7 мин.

Вернется ли НБА в Сиэтл? Наконец-то есть реальные подвижки

Теперь слово за лигой.

Писать о «Сиэтл Суперсоникс», не скатываясь в лирику, ностальгию и кинематографичное резюме «со временем эти воспоминания исчезнут, как слезы под дождем» – сложно. Слишком много воды и слез утекло с момента переезда команды в Оклахому в 2008-м. Адам Сильвер манежит фанов «Сиэтла» возможностью возвращения НБА чуть ли не с момента своего назначения 10 лет назад, и каждый раз его слова не выливаются ни во что конкретное. Поэтому очередное упоминание «Изумрудного города» в контексте возможного расширения лиги, сделанное им перед началом сезона, звучало бы как очередной дежурный реверанс.

Если бы не некоторое количество причин.

Причина №1. Закономерная

На протяжении всего межсезонья и вплоть до начала чемпионата в НБА выделялся один неприятный сюжет. Не желтый как цвет майки новичка «Лейкерс», а сдержанного жемчужно-серого оттенка, цвета дорогих деловых костюмов. Именно в таких адвокаты, представлявшие интересы НБА и Warner Bros Discovery, судились на предмент 76-миллиардных телевизионных прав (Warner обвиняли лигу в том, что та не позволила повторить предложение Amazon и отдала права их прямым конкурентам). А когда все детали нового медиаконтракта благополучно утрясли, можно ожидать, что заявления Сильвера будут более информативными и конкретными. Хочется верить, что эту тему комиссионер затронет в феврале, на Матче всех звезд НБА.

Причина №2. Циничная

Что выгодно для одних, не всегда выгодно для других. НБА – процветает. Лига успешно пожинает плоды ставки на глобализацию, стриминговые платформы и молодежную тик-ток аудиторию. НБА – самая востребованная в соцсетях спортивная лига. Даже просевшие телевизионные рейтинги не являются серьезным аргументом в споре о том, что за последние пару лет НБА вышла на новый уровень прибыльности.

Какое отношение это имеет к расширению и Сиэтлу? Процесс расширения в большинстве случаев занимает 2-3 года с момента подачи заявки. Стало быть, деньги от нового, жирного 11-летнего телеконтракта нужно будет делить не на 30 команд, а на 32 (вряд ли НБА примет один новый клуб, а не сразу два для симметрии). Есть шанс, что это понравится далеко не всем клубам НБА, а без их одобрения никакого расширения не будет. Но контракт вступает в силу уже в следующем сезоне, и пока новый клуб войдет в лигу, большой кусок от 76 млрд уже распределят в более выгодных для «стариков» пропорциях.

Причина №3. Обнадеживающая

Долгое время обязательным условием для возвращения НБА в Сиэтл была постройка современной арены. Вопрос был закрыт с реконструкцией «Климат Плэдж Арены», на которой сейчас выступает новооснованный клуб НХЛ «Сиэтл Кракен».

На арене после ремонта уже проводились выставочные матчи НБА. Она также принимала несколько баскетбольных матчей университетов Гонзага и Сиэтла. Наконец «Климат Плэдж Арена» – домашняя арена команды женской НБА «Сиэтл Сторм».

Но если говорить предметно, то вера болельщиков в возвращение НБА связана с именем Саманты Холлоуэй. Эту тетю мы любим – запомните! Она минонитарный владелец «Сиэтл Кракен» и явно не собирается на этом останавливаться. Вот что поведал совладелец «Кракен» Тод Лейвеке – не чужой для НБА человек, он был президентом «Хьюстон Рокетс» в начале 90-х:

«У нее совершенно точно есть намерения руководить клубом НБА и делать это здесь, в Сиэтле. На прошлой неделе Саманта отправила владельцам абонементов «Кракен» электронное письмо, в котором сообщила, что занимается созданием бренда, который мог бы объединить «Кракен» и «Соникс» в рамках одной структуры. Мне кажется, что ситуация вокруг возвращения профессионального баскетбола в Сиэтл становится более понятной».

В том же интервью Лейвеке озвучил, что он на правах совладельца и гендиректора готов построить тренировочный центр для команды НБА, подобный тому, который был недавно построен для «Кракен» в Нортгейте, районе на севере Сиэтла.

