Семь сезонов в НБА, конкурсы данков и дебют на Олимпиаде… в пляжном волейболе
Вторая карьера Чейза Бадингера.
Чейз Бадингер доказал, что белые умеют прыгать… из баскетбола в волейбол.
В ходе парижской Олимпиады глобализация баскетбола достигла нового уровня – этот вид спорта теперь присутствует и в других дисциплинах. Пока звезды НБА собираются на баскетбольном турнире, 36-летний экс-баскетболист Бадингер выступает в турнире по пляжному волейболу.
Многолетняя работа Бадингера впечатляет
«Еще в детстве я смотрел по телевизору Олимпийские игры и мечтал о том, чтобы когда-нибудь поехать туда, в страны, о которых ничего не знаю, представлять Соединенные Штаты и носить звание олимпийца», – признавался Бадингер в преддверии поездки в Париж.
Грезы и видение будущих успехов заставляют сперва определиться с целью, а затем и двигаться к ее достижению. Но мечтают все, а конкретные шаги предпринимают немногие. Форвард университета Аризоны, «Хьюстона», «Миннесоты» и еще трех клубов НБА и Евролиги Чейз Бадингер никогда не ставил мечту стать участником Олимпиады на пьедестал, но и не отпускал ее слишком далеко.
Как и волейбол.
Бадингер начал играть в волейбол в 12 лет, но уже к 14 осознал, что ему не хватает ощущения пространства, воздуха, куража, и увлекся пляжной вариацией этого вида спорта.
«Все время в старших классах я пропадал на пляже Мунлайт-Стейт-Бич. Там оттачивали мастерство лучшие волейболисты Сан-Диего. Именно участвуя в турнирах против них или просто разминаясь неподалеку, глядя на то как они тренируются, я понял, что люблю этот спорт. Тогда никто не говорил о наличии у меня задатков волейболиста. Я играл только ради любви к этому виду спорта», – скромничает Бадингер.
Во время учебы в школе Ла Коста Каньон он совмещал волейбол с баскетболом, и уже тогда Бадингер трижды становился чемпионом штата по волейболу в помещении. Но баскетбольная карьера манила сильнее: Чейз котировался в топ-5 школьников страны, а в 2006-м стал со-MVP самого престижного школьного «Матча звезд» McDonald’s All-American вместе с неким Кевином Дюрэнтом.
Два крупнейших калифорнийских университета USC и UCLA зазывали Бадингера, упирая на то, что дадут ему возможность заниматься обоими видами спорта. Но Чейз решил трезво взглянуть на вещи и, отложив волейбольный мяч в долгий ящик, предпочел университет Аризоны, где сосредоточился на выступлениях за баскетбольных «Уайлдкэтс».
«Знаю, все считают, что если ты спортсмен, то в университете тебе не обязательно ходить на занятия и учиться. Так вот это чушь, с учетом постоянных тренировок и подготовок к матчам тяжело совмещать учебу с одним видом спорта. Не говоря уже о двух. Так что я решил не хвататься за все сразу, а посмотреть, куда меня заведет баскетбол», – обьясняет свое решение Бадингер.
И это решение себя оправдало. Чейз дважды включался в символические сборные лучших игроков конференции Pac-10. В 2009-м он выставил свою кандидатуру на драфт, где его выбрали под 44-м номером. В НБА он дебютировал за «Хьюстон»
Карьера Чейза в НБА получилась непродолжительной, но насыщенной. Волейбол тоже присутствовал
В отличие от школьных лет, в НБА ни у кого не возникало сложностей с выбором, кому отдать предпочтение – Бадингеру или Дюрэнту. Чейз был качественным скамеечником, неплохо реализующим свои шансы (43% с игры за карьеру), исправно забивающим из-за дуги (35% точности издали) и время от времени опровергающим утверждение о неспособности белых прыгать.
Лучше всего ему это удалось в рамках конкурса по броскам сверху. Турнир в итоге выиграл Джереми Эванс из «Юты», но Чейз определенно запомнился.
В общей сложности Бадингер провел семь сезонов за «Хьюстон», «Миннесоту», «Индиану» и «Финикс», заработал 18 миллионов, а напоследок устроил для себя культурно-ознакомительную экскурсию в испанскую «Басконию».
Все это время Бадингер не упускал возможность попрактиковаться в волейболе, а заодно популяризировал игру среди баскетболистов НБА.
«У нас была своя команда – «Хуперс», мы принимали участие в разных благотворительных турнирах и местечковых чемпионатах. Кроме меня за нее играли Кевин Лав и Ричард Джефферсон. Знаете, в лиге порядочное количество баскетболистов, которые уважают пляжный волейбол. Люк Уолтон, к примеру, играл даже после того, как закончил карьеру в НБА. Говорю вам, если бы кто-то из них захотел поехать на Олимпиаду чуть больше, чем я – у него бы получилось», – великодушное замечает Бадингер.
Но, главное, как было сказано выше, не мечты и не желания.
