Самый ценный игрок
Ежегодно по завершению регулярного чемпионата Национальной баскетбольной Ассоциации проходит определение лучшего в сезоне игрока лиги – Most Valuable Player. Где-то с начала 1980-х победитель этой номинации получает особый приз: бронзовую статуэтку баскетболиста, ведущего мяч. Статуэтка имеет собственное имя. Названа награда в честь человека, никогда не игравшего в баскетбол, но заложившего основы профессионального баскетбола в том виде, в котором мы его знаем сегодня. Этот человек внедрил в НБА таймер 24-х секунд, организовал систему драфта, вывел баскетбол на телевидение. Его имя – Морис Подолов (Maurice Podoloff). Подолов – первый президент Национальной баскетбольной Ассоциации, сын беженцев из Российской Империи, родился в 1890-м году на территории современной Украины.
Приз NBA MVP
Так откуда родом?
Честно говоря, абсолютно точного ответа на этот вопрос пока что не отыскалось. Есть три версии места рождения Мориса Подолова. Первая – Елизаветград (сейчас – Кировоград). Этот город указан в профиле первого президента НБА на интернет-сайте Баскетбольного Зала славы имени Джеймса Нейсмита. Когда подавались документы на включение Подолова в Зал славы, заявка подкреплялась биографическими данными, не исключено, что проверенными и одобренными Морисом Подоловым лично.
В то же время, на официальном портале Национальной баскетбольной ассоциации можно найти справку, где указано, что Морис Подолов «…родился в России в 1890 году. Однако из-за скудного состояния документирования в то время, можно только предполагать, что дата его рождения: 18 или 31 Августа, и что местом рождения была Одесса».
Кстати, один из испаноязычных баскетбольных сайтов приводит обе версии: «согласно одним источникам, Морис Подолов родился в Елизаветграде 18 августа 1890 года; согласно другим – 31 августа в Одессе».
Третья версия приводится в публикации за авторством внучки первого президента НБА Хильды Подолов, в которой она рассказывает историю спортивной арены города Нью-Хейвен (штат Коннектикут), неразрывно связанной с историей семьи Подоловых. Вот что пишет внучка: «Кто такие Подоловы? Откуда они взялись? … из Подола, маленького городка к югу от Киева на Украине, которая тогда была частью царской России. Семья жила там в течение многих поколений. Как и многие другие еврейские семьи, после погромов 1888 года они решили эмигрировать, с целью найти безопасное убежище и начать новую жизнь в Америке. 23-летний Абрахам Подолов, его жена Дора и сын Морис оставили свою прародину и после долгого, трудного пути 18 августа 1890 прибыли в Касл-Гарден, порт Нью-Йорка».
Таким образом, есть три разных варианта места рождения первого президента НБА. Впрочем, в данном случае большее значение имеет не столько название города, из которого уехала семья Подоловых, сколько роль самого Мориса в создании и развитии НБА современного формата.
* * *
В кресле президента нескольких профессиональных спортивных лиг Морис Подолов проявил себя успешным и дальновидным менеджером. В основе всех его способностей – качественное юридическое образование, а также опыт работы в риэлтерской компании отца и в управлении спортивной ареной.
Родители и первые шаги
Первые два года отец Мориса Подолова работал в порту Джефферсона на Лонг-Айленд. И это было очень тяжелое время. Семья едва-едва могла наскрести достаточно денег, чтобы заплатить за аренду холодной, сырой квартиры. Деньги, оставшиеся после оплаты жилья, шли на то, чтобы купить хлеба из ржаного шрота. В июле 1894 года семья Подоловых переехала в ставший для них домом город Нью-Хейвен.
На новом месте Абрахам Подолов зарабатывал на жизнь, продавая масло, дрова, уголь, развозя товар при помощи тележки на конской тяге.
Подоловы
Через восемь лет отец Мориса накопил необходимую сумму, которая позволила ему начать собственный бизнес, связанный с недвижимостью. В 1902 году он открыл свой первый офис, еще через некоторое время стал представителем в Коннектикуте целого ряда крупных страховых компаний того времени. В итоге Абрахам добился значительных успехов в сфере недвижимого имущества и страхования и стал достаточно обеспеченным человеком. Всего у четы Подоловых было пятеро детей. Четыре сына: Морис, Дэвид, Джейкоб, Натан, а также дочь Лена.
Семья Подоловых, 1905 год. Морис – крайний слева
В 1909 году Морис окончил школу в Нью-Хейвене. Благо финансовое состояние родителей позволило выпускнику поступить в престижный Йельский университет, который Морис Подолов окончил в 1913 году. Еще два года он изучал право в школе при университете, по завершению обучения в которой Морис получил степень юриста.
