Леброн – вечный, Вемби подбирается, Джа и Ламело популярнее Йокича и Дончича. На кого смотрели в соцсетях НБА в 2024-м?
Медиазвезды.
Мы часто используем выражение «цифры не врут». Но к любому рейтингу следует относиться аккуратно, как минимум, без пантомимы бьющего себя в грудь Кинг-Конга. Это же касается и рейтинга «самых просматриваемых в соцсетях игроков НБА» – то есть, учитывая нынешние реалии, можно сказать «самых популярных». Или все же нельзя?
Рейтинг сомнительный, но окэй
Выглядит этот рейтинг, собранный с начала сезона-24/25 и опубликованный перед рождественскими играми НБА, вот так:
Формулировка «самые просматриваемые» при всей своей очевидности имеет массу вариантов для трактовки. Имеются в виду только просмотры хайлайтов или лайки? Раздельно или в совокупности? В описании указано, что речь о соцсетях НБА. Учитываются ли заходы зрителей непосредственно в соцсети НБА или переход на платформу лиги с аккаунтов игроков или других соцсетей?
Придраться есть к чему, но на эти вопросы нам все равно никто не ответит. Так что придираться к цифрам нет смысла. Вместо этого попытаемся сформулировать причины наличия одних игроков и отсутствия других.
Закономерное и тревожное лидерство
Речь не просто об успешном глобальном бренде, выстраиваемом годами, а о его медийном пике. Пик Леброна как игрока прошел давно, но его бренд продолжает рост. Именно сейчас каждое его появление характеризуется либо установкой рекорда, либо приближением к нему. Плюс все, что мы видим сейчас – совместный матч с Бронни, рекорд по количеству минут на паркете и многое прочее – это лишь прелюдия к грандиозному действу под названием «Последняя гастроль Леброна». Зрители это понимают, поэтому не хотят пропустить ничего, что уже очень скоро будет считаться важнейшим осколком спортивной истории.
А что в этом плохого, вы и без меня знаете. Когда лицом твоей лиги оказывается 40-летний игрок – это не очень. Просто в силу возраста. Вы самая популярная лига в соцсетях, ориентируетесь на молодежную аудиторию, но на дистанции в ближайшие 3-4 года у вас нет нового героя, который будет двигать и продавать ваш продукт. Есть лишь горстка персонажей, которые чередуют успешные выступления с бездумными выходками, чем дискредитируют главное качество. Самое важное в продажах – стабильность.
Погрешность в рамках закономерности
Последний абзац в полной мере объясняет попадание Джа Морэнта на вторую строчку. Особенно, если учитывать одно важное допущение. Рейтинг составлен на основе сезона-2024/25, то есть фактически одной трети чемпионата. И вернувшийся в игру Морэнт был одним из главных героев хайлайтов в последние пару месяцев . Люди по нему просто соскучились. Признайтесь, сколько раз вы пересматривали его лэй-апы с разворотом на 360 градусов? Добавьте сюда удачный старт чемпионата для «Гриззлис» и вы получите очередную (ложную?) надежду на ренессанс американских звезд в НБА.
Не стоит сбрасывать со счетов стиль игры и позицию. Морэнт – электрический защитник, суррогат атлетизма пикового Роуза и блатных повадок Айверсона. А история искупления и возвращения заблудшей овцы на праведный путь, ведущий к заслуженному, выстраданному успеху – это по-прежнему рабочий кинематографический сюжет.
Несмотря на это, сложно поставить попадание на вторую строчку в заслугу конкретно Морэнту. С таким же успехом тут мог быть, скажем, Энтони Эдвардс или Паоло Банкеро. Но «Тимбервулвз» забурились в глубокий кризис, а Банкеро травмировался. Короткая временная выборка и есть главная причина упоминания в этом списке Морэнта. В аналогичном списке, составленном в апреле по итогам прошлого сезона, на второй строчке (1,7 миллиарда просмотров) предказуемо был Стеф Карри, который сейчас идет на четвертом месте (350 миллионов) и вполне может прибавить. Позиция Морэнта видится далеко не самой монолитной.
Так выглядит будущее
Хотели глобализацию? Получайте посылку из Франции – распишитесь! Вембаньяма закончил уже прошлый сезон в топ-3 «самых просматриваемых» (1,3 миллиарда), сейчас все там же и дальше будет только добавлять. Именно он должен сместить Леброна и Карри с №1 в ближайшие сезоны.
Тут уже не релевантен аргумент о (не)популярности позиции, который добивает и без того чурающегося медиа Йокича (MVP на 8-й строчке, это что вообще такое). Вембаньяма – баскетбольное чудо-юдо, которое переиначивает привычные даже для универсальной НБА стандарты. Ассоциировать себя с ним сложно, но оторваться от его хайлайтов невозможно.
