7 мин.

Как там дела у еще одного нашего студента? Влад Голдин поднимает котировки перед драфтом НБА

Но его вряд ли выберут.

Центровой университета Мичиган Владислав Голдин сейчас по-взрослому разматывает соперников в студенческой ассоциации NCAA.

Но обольщаться перед драфтом НБА-2025 рано. Или наоборот – поздно. Сейчас все объясним.

Окончание новогодних праздников – отличное напоминание о том, что нам всем стоит ценить маленькие прелести жизни, вроде бутерброда с чуть подсохшей красной икрой на завтрак, лишние пару часов сна, безлюдную коробку у дома, где можно покататься на коньках без опасений покалечить чрезмерно реактивного ребенка. И в этом смысле символично, что Голдин набрал рекордные для себя 36 очков аккурат в последний день российских праздников.

Голдин блистает в одной из топ-команд NCAA, и об этом никто не говорит?

Во-первых, говорит. И, во-вторых, ровно столько, сколько надо.

Сейчас в NCAA играют 14 баскетболистов из России, и каждый локальный успех любого из них – не повод думать об очередном продолжателе дела Андрея Кириленко в НБА. NCAA – весьма специфический турнир, где многое зависит от конференции, тренера, его системы, возраста игрока, в конце концов, от его амбиций. Отнюдь не для каждого попадание в НБА – миссия всей жизни. Многие студенты, особенно среди все более расширяющегося неамериканского контингента в NCAA, думают о попадании в хорошие европейские клубы.

Средняя статистика Голдина в 15 матчах этого сезона составляет 15 очков (реализация 68% на 8 попытках), 5 подборов, 1 передачу и 1 блок-шот за 24 минуты в среднем. Он не мишень для бросания в него чепчиков, а обличитель заскорузлых представлений о том, что солидные цифры в NCAA – это абонемент в НБА.

Начать хотя бы с команды «Мичиган Вулверинс», которая исторически считается одним из стабильных поставщиков кадров для сильнейшей лиги мира. Только в сегодняшней НБА среди бывших игроков Мичигана можно разглядеть братьев Вагнеров, Джордана Пула, Данкана Робинсона, не говоря уже об игроках прошлого (Уэббер, Райс, Кроуфорд).

Голдин попал в «Мичиган» не только в силу своего таланта, а в том числе и потому, что с этого года команду возглавил главный тренер Дасти Мэй, ранее работавший в команде университета Флорида Атлантик, где точно так же год назад выступал и Влад Голдин. Бросаться словами «кумовство и фаворитизм» не стоит, просто, глядя на безусловные успехи Голдина, справедливо учитывать, что он играет в схеме знакомого тренера.

Дасти умеет использовать и ценит уже наработанные навыки россиянина. Мэю нужен был габаритный (216 сантиметра роста и 108 килограмм живого веса), проверенный, стартовый центр – он его получил. Владиславу нужна была игровая практика в далеко не самой последней команде NCAA – он ее получил. Парень использует свой шанс и старается выжимать максимум из ситуации, которая вовсе не гарантирует ему плавного трансфера из NCAA в НБА.

Возраст – плюс и минус центрового

12 мая Голдину исполнится 24 года – возраст не то чтобы критичный для дебюта в НБА, при условии, что на тебя с самого начала будут делать ставку, а ты эти возложенные ожидания оправдаешь. Например, канадскому центровому Заку Иди, которого прошлым летом «Мемфис» выбрал под 9-м пиком, в мае исполнится 23 года. Канадский исполин (224 сантиметра) отыграл за команду университета Пердью четыре сезона, в последние два просто воспламенился, набирал не менее 22 очков и 12 подборов, собрал все возможные индивидуальные награды и качественно повысил свои котировки на драфте-2024. Голдин тоже подавал заявку на тот драфт, но решил снять свою кандидатуру и провести еще один год в NCAA, где сейчас благодаря габаритам выглядит внушительнее большинства своих оппонентов.

