Главные дылды женской НБА: Грайнер все еще лучшая, но молодежь наступает
Смотрели фильм «Дылда» Кантемира Балагова? Исполнительница главной роли Виктория Мирошниченко ростом 182 см. Это еле-еле шесть футов, так что среди баскетболисток женской НБА кинодылда была бы не такой уж и высокой.
Найти девушку выше шести футов росту и так-то непросто. А вот шпала, которая при росте выше 190 сантиметров будет достаточно ловкой и координированной – это совсем штучный товар.
Как пример – китаянка Хань Сюй. Одна из самых высоких баскетболисток в истории женской НБА, которая за счет габаритов доминирует на родине. Но в США у нее реализовать себя не получилось – в ее активе все один достойный сезон в 2022-м, когда она набирала 8,5 очков за 16 минут и вошла в топ-5 голосования на Самого прогрессирующего игрока.
Хотя тут много нюансов. У Хань Сюй два сезона отобрала пандемия коронавируса. Кто знает, как сложилась бы ее заокеанская карьера, если бы не этот черный лебедь. То же самое касается Марии Вадеевой, которая пять лет назад прогрессировала в ротации «Лос-Анджелеса», но предпочла не играть круглый год напролет. А потом пандемия, СВО, беременность и прочие прелести жизни.
Хотя что вы знаете о пропуске сезона – Бриттни Грайнер же вообще вернулась после российской тюрьмы. И сейчас именно она воплощает идеал высоченной по меркам женщин центровой.
К сожалению, заключение в России отняло у Грайнер очень ценный сезон. В сезоне-2021 ее «Финикс» дошел до финала женской НБА и уступил там «Чикаго», в то время как сама Бриттни наиграла на второе место в голосовании за MVP регулярки. Теперь у «Меркьюри» непростые времена и чемпионское окно, скорее всего, закрылось.
Не знаю, можно ли здесь приплетать Россию, но Грайнер как будто бы изменилась после возвращения – стала более скромной и доброжелательной. Может, это просто возраст. Который сказывается и на ее игре – Грайнер стала потяжелее в ногах, вследствие чего перестала быть такой зверюгой в защите, какой она некогда была. Ее подвиги 2014-2016 годов по-прежнему сопоставимы только с главной дылдой в истории женской НБА, Марго Дудек. Лишь Грайнер и Дудек ставили больше 100 блок-шотов за сезон женской НБА – Бриттни делала это трижды, полячка – четырежды.
Сейчас Грайнер больше полагается на длину рук и отрывается от пола похуже. После 30-летия она делает меньше двух блоков за игру, поэтому создается ощущение, что соперницы перестали бояться залезать под нее в трехсекундной зоне.
В нападении Грайнер много не креативит, но зачем чинить то, что не сломано? Получение мяча в посте, крюк правой рукой или бросок из-под кольца с движениями плечами – для игроков выше 200 см Грайнер все еще эталон.
Если Грайнер разворачивается через левое плечо, то может бить средний прямо через чужую голову, вообще не обращая внимания на защитника. Чем регулярно пользуется.
Из недостатков – Грайнер почти не опускает мяч на пол и частенько бывает беспомощной, если нет опции для хэнд-оффа. Плюс трехочкового в ее арсенале так и не появилось, хотя она всю карьеру вполне уверенно забивает дальние средние в стиле Кевина Гарнетта. Создается впечатление, что у мяча при броске создается боковое вращение – может быть, это мешает точнее бросать издали.
Грайнер все еще хороша, поэтому справедливо получила вызов в сборную США на Олимпиаду. Возможно, она уже не игрок уровня топ-5 лиги, который способен втащить «Финикс» в глубины плей-офф. Но Грайнер по-прежнему смотрится выигрышно на фоне других двухметровых женщин вроде Тиайры Маккауэн из «Далласа». Это гораздо более привычный глазу центровой – задавливание соперниц в краске, добивание легких мячей, ноль дриблинга.
Чуть более разнообразный игровой профиль – у Алии Бостон из «Индианы». В этом сезоне она пожинает плоды от игры рядом с Кейтлин Кларк, которая регулярно кормит ее мячами после заслонов. Бостон, как и Маккауэн, выглядит грузновато, но демонстрирует приличную работу ног под кольцом.
Плюс, Бостон более вариативна, поскольку на пик-н-роллах не мчит на автомате в самое пекло, но может остановиться в районе штрафной линии или пунктира для среднего броска.
