«Лейкерс» правда продали 500 тысяч маек Бронни Джеймса на 50 млн? Увы, нет: это фэйк испанской газеты
Разбираемся.
Вы могли заметить эту новость две недели назад, когда она только появилась, или в последние несколько дней, когда соцсети и сайты подняли виральную волну заметок и перепостов. От изданий вроде Motorcycle Sports или Jumper Brasil до самых крупных новостных агрегаторов – новость была везде.
Увы, и на Спортсе″, за что мы приносим читателям извинения. Мы всегда работаем над точностью информации, но иногда случаются ошибки – вроде такой новости, у которой вроде бы авторитетные источники и не так много причин сомневаться в подлинности. Не хочется повторения подобных историй, а потому мы замечаем ошибку, публично ее признаем, а еще показываем читателям, как обнаруживать ее – и погружаем в некоторые нюансы бизнеса НБА.
Звучит эта фэйковая новость так. Защитник «Лейкерс» (в основном – «Саут Бэй Лейкерс») Бронни Джеймс, также известный как Леброн Джеймс-младший, сын Леброна Джеймса-старшего, бьет все рекорды популярности в НБА. Игровая форма Бронни разошлась тиражом в 500 тысяч, что лучше даже результата его отца из 2003-го, когда тот был новичком. И все это принесло «Лейкерс» 50-миллионную выручку.
Волна виральная, да завиральная. В этих цифрах нет ничего общего с реальностью. Знаменитый спортивный апокриф «отбивают на майках».
Откуда такой фэйк?
Издания с вянущей репутацией и поддельный Ник Райт
Наверное, самое авторитетное издание, распространявшее эту новость – Sports Illustrated. Некогда культовый журнал с 70-летней историей переживает не лучшие времена. В 2018-м сменился владелец – издательство Time продало журнал брендменеджмент-компании ABG, та выдала лицензию на выпуск журнала малоизвеcтной фирме The Arena Group, а та так плохо вела дела, что в начале 2024-го не нашлось денег на лицензионный платеж. Выход: уволить всю редакцию. Лицензию отобрали, отдали другому издательству (Minute Media), то чуть навело порядок, но не до конца: в мае впервые за 70 лет Sports Illustrated не смог выпустить бумажную версию журнала (который еще недавно был еженедельным, а теперь выходит раз в месяц).
Неизвестно, кого наняли в новую редакцию SI, но эти люди не очень хорошо работают с источниками. Историю про «500 тыщ маек и 50 лямов деняк» сайт Illustrated поведал со слов Ника Райта. Ну вроде Ник Райт и Ник Райт, да, одиозный персонаж американской спортивной журналистики, вот тот неугомонный в своем обожании Леброна «эксперт» Fox Sports. Информация вполне в его стиле и в его духе. Не будет же она совсем уж фэйковой, даже не смотря на прозвище «Ник Ронг» у телеведущего Fox Sports, правда?..
Вот только оказывается… Ник Райт-то – ненастоящий! То есть настоящий, но другой: полный тезка Ник Райт с малоизвестного сайта Athlon Sports.
Который принадлежит (барабанная дробь) той самой The Arena Group, практически уничтожившей легендарный Sports Illustrated.
История не заканчивается! «Ник Райт у нас дома» ссылается на авторитетный источник – Marca. И действительно – 6 декабря испанская газета выдала такую информацию про майки Бронни Джеймса. Беда в том, что Marca если и авторитетна, то точно не в плане освещения НБА. А в плане освещения спортивного бизнеса – скорее, даже наоборот.
Например, в 2021-м Marca написала о том, что когда Криштиану отодвинул бутылку «Кока-Колы» в сторону на пресс-конференции, акции компании рухнули на 4 млрд. Главред Спортса″ Владислав Воронин емко разобрал, почему это полнейшая чушь.
А заблуждения про продажи игровой атрибутики – вообще знаменитая черта европейских медиа. Вот очень близкие к «500 тысячам маек Бронни» «520 тысяч футболок Криштиану» после перехода в «Ювентус». На 54 млн евро. И снова разбор фэйка от Владислава, очень подробный:
«Ювентус» и не думал отбить трансфер Роналду футболками. Докажем цифрами
Откуда вообще статистика по майкам НБА у «Марки»? Что это за инсайдер такой, что делится с испанским СМИ, но не с ESPN или NY Times? Можно копнуть в глубины интернета и выудить оттуда странный сайт The Daily Scrum News, который еще в июле опубликовал эти цифры в 500 тысяч маек, 100 долларов за штуку и 50 млн в сумме. И добавил к ним прекрасное описание игрока, которое вы просто обязаны прочесть целиком:
«У Бронни множество сильных сторон. Он известен исключительными защитными навыками, точностью бросков и бесценным опытом взросления в среде победителей. В «Лейкерс» он преуспеет в скоростном, динамичном нападении, извлекая выгоду из быстрых розыгрышей и возможностей в результативных матчах. Благодаря таким навыкам и воспитанию небо не предел для Бронни Джеймса в его пути в НБА. В новом сезоне все взоры будут прикованы к тому, как этот многообещающий молодой талант преодолеет препятствия, следуя по стопам своего выдающегося отца, и создаст свое собственное баскетбольное наследие».
Прочитали? Смотрим статистику защитного гения с точным броском: 7 матчей в «Лейкерс», 4 очка (не в среднем, а в сумме), 2.6 минуты за игру – последний в команде. Один подбор, один блок и один перехват. И один точный бросок с игры; семь – мимо, включая все четыре промаха из-за дуги. Штрафные зато 100% (2 из 2). В Лиге развития за «Саут Бэй» – 5 матчей, показатели тоже не на уровне профессионального баскетболиста.
