Франция убрала Гобера в запас и стала лучше. Для Руди это не впервой
Размах рук – самая ходовая валюта в сегодняшнем баскетболе.
НБА достигла той точки, когда в ней найдется «покупатель» на любой тип навыков. Но еще до выхода баскетболиста на площадку, его размах рук будет обсасываться как сладкий леденец. Иногда создается впечатление, что на основании одного этого показателя человека порой готовы держать в составе «про запас». И в обсуждении потенциала без длиннорукости теперь тоже не обойтись.
Мне кажется, в современной НБА Коди Зеллер вряд ли бы считался игроком с высоким потенциалом. И дело не только в его навыках. У него короткие руки – при росте в семь футов его размах рук составляет лишь 6 футов и 10 дюймов. А как писал Дэвид Эпштейн, автор книги «Спортивный ген», игроки НБА по соотношению роста к размаху рук соответствуют одному из симптомов болезни Марфана, которая, помимо прочего, характеризуется аномальной длиной конечностей и пальцев.
Уже в 2016-м году появились данные, что размах рук лучше коррелирует с продвинутыми защитными статистиками, нежели, например, рост. Неудивительно, что скауты НБА высоко оценили Алекса Сарра, который на 100% соответствует представлению о современном «большом». При росте 216 сантиметров он может похвастаться 226-сантиметровым размахом рук при всего лишь 100 килограммах веса.
Когда-то НБА была игрой больших людей, «великанов». Теперь это игра долговязых ребят с паучьими пальцами. Новая НБА – лига худосочных дрищей, так и запишите.
Виктор Вембаньяма – квинтэссенция этой эволюции. Его называют пришельцем или инопланетянином, хотят даже сделать это его фишкой и частью персонального бренда. Как по мне, он похож не на пришельца – он похож на то, как пришельцы представляли бы себе идеального баскетболиста.
Только вот если вырастить такое длиннорукое существо в пробирке, то хорошо играть в баскетбол оно не будет. Если одновременно собрать на площадке несколько таких слендерменов, то получится сборная Южного Судана. В любом случае нужны еще навыки.
С этим у Вембаньямы проблем нет и не будет. Кое-чему он еще научится, многое умеет прямо сейчас. И даже если у него не идет бросок или еще что-то не ладится – его все равно нужно держать на паркете. Потому что он дает защиту на всех этажах и уникальное сочетание умений, которые кажутся взаимоисключающими. Именно поэтому 20-летний Вембаньяма находился на площадке в решающие моменты для сборной Франции.
И знаете, кого там не было в ключевые минуты? Руди Гобера.
Задолго до Олимпиады ходили разговоры, что за Францию может выступать Джоэл Эмбиид. Лидер «Филадельфии» сделал выбор в пользу США, супертроицы в передней линии у французов не случилось. На старте Олимпиады тренерский штаб пытался заигрывать Вембаньяму и Гобера вместе, но получалось через пень-колоду, поскольку игрок «Сперс» через пост не давит из-за веса, а Руди этого просто не умеет. Да, перекрывали небо в трехсекундной зоне, но терялось слишком много других плюсов.
В плей-офф Руди отъехал в запасные, а Вембаньяму дополняли андерсайзами типа Лессора и Ябуселе – получалось в разы веселее. Когда эти двое крошили соперников в краске, то я вспомнил их соотечественника Ронни Тюриафа, который мне нравился в «Лейкерс».
У Гобера же получился смазанный турнир. По цифрам – ну совсем все печально (3,3 очка + 4 подбора + 1,3 блок-шота). В четвертьфинале он получил всего три минуты и ввязался в какую-то неприятную кашу – игрок назвал причиной снижения игрового времени перенесенную на пальце операцию, в то время как тренер Венсан Колле прямо назвал это своим решением.
В полуфинале в активе Гобера пять минут на площадке. В финале ему отгрузили аж 12 минут, но вскоре после церемонии награждения начались разговоры, что Руди может завершить карьеру в национальной команде.