«Большинство парней, когда заканчивают заниматься спортом, не готовы к следующему путешествию. Мне же повезло. Я заранее знал, чем хочу заняться и что нужно для этого делать. Поэтому после завершения баскетбольной карьеры почти сразу стал не просто заниматься другим видом спорта, а начал выступать на самом высоком уровне. Баскетбол определенно помог. Увлечение обоими этими видами спорта давало результат. Это доказывали парни и до меня», – справедливо заметил Бадингер в подкасте Sandcast volleyball.
До Бадингера был Джад Бушлер, который в том же университете Аризоны считался одним самых перспективных волейболистов страны и при этом успевал выступать за баскетбольную команду. В таком энергозатратном режиме он провел четыре года, после чего попал в НБА, где в середине 90-х очень вовремя обосновался в составе «Чикаго». Уверен, три чемпионских титула слегка скрашивают ему напоминание о том, что за все время в НБА Джад сыграл лишь в нескольких матчах по пляжному волейболу, который еще не набирал популярность.
А до Бушлера был Кит Эриксон – высоченный парень из Калифорнийского университета, выигравший с баскетбольной командой два титула NCAA (в 1964-м и 1965-м). Но на Олимпиаду-1964 в Токио Кит поехал в составе сборной США по волейболу, а не баскетболу, как его одноклубник по UCLA Уолт Хэззард. Волейбольная сборная, в отличие от баскетбольной, провалилась в Токио, но судьба вознаградила Эриксона позже. Форвард отыграл в НБА 12 сезонов в НБА за «Уорриорз», «Буллз», «Лейкерс» и «Санз», но самым памятным стал для него чемпионат-71/72, в котором он стал чемпионом вместе с «озерниками».
А MVP того финала-1972 был Уилт Чемберлен – пристрастие великого центрового к пляжному волейболу хорошо зафиксировано.
Наличие предшественников не приуменьшает стараний Бадингера. В 2018-м, всего через год после завершения карьеры в баскетболе, Чейз был признан новичком года, став самым результативным игроком Ассоциации Профессионалов Волейбола (AVP) – самого крупного и продолжительного тура по пляжному волейболу в США. В следующем сезоне – первый чемпионский титул. Но было бы наивно думать, что переход в другой вид спорта дался Бадингеру настолько просто.
Сперва пришлось менять собственное тело. При росте 2 м Чейз играл в баскетбол с весом 100 кг. Первое что пришлось делать – сбрасывать 5 кг, затем менять работу ног и развивать координацию, чтобы более экономно передвигаться на ограниченном пространстве. Однако самым радикальным изменением стала подготовка к тому, что на протяжении нескольких дней подряд приходится проводить по несколько матчей.
«Выносливость и готовность организма к немедленной акклиматизации играют определяющую роль. Сегодня на турнире в Китае скорость ветра может достигать 10-15 м/c, в то время как на следующей неделе в другой стране может быть 35 градусов при влажности 80%. Часто погодные условия изматывают еще до того, как выходишь на площадку», – объясняет Чейз.
Постигать все эти премудрости Чейзу помогали его первые партнеры по команде: участник Олимпиады-2008 и 2012 Шон Розенталь и участник Олимпиады-2016 Кейси Паттерсон, а позже – его нынешний партнер по команде Майлз Эванс. Сперва на Бадингера с Эвансом смотрели больше как на любопытный эксперимент. Опрос Volleyball Magazine в начале олимпийской квалификации в январе 2023-го давал им 1% на поездку в Париж. Но Бадингер и Эванс превратились в грозную силу, за год поднялись на 2-е место в национальном рейтинге и на 13-е – в мировом.
Старые знакомые из баскетбола – Леброн, Кевин Дюрэнт и Дайана Таурази – подбадривали Бадингера еще до старта олимпийского турнира. А с Девином Букером они даже успели пересечься на 17 игр в «Финиксе», когда защитник был новичком, а Чейз заканчивал карьеру в НБА! И вот какими разными путями они пришли к встрече в Париже.
В первом туре Бадингер и Эванс победили французский дуэт Юсефа Кру и Арно Готье-Рата, и последний не поскупился на комплименты в адрес конкретно Бадингера.
«Ничего кроме уважения. Я не знаю, связано ли это с его опытом в НБА, но сегодня он был единственным спокойным игроком на площадке. Трое других, его партнер и мы с Юсефом, были более напряжены и чувствовали большое давление. Он выглядел и вел себя более расслаблено... он показывал эту уверенность, и это сказалось на результате. Это имело значение».
В своей второй спортивной карьере у Бадингера остается шанс почувствовать то, что в НБА так и не удалось – плей-офф (407 игр в карьере и 0 в плей-офф – это 20-е место за всю историю лиги). Впереди – матч за прямой выход в 1/8 против опытной испанской пары Эррера-Гавира. Для серебряного призера Афин Пабло Эрреры это уже шестые Игры; возможно, и для Бадингера Париж-2024 – только начало.
Фото: Gettyimages/Lintao Zhang / Staff, Mike Ehrmann / Staff, Ezra Shaw / Staff