Эволюция Вемби в НБА – наблюдение за тираннозавром в вольере «Парка Юрского Периода». Он не только хайлайт сам по себе, за центровым «Сперс» до сих пор любопытно следить с точки зрения «а выживет ли он в таких условиях и надолго ли его хватит?». Вряд ли в ближайшее время НБА выдрессирует кого-то из «домашних» на роль преемника Леброна, так что вскоре француз будет главным аттракционом лиги.
Чего? Ламело Болл?
Тикток-поколение решает.
И тут Ламело заходит не только с гриллзами и в шиншилловой шубе, но и с козырей. С количества подписчиков: в инстаграме их у него даже больше (10,3 млн), чем у того же Джа Морэнта (9,8 млн). С узнаваемости: самый популярный ютубер всея интернета Mr Beast – спонсор «Хорнетс», он облагодетельствовал Ламело персональным контрактом, разыгрывающий рекламирует кондитерские изделия компании Mr Beast. И с реактивной реакции тикток-аудитории.
Живучесть контента в тик-токе ниже, чем у самца богомола в брачный период, зато реакция -попросту шквальная. В конце ноября Болл выбил 50 очков и 10 передач в матче против «Бакс», и баскетбольный мир забыл о событии уже дней через пять, ведь «Шарлотт» – одна из худших команд сезона. Но сразу после игры все шортсы, рилсы и эдиты горели нарезками дерзкого пацана с броской внешностью. Только на этом Болл поднял солидную часть своих 237 миллионов просмотров.
Клэй в топе вместо Кайри и Дончича. Подозрительно
Перво-наперво, переход многолетнего сайдкика Карри из «Голден Стэйт» в «Даллас» – главная история межсезонья. Всем интересно впервые посмотреть на Клэя не в форме ГСВ. Сам Томпсон прикладывает для этого все усилия: вот недавно потеснил самого Реджи Миллера и вошел в топ-5 по количеству реализованных трехочковых в истории НБА.
Для Дончича усиление «Далласа» – это благо, которое можно назвать безусловным с некоторой натяжкой. В прошлом сезоне словенец занял четвертую строчку (1,2 миллиарда), пятерку замкнул его одноклубник Кайри Ирвинг (662 миллиона).
Если приплетать сюда Олимпиаду, то Словения не смогла квалифицироваться на главный баскетбольный турнир четырехлетия, Лука упустил лишний раз покрасоваться перед очень большой и новой аудиторией и увеличить количество подписчиков и почитателей. Кайри в сборную США не позвали. На таком фоне в «Мавэрикс» приходит Томпсон.
Все это не значит, что Дончич и Кайри стали неинтересны или неактуальны. Это по-прежнему лидеры «Далласа», нужно лишь подождать, пока эффект новизны от прихода Томпсона потускнеет.
Тейтум – на своем месте
Фанатам «Бостона» и персонально Джейсона наверняка досадно. Тейтум хочет, чтобы в нем видели звезду с приставкой «супер», для этого ему необходимо менять PR-команду. Популярный клуб и рекламный рынок – в наличии, победы – на самых разных уровнях, бостонские соцсети продвигают его как могут, но Тейтум интересен только время от времени.
В игре Джейсона и в нем самом нет «соуса», он пресный как бумага, в рейтинге действующего чемпиона НБА обскакали абсолютно рандомные персонажи вроде Томпсона и Болла, которых к концу сезона не должно быть в списке.
Но обиднее всего другое. В прошлом сезоне Тейтум финишировал девятым с показателем в 504 миллиона (на строчку выше Дюрэнта с 476 миллионами), а сейчас в промежутке демонстрирует результат 175 миллионов, то есть идет по тому же графику. Количество просмотров в соцсетях – это очень нестабильный показатель, и все же нынешнее положение Тейтума указывает на то, что он уперся в потолок и не стремится/не может изменить сложившуюся ситуацию. А за внимание и время зрителей нужно бороться.
Кто-то посмотрит на все эти рейтинги и заявления о рекордном росте аудитории, махнет на них рукой и скажет «гори оно все синим пламенем, я тут ради баскетбола». И это было бы справедливо лет 20 назад. Сегодня НБА – шоу, конкурирующее с сериалами, онлайн-играми, ютуб-стримами, трансляциями концертов и тапаньем хомяков. Цифры лайков, кликов и просмотров эквивалентны прибыли. А стало быть, имеют значение в спортивном мире.
Фото: Gettyimages.ru/Ronald Martinez, Luke Hales, Jared C. Tilton
Нельзя, оказывается, после сорока