11 мин.

У Йокича теперь есть персональный гимн. А клип на Sombor Shufflin вообще разрывает

Разобрали все отсылки.

Если Никола Йокич не идет к медийной славе, то медийная слава идет к нему сама. Причем не тяжелой поступью, а в ритмичном стиле шаффла. Шаффла, надо отметить, не простого, а сомборского, в честь родного города Николы. Именно так – Sombor Shufflin – называется песня, клип на которую запускает в стратосферу популярность серба.

А заодно заставляет копаться в многочисленных отсылках и аллюзиях, которыми напичкано это любопытное творение.

Что за песня?

Это самое крутое. Песня и клип – чистейший продукт DIY-культуры (Do It Yourself), к которому не имеют отношения профессиональные артисты, лейблы и уж тем более люди, как-либо связанные с самим Йокичем. Так выглядит народное признание.

Другие звезды НБА тратят баснословные барыши на сотрудничество с агентствами, которые выстраивают сложносочиненные маркетинговые стратегии и двигают персональный бренд игроков. А Йокич будничными высказываниями и поступками вдохновляет вольных художников на создание оригинальных локальных шедевров, получающих признание у хардкорной баскетбольной аудитории.

За созданием «Sombor Shufflin» стоит некто DJ Maculate – автор не шибко популярный. Среди его регалий – приз «Twitch TV Awards-2023» в категории «Video DJ of the Year», но у его канала на твиче только 10 тысяч фолловеров. Аналогичным образом обстоит дело и на YouTube. Сотрудничество с пусть и подзабытым, но все же рэп-классиком Redman (Maculate работал над одним из его клипов) не взвинтило количество подписчиков: у Maculate их 15 тысяч.

Иными словами, диджей обитает где-то на грани андеграунда и мейнстрима, стараясь аккуратно совмещать тренды обеих культурных категорий. И нет лучшего олицетворения подобного творчества, чем Йокич – трехкратный MVP НБА, один из величайших игроков в истории, и, вместе с тем, он на уровне своей пухловатой физиологии не переваривает «тяготы и обязанности» славы. О том, что Maculate идеально попал с выбором кандидатуры, свидетельствует огромный ажиотаж среди баскетбольных гиков.

Сайт LurkDesigns тут же выкатил коллекцию мерча, посвященную Йокичу (буррито с сыром в форме букв MVP – пальчики оближешь), болельщики из Европы и США наперебой хвалят DJ Maculate в комментариях, а тот пребывает в приятном шоке.

«Я знал, что Йокич крут, и пытался сделать контент как можно качественнее, но я не рассчитывал на такой прием. Теперь, когда я вижу, что мою работу так высоко оценили, я абсолютно точно сделаю вторую часть», – отписался автор.

Клип и впрямь удался.

По признанию самого Maculate, он взял наиболее известные фото, картины, а также моменты с участием Йокича и попытался составить из них пусть незамысловатую, но связную историю. «Официальный гимн Йокича», как его уже окрестили в сети, это непрерывное и остроумное чествование сербского центрового, колорита которому добавляет видеоряд. Режиссер не скрывает, что пришлось попотеть. Для обработки изображений он использовал десяток графических программ, с помощью которых постарался сделать движения и кадрирование более плавным и качественным. Получился, конечно, не «POWER» Канье Уэста, но более чем приемлемый продукт от творца-одиночки.

А для нишевой аудитории Sombor Shufflin и вовсе стал особым яством, поскольку баскетбольные гурманы найдут тут для себя немало интересного.

Sombor Shufflin – скопище видео- и аудиоотсылок

Начать хотя бы с названия. С одной стороны, shuffle – давняя часть музыкальной культуры, это разновидность танцевального движения-скользящей походки, главным популяризатором которого был крестный отец соула Джеймс Браун.

С другой, «Sombor Shuffle» – именно такое название дали коронному приему Йокича, когда сербский великан с особой грацией перебирает ногами перед тем как бросить по кольцу с отклонением. ESPN посвятил приему целое видео, в котором называет Sombor Shuffle полуброском с полуотшагиванием (почти миллион просмотров).

Так что Maculate начинает заигрывать со смыслами с самого начала и дальше только взвинчивает темп.

Йокич-барабанщик

Первый же кадр с маленьким Йокичем, играющим на барабанах, отсылает сразу в два адреса. Во-первых, к знаменитому фото, на котором совсем маленький Йокич стоит в толстовке с символикой своего будущего клуба «Денвер Наггетс». Фото немедленно завирусилось, а запросы на покупку мерча стали настоль частыми, что у фирмы Mitchell & Ness, обладающей правами на выпуск продукции с ретро-символикой клубов НБА, просто не осталось выбора. Пришлось специально выпускать партию свитшотов.

Во-вторых, – почему барабаны? Для начала, чтобы попасть в бит. А потом, не стоит забывать, что после чемпионства Йокич вместе со своей 2-летней дочкой Огненой сыграл на чемпионском кубке и награде MVP финала как на барабанах.

Картины, история и религия

Вот тут уже ощутимо заковыристее. Сопоставляя историческую значимость Йокича, Maculate задействовал целую картинную галерею, часть из которой не так-то просто распознать (я не разгадал, что за картины с лошадью и дедом с ружьем на 0:39). «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, на которой Йокич изображен в виде Иисуса, а апостолы – «Денвер Наггетс», включая главного тренера Майкла Мэлоуна, – узнается сразу.

