

— Конечно, это отличное подспорье. Наш зал Гастон Медсан, который мы очень любим, — это наш дом, и мы им очень дорожим. Однако он действительно небольшой: маленькая не только чаша стадиона, но и территория самой арены, а также прилегающие площади. Мы сталкиваемся с большим количеством условий и ограничений со стороны системы безопасности стадиона, и это понятно — на маленьком пространстве обеспечить безопасность для 5.000 человек непросто.

Поиск компромисса между нашими идеями и реальными возможностями — задача непростая, но мы все в «одной лодке»: клуб, стадион, полиция, персонал на играх. Мы делаем все, чтобы посещение наших матчей было удобным, интересным и безопасным для зрителей.

Домашняя арена «Монако». Из архива Олега Степаненко.

— Есть ли в планах реконструкция арены или строительство новой? 5.000 для клуба, который постоянно играет в Евролиге – явно немного.

— Наша арена и так была реконструирована недавно, но нынешняя конфигурация по вместимости – максимум. У нас есть в планах новая арена, мы все о ней мечтаем. На некоторые матчи Евролиги у нас запрос по билетам такой, что мы можем легко заполнять и 10.000, и 15.000. Тем не менее, как и в любой стране, строительство арены – это вопрос многоступенчатый и мы только движемся по этой лестнице. Однако тот факт, что мы играем на территории Монако – это уже чудо, потому что на этих двух квадратных киллометрах очень сложно найти место, где можно принять 5 тысяч человек.

— Есть ли коммерческая разница между Чемпионатом Франции и Евролигой? Или статьи доходов/расходов на турниры не разбиваются? 

— Мы не разбиваем доходы, но конечно разница есть, хотя бы потому что матчи Чемпионата Франции показывает DAZN, у которого огромное количество «детских болезней» при заходе во Францию. Матчи Евролиги в каждой стране показывает свой провайдер (в России, кстати, Евролигу показывает Окко, можете за нами следить там!), а у нас в регионе бесплатно все матчи транслирует TVMonaco. Отсюда интерес публики разный – в Евролиге к нам приезжают лучшие команды Европы, в чемпионате у нам приезжают иногда совсем скромные клубы. 

— И последнее. Насколько важно, чтобы «Монако» проходил как можно дальше в Евролиге? Попадание в финал четырех – большой успех и в коммерческом плане?

— Это самая главная задача для нас – это не просто важно. Это то, ради чего мы все работаем. Финал Четырех Евролиги – это абсолютно другой уровень видимости и популярности, другой статус, другой престиж, а также показатель того, что мы все делаем правильно. И в коммерческом плане тоже – это возможность для наших спонсоров получить видимость их бренда на большом европейском уровне.