Мне ближе мнение, что эволюция Бостон будет заключаться в удалении от кольца. Для этого ей придется выйти из зоны комфорта, поскольку в прошлом сезоне она и без Кларк стала Новичком года, атакуя с отменной (57,8%) реализацией. То есть с индивидуальной статистикой у нее в любом случае все будет в порядке, дабл-даблы будут штамповаться вне зависимости от командных успехов. Но Бостон и Кларк придется серьезно потрудиться, чтобы обеспечить «Индиане» 50% побед, которые помогли бы клубу выйти в плей-офф в первый год «эры Кейтлин».
У кого нет проблем с тем, чтобы отойти от кольца – это у Стефани Долсон из «Вашингтона». Она сейчас бомбит аж две трешки за игру с реализацией 48,5%. То есть она всегда была стретч-большой в стиле раннего Кевина Лава, но сейчас после возвращения в «Мистикс» швыряет трехочковые как не в себя.
В связи со схожестью с Лавом Долсон тоже тянет назвать форвардом. Тем более, что раньше за «Вашингтон» раньше стретчами даже с ростом за 190 см выступали Эмма Миссеман и Елена Делле Донн. Но они больше ассоциируются с игроками вроде Бреанны Стюарт, которые выполняют слишком широкий функционал.
Если говорить про ограниченную роль, которая выполняется максимально эффективно – это отлично получается у Эйнджел Рис из «Чикаго». 190-сантиметровую Рис выбрали под 7-м номером на драфте-2024, хотя под 3-м пиком те же «Скай» взяли двухметровую Камиллу Кардосо.
Бразильянка получает много игрового времени, но пока не может похвастаться заметной ролью на площадке. А вот Рис умудряется конкурировать с Кларк за звание Новичка года, поскольку напрочь отказывается завершать матчи без дабл-дабла. Все благодаря подборам в нападении, по части которых Рис прямо сейчас нет равных. В 24 матчах регулярки она собрала на чужом щите уже 112 отскоков, опережая ближайшую преследовательницу (Бостон из «Фивер» с 76) чуть ли не в полтора раза.
Толкотня под кольцом соперников уже стала фишкой для Рис, которая даже сыграла на Матче звезд и стала там партнершей по команде с Кларк, хотя между ними со студенчества теплится противостояние.
Рис пока что не слишком самостоятельная единица в атаке. Тут есть вопросы насчет того, как «Чикаго» собираются двигаться вперед, выстроив свою игру вокруг двух больших башен. У Кардосо продвинутых навыков игры с мячом не заметно, Рис приносит пользу с черновой работы. Тренирует «Скай» сейчас Тереза Уизерспун, 30 лет назад игравшая за московский ЦСКА и выигрывавшая чемпионат мира еще на территории СССР. Для нее это первый опыт работы главным тренером в женской НБА, и у нее вырисовывается стиль со ставкой на физическую жесткость и давление на кольцо. Это делает «Чикаго» неприятным соперником, но сильной командой их пока не назвать, поскольку набор очков им дается тяжеловато.
Что касается развития атакующих навыков, то я жду от Рис большего количества атак с владением мячом, которые бы приводили как к собственным броскам не после подбора, так и к результативным пасам.
По части подобного движения вперед Рис не одинока – в «Лос-Анджелесе» выступает еще один новичок, 193-сантиметровая центровая Кэмерон Бринк. Она сделала себе имя на университетском уровне как классный оборонец, но перед травмой подавала надежды как атакующая опция. К сожалению, она порвала связку колена, так что с прогрессом придется повременить.
С кого могут брать пример молодые девушки-центровые? Например, с Джонквейл Джонс из «Нью-Йорка». В «Коннектикуте» она первые несколько лет искала себя, пока не превратилась в универсального бигмена (бигвумена? бигперсона?), который одинаково хорош практически во всех компонентах игры.
Роль в «Либерти» у нее поскромнее, чем несколько лет назад, поскольку паркет приходится делить с еще двумя суперзвездами. Но когда Джонс берет инициативу в свои руки, то сразу становится понятно, что многим ее околодвухметровым конкуренткам до таких навыков еще далеко.
Или вон Тина Чарльз в свои 35 еще пылит за «Атланту» на правах дядьки-ветерана. Или тетьки-ветеранши. Суть не в терминах, лишь бы навыки были.
Фото: Gettyimages/Tim Clayton – Corbis, Lucy North – PA Images; Global Look PressMaximilian Haupt/dpa