29 мин.

Гид по реалистичности «Баскетбола Куроко»: где в этом аниме Леброн, Кайри, Джинобили и AND 1

Осторожно: почти 4 тысяч слов.

Никогда до этого толком не смотрел аниме. Только если какой-то повод был дополнительный – «Аниматрица» как расширение любимой вселенной или «Призрак в доспехах» уже после просмотра экранизации со Скарлет Йоханссон. Плюс еще Хаяо Миядзаки, но это вообще как будто отдельный жанр. И вот в 2023-м осилил «Баскетбол Куроко».

На мой взгляд, это лучшее отображение баскетбола в поп-культуре. Но когда я советовал друзьям этот сериал, то они давали отзывы в духе: «Там все слишком фантастичное».

Поэтому я решил разобраться, действительно ли в «Баскетболе Куроко» много вымысла. Или же там все-таки есть место реализму, в котором можно разглядеть связь с НБА?

«Поколение чудес»

Идея: Внутри одной команды встретились несколько выдающихся игроков, которые громили любого соперника и обрели полумифический статус.

Где тут правда: На школьном и студенческом уровне в США такое бывает регулярно, американцы даже прозвища таким командам придумывают. Леброн вот активно продвигает идею того, насколько краеугольной в его карьере была его школьная команда – хотя никто кроме него в баскетболе себя толком не проявил. Культовый шлейф тянется, например, за командой «Мичигана» с прозвищем Fab Five, которая дошла до финала NCAA с пятью первогодками в стартовом составе.

Профессиональный уровень? Пять эпохальных игроков собрать, наверно, не получалось ни у кого. Это если и было возможно, то еще в эпоху до потолка зарплат. К примеру, у «Селтикс» 1980-х было три игрока уровня Зала славы – Лэрри Берд, Кевин Макхейл и Роберт Пэриш, плюс «Буллс» 1990-х (Майкл Джордан, Скотти Пиппен, Деннис Родман + Тони Кукоч). Пятерка это сложно, поэтому пять звезд на площадке – это уже про сборные команды (олимпийская сборная США 1992 года).

Идея суперкоманд, внутри которой объединяли усилия три или четыре суперзвездных игрока – это было всегда. Наиболее распространены супердуэты, троицы в современном понимании берут начало от «Бостона»-2008 (Кевин Гарнетт, Пол Пирс, Рэй Аллен), где по игре их дополнял еще Рэджон Рондо. Еще была известная троица в «Майами», когда усилия объединили Дуэйн Уэйд, Леброн Джеймс и Крис Бош. Сейчас в «Финиксе» Кевин Дюрэнт, Девин Букер и Брэдли Бил пытаются придумать что-то внятное.

Талантливое поколение? Такое часто бывает в национальных командах – золото поколение сборной Аргентины (Джинобили, Оберто, Дельфино, Скола, Насиони), Югославии (Петрович, Дивац, Кукоч, Раджа). Нынешнее поколение сборной Германии тоже выглядит очень солидно.

Данки

Идея: Для зрелищности в «Куроко» очень много бросков забивается сверху. Это напоминает «Движение вверх», где реализм сворачивается в угоду красоте. Что не портит аниме, но выглядит странно в фильме по реальным событиям.

Где тут правда:

  • Со штрафной от Кагами (190 см)

Если ты забиваешь сверху при росте 190 см со штрафной в игре – это атлетизм невиданного уровня. Прыгать со штрафной в рамках конкурса по броскам сверху в НБА – такое исполнялось неоднократно. Джулиус Ирвинг это делал, Майкл Джордан это делал, Винс Картер пытался долететь со штрафной для данка двумя руками, Зак Лавин отталкивался вблизи штрафной для данка под ногой. Думаю, пиковый Лавин потенциально был бы ближе всех к чему-то подобному, если бы сложились все факторы.

  • Метеоритный данк Кагами – когда после прыжка издалека он бросает мяч, не долетая до кольца

Это вполне реалистичный маневр – так делал Блейк Гриффин, подобное осуществлял Дуайт Ховард на конкурсе данков. Даже в Лиге ВТБ так делал Джейлен Рейнольдс.