По специальности Морис устроился на свою первую работу – поверенным в конторе Сэма Мейсона, который арендовал помещение в бизнес-центре, принадлежавшем Абрахаму Подолову. Несколько лет практики доказали Морису, что юриспруденция – явно не его призвание. Молодой человек решил присоединиться к бизнесу свого отца и занялся недвижимым имуществом. После того как с ними начал работать еще и Джейкоб, официально родилась семейная компания «А. Подолов и сыновья. Недвижимое имущество и страхование».
Арена Нью-Хейвен
Что общего между недвижимостью и спортом? Спортивные площадки, здания и сооружения. Судьбоносный для Мориса момент произошел в 1926 году, когда семье Подоловых предложили приобрести старую спортивную арену Нью-Хейвена. Местами полуразрушенную, зато оборудованную машинами для производства и сохранения льда. А это уже кое-что. Ведь в те годы большинство ледовых площадок вымащивалось натуральным льдом, привезенным с замерзших озер и рек. Подоловы выкупили ледяной каток, отреставрировали его.
Арена Нью-Хейвен
Уже в январе 1927 года «Арена Нью-Хейвен» представляла собой современное здание из кирпича, рассчитанное на 4000 мест: 13 рядов кресел для зрителей. Когда лед накрывали сменным деревянным полом-настилом, вместимость арены увеличивалась до 6 тысяч человек. Семейную компанию, управлявшую делами арены, возглавил старший из братьев – Морис, Натан стал главным менеджером, Джейкоб – секретарем, Дэвид – архитектором и консультантом.
Натан придумал раскрашивать лед в разные цвета. Благодаря красочному фону, ледовый каток главного спортивного зала города привлекал на трибуны большее число зрителей. Младший сын семьи Подоловых увлекался фигурным катанием, с его легкой руки фигурное катание стало частью американского шоу-бизнеса. «Арена Нью-Хейвен» была одним из залов, где в ходе свого показательного тура выступала знаменитая норвежская фигуристка Соня Хени – первая трехкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира и Европы в женском одиночном фигурном катании, киноактриса (снялась в десяти голливудских фильмах, в том числе, в «Серенаде солнечной долины»). Рядом с ней на фотографии – Натан Подолов.
Натан и Соня Хени. Фото из семейного архива Натана Подолова
В зале проходили различные концерты, соревнования по боксу и борьбе, родео, цирковые выступления, выставки собак, котов, и даже кулинарные классы. Но главным предназначением арены все же были хоккейные матчи. В комплекте со спортивным залом Подоловым достался семилетний договор аренды площадки (на 20 тыс. долларов в год) с хоккейной командой Йельского университета. Компания Подоловых разработала бизнес-план использования катка, который незамысловато назвали «Больше хоккея». Благодаря своим связям в муниципалитете Морис добился отмены местного закона, запрещавшего проведение спортивным мероприятий по воскресеньям. Этот день решено было наполнить матчами профессиональной хоккейной команды. Национальная хоккейная лига находилась вне переделов возможностей братьев, тогда они решили приобрести право учредить команду и получили представительство в Канадско-Американской хоккейной лиге. Новая хоккейная команда Нью-Хейвена «Зверь» (Beast) появилась в городе в 1927 году.
Самое яркое и масштабное выступление принадлежавшая Подоловым арена увидела 22 сентября 1972 года, когда в городе с концертом побывал Элтон Джон. Кроме этого, «Арена Нью-Хейвен» принимала в своих стенах московский Большой балет, звезд эстрады 60-х годов прошлого века: «Роллинг Стоунс», Боба Дилана, Джима Моррисона и его «Дорз». В 1972 году Арена была закрыта, а в 1975 – снесена.
Становление профессионального баскетбола
В 1920-30 годах баскетбол не являлся самым популярным в США видом спорта. Хотя первое профессиональное объединение баскетбольных команд – Национальная баскетбольная лига – на территории Северной Америки появилось еще в 1898 году. Просуществовав пять сезонов, НБЛ распалась на несколько самостоятельных лиг. В 1925 была предпринята еще одна попытка объединить в рамках национального чемпионата многочисленные команды, разбросанные по всей стране, – создается Американская баскетбольная лига (АБЛ). Однако с началом Великой Депрессии лигу пришлось закрыть. Ее бывшие игроки устроили «баскетбольные гастроли» по всей стране. Они давали несколько показательных матчей в каком-нибудь маленьком городке, после чего отправлялись в следующий. Этот «просветительский рейд» сделал свое дело: бурными темпами начал развиваться студенческий баскетбол. В 1937 воссоздается Национальная баскетбольная лига. Но вскоре началась Вторая мировая война, и большинство игроков были призваны в армию…
В середине 30-х годов прошлого века Морис Подолов работал секретарем-казначеем, а затем и президентом Канадско-Американской хоккейной лиги (это должность он получил не без протекции своего друга, владельца спортивной арены Кливленда Альберта Сутфина).