«Многое, что послужило причиной ухода НБА в 2008 году, теперь изменилось. У нас есть новая арена с новым оборудованием, инфраструктура, возможности для освещения матчей, ультрасовременный тренировочный зал. У нас есть владельцы, которые могут и хотят проявить инициативу в нужное время. Нас поддерживает мэр, у команды уже есть сформированная фанатская база, игроки и публичные лица, ассоциирующиеся с «Соникс». Возвращение клуба – вопрос времени», – заверил Лейвеке.

И все же хотелось бы чего-то более существенного.

Причина №4. Связующая

Истории про любовь жителей Сиэтла к «Соникс» мы уже слышали много раз. Как и всевозможные обещания. Но именно сейчас среди толщи информации прощупывается один момент, который дает надежду на действительный, реальный, решительный шаг к возвращению «Соникс».

Вы точно не успели забыть о Саманте Холлоуэй и ее должности. Она совладелица «Сиэтл Кракен», но отнюдь не главный человек в организации. Клуб НХЛ основали голливудский продюсер Джерри Брукхаймер и миллиардер Дэвид Бондерман. Этого дядю мы тоже любим. И даже больше, чем Саманту Холлоуэй. Поверьте, она не будет против. Во-первых, потому что Холлоуэй – дочь Дэвида. И, во-вторых, потому что Дэвид Бондерман был одним из совладельцев клуба НБА, который сейчас активно ищет покупателя, а когда найдет, то будет продан за очень большие деньги. Речь о «Бостон Селтикс».

Доля Бондермана в «Селтикс» не так велика, но следует учитывать недавние тренды. Год назад Марк Кьюбан продал контрольный пакет акций «Далласа» за 3,5 миллиарда долларов. В начале 2023 года Мэт Ишбиа оформил покупку «Финикс Санз» и «Финикс Меркьюри» за 4 млрд. Действующий чемпион «Селтикс» оценивается в 5,12 миллиарда долларов. Эксперты говорят о том, что окончательная цена продажи «Селтикс» может легко превысить 6 миллиардов долларов. А доход от продажи акций «Селтикс» может стать ощутимой частью финансового взноса, который Сиэтл сделает на правах города, претендующего на команду НБА.

Причина №5. Шокирующая

Что ж, мы позволили себе немного радости. Время скорбеть. Дэвид Бондерман умер совсем недавно, 11 декабря 2024 года, в возрасте 82 лет. И сейчас весь Сиэтл замер в ожидании, никто точно не знает, что будет дальше. С одной стороны, потенциальные деньги от продажи «Селтикс» были важной деталью стратегии возвращения «Соникс». Пока же не ясно, достались акции Бондермана его дочери по наследству или им уготована иная судьба.

С другой стороны, состояние Бондермана на момент смерти оценивалось в 7 миллиардов долларов, и какая-то часть этих денег достанется Саманте Холлуэй. А она явно не собирается отступать от своей идеи. Помимо намерений и денег у нее имеется опыт и связи, наработанные в «Сиэтл Кракен». Например, оформлять заявку в НХЛ ей помогал бывший исполнительный директор НБА и уроженец Сиэтла Рик Уэлтс, который долго был в группе, прорабатывавшей потенциальное предложения о расширении для НБА, прежде чем перейти на работу в «Даллас» на прошедшей неделе. В этот же комитет входит Боб Уитситт, который был генеральным менеджером «Соникс» в 1986-1994 годах.

Помимо старой гвардии в лице легенд калибра Ленни Уилкинса и Фредди Брауна (тренера и капитана чемпионской команды 1979 года), ударной тройки Пэйтон-Кемп-Шремпф, в современной НБА тоже хватает лоббистов, ратующих за возвращение «Соникс». Паоло Банкеро, Деджонте Мюррэй, Зак Лавин, Майкл Портер – лишь некоторые из тех, кто хочет команду НБА в своем родном городе. А еще есть Дюрэнт, который всегда подчеркивал, что хотел бы фигурировать хоть в каком-то качестве в деле реанимации «Суперсоникс», в майке которых он отыграл дебютный сезон-2007/08.

В конец концов, НБА нет смысла игнорировать 13-й по величине медиарынок США – как и тот факт, что баскетбольная команда играла там более 40 лет, и не без успеха. У Сиэтла объективно есть все, чтобы не просто вернуть команду в город, но и сделать ее востребованной и прибыльной в самый короткий период времени.

Фото: Gettyimages.ru/Steph Chambers, Doug Pensinger