  • От Мурашки (210 см)

Для человека ростом семь футов в мощном броске сверху двумя руками нет ничего необычного. Тем более, что данк Мурасакибары выглядит как фирменный бросок Шакила О’Нила, который стал логотипом для его бренда кроссовок. Аналогичная параллель проводится и с моментом, где Мурашка ломает кольцо – Шак тоже делал это в период выступлений за «Орландо», вследствие чего конструкцию щита в НБА изменили, чтобы предотвратить подобные казусы.

Что здесь нереалистично, так это то, что Шак не только мощно вколачивал мяч в кольцо и вис на нем, но еще и весил много. А Мурасакибара хоть показывается как любитель покушать сладостей, но остается весьма субтильным парнем. Что помешало бы ему справиться с задачей по отрыву кольца.

  • От Акаши (173 см)

В аниме этот эпизод используется как демонстрация мастерства Акаши, так подчеркивается его доминирование на площадке.

Но забивать сверху при росте ниже шести футов – это очень серьезное достижение. В НБА самыми известными малогабаритными данкерами остаются Нейт Робинсон и Спад Уэбб, которые выигрывали конкурсы по броскам сверху и красочно ставили в играх.

Вход в поток/зону

Идея: Игрок достигает состояния транса, который позволяет демонстрировать навыки высочайшего порядка. Баскетболист при этом обретает суперконцентрацию и на короткий промежуток времени действует на пределе своих возможностей.

Где тут правда: Довольно распространенная вещь, если сравнивать с понятием «горячей руки», когда один исполнитель забивает несколько бросков подряд. Серия успешных бросков повышает уверенность в себе, игрок иногда забивает броски возрастающей сложности и поражает всех своей результативностью.

Леброн, 6-я игра финала Восточной конференции-2012. 45+15, полная сосредоточенность, броски колоссальной сложности.

Тотальная отрешенность от сложной обстановки потенциального вылета до выхода в финал НБА на следующий год после поражения в финале от «Далласа». «Хит» с Леброном стояли на выход и играли в гостях, но Леброн забожил.

Или еще был случай, когда вскоре после перехода в «Майами» Леброн впервые приехал в «Кливленд», где его зверски освистали и приняли, мягко говоря, негостеприимно. Леброн тогда разобрался с «Кавальерс» и внешне спокойно отвалил им 38 очков.

Также вспоминается 16 очков Леброна за две минуты против «Милуоки» в 2009-м…

… и 25 очков подряд в финале конференции-2007 с «Детройтом».

В аниме показывается, что также можно войти в поток в защите. Это гораздо менее вероятно, поскольку защита слишком завязана на коллективных усилиях. Может быть, в 90-х нечто подобное делал Дикембе Мутомбо, когда человек в одиночку мог решить, что не позволит вам набрать очки из-под кольца. Такое, говорят, бывает в хоккее, когда поймавший кураж голкипер может выиграть для своей команды матч или даже серию.

В баскетболе ни на одном игроке на завязана судьба всего защитного владения. Хотя я могу представить, что по-настоящему элитный игрок обеих половин площадки, вроде пикового Кавая Ленарда, будет тащить как в атаке, так и в защите.

Вся команда в «зоне»

Идея: В финале сериала вся команда «Сейрин» входит в поток и действует слаженно. Это сюжетный ход, чтобы показать апогей единства и продемонстрировать силу коллектива.

Где тут правда: Суперслаженность командных взаимодействий – это черта всех сильных команд, в чемпионском составе ни один элемент не может выпадать. Хотя чаще даже самые мощные коллективы строятся вокруг лидеров и представителей ротации. Бывают ли сильные команды, где сложно определить, кто выделяется?

«Сперс»-2014 на стыке поколений старой гвардии (Данкан, Джинобили, Паркер) и свежей крови (Кавай, Дэнни Грин, Пэтти Миллс) достигли пика слаженности действий. В игре той команды был четкий «европейский» привкус бескорыстия, который помогал формировать международный состав (итальянец Белинелли, французы Борис Диао и Нандо Де Коло, бразилец Сплиттер, новозеландец Арон Бэйнс). Все умели двигать мяч, никто не тянул одеяло на себя.

