15 мин.

Kobe 6 – самая популярная обувь у игроков НБА. Но в топ-10 есть и более интересные кроссовки

Новый Кобе – это Сабрина.

Конец года – время подводить итоги, пусть иногда и промежуточные. Сайт kixstats.com выпустил рейтинг наиболее популярных кроссовок среди игроков НБА на данный момент. Параметр отбора – количество минут, сыгранных баскетболистами лиги в тех или иных кроссовках.

Топ-10 выглядит так:

1. Nike Kobe 6 2. Nike Sabrina 2 3. Nike Air Zoom G.T. 3 4. Nike Kobe 4 5. Nike Kobe 5 6. Air Jordan 39 7. Nike Book 1 8. Nike KD 17 9. Adidas Harden 8 10. Nike Kobe 8

Разберем подробнее интересные тенденции.

1. Доминация Nike и полное игнорирование позиций

Если тотальное засилье Nike в рейтинге едва ли стало откровением, то единодушие, с которым баскетболисты абсолютно разных позиций выбирают одну и ту же модель, слегка обескуражило. Центровые, форварды разных весовых категорий, атакующие и разыгрывающие защитники – все повально и без подтасовки результатов голосуют за Kobe 6, в частности, за расцветку «Reverse Grinch».

Это маркетинговый перевертыш известной модели едко-зеленого цвета, посвященной персонажу книги Доктора Сьюза «Как Гринч украл Рождество» и ее многочисленных экранизаций. В этом году Nike приберегли традиционную расцветку для НФЛ и выпустили соответствующие бутсы для футболистов, а вот баскетболистам досталась переиначенная версия оттенка штанов Санты.

Вполне логично предположить, что праздничная тематика стала причиной востребованности, но нет. Дело в том, что низкие кроссовки – к которым относится большая часть моделей Kobe – меньше весят, имеют лучшую тракцию, не давят на надкостницу и вообще создают ощущение комфорта. Мнение о том, что «большие» должны носить высокие кроссовки для снижения риска травм, уже давно не является непоколебимым. Масса исследований доказали, что высота кроссовок не существенно влияет на травматизм, и куда важнее, например, плотность тейпирования голеностопа и качество материалов бинтов.

Поэтому Kobe 6 носят не только Джейлен Брансон, Алекс Карузо и Джош Харт, но и Энтони Дэвис, Бол Бол, Домантас Сабонис и даже сам Гога Битадзе. Это, конечно, не первый выбор бигменов (Kobe 6 предпочитают 13% центровых в НБА), но все равно самые популярные кроссовки в НБА на сегодняшний день. Бренд-монополист, ретро-модель, не утратившая технологической актуальности, универсальный силуэт, своевременная расцветка, и конечно же волшебная аура Кобе, оберегающая голеностопы от травм.

2. Сабрина Ионеску круче Тэйтума, Зайона, Морэнта и Митчелла

Когда работа проделана на совесть, а конечный продукт соответствует высшим стандартам, то разговоры о равенстве полов уже не обязательны. По крайней мере, с кроссовками Nike Sabrina 2 все ясно без слов, вторая номерная модель чемпионки ЖНБА в составе «Нью-Йорк Либерти» Сабрины Ионеску пользуется у игроков НБА большим спросом, чем именные кроссовки Джейсона Тэйтума и Зайона Уильямсона (Jordan Brand), Джа Морэнта (Nike) и Донована Митчелла (adidas). Недоброжелатели спишут это на сходство Nike Sabrina 2 с Kobe 5, но ведь и кроссовки Морэнта грешат тем же.

Штука в том, что при повторяющихся аналогиях начинка в кроссовках Ионеску лучше, чем у Джа. Корпус – из более щадящего тканного материала, но зато с применением сетей Flyknit. Отдельно следует отметить дизайн подошвы и то, как задник кроссовки буквально утопает в ней, предоставляя дополнительную фиксацию голеностопа. Модель, в которой нет ничего лишнего, все обязательные условия комфорта обеспечены без ненужной вычурности.

Кроссовки пользуются одинаковым успехом среди защитников (47%) и форвардов (42%). Ионеску и ее чувство стиля близки Тайлеру Хирро, Деррику Уайту, Николе Вучевичу, Пэйтону Притчарду и Осару Томпсону.