Под управлением Подолова КАХЛ поглотила подобную ей Интернациональную хоккейную лигу, в результате чего в 1940 году была учреждена Американская хоккейная лига, первым президентом которой стал Морис Подолов. АХЛ функционирует в Северной Америке до сих пор.
На стыке 1930-40 годов владельцы крупных крытых спортивных сооружений Америки как раз искали возможность получать дополнительную прибыль от арен в течение осенних и зимних месяцев. В дополнение к хоккею Альберт Сутфин предложил обратить внимание на обретавший популярность баскетбол. Аргументом в пользу этого вида спорта послужил тот факт, что баскетбольная площадка по размерам меньше хоккейной, а значит, накрыв лед деревянными пластинами, можно получить спортивную площадку в том же самом павильоне. Натан Подолов нашел способ, как соорудить на ледяном катке баскетбольную «поляну» всего за 35 минут.
6 июня 1946 года в нью-йоркской гостинице «Коммодор» дюжина владельцев наиболее крупных спортивных арен США решила создать Баскетбольную ассоциацию Америки. Так как многие «отцы-основатели» БАА были связаны с хоккеем, новая баскетбольная лига была сформирована по образу и подобию профессиональных хоккейных организаций. Морис Подолов даже не был приглашен на встречу в Нью-Йорке (арена в Нью-Хейвене не считалась ни важной, ни крупной). Артур Вирц, представитель группы попечителей, сначала собрался предложить кресло управляющего Баскетбольной ассоциацией Хэндли Бушнеллу, комиссару Атлетической Ассоциации колледжей (NCAA). Но Бушнелл запросил гарантированный годичный контракт на 25 тыс. долларов. Тогда Альберт Сутфин «намекнул» Вирцу, что Морис Подолов весьма успешно руководит Американской хоккейной лигой всего за 9000 долларов в год. Как уже говорилось, многие учредители БАА имели собственные хоккейные команды и были хорошо знакомы с репутацией и деловыми качествами Мориса. Его кандидатура не вызвала никаких возражений, поэтому «хоккеиста» Подолова выбрали управлять новой баскетбольной лигой. Таким образом, Морис Подолов стал первым спортивным функционером в Северной Америке, кто одновременно контролировал две профессиональные лиги.
Первый матч составленной из одиннадцати команд Баскетбольной ассоциации Америки прошел 1 ноября 1946 года в Торонто, «Нью-Йорк Никербокерс» обыграли «Торонто Хаскиз» со счетом 68:66. Эта дата официально обозначена в анналах истории как рождение одного из крупнейших спортивных и коммерческих предприятий современности – НБА. Позже Морис Подолов часто вспоминал, что та игра не получила абсолютного успеха, хотя и собрала 7090 зрителей.
Располагая внушительными финансовыми средствами, Баскетбольная Ассоциация Америки составила серьезную конкуренцию уже существовавшей НБЛ. И все же первый сезон БАА прошел ни шатко, ни валко. В попытке сэкономить на путевых расходах, лига сократила календарь до 48 игр, а такого количества матчей было явно недостаточно для того, чтобы в полной мере разобраться в силе команд. Да и зрители баскетбол особо не жаловали. Уже следующий сезон-1947/48 годов, показал, что для того, чтобы остаться на плаву, БАА требуются серьезные реформы, способные повысить популярность игры. Их воплощением и занялся Морис Подолов.
Президент Ассоциации пришел к выводу, что спасти новое детище от краха поможет вливание новых игроков, а также привлечение к участию в соревнованиях большего количества динамичных команд. Свою идею Подолов решил проверить путем слияния Баскетбольной Ассоциации Америки и Национальной баскетбольной лиги. Набиравшая обороты БАА успешно переманивала к себе не только отдельных игроков, но и целые клубы Национальной Баскетбольной Лиги, окончательно утратившей способность сопротивляться экспансии. Неизбежное произошло в 1949 году, когда НБЛ покинули шесть лучших команд, влившихся в Баскетбольную ассоциацию Америки. Отныне в США оставалась лишь одна крупная организация, объединявшая все профессиональные баскетбольные команды. Ныне название этой организации известно всем любителям спорта – Национальная Баскетбольная Ассоциация. Естественно, Подолов стал первым президентом НБА.
Морис Подолов был инициатором ряда новшеств и нововведений, преобразивших и улучшивших профессиональный баскетбол середины прошлого века. Он сделал спортивную игру жизнеспособным бизнесом, предоставил возможность более бедным командам НБА отсрочивать платежи в кассу лиги и даже время от времени одалживал таким клубам деньги. Первый президент НБА организовал систему драфта – выбора профессиональными клубами новичков из числа игроков университетских команд, при этом схема драфта такова, что самый слабый на данный момент клуб имеет больше шансов приобрести сильнейшего из баскетболистов-новичков. Но наиболее ценная его заслуга – внедрение обязательного 24-секундного таймера, превратившего нудный баскетбол 40-50 годов, в потрясающе быструю игру.