Такие команды обычно оказываются недооценены исторически, как «Пистонс»-2004. Все складывается, когда игроки действительно готовы жертвовать собой, своей статистикой и ролью ради общего дела. В «Сперс» никто не набирал больше 20 очков и не проводил 30 минут на площадке. В «Пистонс» не было ни одного участника Матча звезд.

«Атланта»-2014/2015 тоже была слаженным коллективом, где во главе угла стояло равное распределение обязанностей. Такие системы не всегда работают в плей-офф, поскольку там баскетбол немного меняется и в решающий момент в американском баскетболе требуется один лидер.

Вера в талисманы

Идея: Мидорима постоянно ориентируется на гороскопы и носит с собой талисманы.

Где тут правда: В этом плане баскетболисты не отличаются по части суеверия от многих других спортсменов — ритуалы являются для них важной частью процесса.

Мидорима считает, что исполняет предначертанное и таким образом справляется с давлением. Если у него есть правильный талисман – каждый его бросок обречен на попадание. Не думаю, что есть спортсмены, которые считают, что талисман позволяет им реализовывать божественную волю/придают неуязвимость. Но счастливые предметы и помогающие снять напряжение ритуалы встречаются повсеместно. Майкл Джордан, говорят, носил под шортами «Буллс» синие шорты формы университета Северной Каролины. Такие вещи наполняют спортсменов уверенностью в себе, которая сказывается положительно на выступлениях. Игрушки могут напоминать о родных и дарить положительные эмоции, которые окажутся необходимы в сложный момент. Похожим образом для людей работает номер на форме – хотя, казалось бы, какое значение играет цифра на спине. Бывает и мотивация с позиции ответственности – флаг родной страны помогает напомнить, что у тебя на родине за тобой следят и ждут, что ты достойно представишь всех соотечественников.

Мидорима, кстати, не перестал верить в талисманы и после промахов/поражений. Как говорится, на гороскоп надейся, а сам не плошай — Мидорима изображен как главный пахарь всего сериала, который уверен в своих навыках во многом благодаря тому, что он уделяет тренировкам больше всех времени.

Трехочковые Мидоримы

Идея: Специалист по трехочковым забивает их с выдающимся процентом из любых положений даже с собственной половины площадки.

Где тут правда: Тут есть три аспекта.

1. Мидорима показывается как игрок который забивает 80-90% трехочковых. Такое возможно только в рамках одной игры, но на дистанции вряд ли кому-то по силам реализовывать больше хотя бы половины дальних бросков. В НБА элитным считается отметка в 40%, лучшие в истории забивали 43-45%. Когда Мидорима показан как игрок промах которого удивляет других игроков и зрителей – это выдумка. Снайперов в истории было много, но не настолько точных.

2. Мидорима забивает трехочковые со своей половины. Такое бывают и в НБА, но чаще всего это происходит на последних секундах четверти или владения. И никто не практикует это на регулярной основе на первых секундах владения.

И если повторить попадание со своей половины, в принципе, возможно, то способ КАК он это делает. Он выполняет свои броски в стандартной технике для броска в прыжке. Перебросить всю длину баскетбольной площадки без изменения техники нереально. И не только потому, что вам не хватит сил. Нет, просто броску нужно будет придать такую невероятную дугу и бросить мяч по настолько высокой траектории, что в верхней точке он окажется у самого потолка гигантской арены. Сложно сказать, какой высоты должен быть потолок, чтобы на ней можно было практиковать нечто подобное. Самые дальние броски в истории НБА все неизменно летели по невероятной траектории, поэтому они часто попадают в цель от щита. Самый дальний бросок в истории Бэрон Дэвис завалил без использования щита, швырнув мяч одной рукой по пологой дуге, но даже он рисковал задеть экран, расположенный под сводом арены.

Мяч после бросков Мидоримы редко касался щита или кольца – он падал ровно в сетку. Такое невозможно без нечеловеческой дуги.