Но вот картину Пая Йовановича «Великое переселение сербов» идентифицировать сложнее. Полотно изображает один из важнейших периодов в истории Сербии, когда в конце XVII века более 30 тысяч сербов мигрировали вследствие гонений и репрессий со стороны Османской империи. Патриарх Арсений III Чарноевич был главным вдохновителем и лидером похода. Именно он виден за спиной персонажа, в виде которого представлен Йокич.

Отдельная категория фанатов, отдавая должное работе Maculate, все же отметила, что Йокич, будучи человеком религиозным, мог бы посчитать кощунством изображение в образе Христа. Тем более, довольно часто и зачастую в весьма рисковых трактовках. Например, в какой-то момент Иисус появляется не только с лицом Йокича, но и в одном из комплектов формы «Наггетс» с цифрами 5280.

Но Maculate явно не хотел никого обидеть и не стремился ограничиться только религиозными или национальными аллюзиями. Например, Йокич изображен в виде всадника, указывающего киркой (значимая часть лого «Наггетс») куда-то в сторону. Любовь серба к лошадям – вообще одна из сквозных повествовательных линий клипа, поэтому за основу тут взят шедевр испанского классика Диего Веласкеса «Конный портрет Гаспара де Густава графа-герцога де Оливареса»

Поп-культура и случаи из жизни

В ролике хватает не только картин маслом, но и всевозможных любопытных зарисовок. Одна из них – прямая цитата чемпионского празднования «Денвера», когда Йокич затащил в бассейн сопротивлявшегося Джамала Мюррэя.

На этом романтизация чемпионского дуэта не заканчивается. Уже в следующем кадре парочка появляется в образах Билли Хойла и Сидни Дина из классики баскетбольной синематеки «Белые не умеют прыгать».

Еще в одном кадре Йокич и Мюррэй предстают героями греко-римского эпоса. Джокер уверенно правит колесницей, а Мюррэй демонстрирует владение луком. Если кто забыл, то «Синяя стрела» (по аналогии с героем комиксов Marvel «Зеленой стрелой») – одно из прозвищ канадца, которое он получил из-за знаменитого празднования.

Далее идет целый калейдоскоп из памятных эпизодов с участием Джокера. На 0:34 его слова о том, что «я чертовски рад, что остался на чемпионский парад» отлично сочетаются со строками песни «They talk about stats, I’m talking about team. Big Honey stays on parade, I’m the best you ever seen». Что-то вроде: «Они говорят о статистике, а я – о команде. «Большой Медок» остается на парад, я лучший из всех, кого вы когда-либо видели».

Тут же мы видим Йокича за лошадиной упряжкой, откуда его пришлось выковыривать, чтобы вручить награду MVP.

Кадр-скетч, пародирующей рекламу фастфуда Taco Bell в ходе церемонии драфта как раз в момент, когда «Наггетс» выбрали Йокича под 41-м пиком.

Поскольку о достоинствах Йокича нам повествуют посредством рэпа, то сопоставление с патриархами жанра можно считать правилом хорошего тона. Подвижную мимику Йокича примерили на знаменитое фото Бэррона Клэйборна «Король Нью-Йорка», в центре которого рэпер Notorius B.I.G.

Рифмы и панчи

Читала влетает на биток со строк об очевидном и насущном.

«It’s Big Joker straight from Sombor Plain three MVP’s, but they’re trying to lame my reign Should have been four, but they handed Jo the crown I stayed quiet, hit the court and shut it down»

Перевод:

«Это Большой Джокер прямиком из Сомбора Обладатель трех MVP, но мою власть пытаются ослабить Должно было быть четыре, но они передали корону Джо Я смолчал, вышел на площадку и остановил это»

О каком Джо (эле Эмбииде) идет речь – ясно. Досталось в клипе и еще одному сопернику в строчках «Доставляю передачи как чизбургеры, приношу счастье двоим // Я хожу сомборской походочкой каждый день, и я иду за тобой»

Строчки нарядно ложатся на видеоряд, в котором Йокич посредством этого самого «сомборского шаффла» деклассирует Энтони Дэвиса. Издевка мелькает дважды (на 0:28, а потом на 1:42).

Естественно, не обходят вечную тему.

«I’m the GOAT without needing to shout it out loud From Serbia to Denver, making my country proud»

«Я величайший на все времена, без нужды кричать об этом во все горло Из Сербии – в Денвер, гордость моей страны»

Строчки перекликаются с вариацией на тему мема, в котором телеведущий Шэннон Шарп в маске козла и майку Леброна изо всех сил старается убедить нас в том, что именно Джеймс – величайший.

Это не последний раз, когда Maculate прибегает к пародиям на Леброна и мемы о нем. В видео также можно заметить Йокича в бандане-дюраге – политкорректная отсылка к известному мему с Леброном с подрисованной сигаретой.

Уровень текстовой драматургии, конечно, не MF Doom, Black Thought или Кендрик Ламар, но свою задачу строки выполняют – врезаются в память, где начинают лихорадочно циркулировать, пробуждая желание вновь пересмотреть клип или нарезки лучших моментов Йокича. 

Maculate показал, насколько удачно можно популяризировать бренд отдельно взятого спортсмена (а заодно и свой) без внушительного бюджета, штата высококлассных профессионалов и кадров эксклюзивного интервью. Sombor Shufflin – живой, искренний, остроумный и по-хорошему хулиганский, а это как раз то, чего не хватает похожим друг на друга, стерилизованным рекламным кампаниям большинства спортсменов.

Ждем продолжения с непременными приветами олимпийской бронзе Йокича.