Подолов говорил, что на первоначальном этапе развития крайне важной была задача повышения популярности игры. Отсутствие таковой просто-напросто привело бы к тому, что игроки, тренеры и персонал всех 17 команд НБА остались без дела, а из-за недостаточного внимания со стороны зрителей команды теряли до $100000 за сезон. Президент НБА однажды признался, что пришел в ужас, наблюдая за ходом поединка между клубами городов Миннеаполис и Детройт (тот матч 1950-го года завершился со счетом 19:18 в пользу «Миннеаполис Лейкерс»). Без какого-либо ограничения времени на атакующие действия, команды искусственно снижали темп игры. Собравшиеся на трибунах болельщики бурно выражали свое недовольство, освистывая игроков обеих команд. Вскоре Морис Подолов предложил идею использовать для отсчета лимита времени на атаку 24-секундные часы, созданные итальянским иммигрантом, владельцем команды НБА «Сиракузы Нешиналс» Дэнни Биасони.
Биасони два года хронометрировал баскетбольные поединки. Конструктор-изобретатель подсчитал, что при нормальном ритме игры каждая команда за матч успевает сделать 75-80 бросков по кольцу соперника, в среднем один бросок за 18 секунд. Поэтому он предположил, что 24 секунды будет как раз достаточно, чтобы организовать и провести одну атаку. Биасони представил свою идею 22 апреля 1954 года, на ежегодном собрании НБА. Владельцам команд изобретение нравилось, и они согласились опробовать идею уже в следующем сезоне.
Нововведение имело потрясающий успех! В чемпионате-1954/55 годов посещаемость матчей команд НБА выросла почти на 60%, все дальнейшие сомнения в популярности игры были сняты. Новый, динамичный, остро атакующий баскетбол «дорос» до телевизионных трансляций. В 1954-м президент Национальной баскетбольной ассоциации заключил первый контракт с телевизионщиками, заплатившими $3000 за права на трансляцию поединка регулярного чемпионата, и $5000 за матч плей-офф. «Мы сделали шаг, способствовавший национальному признанию игры», – сказал об этом историческом моменте Морис Подолов.
Морис Подолов ни в детстве, ни в юношеские годы, никогда не играл ни в баскетбол, ни в хоккей. Тем не менее, журналисты постоянно «сватали» его в «кудесники баскетбола» (это при росте 5 футов и 2 дюйма – 157 сантиметров).
Комиссионер БАА Морис Подолов жмёт руку известному тренеру Джо Лапчику
После своей отставки с поста президента НБА в 1963 году Морис «разоблачил» этот тезис, признавшись в интервью «Нью-Йорк Таймс», что до того, как принять руководящую должность профессиональной баскетбольной организации, он видел баскетбол всего один единственный раз в жизни – когда учился в университете. «Я не был спортсменом, – сказал Подолов, – я был бизнесменом. Я просто выполнял работу, которую мне поручили».
В 1974 первый президент Баскетбольной ассоциации Америки и Национальной баскетбольной Ассоциации был включен в Баскетбольный Зал славы имени доктора Джеймса Нейсмита. В честь Мориса Подолова названа награда самому ценному игроку регулярного чемпионата НБА – Most Valuable Player Award: «Maurice Podoloff Trophy», самый престижный индивидуальный приз Ассоциации.
У Мориса Подолова и его супруги Гертруды было трое детей: сыновья Уиллаим и Доран, дочь Эвелин.
Он умер в Нью-Хейвене 24 ноября 1985года в возрасте 95 лет…
* * *
В подготовке материала использованы публикации по истории НБА, а также информация из переписки автора с представителем группы коммуникации по международным контактам нью-йоркского офиса НБА и внучатым племянником Мориса Подолова (внуком Натана Подолова).
А если серьёзно, спасибо, весьма и весьма интересный материал.
З.ы. Чет я не пойму, а почему я не могу этот спам в комментариях потереть??
http://s019.radikal.ru/i634/1205/c3/13dc65752295.jpg
http://s019.radikal.ru/i633/1205/9b/d45b9caf70cb.jpg
http://s019.radikal.ru/i624/1205/6f/473e92d7e7a0.jpg
http://s019.radikal.ru/i629/1205/9f/3ae8beda6a7e.jpg
http://s004.radikal.ru/i207/1205/c6/c1734323918c.jpg
http://s019.radikal.ru/i627/1205/20/16d9725b4110.jpg
http://s019.radikal.ru/i634/1205/b2/fef4d1947d90.jpg
http://s018.radikal.ru/i518/1205/ce/6bb6396a39bf.jpg