3. Защитники выбирают неброский, но качественный функционал

Nike Air Zoom G.T. Cut 3 – те самые кроссовки, ради которых стоит пренебречь красивыми расцветками, остроумными рекламными слоганами и замысловатыми логотипами на именных кроссовках звезд. Линейка Air Zoom G.T. Cut специально разработана для маневренных защитников. Ее выбирают 49% разыгрывающих, и это указывает на то, что дизайнеры поработали на славу. Тут и отличная система вентиляции на внутренней и внешней поверхности кроссовок, и шнуровка, которая корректирует плотность облегания стопы за счет специальных жгутиков, и наполнитель ZoomX по всей подошве.

Модель настолько востребована, что вошла в специальный пак для олимпийских игр. В Париже, в ней, например, бегал Дрю Холидэй. Не изменяет он ей и в НБА.

Его примеру следуют Кейд Каннингем, Джордан Пул, Амен Томпсон, Энтони Блэк и многие другие. Игроки НБА нейтрализуют, пожалуй, единственное слабое место этой модели – неброский дизайн – за счет персональной кастомизации. Получаются идеальные кроссовки, сочетающие удобство и индивидуальность.

4. Для самых нерешительных

Историческая ценность модели Kobe 4 – именно с нее линейка Nike Kobe начала постепенно двигаться в сторону лоукатов – гармонично дополняется универсализмом, а, следовательно, и востребованностью игроков новой школы. Kobe 4, вдохновленные любовью Брайанта к европейскому футболу, задумывались как что-то среднее между высокими баскетбольными кроссовками и бутсами. Замысел был воплощен идеально. Эти кроссовки – отличная полумера для тех, кто не готов рисковать голеностопами и бегать в Kobe 8 (пожалуй, самая низкая модель именной линейки Кобе), но и хочет отойти от тучной классики.

Средний по классическим канонам силуэт надежно увит нитями Flywire, которые в линейке Kobe начали использовать именно с этой модели, а широкая передняя часть уже на уровне конструкции допускает, что кроссовки подойдут для обладателей не просто большого размера ноги, но и широкой стопы. Даром что эти кроссовки в одинаковой степени уважают Пи Джей Такер и Кайл Андерсон.

5. Завсегдатай топов

Разбавим очевидное персональными впечатлениями. Как по мне, Kobe 5 – одни из самых удивительных кроссовок. Надев их, не ощущаешь комфорта и безопасности, даже наоборот, сама форма кажется чересчур низкой, а задник чувствительно режет пяточную косточку. Создается впечатление, что передвигаться в них по паркету уже небезопасно.

Но стоит провести в них пару матчей, и уже нет сомнений, что идеальнее Kobe 5 ничего и никогда не будет придумано. Я приземлялся в этих кроссовках на чужие ноги, приземлялись на ноги мне, я играл в них на асфальте, резине, паркете, в дождь, и ни разу похожие с виду на пуанты Kobe 5 не становились причиной травм или дискомфорта. Эта модель никогда не выпадает из топов кроссовок (не только Кобе, и не только Nike), и это о чем-то говорит.

Бонусом – одни из самых любопытных расцветок уже на стадии концепции. Например, одна и самых популярных в свое время разновидностей (пусть и не самая оригинальная) – Miles Davis, была вдохновлена самым влиятельным трубачом в истории джаза и его первой революционной работой Kind of Blue (blue – игра слов «грустный» и «синий», отсюда и соответствующая цветовая гамма). Кобе не был меломаном, но восхищался тем, как Дэвис неоднократно менял свой подход к музыке и экспериментировал с жанрами. Про Карима, Брюса Ли и их схватку в фильме «Игра Смерти» для черно-желтой палитры Kobe 6 даже и говорить не надо. А вот на очередной виток популярности повлиял уже сам Кобе. Новая расцветка под названием «X-Ray» (Рентген) – отсылка к знаменитой майке Брайанта, на которой изображена его травмированная рука, унизанная чемпионскими перстнями.

6. Дорого, богато, наивно

Air Jordan 39 – это кроссовки, которые носят рядовые подписанты бренда Jordan и те, кто компенсирует отсутствие денег на покупку таких в детстве. Майкл и его детище уже давно в том положении, когда могут без ощутимых последний экспериментировать с дизайном и концепциями. Взять хотя бы весь этот сомнительный ребрендинг, суть которого в том, что начиная с 30-й модели Air Jordan каждая последующая – своеобразный оммаж на представителя классической линейки: то есть Air Jordan 39 = Air Jordan 9.