Броски Мидоримы с высокой дугой напоминают распространенный ритуал среди игроков – после фола и остановки игры некоторые любят запулить мяч во высоченной траектории в качестве развлечения. Если мяч после этого четко попадет в кольцо – это работает как мини-прикол для зрителей. Стеф Карри таким промышляет регулярно.

3. Мидорима настолько крут, что забивает трехочковые даже с наброса. В одной из игры его опекают так плотно, что он не может получить мяч. Тогда он решает просто швырять трехочковые аллей-упы.

В НБА такое как-то раз удалось Блэйку Гриффину. И да, в комментариях вспоминают Мидориму.

Невидимость Тецуи

Идея: В начале сериала люди не замечают персонажа и всегда удивляются, увидев его рядом с собой. Это качество перетекает на площадку – о Куроко забывают соперники, поэтому он получает возможность открыться в неожиданном месте благодаря тому, что не привлекает к себе внимание.

Где тут правда: По ходу сериала создатели немного ушли от идеи невидимости – персонажи реже удивляются его появлению, люди чаще признают его присутствие. В решающих матчах плей-офф идет обратная тенденция – Тецуе приходится брать на себя большую атакующую ответственность и бросать по кольцу, благодаря чему он теряет способность исчезать с радаров оппонентов.

В рамках персональной опеки ускользнуть от противника обычно непросто. Когда каждый отвечает за конкретного соперника, то защитник обычно фиксирует в голове его перемещения. Но в баскетболе бывают ситуации так называемых «зевков», когда игрок защиты слишком много внимания уделяет мячу и упускает из виду оппонента.

Самый комичный и одновременный позорный пример подарил нам Отто Портер.

Это прямо утрированный момент, но вообще-то достаточно опоздать с реакцией на секунду, чтобы пропустить пас за спину. Особенно часто это встречается при защите против игрока, который стоит в углу и проваливается под кольцо вдоль лицевой линии.

Здесь больше заслуга не того кто делает движение, а того, кто оставляет соперника без внимания. Недостаточная концентрация – признак не самого качественного защитника.

Против зонной защиты «спрятаться» легче, там бывают пустые пространства, которые можно использовать. Плюс, чем быстрее игрок принимает решение о дальнейших действиях после получения мяча, тем проще ему будет выйти на открытый простор. Специалистом по принятию решений еще до получения мяча был Ману Джинобили – он получал мяч уже в движении и рвал дистанцию за счет движения на противоходе или отдавал передачи в одно касание на открытого партнера.

Андрей Кириленко, кстати, мало того что в период «ежиковой» прически был похож на Куроко внешне, так еще и построил свою игру вокруг минимального времени владения мячом. Если бросок – то с получения, если проход/пас – то решение об этом принимается без пауз.

Игра без броска

Идея: Весь сериал Куроко отдает предпочтение передаче нежели броску. Он бросает плохо и вынужден кормить пасами партнеров. Только в конце сериала он пытается стать атакующей опцией.

Где тут правда: Это не такая уж необычная концепция, в НБА много кто не умеет бросать в прыжке. В современном баскетболе «не умеет бросать» обычно означает отсутствие в арсенале именно трехочкового броска. Для нынешнего положения вещей это важно, поскольку к такому игроку можно не выходить на дугу, чтобы лишить его партнеров пространства в трехсекундной зоне. В голову первым приходит Бен Симмонс, который играет от прохода или передачи, третьего не дано. Если бы Куроко обладал габаритами Бена Симмонса, то отсутствие броска принесло бы ему не так много проблем. В НБА защита поодаль – это проявление неуважения с попыткой спровоцировать бросок. Так поступают с Дреймондом Грином, есть ряд центровых вроде Стивена Адамса или Руди Гобера, которых легче бросить одних на периметре.

Пас через всю площадку

Идея: после промаха разыгрывающий быстро вводит мяч в игру из аута и находит передачей партнера на чужой половине.