Потому что как говорили в GTA IV: «Зачем жрать капусту, если есть картошка?»
Вембаньяма – будущее французского баскетбола. В защите он умеет все примерно то же самое, плюс в атаке от него нельзя отходить ни на шаг. А у Гобера есть четыре звания Защитника года в НБА… и репутация игрока, которого лучше убрать с площадки в важный момент.
Если бы не спорный свисток в игре с Японией, то хозяева Игр вообще не вышли бы в плей-офф. Но на стадии игр навылет Гобера отправили в запас – и команда завоевала серебряные медали. Во многом благодаря тому, что в отсутствие Руди у французского нападения появилось пространство для маневра.
Гоберу же только 32 года, он лучший оборонец НБА! Если судить по числу этих наград, он вообще один из лучших защитников в истории, нет?
Но то, что случилось на Олимпиаде – не единичный случай. Буквально за несколько месяцев до этого в плей-офф НБА выяснилось, что Руди Гобер ничего не может противопоставить Николе Йокичу. А в финале конференции на француза с хищной устремленностью разменивался Лука Дончич. Игроки НБА в анонимных опросах называют Гобера самым переоцененным баскетболистом лиги, а его потешная попытка отзащищаться против Стефа Карри на периметре вошла в летопись мемов современной НБА.
Гобер запомнится как парадоксальный игрок – элитный защитник исторического масштаба, которого нередко убирали с площадки во избежание неблагоприятной ситуации в защите.
Причем Гобер прав, если считает критику в свой адрес незаслуженной или не совсем заслуженной. Он действительно классный защитник, который крут настолько, что игрок с мячом зачастую предпочтет не идти под кольцо, чтобы не нарваться на блок-шот от Руди. На глаз же тяжело определить, как сопротивление со стороны Гобера влияет на процент попадания. А в плей-офф Гобера вытаскивают на периметр для противодействия лучшим снайперам мира в ситуации один на один. Много ли центровых в истории не выглядели бы на таких разменах глупо? В «Юте», например, Руди был последователем другого великого защитного бигмена, Марка Итона. Но Итон играл в эпоху, когда он него не требовалось танцевать в районе трехочковой. Стой себе в краске и накрывай людей.
Невооруженным взглядом лучше считываются как качественные те защитники, которые не становятся откровенными жертвами на разменах. Энтони Дэвис, к примеру, или Бэм Адебайо. Но эти ребята и ниже Гобера – они даже не семифутеры. А какой игрок сопоставимых с Руди габаритов сумел бы не упасть в грязь лицом в экстремальном размене? На ум приходит разве что Яннис да и Вембаньяма, которого еще не тестировали в плей-офф НБА.
Дискуссия о полезности Гобера на площадке во многом завязана на личных предпочтениях. Что вы выберете – универсализм или высочайший уровень в одном навыке при недоборе в остальных? Так и с Гобером и его рим-протекцией.
Что касается нападения, когда у Франции был Томас Эртель, то можно было и из Гобера извлекать пользу. Без отменного разыгрывающего и мастера двоечек Руди приходится гораздо сложнее.
Можно воспринимать это как камень в огород Гобера. А можно просто признать, что в своем специфическом ремесле он добился выдающихся высот. Но, как говорится, вкачал все скиллпоинты в ограниченный пул навыков.
Может, Гоберу и правда пора сказать в отношении сборной Франции: «Мои полномочия здесь все». Признать, что он успел сделать для команды много хорошего. И что его молодой наследник будет еще лучше.
Учитель ведь все равно продолжится в своем ученике.
Фото: Gettyimages.ru/Gregory Shamus
Старики помнят, как ломались копья в спорах о вингспане Хашима Табита. Вопрос о том, считать нулевым или отрицательным вингспан Келли Олиника и Джареда Саллинджера. Клешни Рондо и Кавая тоже помним.
И даже как зарегистрированные пользователи мерились между собой не привычной длиной авторитета, а вингспанами.