Сложно однозначно говорить, насколько правильным было решение россиянина, ограничимся лишь напоминанием о том, что прошлый драфт считался одним из слабейших за многие годы, а, стало быть, шансы были даже у тех игроков, которых в условиях более серьезной конкуренции клубы НБА попросту проигнорировали бы.

Все эти параллели с Иди – к тому, что возраст играет важную роль при выборе новичка, но далеко не решающую. Куда важнее – потолок игрока, его готовность и способность прибавлять. НБА – это не конечный пункт, а новый уровень, на котором ты долго не задержишься, если рассчитываешь выезжать за счет уже имеющегося багажа. Тот же Зак Иди за четыре года в NCAA выбросил ровно две трехи, из которых забил одну. Знаете, сколько их у него за 23 матча в составе «Мемфиса»? Уже 9 из 23, то есть 224 сантиметровый парень сразу же, «прямо из коробки» дает реализацию дальних в 39%. Это умение Зака не станет ключевым в его развитии, суть в другом, Иди при всех своих габаритах, четко очерченном специалитете оборонительного и подбирающего центра, добавляет навыки в свой арсенал.

Может ли так Голдин? Не исключено, в последнем матче против UCLA он как раз забил издали. Но его игра в другом. Это «двоечки», приватизация пространства под кольцом, развороты в лицо, он здорово облокачивается на соперника спиной и дезориентирует его, перекладывая упор локтя с одной лопатки на другую, много желания, много эмоций, не взрывной, но хороший и затяжной прыжок (для «больших» и их коленей это важнее, чем может показаться).

Владислав полностью соответствует архетипу классического центрового, который – если не обобщать и не пускаться в крайности – актуален и сейчас. Просто не так сильно, как это было лет десять назад (вспомните хотя бы, как был полезен Тимофей Мозгов в плей-офф «Кэвз» в 2015-м).

Какие перспективы у Голдина?

Лучше всего о перспективах Владислава высказался Андрей Кириленко: «Голдин может пойти по пути Саши Кауна и стать топом в Европе. Но я думаю, что пробовать себя в НБА обязательно надо».

Резонно, ведь драфт – это лотерея, в том числе и чисто жизненная. Какой команде ты можешь понадобиться? Насколько сильно в тебя поверят? Будет ли игра партнеров подсвечивать твои выгодные качества, и получится ли у тебя самого доказать, что ты можешь соответствовать уровню НБА? В конце концов, если не выберут на самой церемонии, всегда есть шанс, что тебя подпишут как незадрафтованного, дадут шанс проявить себя на краткосрочном контракте, путей в НБА много, и драфт – лишь один из них.

А успешные или неуспешные выступления в NCAA никогда не были четким индикатором дальнейшей траектории карьеры. Два сына легенд, двое «младших» – Гэри Пэйтон и Скотти Пиппен, несмотря на звучные фамилии, пролетели мимо драфта, не с первой попытки получили место в лиге, но все же просочились в НБА и стали играть важные роли в своих командах.

К чему-то подобному Голдин и должен себя готовить. Фамилия Владислава не фигурирует ни в одном из авторитетных моков (DraftRoom, Tankathon, NBADraft.net), за предыдущие годы он не вызвал значительного интереса у профильных специалистов. Едва ли получится поднять котировки и за оставшиеся несколько месяцев, даже если Мичиган далеко зайдет в «Мартовском безумии», а Голдин будет напрямую причастен к успехам команды.

Владу предстоит доказывать свои претензии в тренировочных лагерях и Летней лиге, и готовиться к этому нужно уже сейчас, не столько физически, сколько морально. Несмотря на все глобальные лаги и подвисания, сопровождающие российский спорт последние несколько лет, есть отдельные, редкие люди, которые несмотря ни на что мечтают, стремятся и пробуют. У Голдина на данном этапе уже все не так плохо, как могло бы быть, а что произойдет за следующие полгода – никто пока не может предсказать.

Сезон NCAA только разгоняется, времени на то, чтобы следить за сюжетом «Владислав Голдин едет (?) в НБА» у нас еще будет достаточно.

Фото: East News/AP Photo/Kayla Wolf, AP Photo/Erin Hooley