Такие и 5 маек не продадут. 500 тысяч? Впервые эту цифру обсуждали в соцсетях уже на следующий день после драфта, где Бронни выбрали только в концовке второго раунда под 55-м номером. Кажется, запустилось все с подачи ютубера Poetik Flakko, либо оригинальные «источники» уже давно стерли свои посты. Как за 24 часа можно сшить и продать 500 тысяч маек, «Поэтик Флакко» не объяснил.
50 млн дохода ЛАЛ от маек Бронни звучат особенно дико. Годовая выручка «Лейкерс» оценивается в 450-550 миллионов. Чистая прибыль – 150-200 млн в год. Один игрок не способен приносить 10% годовых доходов клуба исключительно на майках, даже если это Леброн Джеймс, не то что Бронни.
В прошлом году «Лейкерс» на билетах – самой доходной категории своих продаж, не считая общего телеконтракта НБА – получили 98 млн по оценкам Forbes. Это далеко не лучший результат в лиге – «Лейкерс» получают меньше многих топ-команд, потому что арена не принадлежит им, а еще клуб рано вылетел из плей-офф, провели всего две игры в ЛА. Но в мире этой фейковой новости, если Леброн подтащит в команду еще второго сына, Брайса, – «Лейкерс» могут вообще закрыть вход на «Крипто.ком-Арену» на весь регулярный сезон и компенсировать это майками семейства Джеймс.
И какие же цифры – верные?
Ни НБА, ни официальный экипировщик лиги Nike, ни клубы не раскрывают детальной информации по продажам маек того или иного игрока или команды. Публикуются только рейтинги самых популярных – обычно в середине сезона и в конце. Данных по этому сезону еще нет, ждем в середине января. Карри в прошлом сезоне занял первое место, Леброн – второе, Тейтум – третье, в борьбе за четвертое новичок Вембаньяма обошел Янниса.
На старте этого сезона портал Yardbraker провел исследование поисковых запросов в гугле с именами игроков и словом «форма» за последний год. В рейтинг попали в основном или игроки калибра Карри (3-е место, 386 тысяч запросов) и Леброна (272 тыс), или новобранцы самых популярных клубов (Порзингис – №2 на волне прошлогоднего обмена в «Селтикс» и чемпионства, лидирует вообще Карл-Энтони Таунс с 700 тыс). Даже в такой странной методике Бронни Джеймс… не попал в топ-20.
Это не значит, что майки Бронни не продаются. В другом исследовании интернет-данных, которое провел агрегатор Fadeaway World, приводится цифра в 37 тысяч запросов – ежемесячно. Но какая же должна быть нереальная конверсия, чтобы так продать пятьсот тысяч маек?
К слову, в той истории с майками Роналду в «Юве» клуб сам вышел к прессе и заявил, что за первые три недели продал 55 000 футболок. В 10 раз меньше, чем по слухам. И мы говорим о Криштиану, а не о Бронни.
Майки Бронни все равно бьют рекорды продаж – но штучные. Его форма с дебюта в Летней лиге (читай: первая майка «Лейкерс», в которой он вышел на площадку, пускай и комплект для Летней лиги, а не классическая пурпурно-золотая) ушла на аукционе за 38,4 тысячи долларов. В то же время такая же дебютная майка №1 драфта-2024 Закари Рисаше – тоже сына легенды баскетбола, только французского – ушла всего за $3360, хотя до торгов аукционный дом Sotheby’s оценивал две формы в схожем диапазоне (6-10 тысяч для Бронни и 4-6 для Закари).
Комплект из форм Леброна и Бронни из их первого матча вместе ушел за 102 тысячи долларов. Хороший ценник, но до дебютной майки Вембаньямы далеко (762 тысячи, 6-е место в истории НБА, в десятке за всю баскетбольную историю).
А еще в НБА клубы не зарабатывают на майках напрямую. Все доходы с продажи формы и любой другой атрибутики идут в общий котел – «доходы от баскетбольной деятельности», откуда уже и распределяется выручка между командами, и выплачивается зарплата игрокам. Контракт с экипировщиком и другими производителями сувениров от лица всех 30 клубов заключает подразделение лиги NBA Properties. И деньги от продажи маек в каких-то пропорциях делятся между НБА и Nike. Так что даже если бы были проданы 500 тысяч маек за сутки или за полгода, далеко не вся прибыль упала бы на счета лиги. И уж тем более не на счета отдельно «Лейкерс».
Летом Nike и НБА договорились о продлении сотрудничества на 12 лет, «свуш» остается на игровой форме еще как минимум до 2037-го. И если бы новичок из второго раунда драфта, пускай и с такой удачной родословной, мог принести разом 50 млн с продаж своих маек, поверьте, это соглашение продлили бы сразу до 3037-го.
Так что подытожим, почему это фэйк:
1. Репутация источников – одна дурнее другой, а начало фэйка прослеживается в соцсетях ютуб-блогера. Крупнейшие медиа о баскетболе – ESPN, NY Times/The Athletic, большие инсайдеры – проигнорировали эту информацию. Как и не подсвечивали ее те, кому она выгоднее всего – НБА и Nike.
2. 500 тысяч маек – необъемный гардероб: ни число запросов в гугле по Бронни, ни примеры того, как продавалась форма топ-спортсменов, не «бьются» с этой гигантской цифрой.
3. Клубы НБА не зарабатывают напрямую с продаж атрибутики, и подача информации в формате «Лейкерс» заработали 50 млн» в принципе не может быть верной.
4. А 50 млн – это огромная статья доходов спортивного клуба, и явно не Бронни Джеймс может обеспечить своей команде такой денежный поток.
Фото: Gettyimages.ru/Candice Ward, Harry How, Ronald Martinez, Allen Berezovsky; REUTERS/HANDOUT