Где тут правда: Пасы в аниме сопровождаются спецэффектами и потоками вихрей, но основаны на реальности. В аутлетах нет ничего необычного. Хотя в сериале преувеличивается, что Куроко отдает передачу по прямой. Расстояние большое, поэтому запустить мяч даже на половину площадки без дуги по прямой невозможно. В теории бросить пас по прямой линии на 10 метров можно, но выловить такую передачу будет очень тяжело. В сериале в этом случае уточняют, что лишь немногие игроки могут поймать такой пас.

Бывают у Куроко еще мощные пасы, когда он вкручивает ладонь в мяч. В реальности по-настоящему сильный пас тяжело отдать без того, чтобы по-бейсбольному завести локоть назад.

Фантомный бросок

Идея: Во время движения к кольцу Куроко располагает руки определенным образом и бросает с высокой дугой, в то время как мяч проскакивает сквозь ладонь защитника. Благодаря сочетанию дуги и «фантомности» бросок оказывается ненакрываемым.

Где тут правда: Мне кажется, это выкрученный в грань фантастичности флоутер, который регулярно используют игроки задней линии. Мяч запускается по дуге открытой кистью, чтобы до него не добрался накрывающий. Стив Нэш и Крис Пол – мастера подобных приемов. Это прерогатива маленьких игроков, которые «подвешивают» мяч к краю щита, чтобы обезопасить себя от блок-шота.

В сериале мяч подвешивают так, чтобы мяч попал в кольцо без касания щита или даже дужек, но в реальности такое встречается редко – гораздо удобней подвесить флоутер от щита. Стеф Карри своим вайбом похож на Куроко и тоже является мастером флоутеров. И после судейского свистка порой любит запустит мяч по дуге. На разминках он исполняет это регулярно, полностью копируя показанное в аниме.

Императорский глаз Акаши

Идея: В сериале разыгрывающий подходит к своему оппоненту, вводит его в транс движениями и взглядом, после чего оппонент падает на пол, а игрок с мячом спокойно проходит мимо.

Где тут правда: Это похоже на энкл-брейкер, когда соперника раздергивают из стороны в сторону на амплитудных движениях. В результате этого защитник теряет равновесие, если его застают врасплох на противоходе. Если он еще и падает, то это считается унижением соперника, особенно в тех случаях, когда игрок с мячом делает паузу, чтобы насладиться видом поверженного соперника.

Энкл-брейкеры особенно котируются в уличной игре, где дриблинг на месте с издевательскими движениями имеет ценность.

Манера передвижений Аомине

Идея: Форвард научился играть в баскетбол на улице и был самоучкой, поэтому даже базовые движения в его исполнении вводят оппонентов в замешательство. Он научил себя множеству нестандартных движений, включая броски с отклонением или даже из-за спины.

Где тут правда: Были в НБА и баскетболисты, пришедшие «с улицы». Рафер Элстон считается легендой стритбола и был персонажем записей AND1, проведя при этом продолжительную карьеру в НБА.

Мне кажется, что Аомине больше похож на Кайри Ирвинга с его дерганной манерой перемещений на дриблинге и нетривиальными бросками. Ирвинг обладает колоссальный атакующим даром и в формате хайлайтов выглядит как выдающийся виртуоз с неиссякаемой фантазией на удивляющие новизной броски. Иман Шамперт говорил, что Кайри в детстве много бросал по кольцу, которое висело на сломанном щите, в котором имелись дырки. Вследствие этого Кайри приходилось изгибаться или подвешивать мяч так, чтобы избегать этих участков щита. Когда заходишь на кольцо с разных направлений и вынужден держать в голове нестандартности щита/кольца, то приходится включать фантазию.

Я бы даже сказал, что Аомине и по характеру похож на Кайри – добрый в душе пофигист, цену которому знают немногие окружающие.

Животный инстинкт Аомине

Идея: Умелых баскетболистов сравнивают со зверьми по характеру или манере действий на площадке.

Где тут правда: На удивление распространенная штука. Чаще всего ловких баскетболистов сравнивают с кошачьими – пумами, пантерами или тиграми. Собственно, команды в честь животных называются повсеместно. Массивные игроки могут быть бегемотами или буйволами, субтильные – антилопами ил газелями. Леброн в начале карьеры присвоил себе образ льва как короля зверей.