Последняя модель от Майкла (согласно маркетинговой кампании) стала самой дорогой в разработке. Первые несколько премьерных сэмплов действительно были выпущены из премиальных материалов (вроде бы ни одно животное не пострадало), а рекламщики эффектно списали высокую стоимость на креатив. В его основе – испытания, на основе которых создавалась пара. За основу был взят кроссовер – одно из самых частых движений в баскетболе; городская легенда гласит что инженеры Jordan Brand приложили все усилия, чтобы создать кроссовки, позволяющие проворачивать этот прием с максимальной эффективностью и минимальными затратами (само собой, не для кошельков).

В качестве одного из доказательств создатели поместили на внешнюю часть кроссовки оттиск тепловой карты стопы при кроссовере. Видимо, это доказывает очень важное воздействие Air Jordan 39 на здоровье игрока, поэтому в розницу кроссовки стоят 200 долларов. Но Паоло Банкеро, Трэя Янга, Руи Хатимуру и других клиентов бренда это не касается.

7. Главный сюрприз рейтинга

Nike Book 1, первые именные кроссовки Девина Букера легче всего описать фразой – у Девина есть стиль, и он его придерживается. Во времена кричаще декоративных экспериментов с образами Букер во своем внешнем виде остается верен своему прилежному нео-ретро. Похожими ценностями он руководствовался и при разработке Book 1, за основу для которых был взят классический силуэт Nike Air Force 1.

Дизайн изобилует разными мелкими фишечками вроде ярлычка на заднике в форме страниц маленькой книги (обыгрывается фамилия игрока и то, что первая модель именных кроссовок – первая глава книги, которую он начинает писать), но не предлагает ничего нового. Это классное, очень тонкое, созданное с большой любовью изделие.

Кроссовки Букера приняли крайне сдержано, аудитория не могла понять, то ли это обувь для игры в баскетбол – тогда где технологии, то ли для повседнева – в этом сегменте модель проигрывает за счет большего разнообразия и доступности конкурентов. Вытягивать продажи пришлось за счет расцветок и дизайнерских переизданий, приуроченных к праздникам, различным поводам и датам. Сработало ли в финансовом плане – не понятно, но какую-никакую популярность среди профессиональных игроков модель, как видно, заработала. Пусть и не среди звезд. Помимо Девина и Франца Вагнера в Book 1 пылят, в основном, игроки калибра Макса Кристи, Майлза Макбрайда и Девина Васселла.

8. Обезличенный универсализм

У Nike KD 17 – четкое попадание в целевую аудиторию (форварды всех мастей и видов) за счет спада у прямого конкурента в лице Пола Джорджа, чьи кроссовки не аналогичной, но похожей категории имели более дешевый ценник. В этом году Nike с помпой празднуют полувековой юбилей, подвязывая под это дело все свои самые популярные и инновационные наработки, в том числе и памятную линейку Air Max.

Именно одна из ее разновидностей – Nike Air Plus Tn – стала прообразом для бутс форварда футбольного «Реала» Киллиана Мбаппе и очередных именных кроссовок Кевина Дюрэнта.

https://www.sneakerstyle.fr/kylian-mbappe-devoile-ses-nouveaux-crampons-nike-inspires-de-la-tn-voltage-purple-0182545.html

Попахивает то ли фтором, то ли повтором, но вот что ощущается точно – отсутствие ярко выраженной индивидуальности. Очень может быть, что кроссовки крайне практичны и удобны (наличие в рейтинге намекает).

9. Футуризм Хардена – локомотив adidas

Первая именная модель Энтони Эдвардса от того же бренда считается чуть ли не лучшим баскетбольным релизом года…

…но кроссовки Эдвардса то ли в силу каких-то контрактных обязательств, то ли еще почему, вообще не пользуются спросом в НБА. Зато в них с удовольствием гоняют Шакил Маккиссик, Майк Джеймс и добрая половина Евролиги. Другое дело Харден, чья именная линейка в какой-то момент сильно просела в популярности и сейчас, по сути, переживает ренессанс.

Поспособствовал, как ни странно,… Кобе. Харден, несмотря на всю свою хваленую креативность и любовь к моде, признавался, что в какой-то момент основательно забуксовал с видением того, как должна выглядеть новая модель кроссовок. Тогда-то Борода и полез в архивы adidas черпать вдохновения в эскизах и сэмплах неизданных моделей Брайанта. Так в Harden 8 появилась пухловатость и плавность линий, с которыми Кобе и группа дизайнеров экспериментировали при разработке adidas KOBE 2 (последнюю модель Кобе для adidas перевыпустят в 2025-м).

