9 мин.

Новая арена «Клипперс» – баскетбольный Диснейленд стоимостью 2 млрд долларов

Долгожданная гавань «парусников».

Когда большую часть своей клубной истории прозябал на дне, спорное утверждение «чем больше, тем лучше» уже не кажется спорным. Выкрученный до предела максимализм, технологичное барокко и эпический размах при строительстве новой арены «Лос-Анджелес Клипперс» (0 финалов за 54 года, предпоследнее место в истории НБА по общему проценту победу, антирекорд по числу сезонов без плейофф – 36, вечное соседство с «Лейкерс», в том числе на арене) – все это объяснимо. Это не необоснованное барство, это попытка всеми способами изменить собственный культурный код.

Главная фишка «Интуит Доума» – интерактивное игровое табло. Шедевр хай-тек технологий, который плюется майками

«Halo Board» – некое подобие кинотеатра IMAX, только в разы масштабнее. Инициатора подобной гигантомании можно угадать с одной попытки. Когда владелец «Клипперс» Стив Балмер получил изначальные проектные наброски Halo Board, его первыми словами, обращенными к генеральному директору Halo Sports and Entertainment Джиллиан Цукер были: «А сделайте-ка побольше!». Когда это говорит человек с состоянием порядка 125 миллиардов, остальные, как правило, делают. И делают на совесть.

В основе Halo Board – видеоплата, разработанная и произведенная компанией Daktronics, оснащенная самым большим в мире двусторонним дисплеем с разрешением 4K и размером около 3500 квадратных метров. Это больше, чем 3 тысячи 60-дюймовых телевизора или 233 миллиона светодиодов. Если технологический «бейгл» под названием Halo Board вытянуть по горизонтали, то он окажется в три раза длиннее знаменитой надписи Hollywood.

«Есть множество ответов на вопрос, что будет отличительной чертой «Интуит Доума», – поясняет Цукер, которая еще и является президентом по бизнес-операциям «Клипперс». –Месторасположение, комфорт каждого зрительского места... но когда я думаю о том, с чем у болельщиков будет ассоциироваться новая арена, о чем они будут думать, возвращаясь с матча домой – это размер и возможности Halo Board».

Достаточно сказать, что купольная крыша арены была специально спроектирована с учетом особенностей Halo Board. Помимо непосредственно размеров важно было оптимизировать пространство таким образом, чтобы табло не мешало обзору площадки с мест, расположенных на самых верхних ярусах. По всему периметру овального табло будут транслироваться различные ракурсы картинки. Там же будут отображаться счет и самые дотошные детали и статистические данные игроков: возраст, рост, вес, размах рук, размер обуви, короче, все чуть ли не до процента жировой прослойки и содержания сахара в крови.

«Это какое-то безумие. Я знал, что эта штука огромная, но даже не представлял насколько. Настоящее сумасшествие», – восторгался техникой защитник «Клипперс» Терренс Манн, посетивший презентацию.

Но грош цена была бы всей этой светящейся тарелке, если бы она… не умела плеваться майками!

Девушки в мини-юбках с пневморужьями, отстреливающие майки на трибуны, наверняка никуда не денутся (это критически важно для эстетики). Но отныне, чтобы у каждого болельщика был шанс получить футболку, вне зависимости от ряда, на котором он сидит, сувенирку будут запускать прямо с верхней части Halo Board. Эта деталь, по словам Балмера, обязательная составляющая «баскетбольного рая», который он видит в «Интуит Доуме». Ведь визуальная составляющая, как бы крута и технологична она не была, далеко не главная и не единственная при посещении баскетбольного матча.

Кресла с джойстиками и рекордное количество писсуаров – для посетителей. Бассейн с морской водой и раздевалка с плюшевым покрытием – для игроков

Каждому – по потребностям. Главной из которых для большей части зрителей является не столько качество баскетбола или его показа, сколько личный комфорт. Балмер, не только как грамотный бизнесмен, но и как антрепренер, это прекрасно понимает. Поэтому место каждого зрителя на новой арене будет представлять собой отдельную инклюзивную площадку. Речи о подстаканниках, зарядках для телефонах и Wi-Fi даже не идет: все в наличии. Среди новшеств: вмонтированные в кресла светодиоды PixMob, которые будут мигать и переливаться, превращая арену в световую инсталляцию. Конферансье не придется просить зрителей включить фонарик на телефоне.

Подлокотник каждого сиденья оснащен игровой консолью с четырьмя разноцветными кнопками, которые болельщики могут использовать в качестве геймпада. Например, анимация, выводимая в больших перерывах на экран, отныне будет управляться самими болельщиками. Чтобы еще больше расширить возможности фанов, на «Интуит Доуме» установили специальную систему подсчета шумов, которая измеряет уровень звука не только на арене, но и на каждом отдельно взятом месте. Чем более истошно будет вопить болельщик, тем щедрее его премируют.