Хотя были два нетривиальных сравнения. Кобе Брайант сам себе придумал образ Мамбы по аналогии со смертоносной змеей. Вокруг это выстраивались целые рекламные кампании, у него даже внешний слой именных кроссовок имитировал чешую змеи. Плюс, мне нравилось сравнение Кевина Дюрэнта с пауком. Но ему самому прозвище Дюрэнтула пришлось не по вкусу.

Умение копировать соперников

Идея: Один из главных героев (Кисе Рета) строит свою игру вокруг копирования оппонентов, перенимая их сильные стороны прямо по ходу матча.

Где тут правда: Привычка сравнивать баскетболистов разных эпох стара как мир. Параллели бывают годные (Хаким – Эмбид) и не очень (Джонатан Айзек – Билл Расселл, слышал и такое). Для большинства игроков в таких сравнениях нет смысла, они нужнее болельщикам или, в крайнем случае, скаутам. Но баскетболисты НБА ориентируются на своих кумиров в детстве и берут с них пример. В 80-х многие заглядывались на Джулиуса Ирвинга. Майкл Джордан почитал Дэвида Томпсона, Кобе Брайант – Майкла Джордана, Джейсон Тейтум – Кобе Брайанта. Трейси Макгреди ориентировался на Пенни Хардуэя, Стеф Карри брал пример с Реджи Миллера и своего отца, Делла Карри.

Интереснее всего, когда молодой игрок восхищается кем-то, кто на него мало похож. Яннис входит в обширный клуб почитателей Аллена Айверсона, Виктор Вембаньяма при отработке дриблинга черпал вдохновение из видео AND1 и Пита Маравича.

Когда какое-то движение входит в общепринятый арсенал – это высшее достижение. Все баскетболисты мира отрабатывают броски по кольцу упражнение центрового «Лейкерс» 1950-х Джорджа Майкена. Бросил крюком – это Карим, средний с выносом колена – это Новицки. Ману Джинобили популяризовал евростеп.

Так что необязательно играть в НБА, чтобы ориентироваться на легенд. В рамках одной игры или тренировки, как в аниме, ты перенять чужие навыки не сможешь, но за счет подражания на длительной дистанции сможет перенять что-то полезное.

Характер Мурасакибары

Идея: Высокий центровой делает вид, что не очень-то любит баскетбол и постоянно ленится. Но когда включается на полную, то крошит соперников в порошок.

Где тут правда: Головная боль скаутов и менеджеров НБА – прогнозировать, как игрок воспримет наплыв больших денег. Чтобы это понять, надо проанализировать его приоритеты, воспитание и окружение. Может, он играет в баскетбол, потому что всегда был высоким?

Определить, есть ли в молодом человеке искренний дух соперничества и рвение – это еще полдела. Потому что есть такое понятие как «контрактный год». Это когда уже вроде бы бывалый спортсмен напрягает булки сильнее обычного, чтобы получить приличный новый контракт. А после подписания соглашения расслабляется, поскольку обеспечил себе финансовое благополучие.

Мурасакибара периодически демонстрирует искреннюю состязательность и интерес к игре – плачет после поражения, остается следить за матчами с трибуны. Так что поди разбери этих центровых.

100 очков Мурасакибары за матч

Идея: Доминирующий центровой набирает трехзначное количество очков в одной игре.

Где тут правда: Ни одна цифра так не говорит о подавляющем преимуществе, как сотня. Вот и Мурасакибара повторил достижение Уилта Чемберлена. Говорят, кстати, что для Уилта это был не единственный такой случай – ему приписывают еще 113 очков в любительской игре.

100 очков в НБА – это пока только Уилт. Хотя есть подозрение, что при нынешнем вале трехочковых и концентрации мяча в руках одного игрока кто-то может этот рекорд побить.