Последняя модель Хардена сочетает жесткость резиновых вставок в носу и заднике с мягким наполнителем Boost в подошве, кроссовки выглядят и ощущаются массивными, но при этом обладают классным сцеплением с паркетом и пружинистостью. Сам силуэт можно охарактеризовать, скорее, как лоукат (низкие кроссовки), но благодаря матерчатому сапожку-фиксатору внутри конструкции он держит голеностоп на уровне полноценных высоких кроссовок.

По этой причине Harden 8 очень популярны среди подвижных «больших». Из них не вылезают Эван Мобли, Лу Дорт, Джейлен Уильямс, Мо Бамба, а так же человек, которому уже давно пора обзавестись своими именными кроссовками – Гершон Ябуселе. Француз – вообще большой поклонник моделей Хардена: свой знаменитый постер через Леброна на Олимпиаде он оформил в Harden 7.

10. И снова Кобе

Закрывает десятку Nike Kobe 8. Не стоит выискивать причины в технических данных линейки Kobe, особенностях дизайна и прочих составляющих. Глобально причин такой востребованности ровно две. Первая, как бы это кощунственно, не звучало – смерть Кобе. Ранний или внезапный уход из жизни популярных людей всегда повышает спрос на их творчество. Второй важный фактор – поколение игроков, зашедшее в лигу, выросло на достижениях Кобе. Поэтому они хотят быть похожими на него хотя бы в каких-то внешних признаках: цитаты, движения, тату, кроссовки.

Почему в рейтинге нет Леброна? Обувка Джеймса всегда делалась конкретно под него, его именные модели всегда были более персонифицированы. Кроссовки Брайанта которого тоже имеют ярко выраженный характер и особенности, но при этом подходят более широкому кругу игроков. Дебаты на тему – чья именная серия от Nike круче – не состоятельна вообще. О чем говорить, если в одной только этой десятке у Кобе четыре «чемпионских титула», а у Леброна – ноль.

Бонус. Классический баскетбольный силуэт превратился в нишевый, но востребованный продукт

Неожиданно высокое (15-е) место в рейтинге заняли G.T. Hustle 2 – модель для тяжеловесов.

«Всю карьеру я провел в Nike Air Force 1 и никогда не пытался экспериментировать. Я смотрел на свою обувь как на вложение в собственное здоровье. Я не мог рисковать своими лодыжками, ведь это был инструмент моего заработка. И сегодня я не могу понять, почему все эти здоровые парни носят низкие кроссовки. Если ты часто под кольцом, борешься за подбор, за позицию, то просто обязан носить высокие кроссовки, в противном случае – тебе конец», – считает Рашид Уоллес.

И раньше подобное мнение было распространено не только среди бигменов: в высоких кроссовках бегали абсолютно все. Даже Кобе.

Сегодня ситуация обстоит полностью противоположным образом, но слова Уоллеса не потеряли своей актуальности. Если ты – большой парень, то к 30 годам ноги начнут тебя подводить, и нужно быть Джоэлем Эмбиидом, чтобы не понимать этого и бегать в кроссовках Sketchers. Но это единичный случай, в большинстве своем действительно габаритные игроки предпочитают не рисковать, и именно для таких Nike выпустили линейку Nike G.T. Hustle.

Это классический высокий силуэт, адаптированный под современные реалии НБА. Основательность здесь обеспечивает не столько классическая форма сапожка, сколько массивная подошва, передняя часть которой содержит двойной балкон Air Zoom. Кроссовки спроектированы так, чтобы удовлетворять все нужды больших: серийную прыгучесть, комфорт для широкой стопы, поддержку голеностопа. Именно в этой модели Виктор Вембаньяма поджидает свои первые именные кроссовки.

Помимо него Nike G.T. Hustle выбрали Руди Гобер, Джарен Джексон, Клинт Капела, Кевин Лав, Дрэймонд Грин, Деандре Эйтон и практически каждый запасной «большой» в НБА. Эти парни лучше других понимают, что любая травма в момент сделает их безработными, поэтому берегут здоровье. Именно эта многочисленная «безымянная» выборка является причиной, по которой в общем-то нишевая модель затесалась в число самых популярных.