«Стив всегда говорит о том, что хочет большей вовлеченности фанатов, чтобы они были участниками игры, – рассказывает Цукер. – Система подсчитывает уровень шума, и те зрители, кто активнее всего поддерживает команду, будут получать призы. Не только скидочные купоны или сувенирную продукцию. Мы сделаем накопительную систему, чтобы болельщик мог сам решить, какой приз получить. Это может быть встреча с игроками команды, экскурсия по стадиону; у нас много опций. Мы собираемся геймифицировать болельщиков «Клипперс».

А чтобы болельщики не описались от счастья в процессе геймификации, в «Интуит Доуме» организовали 1160 туалетов и писсуаров – больше, чем на любой другой арене НБА. Это стало мемом еще на первой презентации арены – усилиями Балмера, конечно.

Не забыли и о питании. Меню сорока ресторанов составляли с учетом многогранности этнических групп, проживающих в Лос-Анджелесе. Проще говоря, старались брать все самое вкусное и интересное из паназиатской, мексиканской, пуэрториканской кухонь.

«Хот-доги в беконе, острый жареный цыпленок по-корейски, суши с соевой пудрой, чуррос, претцели. Все это можно будет оплатить в приложении. Мы хотим, чтобы посетители в прямом смысле чувствовали себя как дома», – объясняет Цукер.

А вот кто точно будет проводить на арене времени не меньше, чем дома, так это игроки. Новички, возможно, вообще соберут чемоданы и переедут сюда жить. Две полноценные площадки, залы для силовых и кардио тренировок, комната восстановления, биометрическая лаборатория, столовая, зона отдыха на открытом воздухе, сад под открытым небом с естественным освещением, восстановительный бассейн олимпийского размера с морской водой. Внутри раздевалки с плюшевым ковровым покрытием есть еще одна раздевалка – для смены и размещения игровой обуви, в которой хватит места 32 парам кроссовок. Пи Джей Такер однозначно одобряет.

«Интуит Доум», как и большинство современных арен НБА, расположен отнюдь не в чистом поле. Новый магнум-опус Балмера построен на территории комплекса Hollywood Park, частью которого является «Соу Фай Стэдиум» – дом клубов НФЛ «Лос-Анджелес Чарджерс» и «Лос-Анджелес Рэмс.

А неподалеку находится принадлежащий Балмеру «Киа Форум» – некогда дом для «Лейкерс», «Спаркс» и «Кингз», а теперь просто одна из уютных концертных площадок Лос-Анджелеса. По нынешним меркам – музейный экспонат, но в 1984-м все было иначе, именно в «Форуме» проходил баскетбольный олимпийский турнир. Грядущий, как несложно догадаться, будут проводить в 2028-м на «Интуит Доуме». Но еще раньше здесь состоится Матч всех звезд НБА-2026. Об этом было объявлено еще до того, как началось строительство арены – беспрецедентный случай в истории лиги; никогда НБА не назначала Матч звезд на несуществующей арене.

15 августа «Интуит Доум» открылся концертом Бруно Марса. «Клипперс» предстали в своем репертуаре

Все новое – это не только хорошо забытое старое, но и еще не до конца оформившееся настоящее. «Клипперс» сделали бесплатную парковку и бесплатные трансферы для зрителей, чтобы пышно презентовать «Интуит Доум» концертом Бруно Марса. Действо удалось, но не сразу. Сперва зрителям пришлось покучковаться перед входом: концерт начался с двухчасовой задержкой. Системы входа в зал с помощью смартфона и распознавания лиц не работали, что создавало трудности при входе и вынудило персонал проверять электронные билеты по старинке, один за одним.

Посетители жаловались на длинные очереди, отсутствие четких указателей и медленный, сбивчивый Wi-Fi. Взбунтовалось хваленое приложение, которое полностью заменяет наличные, многие попросту не могли расплатиться за хот-доги в беконе и претцели и за мерч артиста. То ли кибер-атака фанов «Лейкерс», то ли арена новая, а аура старая.

Но поводов унывать у «Клипперс» нет. Концертная программа на «Интуит Доуме» уже распланирована до середины осени, а за это время вся структура точно войдет в рабочий ритм. А вот насчет баскетболистов – чемпионства от них никто не ждет, но Кавай и компания должны сопроводить премьеру новой арены качественным, ярким сезоном. Чтобы было что крутить на пресловутом экране Halo Board.

Фото: East News/Ringo Chiu via AP, Brian Rothmuller/Icon Sportswire via AP Images; nba.com/clippers