За пределами НБА 100 очков – это не такая уж редкая вещь в историческом масштабе. Согласно Книге рекордов Гиннесса, на детских турнирах в Швеции и Польше забивали и 200+. Дражен Петрович вот набирал 112 в матче чемпионата Югославии. Легенды женского баскетбола Шерил Миллер и Лиза Лесли набивали 100+ в школе. Как и экс-разыгрывающая сборной России Эпифанни Принс. Есть в списке и всамделишный россиянин – Данила Кукурузов отгрузил 102 очка в матче Невской лиги в 2018-м году.

16-летний Мурасакибара был 208 см ростом в 16 лет, так что вполне можно представить, как он кладет в кольцо один мячик за другим в духе той высокой китаянки.

Игра одного баскетболиста только в защите

Идея: Центровой не ходит в атаку и остается на своей половине

Где тут правда: Была такая безумная идея у владельца «Сакраменто» Вивека Ранадиве, которую он хотел перенять у школьной команды дочери. Только у него было наоборот – одна девушка должна была стоять под чужим кольцом и получать мяч сразу после владения соперников.

В НБА такая стратегия не сработает, поскольку нападение 5-в-4 дает слишком значимое преимущество. Говорят, даже Фил Джексон призывал баскетболистов «Лейкерс» быстрее вводить мяч после проходов Тони Паркера, который часто падал или застревал в районе лицевой линии.

Слабые колени Теппея

Идея: Центровой страдает из-за проблем с коленями и проводит каждую игру как последнюю

Где тут правда: Печально, если парня подводят суставы уже в 17 лет. Но в целом среди высокорослых игроков это практически норма. А где проблемы с коленями, там зачастую и другие болячки по цепочке. И всегда возникает дискуссия насчет того, сколько в принципе может на высоком уровне отыграть баскетболист, если он выше 210 см. Было много случаев, когда слабые колени очень сильно портили карьеру выдающихся игроков. Причем не всегда речь о «больших» – документальный фильм про Пенни Хардуэя построен вокруг его травм, которые свели на нет его звездность еще в «Орландо». С Дерриком Роузом случилась похожая история.

Сейчас вроде бы как игроки топ-уровня стали лучше возвращаются после серьезных повреждений. Хотя все-таки на 100% в свою прежнюю форму человеку после повреждения вернуться очень сложно, потому что начинается дисбаланс организма, что-то одно тянет за собой другое, идет перекос, организм что-то пытается компенсировать, и в итоге вся эта конструкция рушится. Это по-прежнему довольно большая удача, если после серьезной травмы человек возвращается к выступлениям на хорошем уровне. Не самый худший вариант, если ему, как в случае с Тимом Данканом, приходится выступать не на максимуме своих возможностей долгое время.

Игра в очках

Идея: Лучший снайпер играет в очках и постоянно их эпично поправляет.

Где тут правда: Сомневаюсь, что сегодня можно выходить на площадку в традиционной оправе со стеклом. Скорее всего, это были бы либо линзы, либо специальные спортивные очки, которые известны в фольклоре НБА как «гогглз». Буквально в минувшем сезоне их примерил именитый новичок Скут Хендерсон. По причине ли проблем со зрением или еще по какой другой, но Скут в дебютной регулярке выглядел так себе.

Забавно, что Стеф Карри вот уже лет пять носит линзы из-за кератоконуса. В апреле 2019-го об этом писали, поскольку процент попадания у лидера «Уорриорз» издали упал ниже 40%. А Скут завершил первый год в НБА, забивая броски с 38%-ной реализацией.

Игра усеченной ротацией

Идея: Центральная команда аниме из школы Сейрин использует в матчах от силы игроков семь, все остальные только болеют со скамейки запасных

Где тут правда: Создателей сериала, видимо, консультировал Тим Тибодо, который практикует такое в НБА активнее всех. В плей-офф принято сужать ротацию до 7-8 самых надежных исполнителей, но Тибодо известен как мастер выжимать из игроков все соки. Доверие у него заслужить тяжело, но если у тебя получилось – готовься страдать на безмерных минутах. Пока не получишь травму.

«Баскетбол Куроко» – аниме, лихорадившее всю Японию. Фанаты угрожали автору расправой, взламывали NBA2K14, а театры ставили 3D-постановки